Аппликатуры аккорда b7 (h7)
Содержание:
Упражнение №3: развиваем мизинец
Обратите внимание на расположение пальцев аккорда F. Вам случайно он другой аккорд ничем не напоминает? В особенности на 5, 4 и 3 струнах
Догадались, нет? Да, это не иначе, как уже хорошо знакомый E (ми мажор) смещённый по грифу на лад вверх. Но в данном случае, при использовании баре, он уже прижимается не 1, 2, 3 пальцами, а 2, 3, 4. А мизинец, нужно сказать, по своей анатомической природе палец слабый, и может также вызывать определённые технические трудности при освоении баре.
Поэтому — проработаем этот момент отдельно. Да и указательный палец пока отдохнёт от экзекуции под названием «прижатие нескольких струн одновременно»
Вот так звучит упражнение для развития мизинца:
Теперь разберём нотную запись:
Перебор: 5 или 4 (в зависимости от аккорда; смотрите внимательно табы!), 3, 2 и 1.
- 1 и 2 т. — средний палец (2) прижимает 3 струну на II ладу, остальные струны (5, 2 и 1) открытые;
- 3 и 4 т. — не отрывайте 2 палец от грифа; прижмите пятую струну третьим пальцем на III ладу;
- 5 и 6 т. — к уже поставленным пальцам добавляется мизинец («очертания» аппликатуры баре F на басовых струнах); перебор в 5 такте начинается с 4 струны, а в 6 т. — с пятой.
- 7 т. — повторение 1 такта;
- 8 т. — снова повторение 1 т. (1 и 2 доля), на третьей доле — финальный штрих вниз.
Минусовка:
Упражнение №4: играем баре F!
Теперь самое время собрать все «компоненты» облегчённой аппликатуры фа мажора в единое целое. То есть потренироваться сыграть его в том виде, в котором он будет использоваться в аккомпанементе.
И снова «пошаговое» упражнение в помощь:
Разбираем ноты и табы баре:
Перебор такой же, как и в Упр. №3.
- 1 и 2 т. — указательный палец зажимает 1 и 2 стр. (остальные открытые).
- 3 и 4 т. — добавляетcя мизинец (4): четвёртая струна, III лад.
- 5 и 6 т. — теперь средний (2): 3 струна, II лад.
- 7 и 8 т. — и безымянный (3): 5 струна, III лад. Перебор начинается с 5 струны! Несмотря на то, что 4 струна не звучит, мизинец с грифа не убирайте.
- 9 т. — вот и аккорд F на гитаре; сохраняя положение пальцев на ладах, сыграйте перебор, начиная с 4 струны.
- 10 т. — заключительный такт; удар вниз по всем струнам, кроме басовой шестой.
Минус:
Как заниматься?
На изучение этой аппликатуры может уйти не один день, и не два, и даже не неделя. И вы должны быть к этому готовы, чтобы уберечь себя от поспешных разочарований: от фривольного «потом когда-нибудь выучу это баре» до фатального «нет-нет этот аккорд не для моих пальцев… не для меня».
1. Залог успеха — каждодневные занятия и, конечно же, усидчивость.
2. Изучайте упражнения постепенно, не пытайтесь изучить все упражнения за один день.
Ориентируйтесь на результат. Главное — достичь чистого, чёткого исполнения. Например, если вам понадобится 2-3 дня, а то и больше, чтобы освоить и сыграть упражнение №1, значит, так тому и быть. Не стоит переживать по этому поводу. Медленно, но уверено идите к цели. А поспешите, всё равно все огрехи и недоработанные моменты в последующих упражнениях незамедлительно «дадут о себе знать».
3. Баре — это не «аккорд выходного дня», это аккордовая техника.
А освоение F (фа мажора) — это только первый крохотный шаг в её изучении. Но он должен быть сделан уверено! Помните об этом. Впереди вас ждут великие дела — баре доминантсептаккордов, нонаккордов, уменьшённых септаккордов и много-много ещё чего интересного.
4. Протяжённость занятий нормируйте по степени утомляемости руки.
Постепенно мышцы кисти адаптируются к «особому виду нагрузки», и болевые ощущения уйдут, и, соответственно, время занятий естественным образом будет увеличиваться.
Плюс к этому — по прошествии 4-10 занятий вы можете чередовать упражнение №3 с другими упражнениями: в начале с №1 и №2, а затем и с №4. Поскольку оно играется без баре (нагрузка на кисть меньше).
Успехов вам в освоении аккорда F на гитаре!
Упражнение №2: добавляем средний палец
Как наверное вы уже поняли из названия подзаголовка, аппликатуру F на гитаре мы осваиваем постепенно. На этом этапе помимо малого баре на первой и второй струне будем тренировать средний палец.
Послушайте как играется:
Табы и ноты:
Перебор такой же — на первых трёх струнах.
- 1 и 2 такт — это упражнение №1 без каких-либо изменений;
- 3 и 4 т. — к мини-баре добавляется средний палец — третья струна, второй лад;
- 5 т. — финальный штрих — удар вниз.
Перед тем, как ставить аккорд и проигрывать его под минус, последовательно разберите и проиграйте каждый такт упражнений. Не забывайте контролировать постановку кисти и пальцев! Не перегружайте руку.
Минусовка для занятий:
Упражнение №1: как ставить указательный палец
Первым делом потренируем указательный палец: научимся прижимать первые две струны. Это и будет ваше первое баре, даже, если быть точным, — мини-баре. Кстати говоря, этот приём активно применяется и опытными гитаристами при исполнении не только аккомпанемента, но и соло.
Боковой частью указательного пальца прижмите 2 первые струны на I ладу.
Контролируйте положение левой руки:
- большой палец должен быть расположен примерно посередине тыльной части грифа;
- первые две струны (самые тонкие — 1 и 2) прижимайте боковой частью верхней фаланги указательного пальца (см. фото); но при этом не выворачивайте слишком кисть, не ложите палец плашмя (мягкой подушечкой);
- не ставьте баре непосредственно на металлическом порожке лада (аккорд звучать не будет!);
- не прогибайте «свободные» пальцы (которые не прижимают струны) под гриф (в таком случае, чтобы взять на баре аккорд F, вам придётся приложить больше усилий, причём неоправданных); Держите их над грифом!
Ну что получается? Если ещё нет, не расстраивайтесь, обязательно получится. Давайте теперь задействуем в упражнении правую руку, чтобы мини-баре прозвучало.
Кстати, играть мы его будем под гитарную минусовку. Согласитесь, что это достойная альтернатива «скучному» метроному (в особенности, для начинающих музыкантов, не искушённых долгими занятиями). Да и вы, в какой-то мере почувствуете себя участником группы.
Звучит это так:
А вот и табы/ноты упражнения:
На малом баре в I позиции 4 такта играется один и тот же перебор — 3, 2, 1, 2 струна. Его можно играть и пальцами, и медиатором — без разницы. (Над каждым звуком выписаны медиаторные штрихи.) В концовке упражнения, в пятом такте, на первую долю ударьте по первым трём струнам вниз.
После того, как разберёте нотную запись, освоите упражнение в медленном темпе, приступайте к проигрыванию под аккомпанемент.
Вот минусовка: