Башкирский народный инструмент

Несколько слов о названии инструмента

Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское — «Домра«) происходят от арабского слова «Танбур», что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается «…Тан — сердце, бура — терзать». Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются («М» на «Н», «Т» на «Д»), а гласные (кроме «А», «У» и «И») существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур — «домбур — дунбура — думбра — домбра — домр — домра» и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание «Думбыра», где «ы» часто опускается («Думб(ы)ра»), а «У» заменяется на «О» («Домб(ы)ра»), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.

Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра — достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая — португальская.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь речь пойдет об уникальном шедевре. Домбра – музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны

Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон

Домбра – музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Это значит, что звук из нее добывают одним из следующих способов:

  1. Щипком.
  2. Ударом кисти.
  3. С помощью медиатора.

В результате мы получаем тихий, нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы.

Домбра в казахской культуре

Казахская Домбра

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент[источник не указан 1918 дней]. Музыкальные инструменты подобные домбре есть не только у казахов, этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в азербайджанской и турецкой культуре — Саз, в якутской — Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Это интересно!

Национального дня домбры.

​Любить красоту родной земли, уважать свою историю и гордиться достижениями национальной культуры нам помогают люди искусства – музыканты, художники, актеры. Одним словом, все те люди, кто пишет прекрасную симфонию нашей столицы. Самые волшебные звуки в симфонии родного края – это звуки домбры! Поэтому 12 июня 2018 года Глава государства подписал Указ об учреждении нового праздника – Национального дня домбры. Домбра испокон веков занимала особое место в нашей жизни. Это верный спутник казахов во все времена, символ нашей истории и обычаев. Под чудесные звуки домбры проходила жизнь казахского народа. Это одно из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами.​«Домбра с незапамятных времен сопровождает нас в моменты радости и побед. Через звуки струн и мелодии кюев из поколения в поколение передаются наши культурные ценности, традиции, героические сказания», – отметил президент Нурсултан Назарбаев.

​День домбры будет проходить ежегодно в первое воскресенье июля. В самый первый День домбры на столичной площади «Қазақ елі» тысячи профессиональных музыкантов-домбристов и музыкантов-любителей одновременно исполнили лучшие казахские кюи – «Көңіл ашар», «Балбырауын», «Сарыарқа», «Адай», «Ерке сылқым».

В этот день на площади «Қазақ елі» и других площадях города устанавливались юрты, организовывались мини-музеи казахских национальных музыкальных инструментов.​В них выставлялись инструменты, на которых играли Курмангазы, Дина Нурпеисова, Ахмет Жубанов и другие известные музыканты. Гости праздника имели возможность увидеть процесс изготовления музыкальных инструментов.

1. Расскажи, кто написал кюи, которые исполнял самый большой оркестр домбристов Астаны в Национальный день домбры?

2. Подумай, какие из представленных в инфографике кюев ты включил бы в свой аудиокаталог лучших музыкальных произведений о родном крае?

3. Если ты еще не владеешь игрой на домбре, постарайся научиться играть на ней и принять участие в следующем году в таком сводном оркестре домбристов.

4. Обсуди в группе: о каких еще событиях рассказывает данная инфографика?

  • 15 июня 2018 года
  • 20 июня 2018 года
  • 12 июня 2017 года
  • 12 июня 2018 года

Для создания своего аудиокаталога ты можешь воспользоваться общедоступным музыкальным порталом по адресу: http://mp3.retroportal.ru

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. — Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. — Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

О происхождении и видах курая

Во многих народных башкирских эпосах идет речь о происхождении курая. Наиболее популярная притча повествует историю о том, как главный герой, гуляя в долине реки, был привлечен красивыми мелодичными звуками. Когда юноша стал искать источник мелодии, то выяснилось, что это стебли растения поют на ветру. Тогда он срезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает с десяток его видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на тыльной стороне инструмента. Во время знакомства с инструментом музыкальные педагоги нередко используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники извлечения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия. По мере роста мастерства к ним добавляются второе и четвертое. Ну, а пятое с тыльной стороны остается на самый «десерт».

Курай часто классифицируется по материалу, из которого изготавливается инструмент. Так, существует медный курай, который напоминает трубочку наподобие флейты из латуни и имеет семь отверстий. Встречается даже серебряный курай, частично или полностью изготавливаемый из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается затейливым орнаментом. Агач-курай изготавливается из древесины клена, орешника или калины.

Историю этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждает и тот факт, что вот уже не одну сотню лет существует, например, курай из соломки. Он попросту делается из злаковых стеблей. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть эталонной. Выбирался стебель подлиннее — в среднем 160-180 мм, и делалось несколько отверстий для игры. Для нехитрых мелодий после окончания трудового дня в поле этого было вполне достаточно.

Или еще одна подобная разновидность инструмента, который трудно назвать музыкальным в абсолютном понимании – сор-курай. Аналогично изготавливался из подходящего стебля любой степной травы. Он использовался в основном при охоте или в походах для подачи сигналов.

Надо отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Аналогичную длину имеет еще один вид курая – казанский, с той лишь разницей, что он изготавливается из металлических трубок. А вот ногайский бывает чуть покороче, до 700 мм, и имеет лишь два игровых отверстия. Этот инструмент считается женским.

Общее наследие

Между тем ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры (Казань) Эльмира Каюмова не согласна с таким утверждением уфимцев. В беседе с корреспондентом «Реального времени» она сообщила, что у татар примерно до середины XX века был распространен копшэ курай, который изготавливался из зонтичного растения с полым стеблем. Другая разновидность этого инструмента — агач курай, который вырезался из дерева. Причем у татар он был как короткий, так и длинный.

— Курай — инструмент и татарский, и башкирский, — уверена казанский эксперт. — Для нас он тоже традиционный. Я, как специалист с 30-летним стажем, выезжаю в экспедиции. Меня удивило то, что в Апастовском районе до сих пор сохранилась традиция игры на деревянных кураях. Сейчас технология изготовления утрачена, но есть отдельные экземпляры у населения.

В чем отличия башкирского курая от татарского? Каюмова пояснила, что башкирский, как правило, длинный. Музыкант его держит вдоль тела. Для того, чтобы извлечь из него звук, нужна определенная сноровка при вдувании воздуха. Татары держат духовой инструмент параллельно земле. Более того, на схожем инструмента (именуемом сыбызгы) играют и казахи, а исполнению на нем учат в Казахской консерватории.

Татары держат духовой инструмент параллельно земле, и он, как правило, небольшого размера. Фото gov.cap.ru

И таких инструментов, за правообладание которыми могут поспорить башкиры, татары и другие родственные народы, много. По словам Эльмиры Каюмовой, в прошлом татары нередко пользовались кубызом — тюркским вариантом варгана. И во время женских посиделок этот щипковый инструмент аккомпанировал пению и пляске.

— У нас в Татарстане есть единственный район — Муслюмовский, на гербе которого изображен мальчик, играющий на курае, — продолжает Каюмова. — В парке поселка Муслюмово установлен памятник кураю. Так что спорить совершенно бесполезно, чей курай: это общее наследие. Историю не выкинешь и никуда не денешь.

Зурна

Еще один башкирский музыкальный инструмент, название которого похоже на название специи или национальной одежды. На самом же деле это духовой инструмент, во многом схожий с дудуком или балабаном. Зурна широко распространена не только в Башкирии, но еще на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах. Однако везде у инструмента есть своя специфика и свои секреты изготовления. В Башкирии его принято называть сорнай.

Сорнай традиционно изготавливается из рогов животных, преимущественно рогатого скота, поэтому имеет относительно небольшую длину – не более 400 мм. Встречается зурна мундштучного и язычкового типа. Отличаются они наличием пищика и количеством отверстий. Известно, что зурна мундштучного типа повсеместно использовалась не только для музицирования, но и для подачи сигналов во время охоты и войн. Язычковый же аналог был особенно любим мирными жителями — пастухами и скотоводами.

Видео: Как звучит кубыз

Похожие новости.

Солидные часы – признак уверенного в себе человека

Часы в наше время являются украшением, особенно для мужчин, так как в деловой среде мужчины носят только лишь часы и кольца, иногда запонки. Все это говорит о том, что имеющиеся

Новый клип Тимофеева

На прошлых выходных был снят клип на новую песню Николая Тимофеева «С Новым годом!», которая стала дебютной работой в сольной карьере Тимофеева, после того, как распался коллектив группы «Дискотека Авария».

Музыка Modern Jazz

Естественно, современный джаз отличается от того, который исполняли в Новом Орлеане. Он цельный, цепляющий и разнообразный. Но другой, хотя, естественно, сравнение неизбежно. Современный джаз прочно обосновался в музыкальном мире. Сегодня

Семейные дрязги Ренаты и Земфиры

Рената Ливтинова и Земфира Рамазанова публично объявили о своих непростых отношениях еще в 2005 году. И, как у любой другой семьи, у них наметился кризис семи лет. Недавно журналистам

Такой духовой инструмент как труба в современном понимании очень похож на пионерский горн. Трубка в нем свернута в кольцо, которое расширяясь в конце. Настоящая труба музыкальный инструмент, который отличается от

Как появилась домбра?

Родственников у казахской домбры много, это и русская домра, и узбекская думбыра, и башкирская думбыра. Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно. Но исследователи уверены в одном: это предмет с богатой историей. Археологические находки свидетельствуют, что прототип домбры появился более 4000 лет назад.

В качестве доказательства приводят наскальную живопись, найденную на плато Майтобе в 1989 году. На рисунке изображён музыкальный инструмент, похожий по форме на домбру, и танцующие люди. Археолог Кемаль Акишев отнёс находку к эпохе неолита.

Наскальная живопись / Фото с сайта abai.kz

Сакские племена тоже играли на инструменте, очень схожем с домброй. Во время раскопок Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. Находили описание этого инструмента и у куманов (европейское название кипчаков). Любили домбру и племена гуннов. До наших дней дошли даже их кюи: «Кеңес», «Сары өзен», «Шұбар ат».

Абу Насыр аль-Фараби в своих трудах так описывал тамбур: инструмент, очень похожий на домбру.

Есть, конечно, и красивые легенды происхождения инструмента. По одной из них на Алтае жили два брата-великана. Младший очень любил играть на своей домбре. И только он начинал играть, забывал обо всём на свете. Старший же был очень тщеславным. Захотелось ему прославиться, построив мост через реку. Стал он собирать камни и возводить мост. Старший – работает, младший – играет. День прошёл, второй, третий. Не спешит на помощь музыкант к брату. Разозлился тогда старший, выхватил домбру и ударил её о скалу. Смолкла музыка, но остался на камне отпечаток. Через много лет люди нашли этот отпечаток, стали по его подобию изготавливать новые домбры – музыка зазвучала вновь.

Другая легенда гласит, что у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи, слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй «Аксак кулан». Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие – след от расплавленного свинца.

Ещё одна интерпретация предыдущей истории не обошлась без любовной составляющей. Раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия. Этим инструментом виртуозно владел джигит Кежендык. И вот он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил джигита к себе в юрту и приказал доказать любовь к своей дочери. Кежендык стал играть. Играл он долго и красиво. И пел не только о любви. Исполнил он песни о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал вылить на домбру свинец. Тогда-то и появилось отверстие и осталось всего две струны.

В красивых легендах есть доля правды. Этот щипковый инструмент как никто другой может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль. Кюй красиво может напеть о прекрасном, а айтыс хлёстко ударить, напомнив о самых низменных качествах, после которых героям точно захочется залить инструмент свинцом. Не зря смелых акынов ценили во все времена. Музыка могла сказать о том, о чём боялись сказать сами люди. В состязании айтыскеров некоторые вообще видят прародителей современных рэп-батлов.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка:

В 2010 году домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй «Кенес».

Историческую ценность домбры признала и ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса 2. Корпус 3. Внешние щечки корпуса 4. Внутренние щечки корпуса 5. Язычек 6. Колено язычка 7. Кончик язычка 8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Курай.

Кура́й
(башк.ҡурай
) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector