Классика

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Симфония в Энциклопедическом словаре:

Симфония — (от греч. symphonia — созвучие) — музыкальное произведение длясимфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме. высшаяформа инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классическийтип симфонии сложился в кон. 18 — нач. 19 вв. (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирическиесимфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон), программная симфония (Г. Берлиоз, Ф.Лист). Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейскиекомпозиторы 19-20 вв. (И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Франк, А.Дворжак, Я. Сибелиус и др.). Значительное место симфонии в российской (А.П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В.Рахманинов, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И.Хачатурян и др.) музыке.

Классическая симфония.

Слушателям 18 в. нравились оркестровые пьесы в нескольких частях с разными темпами, которые исполнялись как в домашних собраниях, так и в публичных концертах. Утратив функцию вступления, симфония развилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в трех частях («быстро – медленно – быстро»). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов и прежде всего Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений. Центрами, где культивировалась классическая симфония, стали немецкий город Мангейм (здесь Ян Стамиц и другие авторы расширили симфонический цикл до четырех частей, введя в него два танца из барочной сюиты – менуэт и трио) и Вена, где Гайдн, Моцарт, Бетховен (а также их предшественники, среди которых выделяются Георг Монн и Георг Вагензейль подняли жанр симфонии на новый уровень.

Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом.

Превосходный образец классической симфонии конца 18 в. – симфония № 41 Моцарта (К. 551, до мажор (1788), известная под названием Юпитер. Ее партитура включает флейту, два гобоя, два фагота, две валторны, две трубы, литавры и группу струнных (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Симфония состоит из четырех частей. Первая, Allegro vivace, написана в живом темпе, в тональности до мажор, размере 4/4, в сонатной форме (т.н. форме сонатного аллегро: темы в первый раз появляются в экспозиции, затем развиваются в разработке, за которой следует реприза, обычно заканчивающаяся заключением – кодой). Вторая часть симфонии Моцарта написана в умеренном (moderato) темпе, в субдоминантовой тональности фа мажор, опять-таки в сонатной форме и носит певучий характер (Andante cantabile).

Третья часть состоит из умеренно подвижного менуэта и трио в до мажоре. Хотя каждый из этих двух танцев написан в рондообразной бинарной форме (менуэт – ААВАВА; трио – CCDCDC), возвращение менуэта после трио придает общей структуре трехчастность. Финал – это снова сонатная форма, в очень быстром темпе (Molto allegro), в основной тональности до мажор. Построенные на лаконичных мотивах темы финала излучают энергию и силу; в коде финала баховские приемы контрапункта сочетаются с виртуозностью моцартовского классического стиля.

В творчестве Л.ван Бетховена части симфонии теснее связываются тематически, и цикл достигает большего единства. Принцип использования родственного тематического материала во всех четырех частях, проведенный в бетховенской Пятой симфонии, привел к возникновению т.н. циклической симфонии. Бетховен заменяет спокойный менуэт более оживленным, часто буйным, скерцо; он поднимает тематическое развитие на новый уровень, подвергая свои темы всевозможным изменениям, среди которых контрапунктическая разработка, вычленение фрагментов тем, перемена лада (мажор – минор), ритмические сдвиги. Весьма выразительно применение Бетховеном тромбонов в Пятой, Шестой и Девятой симфониях и включение голосов в финале Девятой. У Бетховена центр тяжести в цикле смещается с первой части на финал; в Третьей, Пятой, Девятой финалы несомненно являются кульминациями циклов. У Бетховена появляются симфонии «характерные» и программные – Третья (Героическая) и Шестая (Пасторальная).

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

[править] Источники

  1. Определение симфонической музыки в Современной энциклопедии, Большой советской энциклопедии, Музыкальной энциклопедии, Большом Энциклопедическом словаре, Энциклопедическом словаре.
  2. Хорошим примером симфоничности звучания оркестра русских народных инструментов могут служить написанные для этого оркестра произведения композитора И. М. Красильникова
  3. В качестве хорошо известного примера здесь можно привести предназначенные для исполнения на фортепиано соло «Симфонические этюды» Роберта Шумана (XII Études Symphoniques, Op. 13).
  4. При этом частица «квази» здесь означает «близко», «подобно» и не обладает тем уничижительно-пренебрежительным оттенком, который имеет частица «псевдо».

Литература

  • Николаева Н. С. Симфонизм // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  • Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961
  • Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963
  • Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн.: Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976
  • Симакова Н. А., К вопросу о разновидностях жанра симфонии Текст. / Н.А.Симакова // Вопросы музыкальной формы М.: Музыка, 1972. Вып. 2.-С. 261-285.
  • Кюрегян Т. С., К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века. Московский форум / Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
  • Асафьев Б. В., Строительство современной симфонии, «Современная музыка», 1925, No 8
  • Асафьев Б. В., Симфонизм как проблема современного музыкознания, Л., 1926.
  • Асафьев Б. В., Симфония, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947
  • Альшванг А. А., Советский симфонизм. Муз. ун-т. Советская музыка. Вып. 4. М., 1945.
  • Холопов Ю. Н., О понятии «симфонизм», в кн.: Б. В. Асафьев и совр. муз. культура, М., 1986.
  • Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956
  • Vatielli P., Primizie del sinfonismo, «RMI», 1943, v. 47, p. 117-140
  • Ulrich H., Symphonic music, N. Y., 1952

[править] Критерии соответствия

П. И. Чайковский

С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян

Йозеф Гайдн

Симфонический оркестр и хор

Алан Хованесс

Авет Тертерян

Валерий Гаврилин

Хотя в большинстве случаев симфоническая музыка действительно предназначена именно для исполнения симфоническим оркестром, но, тем не менее, симфоническими по своей идейно-содержательной значимости, структуре формообразования и специфике композиционного развития могут быть также и музыкальные произведения, написанные для каких-либо иных составов исполнителей, вплоть до малых струнных или духовых ансамблей, как и для отдельных солирующих инструментов (например, в случае органных симфоний, фортепианных симфонических этюдов, вариаций и т. д.) или (в случае вокальных симфоний) хоров a cappella.

С другой же стороны, далеко не всякая музыка, написанная или переложенная для исполнения симфоническим оркестром, является по своим внутренним свойствам и качествам музыкой заведомо симфонической.

Симфоническую музыку часто связывают также и с сонатно-циклической формой, которая являлась нормативной для композиторов прошлых веков, но для той симфонической музыки, которую пишут композиторы современные, эта форма свою прежнюю актуальность уже давно утратила. Симфонические качества того или иного музыкального произведения характеризуются сегодня не сводящейся к какой-либо устоявшейся «классической» схеме сложной внутренней организации музыки, связанной с непрерывной процессуальностью формообразования, сквозной драматургией, нетривиальностью полифонической фактуры, присутственной звукописью и т. д.

Если же вспомнить о том, что в понятии «симфоническая музыка» имя прилагательное «симфоническая» происходит от греческого слова syn-phonía, которое этимологически означает «созвучие» (sýn — «вместе» и phone — «звук»), то, поскольку применительно к монументальным жанрам музыки понятие «созвучие» ассоциируется с согласованным звучанием многих различных тембров и голосовых партий, важнейшими признаками симфонической музыки следует считать колористическую широту звучания, то есть её богатую тембральную палитру, которая, в рамках акустической (но не электронной) музыки, свойственна, в первую очередь, именно произведениям, написанным для большого симфонического оркестра.

В этой связи, конечно, произведения, написанные для хора a capella, фортепиано, каких-либо иных сольных инструментов или малых инструментальных ансамблей (струнных, духовых) называть «симфоническими» можно лишь с определённой степенью условности, исходя из одного только сугубо идеологического (идейно-философского) аспекта асафьевского определения «симфонизм». Единственное исключение здесь составляет симфонический орган, хотя с большим симфоническим оркестром и он тоже способен конкурировать только лишь по количеству тембров (богатству колористической палитры) и размаху звучания (динамическому диапазону), но не по количеству одновременно звучащих независимых партий.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в рамках акустической традиции симфоническая музыка в самом полном значении этого понятия должна исполняться симфоническим оркестром, в то время как любая другая музыка, написанная для более скромных составов исполнителей, может быть достаточно условно отнесена к симфонической лишь благодаря глубине своего идейно-философского содержания и процессуальности развития. Такую музыку Арам Энфи предлагает называть «условно симфонической» или «квазисимфонической».

Как мы видим, с помощью подобного комплексного подхода этимологическое значение слова «симфония», на основании которого утвердилось понимание термина «симфоническая музыка» в западной музыковедческой традиции, органичным образом согласовывается с асафьевским определением понятия «симфонизм».

История возникновения термина

Слово «симфонизм» как производное от слова «симфония» впервые употребил русский музыкальный критик А. Н. Серов, но ввёл это понятие в музыковедческое обращение и тщательно его разработал академик Б. В. Асафьев, согласно которому: «…симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов…»

В качестве определённого эквивалента термина «симфонизм», в английском языке используется иногда понятие «symphonic process» («симфонический процесс»).

Симфонизм — категория историческая, прошедшая долгий процесс образования, активизировавшийся во времена просветительского классицизма в связи с кристаллизацией сонатно-симфонического цикла и характерных для него форм. В этом процессе сыграла особую роль венская классическая школа.

Двадцатый век.

Резким контрастом к разросшимся позднеромантическим циклам Малера явились тщательно отделанные неоклассические симфонии таких французских авторов, как Д.Мийо и А.Онеггер. В неоклассическом (или необарочном) стиле писал русский автор И.Ф.Стравинский, который наполнил традиционные симфонические формы новым мелодическим и тонально-гармоническим материалом. Немец П.Хиндемит тоже сочетал формы, пришедшие из прошлого, с остро индивидуальным мелодическим и гармоническим языком (для него характерно предпочтение интервала кварты в тематизме и аккордике).

Крупнейшие русские симфонисты – С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и Д.Д.Шостакович. Три симфонии Рахманинова продолжают национально-романтическую традицию, идущую от Чайковского. Симфонии Прокофьева тоже связаны с традицией, но заново переосмысленной; для этого автора характерны жесткие моторные ритмы, неожиданные тональные сдвиги, встречается тематизм, идущий от фольклора. Творческая жизнь Шостаковича протекала в советский период истории России. Самыми «передовыми» можно считать его Первую, Десятую, Тринадцатую и Пятнадцатую симфонии, в то время как Третья, Восьмая, Одиннадцатая и Двенадцатая в большей степени связаны с традиционным «русским стилем». В Англии выдающимися симфонистами были Э.Элгар (две симфонии) и Р.В.Уильямс (девять симфоний, написанных между 1910 и 1957, в том числе с включением вокального элемента). Среди других авторов, каждый из которых связан с традициями своей страны, можно назвать поляков Витольда Лютославского (р. 1913) и К.Пендерецкого, чеха Богуслава Мартину (1890–1959), бразильца Э.Вилла-Лобоса и мексиканца Карлоса Чавеса (1899–1976).

В начале 20 в. американец Ч.Айвз сочинил ряд авангардных симфоний, в которых использованы оркестровые кластеры, четвертитоновые интервалы, полиритмия, диссонантное гармоническое письмо, а также коллажная техника. В следующем поколении несколько композиторов (все они учились в 1920-х годах в Париже у Нади Буланже) создали американскую симфоническую школу: это А.Копленд, Рой Харрис (1898–1981) и У.Пистон. В их стиле благодаря элементам неоклассицизма ощутимо французское влияние, но все же их симфонии создают образ Америки с ее просторами, пафосом и природными красотами. Симфонии Роджера Сешнса отмечены сложностью и прихотливостью хроматических мелодических линий, напряженностью тематического развития, обилием контрапункта. Уоллингфорд Риггер в своих симфониях применял серийную технику А.Шёнберга; Генри Коуэлл использовал в симфониях такие экспериментальные идеи, как мелодии гимнов в фугированной разработке, экзотические инструменты, звуковые кластеры, диссонантный хроматизм.

Среди других американских симфонистов середины 20 в. можно выделить Х.Хансона, У.Шумана, Д.Даймонда и В.Персичетти. Во второй половине столетия интересные симфонии были созданы Э.Картером, Дж.Рочбергом, У.Г.Стиллом, Ф.Глассом, Э.Т.Цвилих и Дж.Корильяно. В Англии симфоническую традицию продолжил Майкл Типпет (1905–1998). В 1990-х годах наблюдалось необычное явление: современная симфония стала «хитом» у широкой публики. Речь идет о Третьей симфонии (Симфонии грустных песен) поляка Генриха Гурецкого. На рубеже третьего тысячелетия композиторы разных стран создали симфонии, отразившие тяготение их авторов к таким различным явлениям, как минимализм, тотальный сериализм, алеаторика, электронная музыка, неоромантизм, джаз и внеевропейские музыкальные культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector