Как появились названия нот?

Кода: ее гармонические и мелодические черты

Итак, что же такое кода в музыке? Это раздел, следующий после завершающего. Чтобы кода в сознании слушателя осталась именно в качестве окончательного завершения, композиторы прибегают к возможностям музыкальной гармонии. Это учение о строении и соединении аккордов. Коды очень часто звучат на тоническом органном пункте. Он представляет собой повторение тоники произведения (его главной ноты) в басовом голосе на протяжении всего раздела.

Гармонии (т. е. аккорды), которые используют композиторы в кодах, называют плагальными. Они звучат очень мягко, не содержат диссонансных (звучащих остро, резко) аккордов. Это усиливает ощущение завершения. Композитор как бы показывает, что все надежды или волнения остались позади.

Еще в кодах используют возможности развития мелодии. Здесь композитору уже ни к чему широкая развернутая мелодическая линия. На то, чтобы повторить основную музыкальную тему произведения, есть реприза. В коде же чаще всего эта основная тема начинает дробиться. Композитор делит ее на мотивы. Чем ближе конец произведения, тем эти мотивы становятся короче.

Иногда встречаются особенно интересные по своему музыкальному материалу коды. В произведении может быть не одна яркая мелодия, а несколько. Но если основная тема звучит в произведении как минимум дважды (в начале и в репризе), то мелодия, например середины, может только здесь и прозвучать и больше нам не встретиться. В этом случае композиторы иногда «напоминают» о ней в коде. Получается как бы вторая реприза.

Как появились слоговые названия нот?

Гвидо Аретинский, или как его еще иногда называют Гвидо из Ареццо, заимствовал названия нот из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю. В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей. Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот. Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся:

Как видите, первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA. Похоже на современные ноты, не правда ли? Пусть вас не смущает самый первый слог. Он, конечно, неудобен для пения, и поэтому в XVII веке этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО, которое мы поем теперь. Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь. Впрочем, никто до сих пор не может эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть.

А название седьмой ступени звукоряда – СИ – тоже появилось немного позднее. Оно сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой строки текста того же самого гимна. Вот такая вот история.

Кстати, мы с вами имеем возможность и посмотреть на нотную запись того самого средневекового гимна, от которого образованы названия нот, и даже можем его послушать.

Буква Е в музыке Apple

Подобная ситуация в Apple Music. Здесь буква Е указывает на нецензурную лексику, применяемую в песне, а также такой ролик может быть в последствии удален или заблокирован администрацией.

Чтобы обойти блокировку и прослушать запрещенный контент:

  • перейдите в настройки своего устройства Apple;
  • выберите раздел «Основные»;
  • далее найдите пункт «Ограничения»;

Раздел «Ограничения» в устройстве Apple

если вы раньше использовали ограничения на этом устройстве, то у вас уже есть пароль, вам останется просто его ввести, если нет — создайте;
после того, как вы вошли, найдите «Разрешенный контент», там, где расположены подкасты, музыка. Здесь скорее всего будет установлено Clean, но нужно активировать Explicit.

Раздел «Подкасты, музыка» в устройстве Apple

Теперь перейдите снова в Apple Music и можете попробовать открыть любую песню с пометкой Explicit . Она должна открыться. Готово, вам доступен любой контент с буквой E.

WatZatSong — отличный сервис идентификатор

Если предыдущие сервисы никак не продвинули вас на пути идентификации нужной вам композиции, то англоязычный ресурс «WatZatSong» позволит вам выполнить опознание музыки онлайн с помощью «человеческого фактора». Вы просто загружаете на ресурс нужный вам музыкальный отрезок, а имеющееся там пользовательское сообщество пробует на слух опознать ваш трек.

  1. Для работы с сервисом перейдите на него, нажмите на кнопку «Post a sample».
  2. Система предложит вам пройти процедуру регистрации.
  3. После подтверждения регистрации на е-мейл вновь нажмите на «Post a sample», в появившемся меню выберите вариант предоставления трека (record — через микрофон, upload — загрузка на ресурс).
  4. Определитесь с жанром (genre) и языком (language), при необходимости напишите комментарий к треку в самой нижней строке, а затем нажмите на «Confirm» (подтвердить). О полученных ответах вы будете уведомлены на е-мейл.


Рабочее окно сервиса «WatZatSong»

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛО ЗНАКОВ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

До мажор // ля минор C-dur // a-moll нет знаков

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минор G-dur // e-moll 1 диез Фа
Ре мажор // си минор D-dur // h-moll 2 диеза Фа, до
Ля мажор // фа-диез минор A-dur // fis-moll 3 диеза Фа, до, соль
Ми мажор // до-диез минор E-dur // cis-moll 4 диеза Фа, до, соль, ре
Си мажор // соль-диез минор H-dur // gis-moll 5 диезов Фа, до, соль, ре, ля
Фа-диез мажор // ре-диез минор Fis-dur // dis-moll 6 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми
До-диез мажор // ля-диез минор Cis-dur // ais-moll 7 диезов Фа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минор F-dur // d-moll 1 бемоль Си
Си-бемоль мажор // соль минор B-dur // g-moll 2 бемоля Си, ми
Ми-бемоль мажор // до минор Es-dur // c-moll 3 бемоля Си, ми, ля
Ля-бемоль мажор // фа минор As-dur // f-moll 4 бемоля Си, ми, ля, ре
Ре-бемоль мажор // си-бемоль минор Des-dur // b-moll 5 бемолей Си, ми, ля, ре, соль
Соль-бемоль мажор // ми-бемоль минор Ges-dur // es-moll 6 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до
До-бемоль мажор // ля-бемоль минор Ces-dur // as-moll 7 бемолей Си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Эту таблицу также можно скачать для распечатывания, если вам необходима шпаргалка по сольфеджио – СКАЧАТЬ. После небольшой практики работы с разными тональностями большинство тональностей и знаки в них запоминаются сами собой.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Основные музыкальные термины

← 21

Osanna (лат.) — слава, хвала

Oscuro (ит.) — тёмный, мрачный, мрачно

Osservanza (ит.) — соблюдение правил. Сon osservanza — точно соблюдая указанные оттенки исполнения

Ossia (ит.) — или, то есть, допустимый вариант (обычно облегчение основного текста)

Ottava (ит.) – октава

Ottava alta — октавой выше

Patetico — взволнованно, воодушевлённо, патетически.

Perdendosi— замирая, исчезая.

Passionato — страстно.

Pesante — грузно, тяжело, увесисто.

Piacevole — привлекательно, приятно.

Piangevole — жалобно.

Più — больше.

Pizzicato — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.

Pochettino (poch) — довольно мало.

Poco — мало, немного.

Poco a poco — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно.

Poi — тогда, затем.

Portamento — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato (при игре на фортепиано); Аналог glissando в вокальной музыке.

Precipitando — спеша, стремительно.

Prima volta — как и в первый раз.

Primo — первый.

Piano (p) — слабо, тихо.

Pianissimo (pp) — очень тихо.

Presto (итал.) — быстро.

Prestissimo (итал.) — в высшей степени быстро.

Piu mosso (итал.) — более подвижно.

Rapido — быстро.

Religioso — набожно, религиозно.

Repente — внезапно.

Risoluto — мужественно, определённо, решительно, твёрдо.

Rubato — свободно, допускается вольная трактовка темпа для выразительности.

Recitando — декламируя, рассказывая.

Recitativo — речитатив.

Resto — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль)

Ridendo — весело, радостно.

Ritenuto (итал.) — замедляя, задерживая (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).

Ritardando (итал.) — замедляя, расширяя.

Rallentando (итал.) — замедляя, задерживая.

Scherzando — весело, игриво, шутя, с юмором.

Scherzo — шутка.

Secco — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо.

Semplice — естественно, искренне, просто.

Sempre — всегда, всё время; и далее.

Senza — без.

Senza sordino — без сурдины.

Serioso — серьёзно.

Sforzando (sfz) — внезапный акцент на ноте или звуке.

Silenzio — молчание, тишина.

Simile — так же.

Smorzando (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе.

Soave — гладко, нежно, приятно, сладко, тихо.

Solo — «один»; см. соло.

Sonore — громкий, гулкий, звонкий, звучный.

Sotto voce — вполголоса.

Spiritoso — одухотворённо.

Staccato — кратко, отрывисто.

Stanza — куплет.

Strepitoso — громко, шумно.

Stringendo — напористее, ускоряясь, тесня.

Sul ponticello — у подставки (приём игры на струнных инструментах).

Sul tasto — у грифа.

Sostenuto (итал.) — сдержанно.

Stretto (итал.) — ускоряя/сжимая, сокращая.

Subito — внезапная смена динамического оттенка.

Tempo — темп.

Teneramente — ласково, мягко, нежно.

Tenuto — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; обозначается чёрточкой под или над нотой.

Tranquillo — безмятежно, спокойно.

Tremendo — пугающе.

Tremolo — тремоло, приём, когда один и тот же звук быстро многократно повторяется.

Tre corde — буквально «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано.

Troppo — слишком.

Tutti — тутти, все вместе.

Tempo primo (итал.) — первоначальный темп.

Tempo rubato (итал.) — свободный темп.

Una corda (буквально «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано.

Un poco — чуть-чуть.

Unisono — в унисон.

Vibrato — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука.

Vigoroso — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично.

Vittorioso — победоносно.

Vivace (буквально «полный жизни») — оживленный характер пьессы и её темпа.

Vivacissimo — очень живо.

Volante — летающий.

V.S. (volti subito) — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах.

Vivo (итал.) — живо.

Zart (нем.) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий.

← 21

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

10.06.2013 в 21:13 Евгения высказался:

ребенок в сенябре пойдет в муз. школу, начнем потихоньку учить термины))

16.03.2014 в 21:59 Александр высказался:

Очень не хватает терминов

19.03.2015 в 23:47 Анастасия высказался:

Завтра как раз сдаю зачет по терминам.Информация очень пригодилась.Спасибо!)

25.06.2015 в 01:59 Маркс высказался:

Здорово!

07.07.2015 в 16:50 Валентина высказался:

Много полезной информации, нашла что искала. Спасибо!

03.02.2018 в 19:18 Ксения высказался:

Отлично! Но было бы лучше если бы вы написали какие термины за какой класс надо учить детям!

29.03.2018 в 19:52 Сергей высказался:

не нашел термина — понятия «ритм».

22.10.2018 в 16:26 Алексей высказался:

Не все термины для школы

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G.   Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» —  знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались

Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку

Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Познавательно39Не интересно1

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Лучшие сервисы для распознавания музыки в режиме онлайн

Перейдём к описанию сетевых сервисов, позволяющих найти песню онлайн. Абсолютное большинство из них обладает своей собственной базой треков, сравнивая полученный от пользователя трек (записанный через микрофон или полученный в виде аудио-файла) с имеющимися в базе композициями.

При нахождении совпадения сервис информирует пользователя о найденном результате, включая название композиции, её исполнителя, ссылку на видеоролик по данной композиции на YouTube, слова песни и другую соответствующую информацию.

Перечисленные сервисы позволят вам легко определить понравившуюся музыку

При этом учтите, что чем выше качество источника звука, тем выше будет уровень распознавания нужной вам песни.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Ноты контроктавы в басовом ключе

Звуки контроктавы – очень низкие, обыкновенно они встречаются редко. Но все-таки тем, кто играет на органе, фортепиано, или на низких по тесситуре инструментах (туба, контрабас) они, бывает, попадаются в нотах. Эти ноты можно записать двумя способами: или целиком на добавочных линейках, или с применением ОКТАВНОГО ПУНКТИРА.

Что такое октавный пунктир? Это обыкновенная пунктирная линия с цифрой восемь в начале, и все ноты, которые эта линия снизу обнимает, нужно играть на октаву ниже. Октавный пунктир является очень удобным средством для избегания большого числа добавочных линеек, которые, с одной стороны, замедляют процесс распознавания нот, а с другой – делают запись более громоздкой.

Кстати, октавные пунктиры бывают и с противоположным действием, когда все, что находится под пунктиром, следует играть на октаву выше. Это пунктиры для высоких нот, о них можно почитать в статье Ноты скрипичного ключа.

Если же все-таки ноты контроктавы записаны без применения октавного пунктира, то в таком случае их расположение на нотном стане будет следующим.

  • Нота ДО контроктавы пишется под пятой добавочной линейкой снизу.
  • Нота РЕ контроктавы занимает пятую вспомогательную линейку, добавляемую внизу нотного стана.
  • Нота МИ контроктавы располагается под четвертой добавочной линией.
  • Нота ФА контроктавы «насаживается» на саму четвертую добавочную линию.
  • Нота СОЛЬ контроктавы «висит» под третьей добавочной линейкой снизу.
  • Нота ЛЯ контроктавы пишется на третьей добавочной линии.
  • Нота СИ контроктавы занимает положение под второй добавочной линейкой нотного стана.

Определение слова «Кода» по БСЭ:

Кода — Кода (итальянский coda, буквально — хвост)1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5-7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):Знай, что смерти роковая силаНе могла сковать мою любовь,Я нашла того, кого любила,И его я высосала кровь!И, покончив с ним,Я пойду к другим, —Я должна идти за жизнью вновь!2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость. в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

Кода — Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889). в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе:«Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893-95. «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961. Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Социальная сеть WatZatSong

Специфика этого сервиса в том, что здесь найти музыкальный трек помогает не робот, а другие реальные пользователи сети интернет. Недостаток сервиса в том, что он доступен только на двух языках: французский и английский. Заядлых меломанов это не должно останавливать! Ниже мы наглядно продемонстрируем как найти музыку по звуку онлайн с помощью WatZatSong.

Очередность действий, для поиска музыки на сайте WatZatSong

  1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь, нажав кнопку Sign up. Регистрация довольно простая, вам только нужно ввести своей адрес электронной почты, придумать логин и пароль.
  2. После того как вы зарегистрируетесь, нужно войти в систему. Для этого нажмите «Sign in», введите адрес электронной почты и пароль. Если все сделали правильно, увидите справа приветствие и свой никнейм. Далее нам понадобится кнопка «Post a sample», нажмите ее, затем подтвердите доступ к микрофону.
  3. В появившемся окне вы видите варианты поиска музыки. По умолчанию стоит «Запись». Чтобы начать запись аудио с микрофона нужно нажать красную круглую кнопку. После завершения записи снова нажмите ее.
  4. В итоге кнопка окрасится в зеленый цвет, это означает, что запись прошла успешна, остается только нажать кнопку «Confirm». Но вы также можете добавить комментарий, если, конечно, владеете английским или французским (в зависимости, на какой версии сайта работаете) и выбрать жанр и язык, на котором исполняется песня.
  5. Остается только ждать, пока пользователи прокомментируют вашу запись. Убедиться, что она добавилась на сайт можно зайдя в свой профиль «My profile». На этом сервисе можно легко узнать песню, которая еще не стала популярной в нашей стране, но за рубежом уже пользуется популярностью.

Мы не стали дожидаться, пока пользователи прокомментируют нашу запись только потому что не слишком заинтересованы в этом. Судя по отзывам, активность в этой социальной сети довольно высокая и подсказать название аудиотрека вам помогут очень быстро (максимум за несколько часов).

Если у вас есть аудиофайл, название которого вы не знаете, в окне выбора формата для поиска (мы рассматривали «Запись») нужно выбрать «Upload», загрузить файл с компьютера на сайт и произвести те же действия: указать жанр, язык исполнителя, написать комментарий (если этой информацией вы обладаете), после чего останется только немного подождать.

Как буква Е пишется ?

У печатной и прописной буквы Е разные варианты написания. Печатная буква Е пишется так: одна вертикальная линия и три горизонтальных, расположенных сверху, снизу и по центру – так пишется большая буква Е. Аналогичным образом писалась строчная буква Е печатная.

Хотя в современном машинописном тексте она преобразовалась и стала похожей на прописную букву, так верхняя горизонтальная линия закругляется, образует овал со средней, а нижняя линия тоже приобретает очертания полукруга.

Письменная буква Е заглавная: вертикальная линия закругляется, буква образует два полукруга, напоминающих число «3» перевернутое вправо. Буква Е большая на письме приобретает индивидуальные авторские черты, поэтому написание ее может разниться.

Сложнее пишется буква Е письменная строчная: первая и вторая линии образуют круг или овал, чуть приподнятый вверх, нижняя линяя – закругляется в «хвостик».

Для создания буквы Ё к этим вариантам написания добавляются точки вверху.

Эта буква является одной из самых проблемных для написания среди младших школьников.

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина. Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33». По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Длительности нот

Теперь поговорим о том, как считать ноты.

Как мы сказали, ноты – это символы, которые отражают высоту звука и его протяженность по времени. Эта протяженность называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Взгляните на картинку и прочитайте названия нот:

Целая – самая продолжительная нота. Остальные длительности происходят за счет ее деления.

Детям часто объясняют эту арифметику с помощью яблока:

Целая — выглядит как прозрачный овал. Для примера представим, что эта нота должна звучать 4 секунды.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Она выглядит как прозрачный овал, но со штилем – так называется палочка. Если целая нота звучит 4 секунды, то половинка (так называют ее музыканты) будет звучать 2 секунды.

Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой. Именно потому она и называется четвертью, что представляет собой одну четвертую часть целой ноты. Такая длительность будет звучать всего 1 секунду. Выглядит четверть как закрашенный овал со штилем.

Восьмая – представляет 1/8 от длительности целой ноты. Чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время целой ноты, их потребуется целых восемь. Если звучание целой составляет 4 секунды, восьмушка будет звучать в 8 раз короче —  всего полсекунды. Внешне восьмушка очень привлекательна – у нее есть штиль и хвостик, который называется флажком. Как и четверть восьмушка закрашена.

Шестнадцатая – звучит в 2 раза короче восьмой, в четыре раза короче четверти и т.д. Чтобы заполнить продолжительность целой ноты, таких нот понадобится 16. Выглядит она так же, как восьмушка, но у шестнадцатой 2 флажка.

Тридцать вторая – звучит в 32 раза быстрее целой. Выглядит как шестнадцатая, но с тремя флажками.

Шестьдесят четвертая – рассчитывается по аналогии с остальными длительностями, имеет 4 флажка.

Надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться. Так будут выглядеть восьмые и шестнадцатые сгруппированные по 2, 3 и 4 соответственно:

Линия, которая объединяет ноты в одну группу называется ребром. Группировка 32-х и 64-х выполняется по тому же принципу; количество ребер будет соответствовать числу флажков тех нот, которые вы объединяете.

Первая октава на фортепьяно

Центральной на фортепьяно заслужено считается первая октава. Сами названия октав на фортепиано отражают ее статус «первой». На самом деле, как вы понимаете, первая октава по счету занимает пятое место. Композиторы в своих произведениях чаще всего используют первую октаву, ведь высота ее нот наиболее естественна: они не слишком высокие и не слишком низкие.

Ноты первой октавы

Октава состоит из семи «белых» клавиш (названия расположены в порядке возрастания):

  • «до»,
  • «ре»,
  • «ми»,
  • «фа»,
  • «соль»,
  • «ля»,
  • «си».

Нота «до» первой октавы располагается на нижней дополнительной линейке скрипичного ключа. «Ре» находится под первой линейкой, «ми» – на первой линейке и т. д. «Белые» ноты могут располагаться на линейках или между линейками – и никак иначе. Не бойтесь того, что вы можете все это не запомнить. Просто начните играть на фортепьяно – и быстро научитесь различать ноты между собой.

На этом месте внимательный читатель должен спросить: а как же обозначаются «черные» клавиши, ведь мы до сих пор говорили только о «белых»? На самом деле для них используются специальные символы – «диезы» и «бемоли».

Диезы и бемоли

Начнем с примера. Чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается под нотой «си» (левее на клавиатуре), нужно на нотном стане слева от ноты «си» нарисовать значок бемоля — b. Называется эта черная клавиша соответствующе: си-бемоль.

Аналогично, чтобы обозначить черную клавишу, которая располагается над нотой «до» (правее на клавиатуре), нужно на нотном стане добавить слева от ноты «до» значок диеза — #.

Существует знак, который позволяет отменять действие диезов и бемолей на нотном стане – бекар. А есть еще дубль-диезы и дубль-бемоли, которые повышают ноты сразу на целый тон!

Важно знать, что некоторые обозначения на нотном стане могут определять одну и ту же клавишу. Например, соль-диез совпадает с ля-бемоль

А ре-диез – с ми-бемоль. С подобным дублированием вы успеете познакомиться позже, когда начнете разучивать сложные произведения.

В целом одна октава содержит 12 клавиш – семь белых и пять черных. Можно сказать, что октава делится на 12 частей. Расстояние между частями называется «полутоном». Так что диез – это повышение на полутон, а бемоль – понижение на полутон. Подумайте и ответьте на вопрос: что такое си-диез и до-бемоль?

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector