Общество вкладчиков пф акб «кредитпромбанк»

Типы

Строение клавишного аккордеона

Аккордеоны имеют много конфигураций и типов.

По высоте звука

  • Некоторые аккордеоны являются бисонорными, производя различные высоты звука в зависимости от направления движения сильфона (некоторые виды гармоней и баянов).
  • Другие являются унисонорными и производят одинаковую высоту звука в обоих направлениях меха (фисгармония).

Левые ручные системы

Типичная 120-кнопочная унисонорная система Страделла

  • Stradella Bass System — 96-кнопочная система (может быть также 120-кнопочной), расположена по квинтовому кругу. Отдельные кнопки отвечают за отдельные аккорды (в том числе и септаккорды).
  • Бельгийская система представляет собой вариант системы хроматических аккордеонов. Она также расположена в квинтовом круге, но в обратном порядке. Эта система имеет три ряда басов, три ряда кнопок аккордов, позволяющих легче перебирать мелодии, объединять аккорды, использовать все пальцы. У таких аккордеонов больше места между кнопками. Эта система плохо продавалась за пределами родной Бельгии.

Правые ручные системы

  • У некоторых справа имеются клавиши с хроматическим звукорядом
  • У других справа имеются клавиши с диатоническим звукорядом
  • У третьих имеются клавиши фортепианного типа (аккордеон)

Регистры

  • Некоторые могут играть в разных регистрах
  • Некоторые играют в одном регистре
  • Также может быть, что на аккордеонах можно настраивать одни и те же регистры по-разному

Особенные аккордеоны

Различные гибридные аккордеоны были созданы с разными видами звукорядов и регистров. Только немногие остались в использовании:

  • Шраммель — аккордеон, используемый в венской камерной музыке и клезмере, имеет высокие частоты — от хроматического баяна и бисонорного баса. В целом он похож на диатонический баян, но с большим разнообразием звукорядов.
  • Штайрише — тип диатонического баяна, применяется в альпийской народной музыке Австрии, в Чехии, Словении, Германии, в Баварии и Южной Италии. Имеет особенный звукоряд.
  • Швицерёргели (швейцарский орган) как правило, имеет три ряда диатонических высоких звукорядов и 18 унисонорных басовых кнопок (подмножество системы Страделла с некоторыми дополнениями).
  • Трикити — баскский аккордеон. Имеет два диатонических ряда с бисонорными высокими частотами и 12-кнопочный диатонический унисонорный бас.
  • Британская хроматическая гармоника — диатонический аккордеон, также распространён в Шотландии. В то время как правая рука играет бисонорный звукоряд, левая рука следует за системой Страделла. Элитной формой этого инструмента, как правило, считается немецкий Shand Morino, произведенный Hohner с участием сэра Джимми Шанда.
  • Педальная гармоника — тип аккордеона (иногда используется в польской народной музыке), который имеет связанную пару труб и один сильфон.

Клавиатуры

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на баяне и облегчения перехода в другую тональность (транспонирования).

Правая и в меньшей степени левая клавиатуры могут иметь некоторое количество регистровых переключателей, в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки.

Правая

Баяны имеют 3-х или 5-ти рядную правую клавиатуру. В 5-ти рядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах.

Современные

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская раскладка (баянный тип B). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется европейская раскладка типа C.

Исторические

Баян, сконструированный В. С. Стерлиговым в 1907 году, имел четырёхрядную правую клавиатуру, первый ряд (от меха) являлся вспомогательным. Раскладка этой клавиатуры позже стала называться ленинградской. В период 1930—1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой.

Схемы

Раскладки бывают трёх типов: московская, европейская, ленинградская.

Московская раскладка (тип B)
5 4 3 2 1
3 2 1
До       До     
До      Ре
Ре Ре  Ми
Ми Фа
Фа Фа  Соль
Соль Соль 
Соль  Ля Ля 
Ля  Си
Си
Европейская раскладка (тип C)
5 4 3 2 1
3 2 1
До      
До      До      
Ре  Ре До     
Ми Ре 
Фа  Фа Ми
Соль Фа 
Ля Соль  Соль
Ля  Ля
Си Ля 
Ленинградская раскладка
5 4 3 2 1
4 3 2 1
3 2 1
Фа      До     
Ми       Си
Ре Ля Ми
Соль Ре
Фа До Соль
Ля  Фа
Соль  Ре  Ля 
До  Соль 
Си

Левая

Оркестровый вид баяна (басовый баян) не имеет левой клавиатуры.

Существуют перевёрнутые баяны, у которых правая и левая клавиатура меняются местами.

Схемы

Схема 1. Правая клавиатура концертного баяна московской раскладки с 3-мя (67 кнопок) и 5-ю (112 кнопок) рядами кнопок.

Схемы 2, 3. Левая клавиатура баяна с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — доминантсептаккорд, У — уменьшённый септаккорд.

Схема 4. Левая клавиатура готово-выборного баяна в выборном режиме. Пример с количеством кнопок: всего — 100, из них 58 выборных (ряды: 3, 4, 5).

Схема 1
5 4 3 2 1
3 2 1
МиБ      
МиБ       ФаБ
ФаБ ФаБ     СольБ
СольБ СольБ
СольБ ЛяБ ЛяБ
ЛяБ СиБ
СиБ Дом Дом
Дом Рем
Рем Рем Мим
Мим Фам
Фам Фам Сольм
Сольм Сольм
Сольм Лям Лям
Лям Сим
Сим До1 До1
До1 Ре1
Ре1 Ре1 Ми1
Ми1 Фа1
Фа1 Фа1 Соль1
Соль1 Соль1
Соль1 Ля1 Ля1
Ля1 Си1
Си1 До2 До2
До2 Ре2
Ре2 Ре2 Ми2
Ми2 Фа2
Фа2 Фа2 Соль2
Соль2 Соль2
Соль2 Ля2 Ля2
Ля2 Си2
Си2 До3 До3
До3 Ре3
Ре3 Ре3 Ми3
Ми3 Фа3
Фа3 Фа3 Соль3
Соль3 Соль3
Соль3 Ля3 Ля3
Ля3 Си3
Си3 До4 До4
До4 Ре4
Ре4 Ре4 Ми4
Ми4 Фа4
Фа4 Фа4 Соль4
Соль4 Соль4
Соль4 Ля4 Ля4
Ля4
Схема 2
120 и 100 кнопок
1 2 3 4 5 6
Ля Ми Б М 7 У
Ре Ля  Б М 7 У
Соль Ре  Б М 7 У
До Соль  Б М 7 У
Фа До  Б М 7 У
Ля  Фа  Б М 7 У
Ре  Си Б М 7 У
Соль  Ми Б М 7 У
До  Ля Б М 7 У
Фа  Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си  Б М 7 У
Соль Ми  Б М 7 У
До Ля  Б М 7 У
Фа Ре  Б М 7 У
Си  Соль  Б М 7 У
Ми  Си Б М 7 У
Ля  Ми Б М 7 У
Схема 3
80 кнопок
1 2 3 4 5
Соль Ре  Б М 7
До Соль  Б М 7
Фа До  Б М 7
Ля  Фа  Б М 7
Ре  Си Б М 7
Соль  Ми Б М 7
До  Ля Б М 7
Фа  Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си  Б М 7
Соль Ми  Б М 7
До Ля  Б М 7
Фа Ре  Б М 7
Си  Соль  Б М 7
Схема 4
1 2 3 4 5
МиК      ФаК
Ми ФаК    
Ля СольК СольК
Ля  ЛяК
Ре ЛяК СиК
Ре  ДоБ
Соль ДоБ РеБ
Соль  РеБ
До МиБ ФаБ
До  ФаБ
Фа СольБ СольБ
Фа  ЛяБ
Ля  ЛяБ СиБ
Си Дом
Ре  Дом Рем
Ми Рем
Соль  Мим Фам
Ля Фам
До  Сольм Сольм
Ре Лям
Фа  Лям Сим
Соль До1
Си До1 Ре1
До Ре1
Ми Ми1 Фа1
Фа Фа1
Ля Соль1 Соль1
Си  Ля1
Ре Ля1 Си1
Ми  До2
Соль До2 Ре2
Ля  Ре2
До Ми2 Фа2
Ре  Фа2
Фа Соль2 Соль2
Соль  Ля2
Си  Ля2 Си2
Си До3
Ми  До3
Ми
Ля 

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

История

В 1829 году венский органный мастер Кирилл Демьян, вместе с сыновьями Гвидо и Карлом, создал гармонику с аккордовым аккомпанементом. При оформлении привилегии на изготовление изобретённого им инструмента, он назвал её «аккордеоном». Привилегия была получена 6 мая 1829 года. С этого времени, во многих странах, все гармоники с готовыми аккордами стали называться аккордеонами.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных моделей, например, Meteor, Stella, Amigo. Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные (Horch, Hohner, Bugari Armando, Scandali), так и советские и российские («Аэлита», «Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», «Акко», «Юпитер», «Элегия»).

Аккордеон является одной из основных номинаций в конкурсной программе Молодёжных Дельфийских игр России.

Характерные отличия от петербургской гармоники

На более поздних образцах металлические детали могут быть выполнены из алюминия. Декор делается в технике инкрустации или металлических накладок (на инструментах петербургского производства в декоре используется мельхиор, именуемый мастерами «нойзильбер» или «польское серебро»). Деки минорки — венской системы (клапаны  утоплены в корпусе) закрыты резными сетками. Мех – 18 борин, разделённых по 6 двумя перерамками, в отличие от петербургских гармоник имеющих 3 секции по 7 борин (всего 21).

Минорка имеет два характерных для петербургских гармоник грифа с расположенными с лицевой стороны лопаткообразными клавишами из прессованной кости, 28 клавиш расположены в три ряда (по 9 в крайних и 10 в среднем ряду) в правой клавиатуре и 12 (в два ряда по 6) в левой, в то время как петербургская гармоника имеет  37  клавиш (реже 34) правой клавиатуры, и 16  — левой.  С тыльной стороны левого грифа расположен «душник» — клапан для манипуляции объемом воздуха внутри меха.

Как и петербургская гармоника, минорка относится к сменнотонным гармоникам (все клавиши дают разные звуки на сжим и разжим).  Русский строй характеризуется звуками тонической группы (устои и тоническое трезвучие) на разжим и доминантовой (неустои и доминантовое трезвучие) на сжим; при немецком строе — наоборот.

Особенности аккордеона

  • Использование множества т. н. регистров, позволяющих менять и комбинировать октавы исполняемых мелодий, даёт возможность моделировать множество других инструментов и тем самым фактически заменить их звучание. На концертных версиях аккордеонов существуют регистры, расположенные в местах, которые позволяют переключать их, не прерывая мелодии (например, т. н. «подбородковые» регистры).
  • Управляемость длительностью звучания позволяет извлекать звуки почти произвольной длительности и, тем самым, адекватно воспроизводить орган, в отличие от фортепьяно, где это невозможно.
  • Зависимость извлечения звука от движения меха даёт простор дополнительным приёмам звукоизвлечения (например, вибрато) вплоть до изменения высоты ноты на дробные доли тона (нетемперированное глиссандо).
  • Портативность позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
  • Меньший размер клавиш по сравнению с фортепиано даёт возможность исполнять большие интервалы.
  • Несмотря на использование регистров, полное соответствие (совпадение всех гармоник в звуковом спектре) тембрам других инструментов невозможно
    Зависимость извлечения звука от движения меха создаёт трудности (прерывание звучания) при смене направления движения меха.
  • Меньшая распространённость (по сравнению с фортепиано, например) в России приводит к необходимости приносить инструмент с собой. В то же время, например, фортепиано имеет достаточно большое присутствие во многих крупных организациях.

Виды диванов-аккордеонов

Конструкция

Как и другие типы диванов, модели с механизмом «аккордеон» бывают прямыми и угловыми. Прямые обычно располагаются по центру комнаты, иногда их дополняют мягкими креслами. Это модели с довольно простой конструкцией из трех каркасных и трех матрасных элементов, расположенных поперек, с небольшой спинкой-изголовьем, иногда подлокотниками.

Угловые диваны-аккордеоны обладают дополнительной частью с удлиненным сидением — оттоманкой. Как правило, она занимает 1/4 или 1/5 ширины дивана и состоит не из трех, а из двух или одного фрагмента. Оттоманка увеличивает площадь спального пространства, делая кровать еще более вместительной и удобной. Некоторые угловые диваны имеют встроенные деревянные подставки, которые можно использовать в качестве журнального столика или прикроватных тумбочек.

Каркас

Именно от каркаса в наибольшей степени зависит прочность и долговечность мебельного изделия. В диванах-аккордеонах могут использоваться алюминиевые основания, металлические сетки, а также короба из дерева, МДФ или ДСП. Отдельно следует уточнить материал ламелей. Эти перемычки делают из пластика, каучука, полипропилена, фанеры, древесины. Каучуковые и полипропиленовые крепления планок уплотняют их и устраняют скрипы при использовании кровати.

Матрас

Удобство во время сидения и сна определяется качеством мягкой составляющей дивана — матраса. Он может быть любого типа: пружинным или беспружинным, разной степени жесткости, с такими наполнителями, как пенополиуретан, латекс, кокосовое волокно, войлок, эластичная пена «memory», хлопок, шерсть.

Обивка

Как правило, производители мебели предоставляют клиентам возможность выбирать тип обивки самостоятельно, ориентируясь на их вкус и эстетические требования. Популярные материалы – кожа (натуральная либо искусственная), жаккард, гобелен, замша, флок. Если диван планируется часто использовать для сна, ткань лучше применить натуральную и максимально износостойкую. Плотные обивки на основе хлопка и льна не электризуются и меньше притягивают пыль, а ворсистая плюшевая синтетика из-за постоянных нагрузок может быстро потерять привлекательный вид.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Примечания

  1. .
  2. , с. 115.
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 мая 2018.
  4. Виктория Соловьёва, Сергей Грамотеев. . ГТРК «Ока», «Вести-Рязань» (телеканал Россия-1) (7 мая 2009). Дата обращения 4 мая 2012.
  5. , с. 8—9.
  6. , с. 15.
  7. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. Музыкальных инструментов фабрики и заводы // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия (рус.). — 1992. / Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярёв А. Я. и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. — 687 с.
  8. , с. 176.
  9. , с. 39.
  10. // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 400. — 1056 с.
  11. ↑ , Восточные национальные гармоники, с. 78—83.
  12. Вертков К.А., Благодатов Г., Язовицкая Э. Ирон-кандзал-фандыр. Комуз // Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — С. 102—103, 109. — 276 с.
  13. , с. 26.
  14. , Концертина английская, с. 34—35.
  15. , Бандонеон, с. 38—41.
  16. , Немецкая концертина, с. 36—37.

Выдающиеся аккордеонисты

Зарубежные:

Астор Пьяццола — композитор и исполнитель (игравший на ближайшем родственнике аккордеона — бандонеоне)
Ян Тирсен — композитор
Д. Фоссен — композитор и исполнитель
Пьетро Фроссини
Похьонен, Киммо
Теодоро Анцелотти — исполнитель
Штефан Хуссонг — исполнитель
Кейко Харада — композитор
Трио Accordeon Tribe
Nino Portelli

Российские (и советские):

Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель, Народный Артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год
Юрий Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга
Роман Бажилин — исполнитель, лауреат международного конкурса, автор многочисленных нотных сборников
Ян Табачник
Щураков, Сергей Михайлович
Motion trio — Гран при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector