Морин хуур

Описание и происхождение виолончели

Виолончель (название произошло от итальянского «violoncello») представляет собой инструмент музыкального назначения, имеющий четыре струны; внешне напоминает скрипку. Габаритные параметры располагают её в регистре между альтом и контрабасом.

Она идеально подходит для выражения в музыке нот печали, отчаяния или глубокой лирической интонации.

Отличительной особенностью виолончели от скрипки или альта можно назвать, тот факт, что при исполнении виолончель не держат в руках, а ставят на пол вертикально. Было время, когда на ней играли стоя, разместив на стуле. В последствии был придуман шпиль для опоры, чтобы музыкант мог играть сидя, заняв более удобную позицию.

Впервые люди услышали виолончель в 16 веке. Изначально она применялась для сопровождения выступления исполнителя песни или инструмента с более высоким басовым звучанием. Предпочитался вариант со звучанием на тон ниже современного. В 17-18 веке образ виолончели обрёл современную законченность по размерам. Это произошло благодаря развитию школ великих музыкантов, таких как: Доменико Монтаньяна, Антонию Страдивари, Людвиг ван Бетховен, Николо Амати, Карло Бергонци. Не прошло и века от появления первых сонат для виолончели до использования её в качестве полноценного музыкального инструмента для хорового сопровождения, вытеснив старинную струнную виолу да гамбу.

В 20 веке виолончель стала ведущей, вошла в состав симфонического аркестра, участвовала в струнных ансамблях. Её часто использовали в сольных программах за сочное, твердое и певучее звучание. Многим ей обязаны виолончелисты-виртуозы, начинавшие свой путь из школы Пау Казальса.

Родственные инструменты[править | править код]

Игиль

В Монголии также популярен Их хуур (монг. их — большой) — инструмент контрабасового регистра и хуучир — также смычковый инструмент с двумя или четырьмя шёлковыми или стальными струнами, металлическим или деревянным резонирующим корпусом и натянутой на него кожей питона или других животных. У западных монгольских племён — ойрадов (калмыков) популярен похожий на морин хуур инструмент — икэл. Струны икэла ставятся зеркально противоположно морин хууру и настраиваются в квинту относительно друг друга. В целом икэл имеет более архаичные черты и его корпус обтягивается только кожей. У алтайцев в дополнение к морин хууру также есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у саха (якутов) — кылысах, у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Также существует бурятская разновидность под названием Хур, который является национальным (струнно-смычковый) инструментом. Представляет собой аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны (строй EADG). Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Строение инструмента

Виолончель состоит из составных компонентов: головка грифа, колки, порожек, гриф, струны, обечайка, верхняя и нижняя деки, эфа (резонатор F), подставка, подгрифник, шпиль. И теперь по порядку обо всех компонентах:

  1. Механические колки – фурнитурные компоненты, служащие для натяжения струн и окончательной настройки инструмента.
  2. Гриф – часть инструмента, предназначенная для прижимания струн во время игры и изменения нот; вытянутой формы.
  3. Обечайка – часть, из которой состоит корпус в музыкальных инструментах. Она может быть гнутой или составной.
  4. Дека – плоская и широкая сторона корпуса, служащая для усиленного звучания.
  5. Резонаторы F (эфы) – вырезки по обеим сторонам деки, также предназначенные для усиления звука.
  6. Поставка (порожек) – деталь, используемая в струнных инструментах для ограничения звучащей части струн и фиксации их на определенной высоте. Для исключения смещения струн со своих позиций в подставке имеются желобки по размеру для каждой струны.
  7. Подгрифник сделан из твердой породы дерева, крепится петлей на специальную пуговицу и несёт ответственность за звучание.
  8. Шпиль – металлический стержень, предназначенный для опоры виолончели.

Виды кантеле

Существует два вида:

Хроматические — используют для игры классической музыки. Самые усовершенствованные. Есть несколько разновидностей:

  • кантеле-бас
  • кантеле-прима
  • кантеле-альт
  • кантеле-пикколо.

Диатонические — предназначены для исполнения народных мотивов, героических сказаний и песен.
Не существует ограничений в выборе жанра: джаз, рок, металл. Все будет звучать чудесно и неподражаемо на кантеле.

Разное[править | править код]

Мифологияправить | править код

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, сделав его целиком из останков любимого коня.

Применение в скотоводствеправить | править код

В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют морин хуур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох, которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад

Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм».

Устройство[править | править код]

Первые смычковые инструменты появились в незапамятные времена, когда человек обнаружил возникновение звука при трении двух луков тетивами друг о друга. Затем человек придумал как усилить звук при помощи различных резонаторных корпусов. Сейчас инструмент в основном имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с деревянной или кожаной (в традиционном исполнении) верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. С XX века стали появляться инструменты с цельно-деревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке . Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади. В шейку вставляется два настроечных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

Инструмент имеет две струны: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста скакового коня и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы- это символ мужского и женского начала. По монгольской традиции волосы «мужской» струны должны быть обязательно именно с хвоста быстрого скакового коня чтобы его резвость передалась инструменту. В последнее время некоторые исполнители предпочитают струны из нейлона. Струны настраиваются в основном в кварту, но иногда и в квинту. В Монголии строй инструмента — Фа, Си-бемоль малой октавы (Ми-бемоль, Си-бемоль), во Внутренней Монголии строй Соль малой октавы, До первой октавы. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса, но также популярны смычки западной конструкции с механизмом натяжения волос. Колки для натяжения струн в Монголии традиционного простого конического типа, во Внутренней Монголии механические, с червячным винтом, обеспечивающим более лёгкую и плавную настройку, без последующего ослабления колка.

Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. Струны зажимаются внешней стороной ногтей указательного и среднего пальцев левой руки и отрощенными ногтями безымянного пальца и мизинца. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн используется редко. Смычок держат в правой руке- ладонь держит смычок снизу, большой палец кладётся на колодку, указательный и средний пальцы обхватывают трость, а безымянный и мизинец подушками кладутся на волосы смычка изнутри и, при необходимости, натягивают их.

На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между коленями и держа гриф под некоторым углом вверх. Традиционно это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении «протяжных песен» и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

Родственные инструменты

Игиль

В Монголии также популярен Их хуур (монг. их — большой) — инструмент контрабасового регистра и хуучир — также смычковый инструмент с двумя или четырьмя шёлковыми или стальными струнами, металлическим или деревянным резонирующим корпусом и натянутой на него кожей питона или других животных. У западных монгольских племён — ойрадов (калмыков) популярен похожий на морин хуур инструмент — икэл. Струны икэла ставятся зеркально противоположно морин хууру и настраиваются в квинту относительно друг друга. В целом икэл имеет более архаичные черты и его корпус обтягивается только кожей. У алтайцев в дополнение к морин хууру также есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у саха (якутов) — кылысах, у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху. См. также китайский цинь.

Также существует бурятская разновидность под названием Хур, который является национальным (струнно-смычковый) инструментом. Представляет собой аналог скрипки. На хур натягиваются четыре струны (строй EADG). Хур держат между колен. Левой рукой зажимают аккорды на грифе, а правой играют смычком.

Устройство инструмента

Относится к семейству цитр. Состоит из: подставки, струн, розетки (круглого отверстия в верхней части инструмента), настроечной колки и резонирующей деки.

Старое кантеле имело пять жильных или из конского волоса струн. Короб был цельно выдолбленным из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Взамен жильным пришли металлические струны. Сам корпус начали изготавливать из еловой доски. Количество струн увеличилось до 16 с диатоническим строем и 32 с хроматическим.

Отличается от других сородичей очень компактными размерами, что удобно для перевозки. Толщина до 10 см, а длина около 80 см.

История

Происхождение названия до конца не выяснено. Чарующий и загадочный инструмент северных народов. Имеет многовековую историю и легенду возникновения, связанную с волшебником Вяйнямёйненом. Старец играл на кантеле и все живые существа очаровывались и замирали при звуках музыки.

Во многих культурах встречаются аналоги этого инструмента, но только в кантеле вкладывается такой поэтический и эпический смысл для передачи в музыкальной и песенной форме философии жизни народов севера.

По мнению ученого Тимо Лейсио, возраст инструмента около четырех тысяч лет. Композитор и этнограф В.П. Гудков полностью преобразил и усовершенствовал кантеле. В 1936 году благодаря его стараниям был создан национальный ансамбль песни «Кантеле», а сам музыкальный инструмент начинает новую жизнь на большой сцене.

Разное

Мифология

Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, сделав его целиком из останков любимого коня.

Применение в скотоводстве

В повседневной жизни монгольских скотоводов инструмент имеет ещё одно важное значение. Когда верблюдица рожает верблюжонка, она иногда отвергает его вследствие различных стрессовых ситуаций, и монголы используют морин хуур для проигрывания низких гармонических типов мелодий, которые называются хоослох, которые успокаивают верблюдиц, и те принимают своих верблюжат назад.. Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах

В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм»

Практика повторного принятия сельскохозяйственными животными своих детёнышей широко используется в различных кочевых цивилизациях мира, но в монгольской Гоби её используют только на верблюдах. В случае, если верблюдица умирает после родов, монголы используют технику хоослох, чтобы верблюжонка приняла другая верблюдица. Об этом рассказывается в известном монгольском документальном фильме 1986 года «Мелодия верблюдицы» (монг. Ингэн эгшиг; сценарист Ж. Бадраа, режиссёр Н. Жанцанноров), победившем на Московском международном кинофестивале 1988 года. Ремейк этого фильма «Слёзы верблюдицы» (монг. Ингэн нулимс), снятый в 2003 году режиссёром Д. Бямбасурэн, был выдвинут в 2005 году на получение премии «Оскар» в номинации «лучший полнометражный документальный фильм».

Язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов

a http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ss=»align-left»>Именно этот вид музыкальных инструментов имеет исключительные национальные черты и свойства.

Музыка таких инструментов напоминает разнообразные звуки степи. Они издают мелодичные звуки, которые легко складываются в завершенную композицию.

Многие из них были наделены магическими свойствами.

С древних времен до нас дошли такие казахские язычковые и шумовые инструменты:

Асатаяк — ритуальное орудие шаманов.

Это посох, сделанный из крепкого дерева. Верхушку посоха украшали пластинами, резьбой. Эти детали при встряхивании бряцали, издавая таинственные звуки.

Конырау, или колокольчики.

Для усиления звучания на асатаяк вешали колокольчики.

С ХІХ века шаманский посох теряет ритуальное значение, кольца с конырау женщины стали использовать для убаюкивания и развлечения малышей.

Шанкобыз — язычковый инструмент, напоминающий по внешнему виду миниатюрную лиру.

Его прикладывали ко рту и, выдыхая воздух и изменяя положение языка, вызывали резонанс металлических пластин. Так рождались звуки разной высоты.

Этот инструмент производит множество разнообразных обертонов, напоминая звук голоса человека, позволяет производить звуки разного плана — шум дождя, ветра, журчание водопада, звуки животного мира (бег скакуна, пение птиц).

Изготавливали его из дерева или костей животных.

Разнообразие музыкальных инструментов казахов свидетельствует о своеобразии культуры этого народа, его духовного богатства. Они отображают религиозные взгляды народа, взаимоотношения кочевников с окружающим миром.

Музыкальные инструменты демонстрируют интегрированность казахов в природу, а также лиричность народной души.

Сегодня народные инструменты занимают почетное место в фольклорных ансамблях. Для них создают оригинальные композиции.

17:57

10:49

17:48

16:46

16:17

18:34

14:44

18:43

15:09

18:22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector