Русские народные музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты: детям о русских традициях

Русские народные музыкальные инструменты:  балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.

Поэтому я предлагаю всем нам  сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что  нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.

А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи.

Не спешите рассказать сразу обо всем!  Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

 Балалайка.

Отгадайте загадку:

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

 Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

 Есть еще одна загадка о домре:

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»

Звук

Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.

Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.

Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.

Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.

Немного истории

Во все времена и цивилизации людская душа требовала чего-то большего, извините за сравнение, чем простое удовлетворение плотских потребностей. И одно из этих хотений была потребность в музыке…Много-много лет тому назад, в древности, музыка брала свое начало у первобытных людей в виде хлопков и притопов, чуть позже люди научились извлекать звуки из окружающей их естественной среды, с помощью повседневных предметов обихода, и наконец, люди стали усовершенствовать эти же предметы до получения первых музыкальных инструментов. В разных уголках мира люди по-разному учились извлекать звуки из предметов, и древние музыкальные инструменты по всему миру достаточно непохожи друг на друга. Древнейшие музыкальные инструменты изготавливались из подручных средств: камня, глины, дерева, шкуры убитых животных, а также использовались рога убитых животных для всяких ритуальных обрядов.

Развитие древних цивилизаций Европы привело к созданию музыкальных инструментов, использовавшихся для увеселения и развлечения. Особенно большой вклад в современные искусства сделали древние греки и римляне, у коих музыкальное ремесло было очень в почете. Об этом говорят сохранившиеся многочисленные музыкальные инструменты и даже летописи. А вот в культуре славян музыкальные инструменты уважались и ценились не во все времена, и далеко не у всех. Надо отметить, что овладением любой техникой музыкального искусства в древности имели право только мужчины, так как это считалось ремеслом.
Славяне придавали музыкальным инструментам сакральный смысл. Считалось, чтобы играть на музыкальных инструментах, надо продать душу дьяволу…Также древние музыкальные инструменты часто использовались для сигнальных целей или для исполнения обрядов, как например, карпатская трембита — самый длинный в мире музыкальный инструмент, длина его может составлять 2,5 м.

Материал трембиты не меняется и по сей день: это смерека (пихта европейская). Особенно богат на предания славянский народ…..Считается, что трембиту надо делать из смереки, в которую попала молния, а такое в Карпатах происходит часто.

Наши предки думали, что у каждого музыкального инструмента есть душа, и если человек, игравший на этом инструменте, умирал, то с ним хоронили и инструмент. Исконно русскими народными инструментами еще можно считать травяную дудку (обертоновая флейта), двойную свирель (двуствольная флейта — на рис. ниже) — одни из древнейших инструментов кустарного изготовления.

Также наши предки заменяли музыкальные инструменты бытовыми предметами, создавая звучание. Такими предметами часто были ложки, заслонки, ведра и т.п., а еще они использовали природные материалы ( кору деревьев, рога животных, стволы растений, бересту).

На Руси первое музыкальное искусство как-то не было особо развито, им занимались в основном пастухи. А вот такие народы, как украинцы и белорусы, очень любили повеселиться, а в Белоруси даже обозначили музыку как профессию: создавались древнейшие ансамбли, приглашались на праздности, веселья, свадьбы. И даже был обязательный набор звучавших вместе инструментов, у западных славян это были скрипки, контрабасы, цимбалы, бубны, а у южных славян — волынки и флейты.В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русского народа были заменены балалайками (струнные), а затем гармошками.

Музыкальные инструменты нашего времени — это результат работы не одного поколения музыкантов и мастеров, это долгий процесс развития культуры и цивилизации в целом. Так давайте ценить и уважать то, что прошло через годы усовершенствований, прежде чем попасть к нам в руки — искусство воспроизводить музыку!

А сейчас немного картинок и фото на тему древние музыкальные инструменты

Тут вы можете посмотреть сколько сейчас стоят самые дешевые гусли

Что ищут в интернете по запросу диджей(очень интересно)

Также возможно вам будет интересно почитать:

  • портативные колонки для компьютера
  • что такое профессиональное звуковое оборудование
  • как сыграть собачий вальс на пианино
  • музыкальные инструменты для детей

Восточнославянские инструменты

Вильгельм Бер. Русский мальчик с балалайкой

Русские

Подробнее по этой теме см. Русские народные музыкальные инструменты.

Струнные

Балалайка, домра, гусли, гудок, колёсная лира, Гудок, Скрипка.

Духовые

Волынка, жалейка, калюка, кугиклы, пастушеская труба, пыжатка, рожок, свирель, свистулька.

Гармони

Гармони: Хромка, Ливенская, Саратовская.

Ударные

Барабанка, било, бубен, бубенец, гусачок, дрова, колокол, коробочка, ложки, погремушка, рубель, трещотка.

Белорусские

Баян, бубен, варган, виолончель-басетля, гармоника, гусли, дуда, дудка, жалейка, лира (лера), небольшой барабан, скрипка, цимбалы.

Какими бывают гармошки?

Теперь давайте поговорим о разновидностях национального инструмента. Интересным фактом является то, что таковых достаточно много, что опять же является заслугой народных умельцев.

Само изобретение русская гармонь получала свои названия на основе местности или города, в котором была улучшена. Например, хроматическая гармошка, изобретённая около двух веков назад, подразделяется на тульскую, нижегородскую, вятскую, кирилловскую и другие. Ко второму подвиду относятся однорядные инструменты, самые качественные из которых также изготавливаются в Туле.

Интересным фактом является то, что определение «тульская» уже настолько прочно закрепилось за гармоникой, что многие люди не называют её иначе.

«Однорядка» имеет семь кнопок и считается одной из самых простых в освоении.

В остальном каждая русская гармошка похожа на другие, поэтому непросвещённому человеку трудно различить их. Однако есть и особенный инструмент, «выбивающийся» из числа «двухрядок» и хроматических гармоник – это народная «черепашка».

Своё название «черепашки» получили за миниатюрные размеры и особенно нежное звучание. Они, как правило, содержат от четырёх до десяти клавиш и издают различные звуки при сжатии и растягивании «корпуса». Примечательно, что и сегодня можно найти такие «мини-гармошки» в музеях народного творчества и увидеть, насколько тонко и аккуратно могли работать русские люди несколько веков назад.

Свирель

Свирель принадлежит к древнейшим деревянным духовым музыкальным инструментам славянских народов.
Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница.
Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты.
Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши.
Именно музыкальным инструментом любви, свирель принято считать на Руси.
На свирели играет вечно юный Бог Лель – сын Первобогини, Великой Богини Любви и Верховной Богини Роженицы Лады.
По весне, Лель сам мастерит себе свирель из камышинок или из березовых прутиков.
После этого, Юный Бог Любви играет на ней, завлекая в свои объятия молодых девиц и услаждая их слух мелодичными напевами.
Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины.
Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева.
Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева.
Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий.
Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар.

Игра на Свирели:

Барабан

Без преувеличения, это один из самых древних инструментов в истории человечества. Примечательно то, что большинство музыкальных инструментов появилось в определённом месте. К примеру, те же варганы пришли из Азии, тогда как гитара и её прародительница лира (в современном её виде) была изобретена в Древней Греции. Но барабаны появились повсеместно во всём мире примерно в одно и то же время. Самыми древними из найденных на данный момент барабанов являются инструменты из Месопотамии, которым около шести тысяч лет. То есть это действительно древнейший музыкальный инструмент.

Как устроен барабан — думаем, объяснять подробно не стоит. Если упростить, то барабан состоит из обечайки (кадушки), на которую натянута резонансная мембрана. Конструкция скрепляется фурнитурой.

Мы привыкли, что барабан — это что-то мужское, брутальное, связанное с ритуалами или войной. Но вот интересный факт: в Древней Греции на барабанах (которые выглядели скорее как большой бубен) играли только женщины. Если бы ты был мужчиной в те времена и решил сыграть на этом музыкальном инструменте, то был бы опозорен. Позже греки одумались и поняли, что вообще-то эта штука хорошо задаёт ритм и можно использовать её на гребном флоте для синхронизации движений гребцов, увеличивая тем самым скорость и манёвренность галер. Таким образом, простой музыкальный инструмент позволил грекам добиться превосходства на море.

Вот ещё один интересный факт: в произведении «Ши цзи» историка империи Хань Сыма Цяня, когда удельное княжество Ци напало на вассальное княжество династии Чжоу Лу, оборонявшиеся победили благодаря тому, что барабанный бой вдохновил солдат армии Лу.

Барабаны постоянно модифицировались и приобрели современный вид в прошлом веке, когда была усовершенствована технология производства корпуса (кадушки) и заменена кожаная мембрана на пластиковую. Барабаны использовались почти во всех армиях вплоть до начала XX века. Барабанщиком являлся даже Пётр I, который был не прочь постучать в него, участвуя в смотрах своих потешных войск.

Разновидности инструментов

Старинный музыкальный инструмент — это понятие обширное. Под ним понимают изделия, издающие звуки и выполненные еще во времена Древней Греции и Египта, а также менее «старые» предметы, способные издавать музыкальные звуки и обладающие резистором. Примечательно, что резистором не обладают ударные инструменты, которые производят музыкальные звуки.

Гусли

1) Родоначальником струнных инструментов является охотничий лук, который использовали наши предки. Поскольку при натягивании струна издавала методичный звук, впоследствии было принято решение натягивать несколько струн различной толщины и длины, в результате чего получилось издавать звуки разного диапазона.

Замена корпуса на целый короб привела к извлечению звуков, которые были красивым и мелодичным. К первым струнным инструментам можно отнести:

  1. Гусли.
  2. Гитару.
  3. Теорбу.
  4. Мандолину.
  5. Арфу.

Внимание стоит остановить на скрипках, которые пользуются особым спросом. Самым популярным изготовителем скрипок является Антонио Страдивари

Эксперты сходятся во мнении, что наилучшие скрипки Антонио изготовил в 1715 году, качество этих инструментов просто поражает. Отличительной чертой работ мастера стоит считать стремление улучшить форму инструментов, изменив их на более изогнутую. Антонио добивался идеального звучания и певучести. Украшал корпус скрипок драгоценными камнями.

Помимо скрипок, мастер изготавливал арфы, виолончели, гитары и альты.

2) Духовой музыкальный инструмент может быть изготовлен из дерева, металла или другого материала. По сути это трубка различного диаметра и длины, которая издает звук за счет колебаний воздуха.

Чем больше объем духового инструмента, тем ниже звук, который он издает. Различают деревянные и медные инструменты. Принцип работы первых прост — необходимо открывать и закрывать отверстия, которые расположены на различном расстоянии друг от друга. В результате таких действий происходит колебание воздушных масс и создается музыка.

Гобой

К старинным деревянным инструментам относят:

  • флейту;
  • фагот;
  • кларнет;
  • гобой.

Свое название инструменты получили за счет материала, из которого они изготавливались в те времена, но современные технологии не стоят на месте, поэтому материал заменили частично или полностью. Поэтому на сегодняшний день эти инструменты выглядят иначе, выполняются они из других материалов.

Получить звук из медных инструментов получается путем изменения положения губ и за счет силы вдуваемого и выдуваемого воздуха. Позже, в 1830 году, был изобретен механизм с наличием вентилей.

К медным духовым инструментам относят:

  1. Тромбон.
  2. Трубу.
  3. Тубу и др.

В большинстве случаев эти инструменты изготавливаются из металла, и не только из меди, в ход идут латунь и даже серебро. Но работы мастеров средневековья были сделаны из дерева частично или полностью.

Пожалуй, самым древним духовым инструментом можно считать рог, который использовали с различной целью.

Из истории происхождения названий музыкальных инструментов и музыкальной терминологии в русском языке

И.Эшматова

ИЗ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Ключевые слова: музыкальная культура, древнейшие образцы музыкальных инструментов, история их происхождения, памятники музыкальной культуры.

В хранилищах мировой научно-исторической литературы очень мало сохранены древнейшие письменные памятники, повествующие о происхождении и истории музыкальной культуры народа и содержащие конкретные сведения об эволюции и динамике народных инструментов музыкальной культуры.

Важнейшими источниками, из которых можно черпать более полные сведения о народных музыкальных инструментах и особенно их бытовании в далекие от нас времена, являются письменные памятники – летописи, административно-духовные документы; памятники изобразительного искусства – миниатюры, фрески, иконы; устное народное творчество – былины, песни, сказки, пословицы и т.п. Первые два вида источников – письменные и иконографические – могут подтвердить, какие инструменты и в какое время существовали и таким образом позволяют уточнить относительную датировку их происхождения . Памятники устного народного творчества позволяют выяснить степень популярности инструмента и в известной мере определить территорию его

; УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ )- 91 –

распространения. В ряду письменных памятников XVI-XVII столетий особое место занимают различного рода документы (грамоты, послания), в которых имеются сведения о разных инструментах, их бытовании, музыкально-исполнительской практике. К древним летописным памятникам и житийной литературе присоединяются такие важные источники, как Стоглав, Домострой, Дворцовые разряды, азбуковники и т.д.

О времени появления названий инструментов не существует однозначных данных, так как указанные в источниках даты иногда не являются точными.

Развитие музыкальной культуры русского народа привело к появлению новых терминов в словарном составе русского языка, поскольку многие слова народной культуры с течением времени уходили постепенно в пассивный запас слов.

Исчезли из употребления наименования – шарманка, пыжатка, било, сопель, волынка, гусли и др. В словарном составе русского языка функционируют различные исконно русские и заимствованные из различных языков слова.

Изучая историю происхождения музыкальных инструментов, важно проследить и процесс становления самих терминов. Г.Шухардт в связи с этим утверждал, что вещь нельзя отрывать от слова

«Прогресс может быть достигнут лишь при том условии, что исследование вещей и исследование слов будут идти совместно…; они должны проникать друг в друга, переплетаться и приводить к результатам» (1,51).

Эту версию выдвигает А.Агажанов в книге «Русские народные музыкальные инструменты». В книге И.И.Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка» приводятся примеры со словом «ГОСЛЬ = ГЖСЛЬ (гусли), которое употребляется большею частью во множественном числе – госли: – Се бе сказа гусли и прегудница песни.

Книга Бытш – IV или Прш меть проочскую гоусль. Жто

Дам. (Mumie св.Дама на XV век)». Это доказывает длительную историю становления этого инструмента (1X-X1V вв.) (2,610).

Сведения письменных памятников утверждают, что название инструмента «волынка» появилось лишь спустя некоторое время. В XVI веке появилось название инструмента «козица», а «волынка» появляется в годы царствования Ивана IV Грозного. Широкое распространение данный термин в России получил в XVIII веке.

В конце средних веков уд был занесен маврами в Испанию и Сицилию, откуда в XIV веке под названием «лютня» был распространен в странах Запада, а позднее Восточной Европы.

В России этот инструмент и его название известны с XVIII века.

Термин «цевница» вызывает до сих пор много споров. Одни говорят, что «цевница» и «кувички» являются одним и тем же музыкальным инструментом, носившим в разное время различные наименования. К.Вертков указывает, что «в течение длительного времени пользовались хождением два самостоятельных однозначных термина: устный народный – «кувиклы» или «кувички» и книжный –

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector