Звук

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным – от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

Деревянные духовые инструменты

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно – зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка – тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

Медные духовые инструменты

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса, характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки – в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Техника игры

Общие сведения

Принцип игры на трубе заключается в извлечении гармоник натурального звукоряда (путём изменения амбушюра) с их понижением при помощи системы вентилей.

Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в легато. Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью. На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.

Труба — правосторонний инструмент: при игре трубу удерживают левой рукой, а правой нажимают на клапаны.

Применение сурдины

Устанавливаемые в раструб различные виды сурдин меняют громкость и тембровую окраску звучания трубы. Особенно широко они применяются в джазе. Их изготавливают из папье-маше, дерева или металла. Создаваемый эффект зависит от формы сурдины:

  • Груша, Прямая-острая (straight mute) из алюминия (или другого металла) или фибрового материала — делает звук звенящим и пронзительным. На Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (похожий приём на валторне называется застопориванием), в Piano даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука.
  • Чашка (англ. cup mute) — приглушает звучание.
  • Грибок (robinson) — делает его мягким и бархатным, слегка плаксивым.
  • С рупором (solo-ton, mega mute) — гнусавым.
  • Дающая эффект «уа-уа» (harmon mute).

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков.

Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Среди других разновидностей трубы:

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Строй. Аппликатура. Регистры

Труба в строе B (си-бемоль) является транспонирующим инструментом: нотация для неё производится на целый тон (большую секунду) выше реального звучания.

Без использования вентилей на трубе можно извлечь только звуки натурального звукоряда (называемые гармониками), начиная со второго (основной тон не извлекается по причине узкой мензуры трубы):

Натуральный звукоряд трубы
Номер гармоники 2 3 4 5 6 7 8
Нотация B f1 B1 d2 f2 a2♭{\displaystyle \flat } B2
Частота гармоники, Гц 233.082 349.623 466.164 582.705 699.246 815.787 932.328
Отклонение от темпер., Цент +1.96 −13.69 +1.96 −31.17
Темперированнаячастота, Гц 233.082 349.228 466.164 587.330 698.456 830.609 932.328

Система вентилей позволяет понизить каждую гармонику на величину от одного до шести полутонов, таким образом удаётся получить все звуки равномерно темперированного строя в пределах диапазона инструмента. При игре основной аппликатурой седьмую гармонику не используют, так как она звучит фальшиво (ниже темперированной ля-бемоль), вместо неё берут восьмую.

Аппликатура
Гармоника 2 3 4
Нотация

e

f g♭{\displaystyle \flat } g a♭{\displaystyle \flat } a B h c1 d1♭{\displaystyle \flat } d1 e1♭{\displaystyle \flat } e1 f1 g1♭{\displaystyle \flat } g1 a1♭{\displaystyle \flat } a1 B1
Основная апп. 123 1-3 23 12 1 2 123 1-3 23 12 1 2 23 12 1 2
Вспомогательная 3 3 123 1-3 3 123 1-3 23
Гармоника 5 6 (7) 8 8 (9) 10 10
Нотация h1 c2 d2♭{\displaystyle \flat } d2 e2♭{\displaystyle \flat } e2 f2 g2♭{\displaystyle \flat } g2 a2♭{\displaystyle \flat } a2 B2 h2 c3 d3♭{\displaystyle \flat } d3
Основная апп. 12 1 2 1 2 23 12 1 2 12 1 2
Вспомогательная 1233 1-3 23 12312 1-3 23123 3121-3 1123 1-323 1231-30 31-312 1-3123 31232 1-30 1223 312
Регистры

Наиболее тембрально полноценные звуки извлекаются на гармониках с 3 по 6, на 2 гармонике (малая октава) звуки несколько грубоваты и неустойчивы (особенно на самых нижних нотах), на 8-й звучат напряжённо, на 9 и 10 очень сдавленно и извлекаются с трудом (практически не извлекаются).

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, позволяющие исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для трубы с натуральным звукорядом, которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн — Концерт для трубы с оркестром Es-dur
  • Иоганн Гуммель — Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Василий Брандт — Концертштюк для трубы с оркестром #1 f-moll, #2 Es-dur
  • Александра Пахмутова — Концерт для трубы с оркестром (1955)
  • Альберт Лорцинг — Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску — «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко — Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике — Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд — Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян — Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг — Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит — Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази — Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Борис Блахер — Концерт для малой трубы с оркестром
  • Алан Хованесс — «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
  • Родион Щедрин — Концерт для трубы с оркестром

Натуральная труба

  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн — Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер — три концерта
  • Леопольд Моцарт — Концерт
  • Георг Филипп Телеман — Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли — Соната для трубы и струнных D-dur
  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток — Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен — увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс — Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд — балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси — «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин — «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер — Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) — Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель — Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги — симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков — сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин — Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус — «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский — симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец — корнет)
  • Джузеппе Верди — опера «Аида»

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см. На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм, на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком: латунь, томпак, полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака, никеля или серебра.

Помповые вентили 1, 2, 3 (вверху).Кроны 1, 2, 3 и общего строя (внизу)

Детали
  • Мундштук — очень важная часть любого медного духового инструмента, в которой губами музыканта образуется источник колебания воздушного столба в канале инструмента.
  • Мундштучная трубка — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
  • Кроны — съёмные U-образные отрезки трубочек, облегчающие доступ к участкам канала инструмента для его технического обслуживания. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания трубы (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину). Кроны 1, 2, 3 являются частью дополнительных трубок.
  • Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
  • Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки для понижения извлекаемых гармоник: 1-й клапан понижает на тон, 2-й на полутон, 3-й на полтора тона. Одновременное нажатие нескольких клапанов даёт суммарное понижение гармоники на два, два с половиной и три тона. На некоторых разновидностях трубы (например на трубе-пикколо) есть четвёртый квартвентиль, понижающий гармонику на чистую кварту (два с половиной тона).
  • Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала. Находится на кроне общего строя и дополнительно бывает на третьей кроне.
  • Растру́б — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук.

Строй. Аппликатура. Регистры

Труба в строе B (си-бемоль) является транспонирующим инструментом: нотация для неё производится на целый тон (большую секунду) выше реального звучания.

Без использования вентилей на трубе можно извлечь только звуки натурального звукоряда (называемые гармониками), начиная со второго (основной тон не извлекается по причине узкой мензуры трубы):

Натуральный звукоряд трубы
Номер гармоники 2 3 4 5 6 7 8
Нотация B f1 B1 d2 f2 a2♭{\displaystyle \flat } B2
Частота гармоники, Гц 233.082 349.623 466.164 582.705 699.246 815.787 932.328
Отклонение от темпер., Цент +1.96 −13.69 +1.96 −31.17
Темперированнаячастота, Гц 233.082 349.228 466.164 587.330 698.456 830.609 932.328

Система вентилей позволяет понизить каждую гармонику на величину от одного до шести полутонов, таким образом удаётся получить все звуки равномерно темперированного строя в пределах диапазона инструмента. При игре основной аппликатурой седьмую гармонику не используют, так как она звучит фальшиво (ниже темперированной ля-бемоль), вместо неё берут восьмую.

Аппликатура
Гармоника 2 3 4
Нотация

e

f g♭{\displaystyle \flat } g a♭{\displaystyle \flat } a B h c1 d1♭{\displaystyle \flat } d1 e1♭{\displaystyle \flat } e1 f1 g1♭{\displaystyle \flat } g1 a1♭{\displaystyle \flat } a1 B1
Основная апп. 123 1-3 23 12 1 2 123 1-3 23 12 1 2 23 12 1 2
Вспомогательная 3 3 123 1-3 3 123 1-3 23
Гармоника 5 6 (7) 8 8 (9) 10 10
Нотация h1 c2 d2♭{\displaystyle \flat } d2 e2♭{\displaystyle \flat } e2 f2 g2♭{\displaystyle \flat } g2 a2♭{\displaystyle \flat } a2 B2 h2 c3 d3♭{\displaystyle \flat } d3
Основная апп. 12 1 2 1 2 23 12 1 2 12 1 2
Вспомогательная 1233 1-3 23 12312 1-3 23123 3121-3 1123 1-323 1231-30 31-312 1-3123 31232 1-30 1223 312
Регистры

Наиболее тембрально полноценные звуки извлекаются на гармониках с 3 по 6, на 2 гармонике (малая октава) звуки несколько грубоваты и неустойчивы (особенно на самых нижних нотах), на 8-й звучат напряжённо, на 9 и 10 очень сдавленно и извлекаются с трудом (практически не извлекаются).

Техника игры на трубе

Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет диатонические и хроматические пассажи, простые и ломаные арпеджио и т. д. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз в legato.

Стаккатная техника на трубе блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). Одинарное, двойное и тройное стаккато получаются с предельной отчётливостью.

На современных трубах хорошо получается большинство вентильных трелей.

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Сурдина для классической трубы — грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов — рычания, кваканья и т. п.

Разновидности

Басовая труба, труба и труба-пикколо

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми ) до c3 (до ), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. Звучит на октаву выше обычной трубы, так как длина её канала короче в два раза. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. С трубой-пикколо используют мундштук с уменьшенным размером чашки, чтобы было легче брать ноты верхнего регистра. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector