Биография жана батиста люлли

Содержание

Содержание описывается по первой редакции оперы.

Пролог

Место действия — Древняя Греция. В заповедном лесу Диана и Амур спорят о том, кто будет царствовать над сердцами его обитателей. Диана обращается за помощью к Юпитеру. Однако он, повинуясь Року, не может препятствовать стремлению к любви. Юпитер позволяет Амуру поражать своими стрелами обитателей леса, но только один день в году, освящённый Гименеем. Богиня Диана берёт на себя обязательство оказать покровительство Ипполиту и Арисии.

Акт 1

Храм Дианы в Трезене

Принцесса Арисия, дочь Палласа (врага царя Афин Тезея), подчиняясь воле Федры, готовится принести обет целомудрия. Арисия любит Ипполита, сына Тезея, пасынка Федры. Жалобы девушки на судьбу прерывает появление Ипполита. Он уверяет Арисию в своей любви, она, вопреки давлению Федры, отказывается посвятить себя служению Дианы. Федра, влюблённая в пасынка, негодует, но жрицы храма останавливают её: обет, произнесённый под нажимом, будет преступлением. Диана спускается на землю и заступается за Ипполита и Арисию. Федра в ярости. Появляется Аркас и сообщает, что Тезей, отправившийся в подземный мир, вероятно, уже погиб. Федра, захваченная страстью к Ипполиту, теперь может предложить ему корону Афин и свою любовь.

Акт 2

Подземное царство

Тезей спускается в Аид, чтобы спасти своего друга Перитоя, который был схвачен, когда пытался соблазнить супругу Плутона, Прозерпину. Тезей имеет особое преимущество: его отец, бог Нептун, обещал выполнить три его просьбы в течение его жизни. Впервые Тезей воспользовался милостью отца, чтобы попасть в Аид. У входа в Аид он напрасно предлагает фурии Тисифоне себя в качестве жертвы вместо Перитоя. Появляется Плутон со свитой, он упрекает Тезея, помогавшего Перитою похитить его супругу. Тезей возражает: преданность другу, скреплённая военным братством, не преступление, а доблесть. Он спускается в подземное царство в поисках товарища. Плутон в это время призывает жителей подземного мира отомстить Тезею. Тот, не найдя Перитоя, предлагает свою жизнь, чтобы увидеть друга. Однако Парки сообщают, что нить его жизни будет оборвана только по велению Судьбы. Тезей просит помощи у Нептуна, — теперь он хочет покинуть Аид. Появляется Меркурий, посланный отцом Тезея. Хитроумный Меркурий льстит Плутону, причисляя его вместе с Юпитером и Нептуном к высшим богам, совместно управляющим всем миром: в их согласии — счастье вселенной. Смягчившись, Плутон отпускает Тезея, однако Парки по его приказу объявляют царю Афин, что дома его ждёт несчастье.

Акт 3

Дворец Тезея у моря

Ипполит приносит свои соболезнования мачехе. Федра, приняв заботу пасынка за проявление любви, признаётся ему в своей страсти. Ипполит отказывает ей во взаимности, он любит Арисию. Федра пытается заколоться мечом Ипполита, но тот успевает вырвать оружие из рук мачехи. Неожиданно появляется Тезей. Он требует объяснений тому, чему стал невольным свидетелем. Федра уходит, Ипполит, не желая выдавать мачеху, ничего не может сказать. По словам Эноны, пытающейся выгородить свою госпожу, Ипполит пытался овладеть Федрой. Тезей потрясён. В это время жители Трезена и моряки чествуют вернувшегося из Аида царя и его отца — Нептуна. По завершении торжества Тезей обращается к Нептуну, он жаждет мести, он просит наказать Ипполита.

Акт 4

Священный лес Дианы на берегу моря

Ипполит просит Арисию стать его спутницей, он признаёт, что изгнан отцом, но не называет истинную причину. Арисия и Ипполит клянутся друг другу в вечной верности, свидетелями этого становятся жители леса Дианы. Внезапно на море начинается буря, из вод выходит чудовище, посланное Нептуном. Ипполит бросается в схватку с ним и исчезает. Появляется Федра, вне себя от горя, она предвидит кару за свой обман.

Акт 5

Священный лес Дианы на берегу моря

Федра кончает с собой, умирая, она признаётся Тезею, что Ипполит невиновен. Тезей хочет броситься в море, однако его останавливает Нептун: он сообщает, что Ипполит жив, ему помогла Диана. Но Тезей будет наказан — он уже никогда не увидит сына.

Apисия входит в лес, она уверена, что её возлюбленный погиб, и оплакивает его. В это время с небес спускается Диана, по её приказу зефиры приносят Ипполита. Богиня обещает Арисии и Ипполиту, что они никогда более не расстанутся, и делает Ипполита повелителем лесов.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Вероятно, потому что влюбился в их старшую дочь, Мадлен, которая позже стала его любовницей. Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой компанией Мольер провел неудачный сезон в Париже и обанкротился, а затем отправился в тур по провинциям, в основном по югу и юго-западу Франции, примерно с 1646 по 1658 год. За эти двенадцать лет он отточил свои навыки актера, режиссера, администратора и драматурга. В 1658 году труппа вернулась в Париж и 24 октября дебютировала в Лувре. На спектакле присутствовал сам «король-солнце» Людовик Великий. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппе разрешили выступать в Пти-Бурбоне, придворном театре, в котором она играла до 1661 года.

Биография

Семья, в которой родился Жан, была самой обычной. Отец – простой мельник Лоренцо ди Мальдо Люлли, а мать – домохозяйка Катерина дель Серо. Любовь к музыкальному искусству проявилась уже в ранние годы. Вначале это был интерес к таким музыкальным инструментам как скрипка и гитара. Интересно, что на первых порах мальчишка обучался музыке у одного из монахов. Смышленый ребенок не только играл, а и еще задорно танцевал.

Впервые оказался на французской земле Жан Люлли в 1646 году. В страну он приехал, будучи слугой мадемуазель де Монпансье. Ему удалось очень быстро войти в доверие к хозяевам, и его приставили пажом к Монпансье.

Талант музыканта не мог не оценить и сам король. В 1661 году именно с его легкой руки Люлли дана должность главного инспектора инструментальной музыки. Его служба при королевском дворе началась сказочно – он создавал музыку к балетам, а также сам танцевал под нее с королем и придворными. Если прежде ему доверяли исключительно инструментальную часть, то спустя время он уже мог руководить и вокалом. Через четыре года Жан Люлли стал руководителем известного оркестра под названием «Малые скрипки короля».

Через год изменился и семейный статус музыканта: он женился на дочери одного из известнейших в то время композитора Мишеля Ламбера – Мадлен.

Последняя опера великого музыканта «Армида» впервые была исполнена в начале 1686 года. Премьера состоялась в самом сердце Франции – Париже.

В последние годы своей жизни музыкант не был близок к королю как прежде по той причине, что новая королева не любила оперу и театр.

Умер Жан-Батист Люлли в следствии образования гангрены в 1687 году.

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Марии и Жана Поклен. Его отец был обивщиком мебели и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, следом за ним родилось еще пятеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (умерла от туберкулеза), к которой был очень привязан.

Неплохое финансовое положение семьи позволило родителям отдать его сначала в начальную школу в Париже, после – в престижный Клермонтский колледж. Получив высшее образование, он некоторое время работал юристом, а также помогал отцу при дворе до смерти короля Людовика XIII в 1643 году.

Творчество

Творческий путь великого французского композитора многогранный, как, впрочем, и сама его личность. Все началось, как это часто бывает, в детстве. Еще будучи мальчишкой, Жан полюбил музыку и понял, что хочет связать с ней свою жизнь. Игра на гитаре, скрипке, танцы – все это увлекало маленького непоседу и позволяло окружающим рассмотреть его талант.

Сотрудничество с не менее одаренными композиторами и поэтами приносило свои плоды – рождались новые гениальные произведения. Один из таких ярких примеров – плодотворное сотрудничество с Мольером. На его либретто были написаны «Брак поневоле», «Принцесса Элиды», «Любовь-целительница» и многие другие не менее гениальные произведения. Осенью 1670 года в старинном замке Шамбор состоялась премьера наиболее популярной работы «Мещанин во дворянстве».

Первой оперой композитора можно назвать «Кадм и Гермиона». Ее великий гений написал на либретто Филиппа Кино.

Оперы талантливого Люлли называли не иначе как лирическая трагедия. Своим музыкальным оформлением он стремился еще больше усилить драматические составляющие. Все произведения Люлли были популярными не только во Франции, а и в других странах Европы на протяжении ста лет. Более того, они оказывали значительное влияние на развитие французской оперной школы.

https://youtube.com/watch?v=rEsqyycQlfU

Именно во времена великого композитора певцы во время опер сняли маски, а женщины теперь танцевали в балете на публичной сцене. Кроме того, впервые в оркестре появились такие инструменты как трубы и гобои

Важно отметить и то, что Люлли является создателем не только лирических трагедий, а и симфоний, балетов, арий, увертюр и мотетов. Творческое наследие великого французского гения действительно неоценимое

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

3. Наследие

Основные сочинения:

3.2. оперы (лирические трагедии):
  • Cadmus et Hermione ( )
  • Alceste ( )
  • Th?es?e ( )
  • Atys ( )
  • Isis ( )
  • Psych? ( )
  • Bell?rophon ( )
  • Proserpine ( )
  • Pers?e ( )
  • Pha?ton ( )
  • Amadis ( )
  • Roland ( )
  • Armide ( )
  • Achille Polyx?ne ( )
3.3. комедии:
  • L’Impromptu de Versailles ( )
  • Le Mariage forc? ( )
  • L’Amour m?decin ( )
  • Le Sicilien ( )
  • Georges Dandin ( )
  • Monsieur de Pourceaugnac ( )
  • Les Amants Magnifiques ( )
  • La Comtesse d’Escarbagnas ( )
  • Les Burgeois gentilhomme ( )
3.4. церковная музыка:
  • Jubilate Deo (Motet de la Paix) ( )
  • O Lachrymae fideles ( )
  • Miserere ( )
  • Plaude Laetare Gallia ( )
  • Te Deum ( )
  • De profundis ( )
  • Dies irae ( )
  • Exaudiat te Dominus ( )
  • Quae fremuerunt ( )
  • Benedictus ( )
3.5. инструментальные произведения:
  • Les trio des op?ra, mis en ordre pour les concerts ( )
  • Les airs de trompettes, timbales et hautbois ( )
  • Trios pour le coucher du Roi ( )
  • 9 органных произведений

Литература

  • Beaussant, Philippe. Lully ou Le musicien du Soleil. Paris: ?ditions Gallimard, 1992
  • Bukofzer, Manfred, Muzyka w epoce baroku. Od Monteverdiego do Bacha. przekł. E. Dziębowska, Warszawa 1970.
  • Anthony, James R. Hasło «Lully» w: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 1980, tom 14, s. 315-326.
  • Merrick Jeffrey, Bryant T. Ragan, Jr., Homosexuality in Early Modern France. A Documentary Collection. New York and Oxford: Oxford University Press, 2001
  • Muffat, Georg Suavioris harmoniae instrumentalis hyporchematicae florilegium primum, Augsburg, 1695.
  • Roland, Romain Z pierwszych wiek?w opery, Przekł. J. Kozłowski, Krak?w 1971.
  • de la Vi?ville, Lecerf, Comparaison de la musique italienne et de la musique fran?aise, o?, en examinant en d?tail les avantages des spectacles et le m?rite des compositeurs des deux nations, on montre quelles sont les vraies beaut?s de la musique, Bruxelles, 1704 .

Успех и критика

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа жен», которая, по его мнению, должна была иметь большой успех. Сюжет сосредотачивается вокруг Арнольфа, человека из среднего класса, который выбирает в супруги свою же подопечную Агнесс – девушку из крестьянской семьи, воспитанную в монастыре. Молодой соперник, не подозревая о личности Арнольфа, рассказывает ему, как именно он планирует украсть девушку из-под его носа.

Пьеса вызвала огромный протест. Враги Мольера, завидуя милости короля по отношению к нему, назвали его аморальным и утверждали, что он украл историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемической пьеской «Критика «Школы жен»», представленной в июне 1663 года. Все это послужило основанием для признания комедии одной из форм литературы.

Действующие лица[18]

Роль Голос Исполнитель на премьере 1 октября 1733(дирижёр: Франсуа Франкёр)
Ипполит Дени-Франсуа Трибу
Арисия сопрано Мари Пелисье
Федра меццо-сопрано Мари Антье
Тезей бас Клод Луи Доминик Шассе
Плутон бас-профундо Жан Дун
Диана сопрано Мадемуазель Эреманс
Энона, кормилица Федры сопрано Мадемуазель Монвиль
Аркас, друг Тезея Луи Антуан Кювилье
Меркурий баритенор Дюмаст
Тисифона баритенор Луи Антуан Кювилье
Амур о-контр Пьер де Желиотт
Главная жрица сопрано Мадемуазель Петитпас
Парки бас, баритенор, о-контр Кюинье, Кювилье и Желиотт
Сопровождающий тенор
Жрица Дианы сопрано
Пастушка сопрано Мадемуазель Петитпас
Морячка сопрано Мадемуазель Петитпас
Охотница сопрано Мадемуазель Петитпас
Духи подземного мира, жители Трезена, моряки, охотники, нимфы, сопровождающие Диану, пастухи и пастушки, жители леса (хоры)

Танцевальные номера исполняла Мари Анн Камарго.

«Дон Жуан, или Каменный пир»

Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.

Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.

«Тартюф, или Обманщик»

В мае 1664 года Мольер был приглашен в Версаль для выступления перед Людовиком XIV. Публика впервые увидела «Тартюфа, или Обманщика». Эту пьесу называют самой скандальной, о чем упоминается и в биографии Мольера. Краткое содержание произведения: в доме достопочтенного парижанина Оргона останавливается молодой человек. Хозяин воспринимает гостя словно чудо: скромный, молодой ученый, набожный и бескорыстный. Но домочадцы пытаются доказать ему обратное.

Истинная сущность гостя проявляется, лишь когда Оргон переписывает на него дом и сбережения, отдает на хранение кассу мятежников. Положение спасает лишь вмешательство благородного короля. Пьеса раскрывает религиозное лицемерие. Она разозлила «Общество святых даров», мощную религиозную группу, и в течение пяти долгих лет Мольер безуспешно боролся за право исполнять ее. Наконец, в 1669 году власть Общества ослабла, и «Тартюф, или Обманщик» с большим успехом возродился в королевском дворце.

2. Творчество

Творчество Люлли развивалась преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе «короля-солнца». В первые десятилетия своей службы (1650-60 гг) Люлли писал инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т.п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям («Больной Амур, Альсидиана, Рождение Венеры «и др..). Постоянно участвуя в придворных балетах как автор музыки, постановщик, актер и танцор, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонацийни и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогла композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера («Женитьба по принуждению, Принцесса Элиды, Сицилия, Любовь-целительница» и др.)., Выполняет роль Пурсоньяк в комедии «Господин де Пурсоньяк» и Муфти в «Мещанин во дворянстве».

Люлли долгое время не признавал оперы и считал, что французский язык непригоден для этого жанра, однако в начале 1670-х гг он круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тесей», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея»). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тип национальной оперы, что на протяжении нескольких десятилетий господствовал во Франции. «Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинство французского искусства», — пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

Стиль лирической трагедии Люлли формировался в тесных отношениях с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактную композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, чувства и повинности) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж . Расина. Не менее важным является связь лирической трагедии с традициями национального балета — большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, праздники, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Традиция введения балета в оперу оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких веков. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII-начала XVIII века (Р. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др..). Написанные в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII века приобрел особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т.н. «французская» увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

Во второй половине XVIII века лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом ожесточенных дискуссий, пародий, осмиювання («война буффонов, война глюкистив и пиччиннистив «). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как падшее, вялое, надменно-помпезное

В то же время творчество Люлли, сыгравшая определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов ( Ж. Ф

Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), которые тяготели к монументальности, патетики, строго рациональной, упорядоченной организации целого.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами

Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики

История

Начиная с первой лирической трагедии — «Кадма и Гермионы» (1673) — , Люлли каждый год создавал и ставил новое произведение этого жанра, в их число входят: «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Работа над «Ахиллом и Поликсеной» (1687) стала последней для Люлли, оперу уже после его смерти закончил ученик композитора Паскаль Коллас.

Сюжет музыкальной трагедии как правило строился на основе античной мифологии или героико-романтических эпосов (Тассо и Ариосто). Стандартная музыкальная трагедия состоит из пяти актов и предваряется аллегорическим прологом. При жизни короля Людовика XIV в прологе воспевались благородные качества монарха. Каждый из пяти актов открывался с большой арии, в которой один из главных героев выражал свои чувства, основное действие продолжалось речитативными диалогами с вкраплениями коротких арий. Разрабатывая французский оперный речитатив, которому он отводил в лирической трагедии важную роль, Люлли обратился к традиции французской сценической декламации. Известно, что он стремился воспроизвести, к примеру, манеру декламации известной трагической актрисы Мари Шаммеле.

Акт музыкальной трагедии завершался дивертисментом с хором и балетными танцами

В отличие от итальянской оперы, где главенствующая роль отводилась музыке и особенно сольному пению, в лирической трагедии особое внимание уделялось созданию представления, в котором в равной степени важны были все его составляющие: музыка, текст, исполнительское и актёрское мастерство, танцы, оформление представления, сценические эффекты

Важное значение придавалось хору, состоящему из второстепенных персонажей. Сольные партии были немногочисленны, большую часть действия занимало речитативное пение: текст обязательно должен был быть услышан и понят зрителем

Французский речитатив отличался от сухого речитатива итальянской оперы. Мелодия более выражена, сопровождает всё действие, подобно непрерывным мелодиям опер Вагнера.

Упадок лирической трагедии начался после смерти Люлли, художественного руководителя и главного администратора Королевской академии музыки, которому не нашлось равноценной замены. Сыграло свою роль и падение интереса к театру со стороны короля. Ни одному из авторов лирических трагедий, поставленных в период с 1688 по 1715 год в Парижской опере, не удалось повторить успех Люлли. Лишь несколько сочинений Кампра и получили благосклонные отзывы. Предпринимались единичные попытки обновления лирической трагедии, но это не помогло вернуть ей былое значение и зрительский интерес.

Новый этап в развитии музыкальной трагедии связан с деятельностью Ж. Ф. Рамо. Своё первое большое произведение для Королевской академии музыки, имевшей монополию на постановку музыкальных трагедий, Рамо создал в пятьдесят лет.

1. Биография

Родился в Флоренции в семье мельника

Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез Люлли в Париж, назначив на службу к принцессе Монпансье (сестры короля Людовика XIV). В Париже Люлли занимался композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке

Молодой итальянец добился благосклонности Людовика XIV и сделал при его дворе блестящую карьеру. Он скоро вошел в знаменитого оркестра «24 скрипки короля», около 1656 организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки», с 1662 г. — суперинтенданта придворной музыки, а в 1672 стал владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству поэтому с сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля «. В 1681 г. Люлли был почтен дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Умер в Париже, до конца дней сохраняя положение обладателя музыкальной жизни французской столицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector