Курай

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э. Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор.

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 373.
  • // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 286. — 672 с.
  • Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
  • Бадретдинов С. Башкирский курай. // Ватандаш. — 2000. — № 1. — С.130—135.
  • Беляев В. М. Реконструкция башкирского курая //Проблемы музыкального фольклора народов СССР. — М., 1973. — С. 351—355.
  • Благодатов Г. И. Курай // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  • Гайнетдинов Ю. Башкирское чудо. // Ватандаш. — 2009. — № 5. — C. 164—176. (башк.)
  • Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Т. II //М.: Советский композитор. — 1988. — С. 127—136.
  • Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  • Камаев Ф. Х. Напевы курая: Фольклорный сборник. — Уфа: Башкнигоиздат, 1991. — 56 с.
  • Кубагушев А. М. Курай : К 100- летию Г. З. Сулейманова : Учебное пособие. — Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2012. — 144 с. — ISBN 978-5-9613-0207-3.
  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
  • Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. — М., 1965.
  • Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с. ISBN 5-87978-297-2
  • Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие: На баш. языке. — Уфа: Китап, 2011. — 156 с. — ISBN 978-5-295-05401-3. (башк.)
  • Рахимов Р. Г. Курай: Учебное пособие. — Уфа: Китап, 2012.
  • Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент. — СПб., 1896.
  • Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. — СПб, 1897.
  • Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. — Казань, 2007.
  • Халитов Р. Ф. Татарские народные музыкальные духовые инструменты: Описание и методика изготовления. — Казань, 1992.
  • Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  • Сөләймәнов Ғ. З. Ҡурай. — Өфө: Башҡортостан китап нәшриәте, 1985. (башк.)
  • Сулейманов Г. З. Курай : на башкирском языке. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. — 88 с. (башк.)

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай — «сухой», в древнем монгольском языке кагурай — «сухой стебель», в сибирскотатарском языке курау — «высушивать», в марийском языке каура — «сухой», «ломкий», в венгерском языке koro — «сухой стебель».

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны.

Климат

Расположено поселение Курай высоте 1495-1505 м над ур. моря. Находится оно в Курайском биоклиматическом районе, который охватывает Курайскую котловину и долины притоков р. Чуя в их нижнем течении.

Основные ландшафты — сухостепные и полупустынные. Значительная часть местности представляет собой (на левом берегу Чуи) кочковатое болото, немало также и солонцов. Самая «степь» имеет глинистую почву с примесью гальки, весьма скудно покрытую травянистой растительностью.

Почва сухая, почему, если и пригодна для земледелия, то в очень ограниченном размере, т.к. требуется искусственное орошение, следы которого можно видеть на левом берегу р. Чуи.

Годовая сумма атмосферных осадков 200 мм и более. Наибольшая высота снежного покрова около 15 см.

Зимой происходит сток холодного воздуха со склонов окружающих хребтов на днище Курайской котловины, где воздух застаивается и выхолаживается. Поэтому здесь постоянно суровая и очень суровая ясная погода.

Средняя температура января -28…-30°С. В конце марта нередко бывает мягкая морозная погода, а иногда и оттепели.

Лето относительно теплое. Средняя температура июля +13…+14°С. С мая по сентябрь 55-60 дней с благоприятными биоклиматическими условиями; в течение года — 90-100 дней. По степени комфортности Курайский район зимой относится к остро дискомфортному, летом — к дискомфортному типу.

Насколько здесь суров и малоблагоприятен для земледельческого промысла климат, можно судить по следующим фактам: в давние времена знаменитый исследователь Чихачёв, проезжая степью 27 мая 1897 года, отмечал: «ничто ещё не возвещало о приближении лета, растительность прошлого года не была заменена новою. Ночью температура упала до –4,3°».

Курай. Фото П.Трофимова

27 августа 1897 года, когда производилась перепись населения Курайской степи, «весь день шёл мелкий снег, природа долины имела вид поздней осени, когда уже почти вся травянистая растительность погибла, и нигде не видно ни яркой зелени, ни цветов.

Суровость климата объясняется значительной высотой местности – по определениям инженера Ивачёва высота Курайской степи 50002 фут.».

А 29 июня 1908 г. Верещагин В. И. отмечает: «В полдень мы прибыли в Курай и прожили здесь два дня. Минимум-термометр в первую ночь дал +5° и во вторую +5,5°С».

«В эти края пришли сподвижники пророка»

— Роберт Нажипович, вы основали ансамбль «Курайсы». Как возникла мысль создать такой коллектив?

— Задолго до того, как мы начали играть, я слышал в своем сердце, в голове звуки ударных инструментов, думбры и курая. Потом появились композитор, музыканты — и мы попробовали реализовать эту идею. Были «доброжелатели», которые скептически высказывались: «Ничего у тебя не получится». Но это мне только добавляло еще больше уверенности. Когда у человека есть намерение, Всевышний Аллах посылает ему рядом людей, и тогда все начинает получаться. И с первыми музыкантами 12 июня 2006 года сыграли первые фрагменты этого проекта.

— Вы также посещали гору Нарыстау в Миякинском районе. Почему она для вас так сакральна?

— Поначалу я не знал о священности этой горы, мы туда ездил с друзьями, отдыхали, готовили кушать. И туда подъехал большой груженый КРАЗ. Из грузовика вышел дядечка предпенсионного возраста и искупался в родниковой воде. Я очень удивился: вода ведь очень холодная. Когда он собрался уезжать, я подошел к нему и спросил: «Что это за место? Почему сюда приезжаете?» А он мне говорит: «У меня маленькие дети. Врачи отправили меня на инвалидность. А мне надо растить детей. И я стал искать альтернативные источники оздоровления, начал читать намаз. Потом узнал, что рядом с моей деревней есть святой источник, куда в прошлые века подходили караваны с верблюдами. Они здесь останавливались, ставили юрты. Здесь слепые дети прозревали, люди, которые не могли ходить, вставали на ноги. И я стал периодически купаться в этом источнике. Потом снова прошел медицинское обследование — и врачи не обнаружили следов того диагноза, который мне поставили, с чем хотели отправить на инвалидность».

Я начал изучать дальше и выяснил, что в эти края в свое время пришли сахабы (сподвижники, — прим. ред.) пророка Мухаммада (мир ему). Получается, за тысячи километров Зубейр бин Зейд, Абдурахман бин Зубейр и Талха бин Усман шли на Южный Урал, в холодную страну, где можно замерзнуть зимой. Зная, что они никогда не вернутся в родные края, выполняли повеление пророка Мухаммада (мир ему). И двое из них погребены на этой горе. В Коране и кудси-хадисах говорится, что места, где покоятся любимые Господом люди, покрыты нуром Аллаха. Эти вещи совпадают с историческими данными и реальными событиями. Поэтому для меня это очень значимое место.

Гора Нарыстау. Фото rb7.ru

— Раньше вы играли за детскую команду «Салават Юлаев». Болеете ли вы сейчас за уфимскую дружину?

— Да, я тренировался в клубе «Салават Юлаев». Мои родители смотрели хоккей. Папа мне купил канадские коньки — большой дефицит для советского времени. Из детей, которые там тренировались, я был одним из самых быстроходных игроков. Каждый человек должен найти свое дело, свое предназначение. Поэтому у меня сейчас в руках не хоккейная клюшка, а курай.

— Играете ли сейчас в хоккей в свободное время?

— Сейчас особо не получается. Но любое действие, которое приводит к уважению и добру, я поддерживаю.

Творческие конкурсы

Выступление группы «Аргымак» на акции «Спасём Шиханы» у подножия Тратау, 2011 год

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учреждён в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

«Ну не растет в Татарстане курай»

Башкирия долго искала свою дорогу к патенту курая. Изначально были поданы несколько заявок на госрегистрацию наименования места происхождения товара (НМПТ), товарного знака, промышленного образца курая. По последним пунктам были получены отказы. Работа продолжилась только в направлении НМПТ. Были изучены архивные документы, в которых упоминался курай как музыкальный инструмент башкир. Также свою доказательную базу предоставили биологи — о распространении на территории республики реброплодника уральского (научное название курая). Из стебля этого растения можно извлекать определенные звуки, знакомые любителям башкирской музыки.

В июне 2017 года было получено заключение экспертной комиссии Министерства промышленности и торговли РФ, а в ноябре подана заявка на патент. В марте статус правообладателя получил Республиканский центр народного творчества Башкирии.

У татар до XX века был распространен копшэ курай, который изготавливался из зонтичного растения с полым стеблем

— И в Татарстане, и Башкирии есть люди, которым нужен пиар, но мы должны понимать, что более близких народов, чем мы, нет, — рассуждает Артур Алибаков о сложившейся ситуации. — Ну извините, не растет в Татарстане курай! Мы же не претендуем на инструменты других народов, никого не хотим обижать, со всеми вместе мы работаем и не хотим политической интерпретации этой ситуации.

Устройство, характеристики

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Курай изготавливают путем обхвата стебеля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое — на расстоянии 4 пальцев, следующие три — на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е — на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Признанным мастером изготовления деревянного курая является Вакиль Шугаипов.

Творческие конкурсы

Выступление группы «Аргымак» на акции «Спасём Шиханы» у подножия Тратау, 2011 год

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учреждён в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Кураисты

См. также категорию: Кураисты

А. М. Аиткулов, Г. Б. Аргынбаев (Габит-сэсэн), Х. Б. Ахметов, Х. Ш. Ахметшин, М. М. Балапанов (Ишмухамет-сэсэн), Р. Г. Буляканов, Ю. И. Гайнетдинов, Р. М. Гайзуллин, И. И. Дильмухаметов, И. Ш. Дильмухаметов, С. И. Дильмухаметов, К. М. Дияров, И. К. Ильбаков, А. Д. Искужин, Ю. М. Исянбаев, Р. Р. Карабулатов, Р. Р. Рахимов, М. А. Рахматуллин, Г. З. Сулейманов, М. У. Тулебаев, Г. Г. Ушанов, Р. Н. Юлдашев, М. Б. Ямалетдинов.

Музыканты других направлений, использующие курай

«Виртуозы Москвы», Владимира Теодоровича Спивакова, Гарик Сукачев совместно с Пелагеей и Чайфом, Николай Носков, Марат Файзуллин (Taturas), ДДТ (на альбоме Метель августа и др.)

Как с ним бороться?

Лучше всего заранее изучить внешний вид ядовитых растений той местности, где вы живете. Борщевик имеет большие зеленые листья, которые могут вырастать в длину до полуметра. Сам он растет в высоту на 1,5 метра. Но это в среднем, на самом деле он часто вырастает выше головы человека. Стебель у него полый внутри, сверху покрыт ворсинками.

Цветет борщевик в середине лета, тогда он особенно опасен. Цветы у него большие, представляющие собой соцветия, состоящие из множества маленьких зонтиков, которые, в свою очередь, составлены из крошечных цветочков.

Да, курай – цветок, но в вазу его лучше не ставить. Если это растение начало подбираться к вашему дому, с ним обязательно надо бороться. Иначе оно забьет все другие растения. Дело в том, что около борщевика не могут выжить другие представители растительного мира. Они погибают от его яда.

Как же бороться с этим сорняком? Можно выкашивать его заросли, надев безопасную одежду, лучше влагоотталкивающую, очки, сапоги и перчатки. Можно сжигать, когда растение подсохнет осенью. Иногда выкапывают молодые ростки. Но корни борщевика мощные и часто выживают, даже если их повредить. Главное, не останавливаться и вести непримиримую борьбу до полной победы.

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай (башк. ҡурай) — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8—10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4—5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2—2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14—15 клапанов) с хроматическим строем.[источник не указан 898 дней]

Казан курай

Казан курай.

Казанский курай — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20—30 мм, у основания — 10—15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3—3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20—25 мм, ширину 2,5—3 мм. Его вырезали на расстоянии 8—10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Калюка (башк. сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растёт Реброплодник уральский.
Основная статья: Калюка.

Калю́ка (от колю́чий), также вы́гонка, колю́ка, оберто́новая фле́йта, травя́ная ду́дка — духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью продольной обертоновой флейты, поскольку во время исполнения игры на этом музыкальном инструменте выдувают натуральные обертоны. Представляет собой полый цилиндр со специальными отверстиями, изготовленный из стебля татарника колючего или некоторых других растений.

По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

Сыбызгы (башк. һыбыҙғы).

Очень полезный

Курай – растение лекарственное. Не исключение и дягиль. Но для заготовки сырья подойдет именно дягиль лекарственный. А его собрат дягиль лесной для этих целей не годится. Лечат настоями дягиля расстройства кишечника, где он нормализует микрофлору. Применяют его в урологии, как мочегонное и противовоспалительное средство. Также он поможет очистить организм от паразитов. Сок этого растения помогает отоларингологам бороться с отитами и шумами в ушах. Также его соком лечат витилиго и псориаз.

Свойства этого растения изучают в различных странах. Например, в Японии из дягиля готовят препараты, улучшающие кровообращение, помогающие восстанавливаться после инсульта. А в Китае считают его очень полезным в борьбе с женскими недомоганиями. Курай — цветок, который помогает нормализовать гормональный баланс, придает силы, восстанавливает энергию. Кроме того, он восполняет потерю железа во время менструаций и делает их менее болезненными. Также справится он и с негативными проявлениями климакса.

Но есть и другой представитель зонтичных, который известен как вредный и опасный сорняк.

Знаменитые люди

В селе родились: певец, кайчи, способный исполнять сказание на протяжении нескольких дней, Алексей (Элес) Иванович Тадыкин (01.11.1970); заслуженный работник культуры РА Надежда Кундеевна Смагулова(28.04.1954); мастера спорта СССР по греко-римской борьбе братья Эзен Карманович (р.12.02.1947) и Николай Карманович Белеековы, а также Александр Поликарпович Манзыров(р. 12.10.1957, ныне заместитель Председателя Правительства РА, министр сельского хозяйства Республики Алтай).

В селе работали: педагог, журналист, писатель и фольклорист Михаил Чинатович Алтайчинов; общественно-политический деятель Виктор Павлович Барабошкин; фольклорист, доктор филологических наук Зоя Сергеевна Казагачева, лауреат премии за достижения в области культуры и искусства 2015 года Вера Федоровна Тозыякова.

Курай. Фото П.Трофимова

Среди известных работников сельского хозяйства, награждённых орденами и медалями, отметим: чабанов Татьяну Кучуковну Таханову, Айдара Янчановича Бакрасова, Боробалу Спиридоновну Таханову — медаль «За трудовое отличие»; председателей колхоза Петра Дюсбировича Кордоева, Ирину Ивановну Черепанову, яковода Валерия Рахимовича Адыкенова и козовода Боробаша Матакова — медаль «За трудовую доблесть»; колхозника Василия Сергеевича Тутнанова — орден Трудовой Славы III степени; тракториста Николая Амыровича Болтокова — орден Знак Почета, чабана Анну Иргильдиновну Манзырову — орден Трудового Красного Знамени. Коллектив звена яководов (старший яковод Каланаков Николай Бозуевич), стал лауреатом премии имени Героя Социалистического Труда А. Ф. Попова.

Есть и другие

Курай – растение, которое может быть разным. Этим названием могут именовать и других представителей семейства зонтичных. Например, дягиль (дудник). Его еще называют красивым словом «ангелика», потому что оно такое полезное, что им, по легенде, пользовался для излечения больных сам архангел Михаил.

Цветки дягиля также имеют форму зонтика. Он отличается от других растений подобного вида своим специфическим запахом, идущим от корневищ. Его цветки до созревания имеют зеленый цвет, а затем меняют его на белый, желтоватый или розоватый. Ствол у него крупный, полый. Дягиль любит расти вдоль водоемов.

«Шевчук — наш земляк. Есть моменты, при которых мы понимаем друг друга без разговоров»

— Вы также выступаете в защиту шиханов. Почему для вас так принципиально сохранить горы Куштау и Торатау от разработки БСК?

— Есть живые деревья, а человек приходит и забивает в них гвозди. Деревья — это такие же создания, которые выполняют важную функцию — обогащают кислородом нашу планету. Точно так же каждая гора — это творение Всевышнего, и человек никогда не сможет создать что-то подобное

Человек должен почтительно относиться ко всему, что нам подарил Всевышний Аллах, тогда мы сможем сохранить нашу зеленую планету для наших детей, будущих поколений — это очень важно. Если вы будете в регионах, где это упустили, то вы поймете, о чем я говорю

Наверное, желательно что-то не делать в ущерб предприятию и людям, которые там работают. Но есть современные технологии. Пока мы говорили о горе Торатау, выяснили, что ту же самую соду производят с помощью современных технологий. А у нас (на предприятиях «Башкирской содовой компании», — прим. ред.) используются технологии 1940-х годов. Сносится гора, используется известняк, а попутно получается много вредных веществ, чтоб изготовить соду. В Китае уже много лет используются совершенно другие методы — за счет углекислого газа: ничего не надо разрушать или сжигать. Хотел бы, чтоб все наши предприятия в первую очередь задумывались об экологии. Мне кажется, все это возможно при понимании, что на Земле есть главные вещи.

— Как пришла идея записать клипы о шиханах с Юрием Шевчуком и рядом уфимских музыкантов?

— Аллага шокер, есть люди, понимающие, насколько важно сохранить чистоту природы. Это инициатива ребят, которые хотят защитить эти горы

Нам предложили в этом поучаствовать. И мы согласились.

Группа «Курайсы». Фото facebook.com/robert.yuldashev

— Получается, вы с Шевчуком тоже общались?

— Шевчук — наш земляк. Конечно, есть моменты, при которых мы понимаем друг друга даже без разговоров: есть малая и большая родина. Через любовь к малой родине происходит любовь к большой.

— А приглашал ли он вас принять участие в концертах «ДДТ»?

— Были ситуации, когда приглашали сыграть его близкие друзья. Они нас хотели состыковать, мы даже ездили к нему на базу в Санкт-Петербурге. Но оказывалось так: то он в отъезде, то мы (когда он был в Уфе). У нас все расписано на годы вперед. И никак не получалось. Даст бог, еще пересечемся и сыграем вместе.

Игра на курае

Выступление кураиста Роберта Юлдашева в Уфе

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приёмов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поётся бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространён в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector