Монюшко, станислав

Убель

Убель. Акварель Наполеона Орды (1872)

Фольварк Убель (неподалеку от деревни Озерный) с 1815 года принадлежал Чеславу Монюшко. Оставив военную службу, он поселился здесь с женой Эльжбетой, урожденной Моджарской (она приходилась правнучкой армянину из Турции Ованесу Маджаранцу (Яну Маджарскому), наладившему для Радзивиллов производство знаменитых «слуцких поясов»). 5 мая 1819 года – ровно 200 лет тому назад!
– у них в Убеле родился сын Станислав Ян Эдвард Казимир Монюшко — композитор, дирижер, основоположник польской и белорусской оперы.

Композитор Станислав Монюшко (1819 —1872)

В этот оазис детства Станислав будет возвращаться вновь и вновь — в мыслях и наяву. Уже будучи европейской знаменитостью, он побывает тут в последний раз в 45-летнем возрасте.

Две акварели Наполеона Орды запечатлели трогательный облик небольшого фольварка — с фасадной и тыльной сторон усадебного дома. В «фасадном» рисунке прописаны все мельчайшие детали композиции. Отмечен и рослый тополь, посаженный, согласно семейному преданию, рукой композитора. Частично уцелела подъездная дорога к усадьбе, но, увы, не она сама…

Памятный обелиск в Убеле (1966)

В 1966 году в Убеле открыта стела, на которой значится памятная надпись в честь С. Монюшко и воспроизведено нескольких нотных тактов из оперы «Галька». В средней школе деревни ровно 50 лет тому назад открыт музей С. Монюшко — до сих пор он является единственным в мире!

Опера «Галька» уже в наше время была представлена публике в 25 странах — даже в Мексике, на Кубе, в Японии… В Токио есть Институт славянской культуры имени С. Монюшко. В Беларуси небольшие сочинения Монюшко исполняются в различных концертах. А в 2013 году Музыкальный дом «Классика» поставил одноактную оперу Монюшко «Verbum Nobile» («Честное слово»). Написанная в Варшаве, она в Беларуси никогда ранее не звучала.

Смиловичи

Дворец Монюшко – Ваньковичей в наши дни

Экспозиция в Центре детского творчества в Смиловичах

В 1791 году владельцем имения Смиловичи (ныне это городской поселок на реке Волме) стал Станислав Монюшко (1734—1807), воспитанник Виленского университета, человек незаурядных талантов: он и арендатор, и эконом, и ростовщик, и судья военного трибунала… В общем, один из богатейших людей в крае, да к тому же еще и отец 16 детей, из которых 10 дожили до зрелого возраста… Дворец, построенный им в Смиловичах в начале ХIХ века, был со временем превращен его сыном Казимиром в эффектное неоготическое двухэтажное сооружение с романтичной, завершенной зубцами башней, которую прорезали живописно декорированные оконные проемы.

Башня дворца Монюшко – Ваньковичей

Сохранившаяся ограда пейзажного парка дворца Монюшко – Ваньковичей

Ученый и страстный библиофил, работавший в области народного образования, Казимир Монюшко был еще и художником, и архитектором, а главное — душой семьи. В его гостеприимный смиловичский дом нередко наведывался племянник, сын брата Чеслава, — Станислав, названный так в честь знаменитого деда, будущий великий композитор, а на ту пору — белокурый, угловатый подросток. Пройдут десятилетия, и впечатления юности возродятся в его музыкальных творениях. Слушая третий акт оперы «Страшный двор» — вершины композиторского дарования С. Монюшко, мы уловим в звуках полонеза пение старинных часов… Да-да, тех самых, что будили своим серебряным звоном таинственную тишину залитого лунным светом дома дяди Казимира в Смиловичах…

Отреставрированный фасад

Перестройки этого усадебного дома-дворца продолжались, уже при Ваньковичах, вплоть до 1900 года, когда вступил в свои права стиль модерн и благодаря ему здание обрело элегантный облик и усложненный силуэт. Старинное родовое гнездо воплотило в себе ни много ни мало труд трех поколений родов Монюшко и Ваньковичей.

Хаим Сутин (1893 — 1943)

Говоря о Смиловичах, разумеется, нельзя не упомянуть и об еще одном знаменитом имени. В 1893 году здесь в семье портного Залмана (Соломона) Сутина родился десятый ребенок — сын Хаим. Он прожил пятьдесят лет и вошел в число величайших мастеров изобразительного искусства ХХ века. Определяя стиль его живописи, искусствоведы именуют ее «волшебным реализмом». Среди почитателей таланта Хаима Сутина были Модильяни, Пикассо, Шагал, Чаплин… В смиловичском Центре детского творчества действует музей Хаима Сутина (экспозиция была создана в 2008 году).

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

История ижзни Станислава Монюшко

В 1848 году «Галька» впервые прозвучала в концертном исполнении в Вильно. Тогда она состояла всего лишь из двух актов. 

Опера «Галька» — это отклик композитора на революционное движение польского крестьянства, развернувшееся в сороковых годах XIX века. 

В первоначальном варианте опера должна была заканчиваться крестьянским восстанием. По цензурным соображениям конец ее Монюшко пришлось изменить. Но опера не утратила своей обличительной силы. 

Сюжет «Гальки» взят из народной жизни. «Сюжет Гальки чрезвычайно прост и в то же время полон потрясающего драматизма… — писал Кюи. — Композитор не искал внешних эффектов. В его опере нет ни процессий, ни выездов, ни охот, ни снов, ни лошадей… Но в самой драме много эффектов, производящих несравненно сильнейшее впечатление, чем мейерберовская… блестящая мишура… » 

Опера лирична и напевна. Музыкальный язык ее драматичен и глубоко народен, хотя Монюшко и не ввел в «Гальку» ни одной польской народной песни. «Необыкновенная нежность, грациозность, сердечность, при постоянной красоте звука», — писал о музыкальном стиле Монюшко Серов. 

Действующие лица оперы правдиво обрисованы в музыке. Сочувствие композитора всецело на стороне людей из народа. Музыкальная характеристика дворян далека от традиций народной песенности. Этим Монюшко как бы подчеркивает отсутствие искренности и теплоты у надменных и эгоистичных шляхтичей. 

По-разному написаны композитором две мазурки в опере бравурная, чуждая народному духу, исполняемая в доме стольника, и красочная, поистине народная, звучащая в хоре крестьян из третьего действия. 

Структура оперы «Галька» основывается на общепринятых в те годы замкнутых номерах. Но в пределах этих закругленных форм Монюшко достигает высокой степени реализма в воплощении драматических образов сюжета. В частности, большая роль принадлежит оркестру, который, обогащая нюансы вокальной партии, придает ей такую гибкость и драматическую выразительность, что «Галька» воспринимается как свободная музыкальная драма в духе исканий романтиков. 

На протяжении десятилетнего периода все попытки Монюшко осуществить постановку своей оперы на столичной сцене были обречены на неудачу. Наконец, 1 января 1858 года «Галька», расширенная до четырех актов, прозвучала в варшавском театре. Это событие было воспринято польской общественностью как долгожданное рождение национальной оперы. Ее автор был провозглашен национальным композитором. Выраженное в этой опере общее для всех славянских народов стремление к национальному самоутверждению и социальному раскрепощению сделали ее классической польской оперой. Ни одна другая из более зрелых и совершенных опер Монюшко не имела такой популярности, как «Галька». 

Имя Монюшко стало известным не только в Польше, но и за рубежом — в Праге, Софии, Белграде, Вене, Берлине. Ему было предложено художественное руководство Варшавским оперным театром. Эту должность он занимал до смерти, наступившей 4 июня 1872 года. Здесь шли его новые оперы «Сплавщик леса», «Графиня» — тонкая сатира на аристократическое общество, и знаменитый «Зачарованный замок, или Страшный двор». 

Опера «Зачарованный замок», написанная в 1861—1864 годы, знаменует собой не только рождение польской музыкальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора. Сохранив мелодическое богатство «Гальки», это позднее произведение композитора отличается гораздо большим разнообразием эмоциональных оттенков, значительно большим сценическим мастерством, театральностью и динамикой музыки. Раскрытие музыкальными средствами атмосферы старинной шляхетской усадьбы, показ фантастики в гротескном плане — все это знаменовало новое явление в польской музыке. На публику 1860-х годов образы польского военного лагеря и рыцарей в латах (которыми открывалось первое действие оперы) производили очень сильное впечатление. 

К достижениям Монюшко последнего десятилетия его жизни относится ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича «Призраки» (первое исполнение в 1865 году), «Крымские сонеты» (1867), баллада «Пани Твардовская» (1869). 

Композитор воплотил эпически-грозные образы Мицкевича, его идею суда народной совести, выраженную в древнем обряде, необычными средствами, отличающимися от приемов оперной музыки. 

Оперы, созданные Монюшко, — высший образец самобытного польского оперного стиля; до него не поднялся впоследствии ни один композитор Польши. Но сам Монюшко с присущей ему удивительной скромностью говорил о своем творчестве 

Verbum nobile

Композитор
Станислав Монюшко
Дата премьеры
01.01.1861
Жанр
оперы
Страна
Польша

Честное слово — юбилей!

Первый же день нового 2011 года принес нам и первый юбилей: 150 лет
назад, 1 января 1861 года в Варшаве состоялась мировая премьера
одноактной комической оперы Станислава Монюшко «Честное слово». К
слову сказать, мировая премьера прошла на территории Российской
империи, так что ее вполне можно считать и первой постановкой на
русской сцене.

Сегодня это произведение гения польской музыки почти совсем
неизвестно за пределами Польши, да и там ее постановки редки,
уступая пальму первенства таким шедеврам композитора, как «Галька»
и «Страшный двор». Тем не менее, стоит упомянуть последнее по
времени обращение к «Честному слову»: состоялось оно также в
Варшаве, в том же Большом театре (Teatr Wielki), где и прошла его
мировая премьера, в феврале 2009 года. Весь 2009 года шла эта
постановка (в июне, ноябре и декабре), над которой трудились
дирижер Михал Двожинский, режиссер Лако Адамик, сценограф Барбара
Кенжерская, художники по костюмам Магдалена Теславская и Павел
Грабарчук. Главные партии исполнили Дариуш Махей (Лагода), Марта
Боберская (Зузя), Адам Крушевский (пан Мартин), Мариуш Годлевский
(Станислав), Роберт Дымовский (Бартоломей).

Сегодня, по случаю знаменательного юбилея оперы, мы приводим
краткую справку о ней из знаменитого Оперного словаря Абрама
Гозенпуда.

Честное слово (Verbum nobile) – опера С. Монюшко в 1-м
действии, либретто Я. Хенциньского. Премьера: Варшава, 1 января
1861 г.

С мягким юмором и теплым чувством рисует автор картину жизни
провинциальной шляхты, пережитки давних обычаев.

Молодой шляхтич Станислав, став жертвой несчастного случая, нашел
приют у помещика Лагоды. За больным ухаживала дочь помещика Зузя.
Молодые люди полюбили друг друга. Но брак их невозможен, так как
отец дал слово чести выдать дочь замуж за сына своего приятеля. В
ответ на протесты Зузи и настояния Станислава рассерженный Лагода
дает новую клятву: ни при каких обстоятельствах его дочь не выйдет
замуж за Станислава. Юноша решает уехать. К отцу Зузи приезжает
старый приятель, пан Мартин,— за его сына Михала и должна выйти
замуж Зузя. Еще не остывший после ссоры с дочерью и Станиславом,
Лагода не очень радостно встречает напоминание о браке Зузи. Гость
обижен, вспыхивает ссора, которая, однако, вскоре утихает:
торжествует долг гостеприимства. Во время завтрака пан Мартин с
удивлением узнает в Станиславе своего сына Михала — тот, опасаясь,
что до отца дойдут известия о его болезни, назвался другим именем.
Все выясняется к общему удовольствию, но отец Зузи вспоминает о
клятве, что его дочь никогда не выйдет замуж за Станислава, а
шляхтич не может нарушить честное слово. Выход находит Зузя,
объясняющая отцу, что нарушения клятвы нет: ведь Станислав на самом
деле Михал, а она хочет выйти замуж именно за него. Старик
успокаивается и благословляет влюбленных.

Музыка остроумна, полна юмора и лирики (партии Зузи и мнимого
Станислава), яркой характерности, фигуры Мартина и Лагоды
напоминают образы комедий А. Фредро. Автор внес в партитуру ритмы и
мелодии польских песен и танцев, создав произведение, пленяющее
своей безыскусственной красотой.

Абрам Гозенпуд

Творчество

Бюст Станислава Монюшко, скульптор Геннадий Ершов. 2007 г. Музыкальная академия в Гданьске

Памятник в Ченстохове

Памятник Станислава Монюшко (Катовице)

Памятник в Лодзи

Памятник в Вильнюсе

Первое изданное сочинение «Три песни» на слова Адама Мицкевича (1838). С 1842 года сочинял песни (всего около 400), издаваемые сборниками «Домашние песенники» (сборник 1—6, 1844—1859; посмертно сборники 7—12 издал белорусский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович, отец известного композитора Мечислава Карловича). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки.

В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856; «Военная», 1857, и другие).

Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858).

Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В. И. Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года.

Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого.

Straszny dwor

Композитор
Станислав Монюшко
Дата премьеры
28.09.1865
Жанр
оперы
Страна
Польша

Опера в 4 действиях с прологом. Либретто написано Я. Хенциньским.
Первое представление состоялось 28 сентября 1865 года в Варшаве.

Действующие лица:

  • Мечник
  • Его дочери: Ганна, сопрано, Ядвига, меццо-сопрано
  • Пан Дамазы, тенор
  • Братья-офицеры: Стефан, тенор, Збигнев, бас
  • Чесникова, их тетка, сопрано
  • Матей, слуга братьев, баритон
  • Сколуба, ключник в доме мечника, бас

Пролог

Окончился боевой поход. Отважные воины, братья Стефан и Збигнев могут вернуться домой, в родное поместье. Прощаясь с товарищами по оружию, они дают клятву никогда не жениться, чтобы остаться свободными и быть готовыми в любую минуту вновь выступить на защиту родины.

Первое действие

Стефана и Збигнева ожидает спокойная, безмятежная жизнь в родной усадьбе. Теперь они могут поправить свое хозяйство, запущенное за время войны. Но в усадьбу приезжает тетка братьев, вдова Чесникова. Заветная мечта ее — сосватать племянникам дочерей своей соседки, богатой помещицы. Молодые люди отвергают предложение тетки — они дали обет никогда не жениться. Вдова озадачена. Узнав о том, что братья собираются навестить мечника — старого друга их отца,— она не на шутку обеспокоена: у мечника есть две дочери-красавицы — не прельстили бы они молодых людей. Тетка решает приложить все усилия, чтобы отговорить племянников от поездки. Она старается запугать Стефана и Збигнева: старинный замок мечника зачарован еще в давние времена. По ночам его посещают злые духи. Несдобровать тому, кто заглянет в этот замок. Однако братья не трусливы, они, несмотря на все, поедут к мечнику.

Второе действие

Тетка, опередив братьев, явилась в замок. Она рассказала дочерям мечника — Ганне и Ядвиге, что братья больше всего на свете боятся привидений. Девушки решают весело посмеяться над молодыми людьми. К этой затее присоединяется и пан Дамазы, пустой светский франт, который живет в доме мечника, надеясь завладеть рукой и приданым одной из дочерей. Ему удается привлечь к заговору и прислугу дома, в том числе старого ключника Сколубу.

Третье действие

В первую же ночь по приезде братьев, дочери мечника приступают к осуществлению своего замысла. В старинном зале спрятались за портретами Ганна и Ядвига, в футляре стенных часов укрылся Дамазы. Сколуба уже успел рассказать Матею, старому слуге братьев, немало легенд об оживающих портретах и зачарованных курантах, в которых поселился злой дух. Но братья не дают себя запугать. Быстро разгадав секрет «привидений», они пускаются разыскивать проказниц, уже успевших скрыться в дальних комнатах. Дамазы пытается потихоньку выбраться из своего убежища, но его схватывает Матей. Старик зовет на помощь — он поймал злого духа. Подоспевшие братья узнают пана. Отчаявшийся франт, чтобы избавиться от ненавистных соперников, пускается на последнее средство — рассказывает, что замок построен на костях загубленных людей, на слезах сирот и вдов, он проклят всеми.

Стефан и Збигнев решают покинуть замок. Они чувствуют, что не на шутку увлеклись красивыми дочерьми мечника. Чтобы не нарушить обет, надо поскорей уехать отсюда.

Четвертое действие

Мечник поражен решением братьев так быстро покинуть его усадьбу — неужели они в самом деле такие трусы, как рассказывала их тетка?

Матей объясняет: молодые люди не хотят оставаться в проклятом людьми замке. Хозяин догадывается, что это выдумка пана. Разоблаченный Дамазы вынужден сознаться в обмане. Он выдумал легенду о проклятии, тяготеющем над замком, чтобы выпроводить братьев.

Молодые люди больше не могут скрывать своих чувств: они, полюбив дочерей мечника, решили нарушить данную ранее клятву и просят мечника благословить брак. Старик обрадован так же, как и его дочери. Будущие зятья должны узнать, почему замок зовется «зачарованным». Когда-то давно здесь жил дед мечника с девятью дочерьми. Девушки одна за другой так удачно и счастливо выходили замуж, что завистливые соседи прозвали замок «зачарованным».

Публикации

Новая постановка «Страшного двора» Монюшко в Варшаве (operanews.ru) 06.06.2016 в 21:44

Польский Белосток получил Оперу, которой можно позавидовать (operanews.ru) 28.10.2012 в 17:15

Гастроли Польской национальной оперы 26.12.2002 в 23:13

Монюшко. «Зачарованный замок» и другие произведения (classic-music.ru)

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Память

В Минске на здании гимназии, в которой учился Станислав Монюшко, установлена памятная таблица, в Вильнюсе на улице Немецкой (Вокечю, Vokiei) на доме Мюллера, в котором жил композитор, установлена памятная табличка. Имя Монюшко носит улица на Жверинасe в Вильнюсе. В сквере у костёла Святой Екатерины в 1922 году был установлен памятник композитору (бюст скульптора Болеслава Балзукевича на постаменте, оставшемся от памятника Александру Пушкину после эвакуации бюста русского поэта из Вильны в 1915 году).

В честь Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в Гродно, Кривом Роге и в Харькове.

Единственный в мире музей композитора (открыт в 1979 году и с тех пор экспозиция мало изменилась, имеется стенд «Места Монюшко сегодня» с чёрно-белыми фотографиями середины 1970-х) в школе посёлка Озёрный (отдел образования Червеньского РИК).

1966 год — советские культурологи и историки по довоенным картам отыскали в лесу опушку, на которой когда-то стояла усадьба Монюшко (знаменитое поместье Убель композитора было неподалёку от поселка Озёрный).

1966 год — установка памятной стелы (рядом с тополем, который в 1871 году посадил композитор незадолго до смерти).

1967 — начало строительства санатория — оздоровительного центра «Волма» (чтобы как-то обозначить и облагородить бывший Убель среди разросшегося леса). Служит единственным ориентиром, по которому можно сейчас отыскать стелу и тополь.

3 сентября 2016 года в День города Минска был открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Памятник установлен в сквере у ратуши на пл. Свободы.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Биография

Родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район Белоруссии), в котором обосновался после русской кампании Наполеона его отец — Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, который завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата. Мать — Елизавета Маджарская, армянка по национальности, правнучка Яна Маджарского (Ованес Маджаренц), создавшего производство слуцких поясов.

Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858)

Бюст на органных хорах (костёл Святых Иоаннов)

Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее, обучаясь в школе пиаров в Варшаве, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган; 1827—1830). Затем музыкальное образование было усовершенствовано у Доминика Стефановича (композиция) в Минске (1830—1837) и у Карла Фридриха Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840).

В Вильну приехал впервые в 1836 году. В 1840 году, завершив образование, женился в Вильне на Александре Мюллер. До 1858 года жил в Вильне. Служил органистом в костёле Святых Иоаннов. Его годовое жалованье составляло 100 рублей серебром. Кроме того, Монюшко давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий известный композитор Цезарь Кюи).

В 1842 году побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях.

С 1858 года жил в Варшаве, был дирижёром Большого театра в Варшаве, в 1864—1872 годах профессор Музыкального института. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцем Листом.

Станислав Монюшко – основоположник польской национальной оперы

Недалеко от столицы Белоруссии в деревушке Убель 5 мая 1819 года родился будущий музыкальный гений Станислав Монюшко. Родителями мальчика были Чеслав Монюшко и Елизавета Маджарская. Отец Станислава был капитаном полка литовских конных стрелков, бравших участие в войне Российской и Французской империй 1812 года. Мама была потомком армянских производственников.

Любовь к музыке маленькому Станиславу привила его мама, которая стала и первым учителем мальчика. Продолжил обучение он в Варшаве в школе пиаров. Огромный вклад в музыкальное образование Станислава Монюшко внесли учителя, у которых юный талант брал уроки, а именно:

  • Август Фрейер: в течение трех лет обучал Станислава игре на фортепиано и органе в Варшаве;
  • Доминик Стефанович: с 1830 по 1837 годы давал уроки композиции в Минске;
  • Карл Фридрих Рунгенхаген: обучал в Берлине с 1837 по 1840 годы, преподавая уроки композиции и хорового дирижирования.

Завершающий этап музыкального образования Станислава Монюшко прошел в Вильне (нынешний Вильнюс), где он влюбился и обвенчался с Александрой Мюллер.

Жизнь и творчество Станислава Монюшко

В течение 18 лет Монюшко с семьей проживал в Вильне. Зарабатывал на жизнь в костеле Святых Иоаннов, играя на органе. Получая небольшое жалование, которого не хватало на содержание семьи, Станислав подрабатывал, давая частные уроки. Он обучал композиции и игре на фортепиано.

В это же время Станислав Монюшко приезжал в Санкт-Петербург, выступал с сольными концертами и пробовал устроиться в оперный театр композитором, но безуспешно. В любом случае, поездки позволили ему познакомиться с русскими композиторами М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским, А.Н. Серовым, которые впоследствии с восторгом отзывались о творчестве Монюшко.

В 1858 году Семья переехала в Варшаву, где Станислав стал дирижером Большого театра. В этом же году он посетил Германию и познакомился там с венгерским композитором, пианистом и дирижером Ференцом Листом.

Скончался Станислав Монюшко в июне 1872 года в возрасте 53 лет. Похоронен на Повонзковском кладбище в Варшаве, самом старом некрополе польской столицы.

Наследие Монюшко

Первой была опера «Галька», всего композитор написал более 15 опер. А первым изданным сочинением композитора было «Три песни» на стихи польского и белорусского поэта Адама Мицкевича. Также к раннему творчеству Станислава Монюшко можно отнести такие произведения:

  • водевили;
  • музыкальные комедии;
  • сочинения для оркестра;
  • музыку к пьесам;
  • комические оперы.

Среди музыкального наследия Монюшко многим знакомы следующие произведения:

  • кантаты – «Крымские сонеты», «Призраки», «Крумине»;
  • духовная музыка – «Остробрамские литании», 6 месс;
  • оперы – «Галька», «Слово чести», «Графиня», «Зачарованный замок»;
  • оперетты – «Karmaniol czyli Francuzi lubią żartować», «Nowy Don Kiszot czyli Sto szaleństw», «Ночь в Апеннинах»;
  • балеты – «Monte Christo», «Na kwaterunku» и много других известных произведений.

Жизнь и творчество Станислава Монюшко проходили на территории нынешних Польши, Литы, Белоруссии, где осталось множество памятных мест, связанных с именем выдающегося композитора и органиста:

  • на минской гимназии, где учился будущий композитор, есть памятная табличка;
  • в Вильнюсе на доме Монюшко установлена мемориальная доска;
  • одна из улиц в районе Вильнюса носит имя музыканта,
  • улицы в Польше и в Украине названы в честь выдающегося музыканта;
  • в сквере у костела Святой Екатерины установлен памятник Монюшко;
  • музей музыки Монюшко в школе Белоруссии;
  • стелла у ратуши музыкантам, стоящим у истоков белорусской национальной оперы.

Stanisław Moniuszko «Halka». Aria Halki z II aktu «Gdyby rannym słonkiem»

Надежда Казанцева. Золотая рыбка S.Moniuszko — J.Zachariasiewicz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector