Расположение нот на клавиатуре пианино

Классификация клавиатуры фортепиано по количеству клавиш:

● Клавиатура с 25 клавишами

Небольшие двух-октавные MIDI-клавиатуры, которые используют для прописывания миди-сообщений в компьютерном секвенсоре, или для воспроизведения специальных эффектов. Подходят для компактных домашних студий и ди-джеев.

● От 32 до 49 клавиш

Такими клавиатурами, обычно, оснащают компактные студийные MIDI-клавиатуры и синтезаторы. Такого объема достаточно для воспроизведения сольных lead-партий, атмосферных пэдов, поэтому их часто используют как дополнительную клавиатуру во время выступлений. Кроме того, такое количество клавиш часто встречается в детских учебных инструментах (сами клавиши в них, преимущественно, меньшей ширины).

● 61 клавиша

Современный стандарт клавиатуры синтезаторного типа, на которой можно сыграть большинство партий (за исключением разве что широкофактурних фортепианных). Такой объем позволяет при компактных размерах получить широкие исполнительские возможности. Часто производители на пользу компактности исключают из комплектации динамики, благодаря чему вес таких инструментов не более 6 кг. Именно поэтому, начиная с 80-х годов подавляющее большинство клавишной продукции выпускается с 5-октавной клавиатурой.

● Клавиатура с 76 клавишами

Инструменты с таким количеством клавиш имеют определенный спрос, но в целом такая клавиатура менее популярна, чем 5-октавная. Их удобно использовать на концертах, когда нужен более широкий диапазон, например для исполнения фортепианных партий, или разделения клавиатуры на несколько частей. Иногда производители оснащают такие инструменты молоточковой механикой, представляя их в качестве уменьшенной модели фортепиано.

● 88 клавиш

Классический диапазон фортепианной клавиатуры. 88 клавиш имеет стандартное, обычное фортепиано. В редких случаях повнооктавные инструменты выпускаются с полувзвешеной или с невзвешенной механикой, но почти всегда они имеют в своей конструкции настоящий молоточковый механизм, который максимально приближен по ощущениям к “живому” фортепиано.

Как играть октавы на пианино

Один из лучших способов освоить октавы и усовершенствовать технику игры через гаммы. Лучше всего начинать с до-мажор. Играть нужно очень медленно, отрабатывая по отдельности каждую руку.

Со временем и упорством ваш навык вырастит, и вы будете чувствовать себя более комфортно и уверенно. С этого момента можно переходить на более быстрый темп. Но не торопитесь. Во-первых, ваши запястья могут устать, так как не привыкли к растяжке. Во-вторых, нужно отработать технику сбрасывания веса руки на клавиши, сохраняя при этом плечи свободными. Благодаря этим занятиям выработается выносливость, и пальцы привыкнут к форме интервала. Кроме того, регулярная игра гамм, усиливает представление об октавах в уме и значительно улучшает общее понимание каждой, а также способность быстро передвигаться по клавишам.

Немного усидчивости и стремления, и вы легко перейдете на новый продвинутый уровень! Дерзайте и не бойтесь трудностей – все преодолимо!

Еще из интересного:

Если все таки не поняли до конца, то вот еще есть мнение профессионала — как правильно выбрать цифровое пианино

Также возможно вам будет интересно почитать:

  • о Casio
  • о Roland

По признаку тяжести клавиш:

● невзвешенная (non-weighted) — самый легкий тип клавиатуры. Самый длинный в изготовлении, но не самый удобный для игры.

● полувзвешенная (semi-weighted) — оптимальный баланс ощущений от игры. Такой тип клавиатуры используется у большинства синтезаторов. Клавиши имеют определенный вес, но все же достаточно легкие для исполнения органных глиссандо.

● взвешенная (weighted, heavy-weighted) — обычно называют взвешенной рояльную клавиатуру, но иногда сюда относят также и клавиши синтезаторного типа, но с увеличенным весом (более жестким пружинным механизмом). В общем, границы очень размыты, поэтому такие обозначения в определенной степени условны

Тем не менее, эту характеристику важно знать для создания полной картины об инструменте

С точки зрения технического решения — разницы между невзвешенной и полувзвешенной клавиатурой нет: в обоих случаях используется пружинный механизм. Отличаются они лишь жесткостью пружины.

Определение слова «Октава» по БСЭ:

Октава — Октава (от лат. octava — восьмая)в музыке,1) Интервал, охватывающий восемь ступеней диатонического звукоряда или шесть целых тонов. Принадлежит к числу совершенных Консонансов. С точки зрения акустики, О. — интервал между двумя частотами (f1 и f2), логарифм отношения которых при основании 2, т. е. log2 (f2 /f1), равен единице, что соответствует отношению верхней граничной частоты к нижней граничной частоте, равному двум (&fnof.2 /&fnof.1 = 2). 1 Октава = 1200 Центов = 301 Савар.2) Восьмая Ступень диатонического Звукоряда.3) Часть музыкального звукоряда, в которую входят все основные ступени:.до, ре, ми, фа, соль, ля, си, или двенадцать полутонов хроматической гаммы. Весь применяемый в музыке звукоряд насчитывает семь полных и две неполные О. Они располагаются снизу вверх в следующем порядке: субконтроктава (только три верхние звука — ля, си-бемоль, си), контроктава, большая О., малая О., первая О., вторая О., третья О., четвёртая О., пятая О. (один нижний звук до).

Октава — в стихосложении, строфа из 8 стихов с рифмовкой abababcc. Развилась в итальянской поэзии 14 в., стала традиционной строфой стихотворного эпоса итальянского и испанского Возрождения («Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. ди Камоэнса).В остальных литературах О. долго применялась лишь в переводах и подражаниях. В 19 в. Дж. Байрон применил О. для лирико-сатирической поэмы («Беппо», «Дон-Жуан»). Его примеру последовал А. С. Пушкин в поэме«Домик в Коломне», ставшей образцом для произведений «Сон статского советника Попова» А. К. Толстого, «Две липки» А. А. Фета и др. В русском стихосложении О. пишутся 5-стопным или 6-стопным ямбом. мужские и женские рифмы обычно чередуются (правило альтернанса).

Устройство современного фортепиано

Фортепианная механика

Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.

Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.

При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).

Педали Фортепиано

В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.

Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.

Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.

В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.

В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.

Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.

Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.

Как научиться играть на пианино самостоятельно

Занимаясь регулярно, в скором времени овладеете техникой выполнения простых произведений, и позже, более серьёзных

Немало важно наличие хоть какого-то музыкального слуха, ведь с ним проще повторить мелодию, уловить точность звука, но, как известно, упорством можно возможно добиться всего. Изучая, находясь дома игру, приступите с нотной грамматики

Существует семь нот, которые фиксируются на пяти линейках. Начинаются с красивой закорючке – скрипичного ключа или басового. Первичной идёт нотка «до» и пишется ниже всех нот, остальные по мере их повышения, возрастают и на линейках. Если посмотреть на сами клавиши, то увидим деление на белые и чёрные. Их количество равно по семь каждых. Начиная от нижней «до», поднимаясь через шесть других нот, это расстояние называется Октава. На всём пианино находятся всего четыре таких отрезка, и имеют свои названия: • Начинается счёт от субконтроктавы, это самая низкая по расположению и звучанию октава, как правило, её редко используют. В нотах она обозначается басовым ключом и двумя рядом стоящими точками. • Следующая по высоте, это контроктава, обозначается она так же, басовым ключом, но вместо точек, ставится цифра один. • Большая и малая октавы. Для того чтобы сыграть полностью октаву, необходимо изучить ноты и их расположение. Следующем шагом, после приобретения клавиш, обзаведитесь нотной тетрадью и парочкой сборников простых произведений.

Рекомендации по перевозке пианино:

при транспортировки музыкального инструмента необходимо несколько грузчиков

Важно, чтобы при переноске опытные грузчики встали по обе стороны от инструмента.
важно, чтобы грузчики имели опыт по перевозке и переноске данного музыкального инструмента. А также, чтобы они работали в специальных перчатках.
углы пианино рекомендуется защитить от повреждений пластиком, а сам инструмент накрыть и обвязать плотной тканью.
необходимо детали инструмента, которые могут открыться, заблокировать во время транспортировки.
целях оставления настроек музыкального инструмента в неизменном виде, рекомендуется поставить пианино на специальные колесики для перевозки.
попросите грузчиков перетаскивать ваш инструмент без наклона, либо под наименьшим углом наклона.
в особо сложных ситуациях при транспортировке необходимо держать пианино за ручку

Она располагается сзади музыкального инструмента.

Поговорим теперь о ценах на пианино. Итак,

Средняя стоимость перевозки пианино составляет: каждый этаж – от трех тысяч рублей до семи тысяч пятьсот рублей. Это стоимость включает перевозку и доставку на первый этаж. Все последующие этажи доплачиваются. Доплата приблизительно до четырехсот пятидесяти рублей.

Средняя стоимость утилизации инструментов: от трех тысяч пятьсот рублей.

Средняя стоимость проведения экспертизы: около семисот рублей.

Средняя стоимость проката инструмента: от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.

Средняя стоимость покраски пианино: от шестидесяти тысяч рублей.

Средняя стоимость реставрации механики: от сорока тысяч рублей.

Средняя стоимость текущего ремонта музыкального инструмента: от четырех тысяч рублей.

Средняя стоимость настройки пианино: от двух с половиной тысяч рублей.

После того, как вы определились с пианино, следует знать и помнить следующее:

  • Во-первых, не рекомендуется ставить выбранный музыкальный инструмент около батареи, около влажного места, около окна, около дверей. Все это делается в целях защиты внешней отделки пианино, а также для того, чтобы металлические внутренние детали не портились. Температурная норма для пианино составляет плюс двенадцать — двадцать пять градусов. А влажность должна составлять пятьдесят-шестьдесят процентов.
  • Во-вторых, необходимо правильно производить уход за инструментом. Вытирать пыль следует сначала слегка влажной тканью, а затем сразу пройтись по поверхности сухой тряпочкой. Не забудьте положить специальное средство против насекомых, в особенности от моли, вовнутрь пианино.
  • В-третьих, настраивать пианино необходимо не реже одного раза в один год. Если забыть и не вспоминать о настройках этого музыкального инструмента, то позже его невозможно будет настроить привычным образом и так же быстро как раньше. А происходит это от того, что поменяются и растянутся внутренности пианино.
  • В-четвертых, если вы хотите настроить пианино, то лучше для такого случая вызвать профессионала. При настройках внимательно проверяйте педали, звуки, гул и скрипы.

Напоследок, часто задаваемые вопросы.

Шаги

Метод 1 из 2:

Все клавишные инструменты

  1. 1

    Распознайте повторяющееся расположение клавиш на фортепьяно. Найдите ноту «C» (до) на вашей клавиатуре, как показано на изображении ниже. Это первая нота до-мажорной гаммы: C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), и назад к C (до).

    • Запомните последовательность белых клавиш: три белых клавиши, между ними две черных клавиши и четыре белых клавиши, между ними три черных клавиши.
    • Вы можете также видеть эти последовательности: черные клавиши повторяют последовательность с пятью клавишами: двух черных клавиш, отделенных одной белой клавишей, затем двумя белыми клавишами, затем тремя черными клавишами, отделенными одной белой клавишей, затем двумя белыми клавишами.
    • Эта последовательность одинакова на всех клавишных инструментах. Каждая нота на клавиатуре представлена в одной октаве с 12 нотами. Они только выше или ниже по высоте.
  2. 2

    Распознайте черные клавиши. Используя изображение ниже, идентифицируйте и изучите черные клавиши на клавиатуре.

    • Заметьте, что у каждой черной клавиши есть два возможных имени. Например, до-диез (C#) и ре-бемоль (Db). Название ноты зависит от тональности или аккорда. Вот названия нот на черных клавишах:
    • Первая черная клавиша в группе C♯ или D♭ (до диез или ре бемоль)
    • Вторая черная клавиша в группе D♯ или E♭ (ре диез или ми бемоль)
    • Третья черная клавиша в группе F♯ или G♭ (фа диез или соль бемоль)
    • Четвертая черная клавиша в группе G♯ или A♭ (соль диез или ля бемоль)
    • Пятая черная клавиша в группе A♯ или B♭ (ля диез ил си бемоль)
    • Чтобы назвать черную клавишу, прибавьте к названию соседней белой клавиши слева знак диез (#) или к названию соседней белой клавиши справа знак бемоль (b).
  3. 3

    F Найдите октаву, в которой находится нота. Используйте изображение ниже.

    • Найдите сначала среднюю ноту до. Это нота принадлежит четвертой октаве и выделена красным цветом.
    • Двигайтесь по октавам вверх или вниз, чтобы найти клавишу для нужной ноты.
  4. 4

    Узнайте, на что похожи ноты. Изучение написания нот может также помочь вам понимать отношения между нотами.

    • Вот диаграмма, показывающая написание нот на белых клавишах, начиная с ноты до четвертой октавы.
    • Вот диаграмма, показывающая написание нот на черных клавишах, начиная с ноты до диез четвертой октавы. На верхней строчке ноты написаны с диезами. На нижней строчке ноты написаны с бемолями. Хотя они записаны по разному, звучат они одинаково.

Метод 2 из 2:

Клавишные инструменты с 88 клавишами и фортепьяно

  1. 1

    Начните с первой клавиши слева. Это — самая низкая нота. Она называется A0 (ля нулевой октавы).

  2. 2

    Двигаемся вверх по клавиатуре (направо), используя только белые клавиши. Клавиши, с которыми вы столкнетесь, называются так:

    • Первая слева нижняя нота: A0 (ля нулевой октавы)
    • Вторая белая клавиша: B0 (си нулевой октавы)
    • Третья белая клавиша: C1 (до первой октавы)
  3. 3

    Продолжайте двигаться по оставшимся белым клавишам: :

    • Третья белая клавиша: C1 (до первой октавы)
    • Четвертая белая клавиша: D1 (ре первой октавы)
    • Пятая белая клавиша: E1 (ми первой октавы)
    • Шестая белая клавиша: F1 (фа первой октавы)
    • Седьмая белая клавиша: G1(соль первой октавы)
    • Восьмая белая клавиша: A1 (ля первой октавы)
    • Девятая белая клавиша: B1 (си первой октавы)
    • Десятая белая клавиша: C2 (до второй октавы)
    • заметьте, как после достижения B1 (си первой октавы) порядок нот повторится снова для следующей более высокой октавы: C2 (до 2). Этот порядок нот продолжается на клавиатуре: C2 (до 2) к C3 (до 3), C3 (до 3) к C4 (до 4), и так далее.
  4. 4

    Изучите черные клавиши.

    Символ ♯ называется диез, символ ♭ называется бемоль.

    Начиная с самой низкой черной клавиши первая черная клавиша A#0 (ля диез нулевой октавы).

  5. 5

    Двигаясь направо по клавиатуре, вы найдете следующую группу из 5 черных клавиш сразу после первой черной клавиши:

    • Вторая черная клавиша C♯1 (до диез 1) или D♭1 (ре бемоль 1).
    • Третья черная клавиша D♯1 (ре диез 1) или E♭1 (ми бемоль 1).
    • Четвертая черная клавиша F♯1 (фа диез 1)или G♭1 (соль бемоль 1).
    • Пятая черная клавиша G♯1 (соль диез 1) или A♭1 (ля бемоль 1).
    • Шестая черная клавиша A♯1 (ля диез 1) или B♭1 (си бемоль 1).
    • Как с белыми клавишами, черные клавиши продолжают тот же самый порядок нот на клавиатуре.

Советы

Запомните все белые и черные ноты для одной октавы — C (до) к C (до) . Как только вы запомнили, они — точно те же для каждой октавы на клавиатуре. Есть ли у вашей клавиатуры 2 октавы или 8, ноты называются одинаково!
Когда вы начинаете изучать фортепьяно, следите за правильной постановкой рук. Следите за правильной позицией вашего тела

Это очень важно для вашего прогресса. Всегда трудно уничтожить дурные привычки!

  • Фортепиано или электронный клавишный инструмент.
  • Вы можете распечатать сначала диаграммы.
  • Время для изучения и запоминания нот на клавиатуре.

Классификация клавиатуры фортепиано по типу действия

● синтезаторная клавиатура (synth action)

Cамый распространенный тип клавиатуры, такой клавиатурой оснащается большинство современных синтезаторов и рабочих станций. Визуально синтезаторная клавиатура не полная, как у фортепиано, а с тонкими (около сантиметра толщиной) клавишами;

● рояльная клавиатура (hammer action)

Тип клавиатуры, которым оснащаются все инструменты, основное назначение которых — это имитация игры на фортепиано. Визуально не отличается от обычных клавиш фортепиано. Самый трудный тип клавиатуры, в основе которого находится настоящий молоточковый механизм.

● органная клавиатура (waterfall action)

Именно такая клавиатура была в классических электроорганах. Визуально этот тип похож на фортепианный, но клавиши внутри пустые и сделаны из пластика, как и синтезаторные. Сегодня большинство производителей электроорганов также оснащают свои инструменты этим типом клавиатуры, поскольку он более приспособлен для органной игры (игра с подъездами и глисандо). Хотя, наверное, логичнее будет сказать, что именно клавиатура и продиктовала такой стиль игры.

Клавиатуры рояльного типа можно также поделить на:

● молоточковые сбалансированные (balanced hammer action);

● молоточковые градуированные, или прогрессивные (graded hammer action).

Максимально приближенной к клавиатуре акустического рояля является градуированная клавиатура. Для нее характерно больший вес клавиш в нижнем регистре и меньший в верхнем. Необходимость такой градации связана с тем, что в настоящем фортепиано молоточки верхнего регистра значительно легче, чем в нижнем, соответственно — для их нажатия нужны меньшие усилия.

Но это не значит, что сбалансированная клавиатура не имеет права на существование. Музыканту, который до этого играл в основном на клавиатуре синтезаторного типа, градация веса клавиш будет только мешать. Кроме того, такая клавиатура обычно имеет меньший вес, чем градуированная.

По чувствительности к скорости касания (velocity):

● не динамическая — такая клавиатура не реагирует на силу прикосновения. Для некоторых тембров (например, органа) это может быть полезно. Но сейчас такую клавиатуру можно встретить преимущественно в детских учебных инструментах.

● динамическая — такая клавиатура реагирует на силу прикосновения, то есть позволяет играть форте или пиано. На сегодня стандартом градации динамики есть 128 единиц (0-127), 7-битное разделения.

Также, компанией Casio была разработана система с 14-битным разрешением, что позволяет отразить более 16000 градаций (примерно в 125 раз больше). Таким образом точность передачи всех нюансов динамики максимально приближена к акустическому роялю.

Классическая фортепианная клавиатура

Дело в том, что современные рояли и пианино зачастую не поддерживают стандартное расположение нижнего и верхнего регистра клавиш.

В классическом варианте самой нижней нотой считается нота «ля» субконтроктавы, а самой верхней – «до» седьмой октавы. Это связано только с тем, что другие звуки находятся вне диапазона слышимости человеческого уха. Диапазон слышимости в классическом варианте выглядит так: субконтроктава, начинающаяся с ноты «ля», контроктава, большая октава, малая октава, первая и т.д. октавы. Заканчивается все на пятой октаве. Далее следует неполная шестая октава, а иногда и неполная седьмая октава, представленная только одной клавишей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector