Фисгармонь

Цитаты[править]

от литераторовправить

В большой, но мрачной и грязной певческой зале, лишённой почти всякой мебели, облокотясь на фисгармонию, стоял регент и нетерпеливо потренькивал пальцами на скрипке, вызывая короткие, беглые звуки. Это был пожилой мужчина, с чёрными тараканьими усами, с беспокойно бегавшими глазками и с наклонностью иметь «брюшко». Он прошёлся, потренькивая, около фисгармонии, причём обнаружилось, что он припадал на одну ногу.

  — Степан Петров-Скиталец, «Спевка», 1900

Несколько лет тому назад я знал Оргáнова, странного симпатичного юношу, с голубыми чистыми, наивными глазами. Он тогда ничего не пил и был очень красив, он говорил и пел звучным, приятным баритоном и удивлял меня своими способностями, в особенности, музыкальными. Он играл на всех инструментах оркестра, выучившись этому самоучкой, превосходно знал музыку, и тогда ещё писал какие-то музыкальные пьесы, и разыгрывал их на фисгармонии, которую сделал сам. Сам же он сделал себе и концертную гармонию. Жил он слесарным ремеслом, которым занимался дома, живя в лачуге на краю города со старухой матерью. Зарабатывал он мало, занимаясь, большею частью, только починкой самоваров и часов. Зато он постоянно сидел за фисгармонией… Из бедной лачуги постоянно доносились стройные тягучие аккорды. Его часто приглашали на мещанские свадьбы играть на гармонии. Играл он как виртуоз.

  — Степан Петров-Скиталец, «Композитор», 1901

Выпили ещё.
Наконец, Орга́нов сел к своей самодельной фисгармонии и взял несколько аккордов. Фисгармония была небольшая, но звуки были верные и мягкие. Сколько труда, вероятно, потратил бедный самоучка, чтобы соорудить этот инструмент!

  — Степан Петров-Скиталец, «Композитор», 1901

— Папахен с мамахен мой привет, и всей прочей фисгармонии.

  — Лев Кассиль, «Великое противостояние», 1947

Иногда доктор играл на ней, и тогда фисгармония начинала вздыхать, как будто она была живым существом, которому нужно было набрать воздуху, чтобы не задохнуться.

  — Вениамин Каверин, «Открытая книга», 1956

Воображатор имеет клавиатуру, как у фисгармонии, только вместо звуков возникают различные эффекты. Инструкция — довольно толстая книжка, но и без неё легко обойтись. Достаточно несколько раз двинуть ручку, чтобы убедиться, что при нажиме влево включается сначала садомат, а потом извратитор. Толкнув ручку в другую сторону, получаем, наоборот, лиризм, сентиментальную слащавость и хэппи-энд.

  — Станислав Лем, «Мир на Земле», 1984

Через полминуты Костя поднес к моему уху свой мобильный телефон со словами: «Послушайте ― там у меня записан концерт Дэвида Боуи. Вот в этом месте играет фисгармония. Слышите?»
Я представил себе, как сто лет назад какой-нибудь телеграфист передовых либеральных взглядов или преподаватель географии в женской Одоевской гимназии играет на фисгармонии и поет приятным баритоном: «Над Канадой небо сине…», и на словах «Не спеши любовь оплакать…» крупная слеза величиной с виноградину падает из черного бархатного глаза одоевской купеческой дочери или молодой гувернантки в чашку с остывшим чаем… Да что вы привязались ко мне со своим Городницким?!

  — Михаил Бару, «Замок с музыкой», 2013

от музыкантовправить

Я прочёл здесь также «Вильгельма Мейстера» Гёте, которого прежде не знал. Величайшее наслаждение доставляет мне Ваша фисгармония. Ничего лучшего в этом роде я не видывал.

  — Пётр Чайковский, из письма Н.Ф. фон-Мекк, 1884

от поэтовправить

Японка, играющая на фисгармонии. (1887)

Природы вечера могучей
В окно струится аромат;
Я фисгармонии певучей
Докучный стон оставить рад…

  — Александр Блок, «Природы вечера могучей…», 1899

Ранним утром три служанки
И хозяин и хозяйка
Мучат Гóспода псалмами
С фисгармонией не в тон.

  — Саша Чёрный, «Kinderbalsam», 1910

За фисгармонией унылый господин
Рычит, гудит и испускает вздохи,
А пианистка вдруг, без видимых причин,
Куда-то вверх полезла в суматохе.

  — Саша Чёрный, «На музыкальной репетиции», 1922

Чудесный способ достижения Бога — чанты, бхаджаны.

Как известно, любую цель можно достичь разными способами. Это же относиться к духовным целям — расширение создания, объединение со своим высшим Я, познание Бога, можно достичь разными способами, главное чтобы они отвечали основным требованиям. Которых всего два:

  1. Первое перенаправить энергию обычно текущую во внешний мир вовнутрь.
  2. Направить эту собранную внутри энергию вверх — по позвоночнику, к верхним чарам, к Богу.

Про теорию ещё обязательно поговорим в других видео, а сейчас расскажу о чудесном приятном способе постижения своей высшей природы, отвечающем этим двум требованиям.

Парамаханса Йогананда сказал —«Пение чантов — половина битвы -половина успеха» — это дает половину успеха на духовном пути — есть медитации, есть хатха йога и энергизирующией, есть праноямы, бесчисленные техники йоги и других духовных направлений, а есть пение.

Chant — это английское слово, переводиться как пение, песнопение. Хотя в современном мире санскритское слово Бхаджаны даже более известны. По сути — одно и тоже.

И особенно когда они посвящены Богу — то это становится сверхмощным средством к обретению Единства с Ним.

Больше теории о чантах (бхаджанах) вы можете узнать из статьи ссылку на которую, я разместила под этим видео.

А сейчас перейду к уроку по игре на таком вот чудесном инструменте — фисгармония.

Как играть на фисгармонии

Как человек у которого нет никакого музыкального образования, который ни на каких инструментах до этого не играл, ноты не понимал, голосом для пения и слухом не обладал, могу сказать, что научиться вполне прилично играть и петь с фисгармонией может каждый. Главное практика.

Что нужно обязательно знать при игре на этом инструменте — меха нужно качать, только при нажатых клавишах.

Играя на ней, одной рукой качаешь меха, а второй нажимаешь клавиши. И ни в коем случае нельзя качать меха без нажатых клавиш, иначе меха могут испортиться. Качать надо как можно спокойнее и меньше, при условии что звук равномерно издается.

И нужно открыть регистры — на разных фисгармониях они по разному открываются…на этой я открываю через один.

И научу вас чанту — первому которому я сама научилась. И который по сути считаю самым глубоким — он создает очень мощную концентрацию на Боге.

Чуть больше о нём можете узнать по второй ссылке под этим видео: https://reality-yoga.ru/kriyya-yoga-paramahansyi-yoganandyi/audio/bog-hristos-guru/

Кстати Парамаханса Йогананда призывал всегда повторять в своём уме — Бог, Христос, Гуру — постоянно повторять.

По сути — медитация — это очень хорошая концентрация на Боге. Чанты и особенно этот идеально помогают такой концентрации.

И теперь просто смотрите какие клавиши я нажимаю и повторяйте за мной.

Одну клавишу всегда нажатой держим, так и красивее и меха целее останутся, хотя потом когда уже будете быстро клавиши уметь менять пальцами — можете и без задержания клавиши играть.

И некоторые учат сначала мелодию без слов, потом песню под неё. Лично я сперва выучиваю слова, пою их много раз чтобы запомнить как именно заучит чант, а потом уже под них выучиваю мелодию. Тогда правда бывает что я не могу сыграть мелодию, без того чтоб петь, но этому научиться уже гораздо легче.

Итак смотрите, замопинсайте чант и повторяйте.

Успехов вам и до встречи в следующих уроках;)

Перейти в оглавление                                                                  Урок 2

Литература

  • Мирек А.М. Фисгармония // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 13—18. — 131 с.
  • Мирек А.М. Фисгармония // Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — С. 4, 6, 8, 9, 13, 22, 38, 51. — 60 с.
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Фисгармония // Современный оркестр. Том 4 из 4. — М.: МузГИз, 1956. — С. 222—224. — 315 с.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 826—828. — 1056 с.
  • Фисгармония, Гармонифлют // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 621—622, 145—146. — 786 с.

Фисгармония // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 56—58

Разновидности

  • Фисгармония Хёккеля — первая фисгармония с одной педалью, изобретённая в 1818 году Антоном Хёккелем в Вене. По другим данным инструмент носит название «гармонифлют» и изобретён в 1852 (или в 1859) году М. Бюссоном в Париже.
  • Индийская фисгармония — на ней играют сидя на полу, одной рукой управляя мехом, а другой нажимая на клавиши. Распространена в музыкальной культуре севера Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш (хиндустани).
  • Энгармоническая фисгармония Р. Х. М. Бозанкета — экспериментальная модель со строем 53 равных делений октавы.

Электрифицированные виды:

  • Органола — воздух нагнетается компрессором.
  • Мультимоника (англ. Multimonica) — электронно-пневматическая гармоника, один из первых видов серийно выпускавшихся аналоговых синтезаторов. Производилась немецкой фирмой Hohner с 1940 года.

Источники[править]

  1. С.Г.Петров-Скиталец, Рассказы и песни. — СПб.: Товарищество «Знание», 1902 г. — Том I. — Стр. 107
  2. С.Г.Петров-Скиталец, Рассказы и песни. — СПб.: Товарищество «Знание», 1902 г. — Том I. — Стр. 95
  3. Каверин В., «Открытая книга». — Москва: «Советская Россия» 1969 г.
  4. Михаил Бару. «Замок с музыкой». — Нижний Новгород: «Волга», № 3-4 2013 г.
  5. П.И.Чайковский.. Полное собрание сочинений. В 17 томах. Том 6-7. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк. — М.: Музгиз, 1961 г.
  6. А. Блок. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: ГИХЛ, 1960-1963 гг.
  7. Саша Чёрный. Собрание сочинений в пяти томах. — Москва, «Эллис-Лак», 2007 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector