Мандолина

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

История

Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. Сильно изогнутый вариант лютни, который изготавливали только в Неаполе, стал образцом для мандолин уже в XIX веке. История мандолины началась с мандолы, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.

Первое упоминание современного варианта мандолины со стальными струнами («генуэзская мандолина») приходится на работы известных итальянских музыкантов, путешествовавших по всей Европе, обучавших игре на музыкальных инструментах и дававших концерты. Наиболее значимое упоминание принадлежит Гервазио Виначия, который путешествовал с середины XVIII до начала XIX века. Эти упоминания и записи неаполитанских музыкантов семьи Виначча заставляют некоторых историков утверждать, что современную мандолину изобрели именно в Неаполе представители семьи Виначиа. Более поздний вариант мандолины был сконструирован Антонио Виначиа в . Сейчас этот экземпляр находится в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Другой экземпляр мандолины принадлежал Джузеппе Виначиа и был сконструирован в , а ныне находится в Музее Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния. Самая ранняя из ныне существующих мандолин была сделана в 1744 году, её можно найти в Королевской консерватории Брюсселя.

Эти мандолины, как и их современные потомки, называют неаполитанскими мандолинами, потому что их история начинается именно в Неаполе, Италия. Старинные мандолины отличает миндалевидное тело с выгнутым, словно шар корпусом, изготовленным из изогнутых досок (клепок) нужной длины с выемкой (желобком). Верхняя дека инструмента имеет сгиб, который располагается за подвижной подставкой. Эта скошенная конструкция помогает сильнее натягивать струны. Гриф из лиственницы как можно ближе подогнан к струнам, десять металлических (или из слоновой кости) ладов расположено вдоль верхней части в полутонах, дополнительные лады прикреплены к грифу. Струны обычно из латуни, кроме самых низких. Подставка, изготавливается из прочной древесины или слоновой кости. Деревянные колки прикреплены сзади с помощью деревянных гвоздей (колышков). Для игры на мандолине чаще используется плектр (иногда перо).

Классическая неаполитанская мандолина (в русской музыкальной традиции ее иногда именуют «луковка») обрела свой нынешний вид в конце XIX века. От старинной мандолины ее отличает несколько изменившаяся форма, накладка на грифе, заходящая на деку, а иногда и перекрывающая резонаторное отверстие, металлические колки с червячной передачей и стальные струны. На рубеже XIX-XX веков неаполитанская мандолина становится очень популярной. Инструменты выпускаются десятками тысяч, как индивидуальными мастерами, так и большими мануфактурами не только в Неаполе, но и в других городах Италии, а также в Германии, Франции и других странах. Клепки с выемкой все реже используются при изготовлении корпуса инструментов, уступая место клепкам без выемки (инструментам с гладким корпусом), как более дешевой и менее трудоемкой альтернативе. В этот период происходит большое число экспериментов в области конструкции мандолины. В США, Орвилл Гибсон патентует мандолину с арочными деками (вырезанными из дерева, наподобие скрипичных), во Франции Люсьен Гелас создает мандолину с обратным натяжением струн (в обычной мандолине струны оказывают давление на подвижную подставку и деку, в конструкции Геласа — наоборот, струны оттягивают закрепленную жестко подставку от деки), в Италии Умберто Чеккерини, а в России Джинислао Парис разрабатывают инструменты с двойной верхней декой, что усиливает тембр и улучшает окраску звучания инструмента.

К 1930-м годам популярность неаполитанской мандолины в мире снижается. Но вместе с тем мандолина не классической конструкции, с арочными и плоскими деками начинает активно использоваться в таких направлениях музыки, как блюграсс, кельтская музыка, и джаз.

Ренессанс мандолины, как классического инструмента в мире, начинается в 1980-х годах. В России, в последние годы, также наблюдается возрождение культуры классической и барочной мандолины, инструмент преподается в некоторых музыкальных школах, училищах, консерваториях.

Звучание мандолины

Как уже упоминалось, инструмент имеет яркое, выраженное звучание. При этом звук нередко называют коротким, чтобы продлить его звучание, необходимо задеть струну ещё раз. Именно поэтому для игры длинных нот играют, применяя самую распространенную в этом случае технику – «тремоло»; она свойственна и для домр, балалаек и др. Звук настолько звонкий и яркий, то можно догадаться сразу, что это не гитара или другой аналог хордофона. Мандолина может переиграть аккомпанирующие инструменты с мощной подачей, например рояль, аккордеон. Чаще всего используют в постановках с игрой старинных мелодий, чтобы придать архаичную окраску звучанию композиции. Сейчас мандолина претерпевает второе рождение и появляется все больше любителей и профессиональных исполнителей, отдавших предпочтение этому инструменту.

Разновидности

Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с четырьмя двойными струнами, имеющими строй скрипки, строящимися в унисон. Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. Также существует мандриола, среднеевропейский вариант мандолины с четырьмя тройными струнами, также известный как трихордия (tricordia, trichordia или tricordio), используемый также в мексиканской народной музыке (она же сицилийская мандолина). Нижняя тройная струна мандриолы (соль, G) может строить в унисон, либо через октаву. Иногда басовые струны мандриолы не строены, а сдвоены, как у обычной мандолины.

Вот, как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль, описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина — это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком». Мандолины различаются не только по числу струн, но и по форме корпуса: у неаполитанской мандолины корпус грушевидный, наподобие лютневого; у португальской мандолины нижняя дека корпуса плоская. В XX веке мандолина получила достаточно широкое распространение и в американской традиционной музыке, преимущественно в стиле блюграсс. У мандолины-блюграсс плоские деки, и на верхней деке имеются два выреза-эфы в форме вытянутой буквы S. Нужно заметить, что мандолины с «лютневым» грушевидным корпусом имеют более мягкое и сильное звучание, а плоские разновидности звучат резче.

Другие члены семьи мандолины: 

Мандолина пикколо (или малая мандолина, ит. sopranino mandolina или piccolo mandolina) — редкий инструмент. Мензура обычно 240 мм. Строй — C4–G4–D5–A5.

Мандола, известна также под такими именами как «мандора» и «мандоле», «пандурина» и «бандурина» или «тенор-мандола» и является «предком» мандолины, название которой означает просто «маленькая мандола». Мензура обычно около 420 мм. Обычный строй: C-G-D-A, по аналогии со скрипичным альтом. В классической музыке под мандолой подразумевают октавную мандолину, а инструмент с альтовым строем называют мандолиолой.

Мандолина октавная или мандола октавная, настраивается на октаву ниже мандолины. Мензура как правило 500-584 мм. Обычный строй G-D-A-E, иногда строится также как C-D-A-D или A-D-A-D, такой строй применяется в кельтских мелодиях.

Мандочелло (Mandocello), имеет размеры и мензуру, близкие к гитаре — 635-686 мм. Обычный строй: C-G-D-A.

Мандолина-люта (Liuto Cantabile) — усовершенственное мандочелло с 5 парами струн, строй C-G-D-A-E. Появление инструмента связывают с семьей музыкальных мастеров Винначиа из Неаполя в XIX веке. Раффаэле Калаче — композитор, виртуоз-исполнитель и мастер по изготовлению инструментов из Неаполя, в начале XX века далее усовершенствовал и активно пропагандировал инструмент, написав несколько произведений для него, как сольных так и в составе ансамбля.

Мандо-бас, бывает как восьмиструнным, как классическая мандолина, так и четырёхструнным. Создан на основе контрабаса, имеет такую же мензуру — 1100 мм. Обычный строй четырёхструнного инструмента — E1-A1-D2-G2. Восьмиструнный инструмент обычно настраивается как G1-D2-A2-E3 или C1-G1-D2-A2.  Старое русское название мандо-баса — контрабасная мандолина Люла.

Электромандолина. Мандолина с магнитным звукоснимателем. Чаще всего, как и электрогитара, имеет корпус из сплошной древесины и не может использоваться без усилителя, хотя магнитный звукосниматель может быть установлен и на обычную акустическую мандолину. Электро-мандолина может быть как со сдвоенными, так и с одиночными струнами. Иногда добавляют пятую, басовую струну (или пару струн) строя C, для расширения диапазона электромандолины.

Ирландский бузуки также считают членом семьи мандолины; хотя является ирландской версией классического греческого Бузуки. С семейством мандолин его роднит общее устройство — четыре двойные струны, настраиваемые попарно. Мензура 530-610 мм. Обычный строй G-D-A-E, как у мандолины, или G-D-A-D, этот вариант используется больше для аккомпанемента.

Иногда к семейству мандолин относят современную циcтру. Она имеет пять двойных струн, настраиваемых как DGDAD или GDADA. Мензура 500-550 мм. По звуку она напоминает октавную мандолину с дополнительной парой струн. 

История происхождения

Мандолина была рождена в Италии в конце XVII века. Её прародителем и образцом стала сопрановая лютня. Единственное место, где изготавливали эти «изогнутые лютни», был Неаполь. Некоторые историки отмечают, что такие экземпляры называли мандолами ещё с XV века, но встречались они крайне редко. Распространение пошло во многие Европейские страны, где инструмент ходил под разными названиями. Подобие современной мандолины впервые появилось в Генуе, название соответствовало – генуэзская мандолина. Известный путешественник Гервазио Виначия описал в своих трудах этот чудный инструмент довольно подробно. Есть и другая историческая версия, что первым конструктором мандолины был Антонио Виначиа, дата создания 1772 год; данный экземпляр находится в Лондоне в музее Виктории и Альберта. Но существует и другой экземпляр, который относят к 1744 году, находится она в Брюсселе в Королевской консерватории, имя её мастера до сих пор неизвестно.

Видео

Слушать мандолину

Вивальди — концерт для мандолины До мажор

Вивальди — концерт для двух мандолин и струнного оркестра. Исполняет струнный оркестр. Училище имени Гнесиных

Когда святые маршируют

Денис Забавский — Кабора. Играет Светлана Мусафина

Ольга Егорова

История возникновения

Лютня один из старинных музыкальных инструментов, точная дата и место появления которого доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима.

Благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой, стала популярной на территории Балканского полуострова. В VII столетии становится широко распространена в азиатских странах, в особенности в Персии и Византии, а в VIII веке завезена маврами в Испанию. Вскоре инструмент становится популярным повсеместно. В XV-XVI столетии на ней играли в Италии, Португалии и Германии.

Внешний вид

По мере распространения инструмента, менялся внешний вид и техника игры на нем, но общие черты сохранялись. Для изготовления лютни используется дерево. Дека имеет овальную форму, изготовлена из тонкой древесины, чаще ели, имеет одинарную или тройную дорого украшенную розетку, а не отверстие для звука. Корпус изготавливается из деревьев твердых пород: вишни, клена, палисандра. При изготовлении шейки лютни применяется легкое дерево. Главное отличие лютни от других струнных инструментов состоит в том, что гриф не нависает над декой, а ставится на одном уровне с ней.

Взлет популярности лютни

В Средние века инструмент имел 4 или 5 парных струн. Играли на нем с помощью плекра. Размер был самый разнообразный. Музыканты использовали лютню для аккомпанемента, который носил, больше всего характер импровизации.
Время наложило отпечаток и на количество струн. В конце эпохи Возрождения парных струн было десять, а музыканты эпохи барокко играли уже на четырнадцати. Были инструменты и с девятнадцатью струнами.

XIV век стал золотым для лютни. Она превратилась в один из самых распространенных музыкальных инструментов Европы. На многих картинах того времени художники изображали людей, играющих на лютнях. Менялась и техника игры. Как правило для игры на ней использовались медитор и подушечки пальцев.

В конце XV столетия, после отказа от плекла, количество музыкантов, играющих на лютне, увеличилось. В Европе было написано более 400 пьес для этого музыкального инструмента. Наиболее важный вклад внес Франческо Спиначино. Увеличились экспрессивные возможности, благодаря произведениям Джона Дауленда.

В разное время для лютни писали свои произведения такие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Винченто Капирола, Карл Кохаут и многие другие. Современные композиторы — Владимир Вавилов, Тоекико Сато, Максим Звонарев, Давид Непомук, тоже известны своими произведениями.

Место лютни в XX веке

В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Уже начиная с 1970 года, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне в программу своих концертов. Лукас Хэррис, Иштван Шабо, Венди Гиллепси использовали произведения времен эпохи средневековья, барокко.

Видео: Как звучит мандолина

Похожие новости.

Последний альбом Рианны стал лидером в рейтинге скачиваемых нелегально релизов

Несмотря на весь тот труд, который приложила Рианна для того, чтобы записать альбом под названием «Talk That Talk», на первые позиции чарта «Billboard 200» он не вышел. Однако всё же

Виды музыкальных инструментов и особенности их классификации

Музыка и различные звуки сопровождает человека всю жизнь. Нас окружают звуки леса, пение птиц, шум моря и, конечно же, музыка. Она с нами всегда, в часы веселья, и в моменты

Объявлен конкурс на «Новую волну-2013» в Украине

Организаторы очередного конкурса молодых исполнителей популярной и современной музыки «Новая Волна 2013» объявили, что 5 апреля 2013 года состоится Национальный отборочный тур, который будет проходить по адресу: ул. Фрунзе, 134

Самые-самые музыкальные инструменты

Каких только музыкальных инструментов по всему миру не встретишь! Ни один человек не скажет точно, сколько их существует. Начнём, пожалуй, c флейты. 
Древний музыкальный инструмент это, конечно же, флейта. Если верить

Фестиваль с романтичным названием «Смоленская осень» будет продолжаться почти в течение целого месяца. Его старт намечен на 29 сентября, а последний концерт состоится только 23 октября. Уже составлена и обширная

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Конструкция

Все мандолины современного типа называют неаполитанскими, потому что они мало отличаются от своих «предков»: миндалевидное тело, которое выгнуто настолько, что напоминает некий шар с корпусом, который изготовлен в свою очередь из загнутых досточек, которые называются клепками, они имеют фиксированную длину и выемку, которую называют желобком. Корпус инструмента, как и у всех струнных, имеет верхнюю крышку, деку, она имеет изгиб, возле него устанавливается подставка, которая может передвигаться. (Схожую конструкцию можно увидеть у лютень, гитар, балалаек, и даже у скрипки.)

Конструкция мандолины на вид скошенная, но это только помогает натянуть струны сильнее, что в конечном итоге сказывается на пронзительном звуке. Гриф изготавливается из лиственницы или других древесных пород, на него набиваются лады из металла (очень редко из слоновой кости). Струны должны подходить к поверхности грифа максимально близко, но при этом не задевать лады при игре. Колки служат для натяжения струн, применяется червячная передача; колки крепятся колышками. Для игры можно использовать плектр, также существует техника «щипки пальцами».

Использование

Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда в их состав входят также гитары. Такие оркестры носят название неаполитанских. Джинислао Парис, итальянский музыкант живший в Санкт-Петербурге, в 1870-х годах создал кружок мандолинистов и гитаристов, вскоре превратившийся в первый в России полный неаполитанский оркестр.

Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино». Широкое распространение в Советском Союзе получили недорогие, но неплохо держащие музыкальный строй мандолины Ленинградского завода музынструментов (плоская «португальская» мандолина). Мандолина активно использовалась в самодеятельности народов союза советских республик наравне с национальными инструментами, о чём свидетельствует упоминание в Большой советской энциклопедии, в статье о Таджикской советской социалистической республике.:

Одним из величайших мандолинистов XX века считается американский музыкант Дейв Аполлон (англ.).

В настоящее время снова возрастает интерес к мандолине и её возможности всё больше используются и в ряде жанров современной музыки. Её применили Led Zeppelin в The Battle of Evermore (1971), Styx в Boat on the River (1980) в песне Losing My Religion альтернативной рок-группы R.E.M. основным музыкальным инструментом является мандолина. Мандолину активно использует Ричи Блэкмор в музыке Blackmore’s Night. Мандочелло звучит на последнем альбоме Nightwish. Также на мандолине играет гитарист группы «Ария» Владимир Холстинин. Мандолину можно услышать в балладе этой группы «Потерянный рай» и в композиции «Крещение огнём», также в качестве приглашённого музыканта он играл на мандолине у Сергея Маврина на альбоме «Скиталец» в песне «Макадаш» и в метал-опере группы «Эпидемия» «Эльфийская Рукопись» в песне «Пройди свой путь». Так же, мандолина присутствует в некоторых песнях немецкой фолк-металл группы «In Extremo».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector