Табла

Африканские ритмы

Для африканских ритмов характерна полиритмия, когда несколько барабанных партий создают общий ритм. В данном разделе приводятся ритмы, стилизованные для исполнения на нескольких дарбуках. Также можно использовать «джембе», рамочные барабаны, шейкеры, маракасы для создания разнообразной палитры звуков в оркестре перкуссионных инструментов.

В нашей стране африканские барабаны часто называют барабан тамтам или тамтамчик, на самом деле это барабан джембе. Джембе — западно-африканский барабан в форме кубка с натянутой кожей антилопы или козы, часто с металлическими пластинами kesingkesing, применяемыми для усиления звука. Появился в Малийской Империи в XII веке и образно назывался Healing Drum (Исцеляющий Барабан). Полагают, что открытая форма корпуса происходит от обычной дробилки зерна. В зависимости от удара, djembe производит три основных звука: басовый, тональный и резкого шлепка — слэп.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Марокканские и андалузские ритмы

В целом, андалусская музыка во многом сформировалась под воздействием арабской культуры мавров, поэтому и в настоящее время ритмы Магреба и Андалусии очень похожи. Мувасшат (Muwashshat) — стихотворная и песенная форма арабской поэзии. Эта форма возникла в средневековой Испании и Португалии на основе классических Арабских кадисов. В дальнейшем она стала популярна в Сирии и Палестине. Мувасшат использует сложные ритмы от 2/4 до 48/4 и выше. При всей своей витиеватости эти ритмы исполняются без синкоп, в основном на рике. Поэтическая строка должна попадать на сильные доли ритма. В данном разделе приводятся специальные ритмы, помимо известных ритмов, таких как Аюб, Мальфуф, Максум, Вахда, Белледи, Дэвр Хинди, Самаи и многих турецких ритмов.

БОЛЕРО

играется во многих ближневосточных странах; эта группа ритмов (сюда
еще относится Rhumba – «румба») была, скорее всего, принесена в Испанию
арабами,  а затем, обогатившись европейскими элементами, вернулась назад; часто
используется для аккомпанемента вокалу.

название означает «остроумный» по арабски which means cuteness in Arabic

ШАБИА

марокканский полиритм, довольно необычен в среднеазиатской и
африканской континентальной музыке; играется, как минимум, на двух барабанах.
Ритм на 6 представляет собой биение сердца, а ритм на 12 – сокращение легких
при дыхании. Некоторые музыканты немного «поворачивают» этот ритм так, чтобы D
приходился на первый ударный слог.

Авис (на 11)

Турецкие ритмы

Своеобразен ритм турецкой народной музыки, во многом связанный с поэтическими ритмами. Изменчивость метрической структуры внутри стиха нарушает квадратность, порождает синкопированность ритмики, что способствует гибкости самой мелодии. Турецкая музыка основывается на простых, сложных и смешанных метрах. Очень популярен ритм аксак (хромой), образующийся из сочетания 2- и 3-дольных ритмических ячеек (существует множество его вариантов). Многие турецкие ритмы не имеют названия и запоминаются благодаря пропеванию ритмической формулы, аналогично индийскому искусству коннакол. Турецкие ритмы уходят корнями в ритмы Ближнего Востока, Балкан, Персидские ритмы, Индийские ритмы, ритмы Кавказа.

РИТМ ЧИФТЕТЕЛИ (Chiftelelli)

греческий/турецкий; часто используется в танце живота. Иногда также используется для аккомпанемента для taaqasiim («такасим» — мелодическая импровизация). Первая часть ритма напоминает ритм Вахда. *греческий

турецкий; в переводе означает «лицом к лицу»;  относится к группе
ритмов под общим названием «aqsaaq» («аксак»),
что означает «сломанный» или «хромой» – термин употребляется для
обозначения ритмов с нечетным количеством долей.
Например, «каршилама» считается на 2+2+2+3 или же на 1 2 3 123
(первые три счета медленно, остальные – быстро).
Ритм «Каршилама» – один из самых ярких представителей ритмов «aqsaaq»,
поэтому нередко именно так и называется — «aqsaaq».

Гхараны

Существует несколько гхаран (англ.)русск. (школ) табла, наиболее известны шесть из них:

  • Делийская (англ.)русск. (хинди दिल्ली घराना, Dillī gharānā)
  • Аджрарская (англ.)русск. (хинди अजराड़ा घराना, Ajrāṛā gharānā)
  • Пенджабская (англ.)русск. (хинди पंजाब घराना, Panjāb gharānā)
  • Лакхнауская (англ.)русск. (хинди लखनऊ घराना, Lakhnaū gharānā)
  • Бенаресская (англ.)русск. (хинди बनारस घराना, Banāras gharānā)
  • Фаррухабадская (англ.)русск. (хинди फ़र्रूख़ाबाद घराना, Farruk͟hābād gharānā)

Последние три из них объединяются в группу гхаран «восточного стиля» (хинди पूरब बाज़, Pūrab bāz).

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Видеоуроки по восточным ритмам

Уроки по дарбуке: ритмы Максум, Фаллахи, Саиди и Белледи

  • Основные музыкальные термины
  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РИТМОВ. (Сергей Кузнецов)
  • Альтернативные способы ритмической нотации для
    перкуссионистов. (Антонио Грамши).
  • Опыт естественной классификации ритмов на примере арабских iqa’at. (Антонио Грамши)
  • Алгебра ритмов. (Антонио Грамши)
  • Балканская ритмика. (Антонио Грамши)
  • Сборник ритмов и упражнений по дарбуке. Сергей Кузнецов. (doc)
  • Ближневосточные барабаны
  • Персидская и турецкая музыка
  • Популярные восточные ритмы
  • Видеоуроки по дарбуке на русском
  • Скачать записи композиций школы
  • Мастера дарбуки
  • Учебник по дарбуке на русском
  • Скачать сборник ритмов и упражнений для дарбуки
  • Скачать сборник упражнений для развития пальцев рук
  • Стихи про барабаны
  • Как играть на Дарбуке
  • Плеер ритмов он-лайн
  • Основные музыкальные термины
  • Классификация дарбук

Более подробно с ритмами можно ознакомиться
у нас на занятиях и по учебнику:

  • Упражнения для начинающих и профи
  • Более 2000 ритмов (арабские, турецкие, балканские, кавказские, марокканские, суфийские и др.)
  • Более 2000 упражнений (пальцевая техника, тремоло, сбивки, рудименты, рассинхронизация рук и др.)
  • Арабская и турецкая техники
  • Более 80 видов роллов
  • Более 30 композиций и этюдов
  • Упражнения по Рику
  • Ритмы и этюды для Дафа
  • Визуализация ритмов

Также в наличии имеется небольшая брошюра
«» Размер издания — 13,5×13,5 см, что делает его очень удобным для переноски. Объем — 8 страниц, к книжке прилагается DVD-диск, на котором все ритмы можно прослушать, а также видео с наиболее популярными ритмами и как играть на дарбуке. На диске имеется множество ритмов в формате Percussion Studio, а также сама программа, установив которую вы сможете проигрывать ритмы в разных темпах. Книжка содержит 43 ритма в следующих традициях:

  • Ближневосточные ритмы
  • Турецкие ритмы
  • Ливанские ритмы
  • Марокканские и андалузские ритмы
  • Персидские и суфийские ритмы
  • Балканские ритмы
  • Среднеазиатские ритмы
  • Кавказские ритмы
  • Современные ритмы

Список обозначений основных видов ударов

D (Dun) — низкий открытый удар правой рукой ближе к центру. Звук должен
быть низким и глубоким, пальцы сложены вместе.
G (Gun) — аналог Dun’а для левой руки. Если в записи встречается серия DDDD, то, как правило, имеется в виду DGDG.
T (Tek) — высокий звонкий удар правой по краю. Удар выполняется слегка разведенными пальцами.
t (te) — тихий удар правой по краю
K (Ka) — высокий звонкий удар левой по краю. Выполняется безымянным и средним пальцем, сложенными вместе.
k (ka) — тихий удар левой по краю.
S (Slap) — удар левой, при этом ребро правой ладони перегораживает мембрану. Высота звука определяется местом прижатия ребра ладони. Для получения более звонкого звука вместо перегораживания используют прижатие указательного пальца. Иногда мембрану прижимают коленом.
~ или r (ролл) — несколько пальцев «перекатываются» перед сильной долей, существует много разновидностей (о них речь пойдет на наших
занятиях). В дальнейшем под «~» в качестве обозначения имеются ввиду одиночные форшлаги, а под обозначением «r» имеются ввиду комбинации из 32-х долей, растянутые на несколько 16-х.
B (Bak) – закрытый взрывной удар правой. Рука сложена «лодочкой». Существуют также открытые разновидности данного удара и удары плоской ладонью.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Среднеазиатские, иранские и суфийские ритмы

Одним из основных барабанов Средней Азии является Дойра — ударный музыкальный инструмент типа бубна. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой дойру нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки — более высокий и звонкий. К основному звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Техника игры на дойре, разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На дойре играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар дойры составляют разнообразные ритмич. фигуры — усули. Дойра используется при исполнении макомов, мугамов.

праздничный, свадебный азиатский ритм

Байсун — местность в узбекистане, где до сих пор сохранились древние народные обряды, сопровождаемые музыкой.

Самаи дарж (Samaa’ii darij, Samai darij)

среднеазиатский/ персидский ритм; счет на 3 или 6. Samaa’ii (от арабского корня «sma», что означает «слушать», в основном относится к музыке) – это форма турецкой классической музыки.
Этот ритм более «аристократический», чем фольклорный.

Балканские ритмы

Балканские ритмы основаны на системе пульсаций, в которой некоторые доли могут быть длиннее или короче остальных. Например, ритм «дажчово», аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута. Подробнее о балканских ритмах можно проситать в статье на нашем сайте «балканские ритмы».

Пайдушко (Paidushko)

Пайдушко — традиционный мужской танец в Болгарии известный под названием «Хромой Старик». В настоящее время его танцуют и женщины.

турецкий и балканский; популярный ритм у крымских татар

Греческий ритм «зейбек» используется для греческого танца под
названием «зембекико».  Это современный танец; появился в военные годы XX века
(20-40-е гг).  Для людей того времени это был способ выразить свою боль и
потери. Это сольный мужской танец, как правило, с сигаретой в одной руке и
бокалом узо в другой — символ желания утопить свое горе в спасительном
напитке.  Это танец-импровизация. Специальных движений нет, много ударов
ногами, покачиваний, голова опущена к полу.  Некоторые называют этот танец «танцем
пьяниц», однако это название идет только из истории танца, и для его исполнения
вовсе не обязательно быть пьяным.

популярный балканский ритм на 7/16

История[править | править код]

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Рельеф в пещерном комплексе Бхаджа (II век до н. э., Махараштра). Слева — танцовщица, в центре — исполнительница на небольших парных барабанах.

Рельеф в пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака). В правом нижнем углу — изображение музыканта, перед ним два барабана, один — в горизонтальном положении, другой — в вертикальном.

Рельеф на переднем фасаде храма Парашурамешвар (VII век, Бхубанешвар, Орисса). Изображение одинаковых вертикальных парных барабанов.

Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:

  • пещерном комплексе Бхаджа (англ.)русск. (II век до н. э., Махараштра);
  • пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака);
  • храме Парашурамешвар (англ.)русск. (VII век, Бхубанешвар, Орисса);
  • комплексе храма Муктешвар (англ.)русск. (IX-X век, Бхубанешвар, Орисса).

Также упоминаются изображения парных барабанов на рельефах в:

  • комплексе ступы в Бхархуте (англ.)русск. (II век до н. э., Мадхья-Прадеш);
  • комплексе ступы в Амаравати (II век до н. э.—III век, Андхра-Прадеш);
  • храме Хучаппаййя (VIII век, Айхоле (англ.)русск., Карнатака).

Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов пакхавадж (англ.)русск. и мриданга.

Американская исследовательница Ребекка Стюарт считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые пакхавадж (англ.)русск. и мриданга, а также дхолак и парные барабаны нагара (англ.)русск..

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (—). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Краткая таблица звуковых частот от iZotope

Компания iZotope также создала собственную таблицу звуковых частот, но сделала ее намного компактнее. В отличие от обширной работы Sound On Sound, специалисты iZotope привели в собственной таблице данные только по самым популярным музыкальным инструментам: мужскому и женскому голосу, ударной установке и гитарам.

iZotope решили не перегружать музыкантов информацией, разделив инструменты на три группы: вокал, перкуссия и ладовые инструменты (самое необходимое по мнению авторов). Несмотря на меньшую информативность, мы также перевели таблицу.

В приведенном ниже архиве вы найдете таблицу в формате PDF. Документ легко читается, без проблем умещается на лист А4. Единственный минус, который мы нашли в оригинальном документе заключается в отсутствии полей для обреза и прочей полезной типографской информации. В любом случае, даже без этих данных, таблица не теряет своей полезности для музыкантов.

Если вы скачали таблицы, мы будем рады благодарности в виде репоста этой записи к себе в социальные сети или подписки на наш Телеграм-канал @samesound. Удачи в творчестве!

Гхараны[править | править код]

Существует несколько гхаран (англ.)русск. (школ) табла, наиболее известны шесть из них:

  • Делийская (англ.)русск. (хинди दिल्ली घराना, Dillī gharānā)
  • Аджрарская (англ.)русск. (хинди अजराड़ा घराना, Ajrāṛā gharānā)
  • Пенджабская (англ.)русск. (хинди पंजाब घराना, Panjāb gharānā)
  • Лакхнауская (англ.)русск. (хинди लखनऊ घराना, Lakhnaū gharānā)
  • Бенаресская (англ.)русск. (хинди बनारस घराना, Banāras gharānā)
  • Фаррухабадская (англ.)русск. (хинди फ़र्रूख़ाबाद घराना, Farruk͟hābād gharānā)

Последние три из них объединяются в группу гхаран «восточного стиля» (хинди पूरब बाज़, Pūrab bāz).

История

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Рельеф в пещерном комплексе Бхаджа (II век до н. э., Махараштра). Слева — танцовщица, в центре — исполнительница на небольших парных барабанах.

Рельеф в пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака). В правом нижнем углу — изображение музыканта, перед ним два барабана, один — в горизонтальном положении, другой — в вертикальном.

Рельеф на переднем фасаде храма Парашурамешвар (VII век, Бхубанешвар, Орисса). Изображение одинаковых вертикальных парных барабанов.

Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:

  • пещерном комплексе Бхаджа (англ.)русск. (II век до н. э., Махараштра);
  • пещерном комплексе Бадами (VI век, Карнатака);
  • храме Парашурамешвар (англ.)русск. (VII век, Бхубанешвар, Орисса);
  • комплексе храма Муктешвар (англ.)русск. (IX-X век, Бхубанешвар, Орисса).

Также упоминаются изображения парных барабанов на рельефах в:

  • комплексе ступы в Бхархуте (англ.)русск. (II век до н. э., Мадхья-Прадеш);
  • комплексе ступы в Амаравати (II век до н. э.—III век, Андхра-Прадеш);
  • храме Хучаппаййя (VIII век, Айхоле (англ.)русск., Карнатака).

Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов пакхавадж (англ.)русск. и мриданга.

Американская исследовательница Ребекка Стюарт считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые пакхавадж (англ.)русск. и мриданга, а также дхолак и парные барабаны нагара (англ.)русск..

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (—). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Короткая видео презентация — обзор инструмента

Таблу называют королём перкуссионных инструментов. У короля, как это ни странно, женское имя — «Табла». Тут просто небольшая путаница.

Королева перкуссии — это индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух частей. Само слово «табла» переводится с арабского как «барабан», произносится с ударением на первый слог. Происхождение названия «табла», если немного поразмыслить, очень отражает фразировку тех специфических звуков, что можно из неё извлечь. Маленький барабан («табла») изготавливается из полого куска дерева, а большой («дагга») — это полый цилиндр из меди, серебра или никеля, а мембраны изготовлены из козьей кожи. На мембранах обоих барабанов есть черный элемент «сьяхи», состоящая из смеси качука, металлической пыли и угля, эта смесь специальным образом наносится на кожаную мембрану. Мембраны, как правило, крепятся к корпусу кожаными шнурами. Строй регулируется положением колков и ударом молотка по кольцу.

Играть на табле весьма сложно из-за крайне специфичной пальцевой техники и малоамплитудного звукоизвлечения (без замахов руками), так что если кто-то умеет играть, к примеру, на джембе или на дарбуке — с таблой ему придется повозиться не один месяц или даже год.

Видео в данной статье может пригодится тем, кто хотел бы научиться играть на табле и кто считает, что нет предела самосовершенствованию. Хочу лишь предупредить, что я далеко не супер-профессиональный таблист, однако инструмент пощупал, понюхал, попробовал и мне есть что тебе рассказать. Если научишься играть лучше меня или если уже играешь — я очень рад за тебя!

Занимаясь перкуссией приходится постоянно развиваться, так что я тоже не стою на месте и сейчас владею некоторыми приемами и способами, в результате чего все-таки осмелился опубликовать эту статью и по-возможности заразить кого-нибудь магической индийской таблой. Ну правда, она действительно непростая — чувствуется в ней какая-то харизма, какая-то магия из глубины веков.

Основой индийской системы ритмов являются так называемые талы. Тал — ритм, ритмически измеренное время. Поскольку каждый из видов удара имеет свое словесное обозначение, таблист может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует устную формулу тал, например, тал под названием Дадра декламируется так: Dha Dhi Na — Dha Ti Na.

В видео я там перепутал и назвал «тал» «рагом». В разных источниках зачастую все по-разному написано, и в голове у меня что-то отобразилось неверно. Что ж, я человек, а всем людям свойственно ошибаться. Вот какие ошибки делаешь без учителя и наставника). Прости, если нехотя ввел в заблуждение.

Надеюсь, этот короткий ролик поможет тебе в развитии! Непременно!

Таблица звуковых частот музыкальных инструментов от Sound On Sound

Таблица звуковых частот состоит из двух частей. Первая часть представляет собой диаграмму «Частоты инструментов», в которой приведена информация о частотных диапазонах ряда распространенных музыкальных инструментов. Инструменты разделены на пять групп — человеческий голос, перкуссионные инструменты, гитара и бас, струнные, духовые. Дополнительно диаграмма отражает диапазоны звучания приведенных инструментов, для чего иллюстрация дополняется списком октав и названиями и частотой входящих в них звуков.

Таблица звуковых частот. Скриншот первой части.

Вторая часть — «Субъективный характер звука» — представляет собой таблицу, в которой приведены основные частоты для эквализации популярных музыкальных инструментов, а также даны сравнительные описания этих частот. Информация из таблицы наглядно показывает, как сделать звук популярных инструментов четче, резче, яснее или разборчивее.

При этом создатели отмечают, что не стремились создать исчерпывающее руководство по эквализации, а хотели создать наглядный гайд, который поможет музыкантам и звукорежиссерам при записи и сведении музыки.

Таблица звуковых частот. Скриншот.

Редакция SAMESOUND.RU перевела и адаптировала тексты в таблице, а также внесла ряд поясняющих дополнений. Таблица звуковых частот распространяется в виде PDF-файла, который готов к печати в высоком разрешении. Документ содержит поля для отреза и другую полезную для типографов информацию. Отметим, что таблицу лучше печатать в формате А3, так как при печати на листе А4 теряется разборчивость содержания из-за обилия мелкого текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector