Флейта сякухати

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Шакухачи — японская дзен-флейта

Шакухачи (сякухачи, сякухати, shakuhachi) — национальный японский инструмент. Делается из первых трех нижних колен бамбука, где стенки бамбука наиболее толстые. Строй флейты – это несравнимая гармония. Звук — медитативный, глубокий, созерцательный. Флейту ещё называют «флейтой-дзен», т.к. она настраивает сознание человека на необходимое состояние для достижения Пробуждения. Для монахов Дзен шакухачи является религиозным инструментом, средством достижения Сатори — просветления и духовного пробуждения. Данная игра — это практика, реализуемая путём исполнения специальных эзотерических произведений, которые в совокупности сейчас именуются «хонкиёку». В период Эдо шакухачи был исключительно принадлежностью странствующих буддийских монахов.

Шакухачи — это продольная флейта (название от яп. «исшаку хассун», т.е. один шаку и восемь сун — древнее обозначение длины флейты). Стандартная длина современного шакухачи — 545 мм (близка к традиционной). Корпус конический, верхний край скошен, иногда имеет специальный вырез. Четыре игровых отверстия на лицевой стороне ствола и одно на тыльной (встречаются шакухачи и с 7-9 отверстиями) позволяют извлекать звукоряд d — f — g — a — c — d1. При частичном закрывании отверстий и изменении амбушюра получают хроматически повышенные тона.

О дисках

Вам предоставляется для скачивания два диска.

Автор исполнения на сакухачи — Стэн Ричардсон, родился в Ковентри, Англия в 1952 году. С самого раннего детства начал играть на музыкальных инструментах и сочинять музыку. Он также пел в хоре, имея хороший голос и дар к музыке. Вдальнейшем Стэн стал интересоваться этнической музыкой духовных традиций Японии и Китая, и в 1972 году началось изучение сякухати. Он учился у величайших мастеров, в том числе Иошио Курахаши в Киото.

Стэн имеет свой сайт: Стэн Ричардсон

Скачать: Stan Richardson — Shakuhachi meditation music (Диск 2)

Скачать Shakuhachi meditation music (CD-2) (mp3, 62Mb)

Вернуться в раздел: Хорошая музыка

См. также: Музыка для медитации, Звуковая медитация, Видео-медитация

Информация

(?)

Случайная практика: Самоочищение — сонастройка с глобальными силами Земли для самоочищения. Широкофункциональная практика, главным образом направленная на самоочищение за счёт природных, еслественных сил.

Сейчас онлайн на сайте: 111 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Возможности сякухати безграничны!

—— Господин Коминато, как получилось, что Вы так увлеклись сякухати?

—— Мой отец – исполнитель традиционного жанра песни минъё, моё обучение музыке началось в 4 года с занятий минъё. Поэтому, начав играть на сякухати, я почувствовал в ней сильную связь с песней. Я думаю, что заложенные в этой флейте экспрессивные возможности реализуются благодаря тому, что сякухати именно «поёт». Думаю, нет на свете инструмента, который не был бы совместим с вокалом, и так как сякухати может «петь», то её дуэт теоретически возможен с любым инструментом. Я хочу и дальше продолжать петь на сякухати.

—— Вот почему Вам хотелось совместить сякухати с другими инструментами, помимо японских традиционных инструментов. Что же сподвигло Вас на этот эксперимент?

—— Изначально я изучал исключительно классическую музыку, пока не окончил вуз. Когда я поступил в ученики к преподавателю одного из главных стилей исполнения на сякухати, кинко, мне было 11 лет. До поступления в университет я даже не мог читать обычную нотную грамоту, так как таковая для сякухати совершенно отлична от обычной европейской нотной грамоты. Когда я учился на втором курсе, не стало моего учителя, Ямагути Горо, который был Живым национальным сокровищем Японии, и чьи уроки я посещал, начиная со старших классов. Поэтому к моменту окончания университета я не знал, что мне делать, ведь я остался без учителя, и у меня ещё не было работы.

В то время один гитарист, с которым я случайно познакомился, вручил мне нотный сборник мелодий из кинофильма «Крёстный отец», который оказался у него под рукой, и сказал: «Попробуй-ка сыграть это на сякухати!» Особо не задумываясь, я попробовал сыграть и сам удивился, насколько естественно это прозвучало. Это послужило поводом для того, чтобы я расширил свой репертуар до 10 современных мелодий и стал выступать на улице.

—— В отличие от эпохи Эдо, в наши дни уличное представление на сякухати – довольно редкое явление. 

—— Мой покойный учитель говорил мне, что хочет, чтобы я распространял сякухати в любой форме и для этого пробовал всевозможные новые вещи. Он также говорил, что самое сложное – это продолжать заниматься, поэтому, что бы ни случилось, не останавливайся. Я думаю, эти глубоко запавшие мне в душу слова и привели меня к выступлениям на улице и другим вещам, которыми я в данный момент занимаюсь.

Так как суть сякухати – это своего рода вокал, то нет инструмента, с которым невозможно было бы сыграться. Возможны сочетания и с фортепиано, и с виолончелью, и с маримбой, или же с традиционными инструментами, такими как японские барабаны или сямисэн – с любым инструментом возможен дуэт. Также сякухати хорошо сочетается не только с музыкой, но и с визуальными искусствами, неплохо с танцами, а недавно я устраивал представление с каллиграфией. Я думаю, что до тех пор, пока сякухати будет оставаться «вокалом», её возможности безграничны.

Основы игры и репертуар сякухати

Для того, чтобы извлечь звук из сякухати, скругленную сторону верхней части
флейты упирают в подбородок и дуют на утагути так, чтобы воздушный поток рассекался
примерно пополам: половина воздуха уходит во флейту, половина – наружу. На то,
чтобы издать первый звук из сякухати, отличный от шипения и сипения, разным людям требуется
очень разное время – от пяти минут до полутора часов (и это не предел!), а чтобы
более-менее
закрепить успех, потребуется не меньше месяца ежедневных занятий.

Рисунок 3 – Соответствие нот

Репертуар сякухати можно разделить на две больших части – хонкёку и гайкёку.
Хонкёку – храмовая медитативная музыка, само слово переводится как «истинная музыка».
Это первичный репертуар. Гайкёку – внешняя музыка – все остальное.
Жанр ансамблевой
музыки санкёку (кото, сямисэн, сякухати и пение) — это тоже гайкёку. Народная музыка (минъё),
современная музыка — это все тоже гайкёку.

Сякухати – флейта пустоты

Сякухати – продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара.
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати.
Стандартная длина флейты – 1,8 сяку (что составляет 54,5 см).
Это определило само японское название инструмента,
так как сяку – единица длины, а хативосемь.
Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может
в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию.
Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных
мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение
среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила
для исполнения народных мелодий .

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Инструмент, который может выражать свою индивидуальность подобно вокалу

—— В современной Японии бытует мнение, что сякухати любят люди почтенного возраста, но мало кто знает, что на самом деле представляет собой этот инструмент.

—— Действительно, сякухати считают устаревшим инструментом. В этом смысле у меня сложилось впечатление, что отношение к сякухати за границей более адекватно, чем в Японии. Иностранцы, не имеющие предубеждения, часто говорят мне после выступления: «Какая экспрессивная музыка!», «Японские классические мелодии – это воистину современная музыка!» и так далее. Именно так, японская классика очень абстрактна и авангардна. Если играть на сякухати с закрытыми глазами, создаётся ощущение, что беседуешь сам с собой, и далее становишься одним целым с космосом. Возможно, к этому имеет отношение буддийское понятие хоки.

—— А что такое хоки?

Комусо, играющий на сякухати

Хоки означает «священный атрибут». С начала эпохи Эдо сякухати стали использоваться монахами дзэнской секты Фукэ. В Фукэ игра на сякухати уподоблялась чтению сутр. Поэтому сякухати, являвшуюся священным атрибутом, не разрешалось называть музыкальным инструментом, и обычным людям дотрагиваться до неё тоже было запрещено. К тому же, когда монахи секты Фукэ, которых также называют комусо (монахи пустоты), собирали подаяние, вместо чтения сутр они на ходу играли на сякухати.

—— Первоначально сякухати была далека от народа?

—— В действительности это не совсем так. Начиная с середины эпохи Эдо сякухати стала доступным инструментом, и простые люди также начали играть на ней. Тогда это было очень модно. Возможно, люди хотели подражать эффектным комусо, которые выглядели очень своеобразно. Также я думаю, что одной из причин популярности сякухати был широкий спектр возможностей исполнения, несмотря на то, что сам по себе это очень простой инструмент.

—— И правда, на вид он не выглядит очень замысловатым.

—— Cякухати – это инструмент без специальных приспособлений для извлечения звука. Механизм извлечения звука очень прост и осуществляется путём направления дыхания в утагути, часть сякухати, которая прикладывается к губам. Отверстий только пять: 4 на передней части инструмента и одно на задней. Название также простое, происходит от названия традиционной системы мер длины в Японии – 1 сяку и 8 сунов (около 54,5 см), что по-японски записывается иероглифами «ити сяку хати сун». Японцы убрали два иероглифа по бокам, оставив лишь два средних, что и дало название инструменту.

Несмотря на простую форму, настройка звука очень сложна, и поначалу извлечь стабильный звук никак не получается. Несмотря на это, существует множество техник исполнения, и диапазон звучания очень широк, поэтому чем больше музыкант практикуется, тем выразительнее становится исполнение. Сякухати может передавать множество оттенков звучания подобно песне, поэтому мне кажется, что её звучание и правда очень близко к человеческому голосу. Одни и те же ноты «до» и «ля», сыграные разными музыкантами, настолько различны, что по характерному звучанию можно угадать исполнителя.

Школы игры на сякухати

Существуют разные школы игры на сякухати. Они отличаются друг от друга репертуаром,
приемами игры, системами записи нот, особенностями конструкции самих флейт. Наиболее известными
на сегодняшний день являются следующие школы:

Кинко.Эту школу основал отставной самурай Куросава Кинко во второй половине
восемнадцатого века. В традиционном репертуаре школы изначально присутствовали переработанные
им хонкёку. Позже последователи добавили к репертуару и гайкёку. Собственно, именно школа Кинко и
ввела сякухати в традиционный японский ансамбль санкёку. Техника игры отличается богатой
орнаментацией. Флейты школы Кинко часто бывают разборными, имеют очень хорошую настройку,
в утагути делается вставка клиновидной формы.

Рисунок 4 – Утагути со вставкой школы Кинко

Тодзан. Школу основал Накао Тодзан в начале двадцатого века. Репертуаром являются как хонкёку, написанные самим основателем школы, так и классические пьесы переработанные им. Музыка Тодзан звучит более современно, есть немало произведений для дуэтов и трио, что очень нехарактерно для других школ сякухати. Представители школы Тодзан не сдерживают себя стилистическими рамками и играют любую музыку, вплоть до джаза. Для флейт школы характерна очень точная настройка в соответствии с европейский звукорядом, в утагути делается полукруглая вставка. На сегодняшний день это самая многочисленная школа.

Рисунок 5 – Утагути со вставкой школы Тодзан

Мёан. Храм Кёто Мёан-дзи считается главным духовным центром сякухати
в настоящее время. В нем сохраняют и продолжают традиции секты Фукэ. Репертуар –
исключительно хонкёку. Техника игры отличается аскетичностью – представители школы или,
если быть точнее, стиля Мёан Тайдзан Ха стараются делать как можно меньше движений при исполнении
пьес, при этом качеству исполнения придается очень большое значение.

Докёку. Довольно малочисленная и молодая школа, основанная учениками
эксцентричного монаха–отшельника Ватадзуми Досо. В репертуаре школы в основном старинные
пьесы хонкёку в интерпретации Ватадзуми

Большое внимание уделяется дыханию. Пьесы докёку очень
экспрессивны и богаты различными нюансами исполнения, львиная доля которых просто напросто
отсутствует в нотных записях

Дзэнсабо. Это скорее не школа, а группа или круг – Дзэнсабо Сирабэкай,
образовавшаяся вокруг мастера Окуда Ацуя из его учеников и последователей. Репертуар составляют
классические медитативные пьесы разных школ, интерпретированные Окуда–сэнсэем.
Члены Дзэнсабо играют на хоттику — дзи-наси флейтах большого размера. Их звук низкий,
успокаивающий, а тембр ветреный. В Дзэнсабо не стремятся к чистому звуку. Японцы говорят,
что лучший звук сякухати — это звук, который издает ветер в роще сухого бамбука. Пожалуй,
это самое точное описание звука, к которому стремятся в этой школе.

Кётаку. Еще одна молодая школа, которую основал Коку Нисимура.
Кётаку — это старинное название сякухати, которое давно вышло из употребления,
но Коку Нисимура вернул его. Кётаку – это большие флейты дзи-наси
(внутренний канал не покрывается пастой Дзи). Много кто делает такие флейты,
но имя кётаку получают только флейты, сделанные самим Коку Нисимурой и его учениками.
Одним из заметных отличий кётаку от других дзи-наси флейт является то, что отверстия
на них расположены строго в ряд, в то время как обычно на больших флейтах отверстия
сдвигаются, чтобы их было легче закрывать. Звук кётаку отличается мягкостью,
он способствует более спокойной и медитативной игре. Представители школы считают сякухати и
кётаку совершенно разными инструментами. Кётаку — это прежде всего духовный, а не музыкальный
инструмент.

Рисунок 6 – Кётаку

Наиболее подходящая на мой взгляд литература для обучения:

  • Дзэнъёдзи Кэйскэ «Руководство по сякухати для начинающих»
  • Токуяма Такаси «Такэ–но–мити: Путь бамбука»
  • Ёсинобу Танигути и Майкл Гулд «Как играть классику
    сякухати»
  • Ёкояма Кацуя «Сякухати котэн хонкёку. Практика, техника исполнения и обозначения»
  • Масаюки Кога «Сякухати. Японская бамбуковая флейта»

Сякухати — одна из самых красивых флейт в мире, в обманчивой простоте
устройства которой скрываются практически безграничные возможности.
Если Вы собрались научиться играть на ней,
будьте готовы посвятить этому делу всю свою жизнь.
Но могу обещать вам, что об этом решении Вы никогда не пожалеете !

Японская живопись суми–э

Живопись суми-э — искусство, которое возникло в Китае во времена династии Сун.
В XIV веке оно проникает в Японию. Что это за искусство, можно понять из самого названия:
слово суми–э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают
тушь (суми) и живопись (э). То есть суми–э – это тип монохромной живописи,
похожей на акварель. Отличие живописи суми–э в том, что в ней присутствуют только
черный цвет, а также широкая гамма серых цветов туши, растворенной в воде. Все это кажется
лишь делом техники, однако очень важен при этом философский смысл.

После того как буддийские монахи завезли живопись суми–э в Японию, она стала быстро
распространяться по странам Азии. Вобрав в себя мистический дух этой религии, суми–э
в художественной форме воплотила ее основные мотивы. Простые черные линии, нанесенные
на белую бумагу, могут представлять собой сложную модель, подобно тому, как в Дзен несколько произнесенных слов могут быть результатом многих часов медитации. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности, он отбрасывает все то, что его не интересует. Он изображает природу такой, какой она рисуется в его воображении, воплощает самую ее суть.

Для того чтобы рисовать суми–э, художник должен подготовить все необходимые
принадлежности и разложить их перед собой так, чтобы они были под рукой: краски для
рисования (их желательно предварительно опробовать) и кисточки. Для начала вам нужно
выпрямиться и сосредоточиться на белом листе бумаги. Затем постараться расслабиться и
начинать размышлять на выбранную тему до тех пор, пока мысленно не представите себе картинку
с рисунком и образ, который хотите запечатлеть. Именно в такой момент максимальной концентрации
берите кисточку, и образ из вашего сознания спонтанными движениями перетечет на бумагу. Такая
естественность и жизненность плода вашего воображения достигается штрихами, которые наносятся
на одном дыхании, избегая излишних деталей и форм.

Другими словами, суми–э стремится
передать синтез природы. Создать целостный единый образ,
отбросив все ненужное и представив только жизнь и суть вещей, – это, пожалуй,
первое, что необходимо запомнить всем, кто начинает заниматься суми–э .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector