Шостакович. симфония no. 4

Премьера и вторая редакция

Впервые исполнена в Париже 14 ноября 1930 года Бостонским симфоническим оркестром под управлением Сергея Кусевицкого к 50-летнему юбилею этого оркестра. В «Автобиографии» Прокофьев писал о первом исполнении четвёртой симфонии в Бостоне 14 ноября 1930 года: «Симфония успеха не имела, но я люблю её за отсутствие шума и большое количество материала».

В 1947 году создавая свою шестую симфонию, Прокофьев переработал партитуру четвёртой, добился большей прозрачности звучания и отказался от излишних подробностей, обозначив эту вторую её редакцию в списке своих сочинений как ор. 112. Композитор не услышал живого звучания второй редакции в концертном исполнении, так как впервые она была представлена лишь в 1957 году под управлением Геннадия Рождественского.

Схемы частей

1 часть

Andante Sostenuto — Moderato con anima (f-moll).
Масштабная и конфликтная.
Сонатная форма.

Интродукция

В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах.

После неё остаётся «стонущая» секундовая интонация, из которой вырастает ГП.

Экспозиция

ГП (f-moll) (струнные).

Средний раздел — развивающая секвенция, реприза — кульминация.

СП вытекает из ГП.

ПП (as-moll) — вальс-мечта или воспоминание (соло кларнета).

2-я тема ПП (H-dur) — светлый мажорный вариант ГП.

ЗП — апофеоз. Мажорная триумфальная тема с интонациями ГП, но её восхождение «натыкается» на тему фатума.

Разработка

По структуре представляет собой 3 очень напряжённые волны. Столкновение элементов ГП с темой рока (в начале 3 волны).

Кода

Кода как 2-я разработка (3 раздела), приводит к мощной кульминации темы рока и низвержению интонаций ГП.

2 часть

Andantino in modo di canzona (b-moll).

Средний раздел

Средний раздел — тема F-dur с нисходящим движением мелодии; развиваясь, она как бы обретает душевные силы, мощь. Эта тема предвосхищает финал. Но в репризе вновь возвращается меланхолия.

3 часть

Scherzo: Pizzicato ostinato (F-dur).

Сложная 3-частная форма.

Трио

В трио, как видения, возникают «уличные зарисовки».

  1. плясовая песенка «подкутивших мужичков» (гобой, кларнет);
  2. бодрый марш (медные духовые) — «военная процессия» (в основе — тот же нисходящий мажорный тетрахорд).

Эти темы совмещаются в контрапункте.

4 часть

Allegro con fuoco (F-dur), финал.

В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.

  1. Картина народного веселья, праздника;
  2. фатум и страдающий герой.

ГП (рефрен) включает 3 элемента:

  1. нисходящая вихревая тема, интонации которой постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
  2. тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
  3. могучий и радостный народный пляс.

В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала).

Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).

Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить (а радоваться ли?!) всё-таки можно!»

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Программа симфонии

В письме к фон Мекк Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях (2-я — канцона — и 3-я — скерцо — как отступления). 1-я часть — завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть — последнее столкновение с роком и выход (?) из кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться».

Трагедию победного, мажорного финала стоит предельно внимательно рассматривать, ибо здесь имеется явное противопоставление внешнего прямолинейного веселья с внутренней бедой лирического героя. Изоляция, непонимание — то, что содержит первая часть как характеристика его — словно умалчивается, заминается валторновыми фанфарами, приводя к апофеозу. Чайковский использует приём сопоставления тем, который не нейтрализует напряжение противопоставления тем, а, наоборот, усиливает его.

История создания

В процессе создания балета «Блудный сын» в начале 1929 года композитор обнаружил, что многие темы могут выглядеть лучше в симфонической форме, а не балетном варианте. Таким образом, он начал сочинять новую симфонию, наряду с балетом. Две работы создавались из общего материала и имеют ряд общих тем нашедших различное воплощение. Получившаяся симфония № 4 соч. 47 началась из материала, изначально написанного для четвёртого номера балета. Прокофьев расширил материал в сонатную форму и в результате он составил музыку первой части Симфонии № 4 соч. 47. Остальная часть симфонии опирается на материал, который появится в балете или был отклонён Дягилевым, как не подобающий его видению балета.

И. И. Мартынов приводит слова Прокофьева из его «Автобиографии» о том, что не вошедшая в «Блудный сын» музыка отлично подошла «для первой части Четвертой симфонии (вступление я сочинил новое). Материал возвращения сына составил вторую часть, красавицы — третью; финал сложился труднее всего. Над симфонией я работал с перерывами осенью 1929 года и первую половину 1930 года».
И. И

Мартынов обращает внимание как на тесную связь театральной и симфонической музыки Прокофьева, так и на художественную независимость прокофьевских симфоний на концертной эстраде как чисто инструментальных произведений: «И третья и четвертая симфонии живут самостоятельно от оперы и балета, которые во многом определили их идейно-образное содержание».

«В партитуре симфонии <…> явно преобладает спокойное движение и ясность
эмоционального тонуса. Контрастов в музыке мало, даже в разработочных эпизодах композитор избегает конфликтности, предпочитая сопоставления широких мелодических пластов. Музыкальный язык ясен, почти все темы диатоничны, гармония и оркестровка — прозрачны. На всем лежит печать „смягчения стиля“ и, быть может, академической уравновешенности».

Согласно И. И. Мартынову, как четвёртая симфония, так балет «Блудный сын» выделяются своей поэтичностью и мелодической изобильностью, изящностью очертаний, прозрачной манерой письма и той высокой простотой, которая отличает многие из позднейших произведений Прокофьева.
К созданию следующей пятой симфонии композитор приступил лишь четырнадцать лет спустя.

Тематика

В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь»), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение (?) в народном веселье.

Драме первой части противостоит тройка последующих: лирический герой находит утешение в русской песне (вторая часть), русской природе (третья часть; природа более широко, в том числе и тема алкоголизма, о чём писал Чайковский) и русском танце (веселье финала). 

Четвёртая симфония создавалась при активной моральной (да и материальной) поддержке Н. Ф. фон Мекк. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией». На титульном листе партитуры пишет «Посвящается моему лучшему другу».

Тематизм

Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.

В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) — «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.

В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского — символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.

Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть (?) мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует (?) в ГП финала.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Программа симфонии

В письме к фон Мекк Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях (2-я — канцона — и 3-я — скерцо — как отступления). 1-я часть — завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть — последнее столкновение с роком и выход (?) из кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться».

Трагедию победного, мажорного финала стоит предельно внимательно рассматривать, ибо здесь имеется явное противопоставление внешнего прямолинейного веселья с внутренней бедой лирического героя. Изоляция, непонимание — то, что содержит первая часть как характеристика его — словно умалчивается, заминается валторновыми фанфарами, приводя к апофеозу. Чайковский использует приём сопоставления тем, который не нейтрализует напряжение противопоставления тем, а, наоборот, усиливает его.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Схемы частей

1 часть

Andante Sostenuto — Moderato con anima (f-moll).
Масштабная и конфликтная.
Сонатная форма.

Интродукция

В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах.

После неё остаётся «стонущая» секундовая интонация, из которой вырастает ГП.

Экспозиция

ГП (f-moll) (струнные).

Средний раздел — развивающая секвенция, реприза — кульминация.

СП вытекает из ГП.

ПП (as-moll) — вальс-мечта или воспоминание (соло кларнета).

2-я тема ПП (H-dur) — светлый мажорный вариант ГП.

ЗП — апофеоз. Мажорная триумфальная тема с интонациями ГП, но её восхождение «натыкается» на тему фатума.

Разработка

По структуре представляет собой 3 очень напряжённые волны. Столкновение элементов ГП с темой рока (в начале 3 волны).

Кода

Кода как 2-я разработка (3 раздела), приводит к мощной кульминации темы рока и низвержению интонаций ГП.

2 часть

Andantino in modo di canzona (b-moll).

Средний раздел

Средний раздел — тема F-dur с нисходящим движением мелодии; развиваясь, она как бы обретает душевные силы, мощь. Эта тема предвосхищает финал. Но в репризе вновь возвращается меланхолия.

3 часть

Scherzo: Pizzicato ostinato (F-dur).

Сложная 3-частная форма.

Трио

В трио, как видения, возникают «уличные зарисовки».

  1. плясовая песенка «подкутивших мужичков» (гобой, кларнет);
  2. бодрый марш (медные духовые) — «военная процессия» (в основе — тот же нисходящий мажорный тетрахорд).

Эти темы совмещаются в контрапункте.

4 часть

Allegro con fuoco (F-dur), финал.

В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.

  1. Картина народного веселья, праздника;
  2. фатум и страдающий герой.

ГП (рефрен) включает 3 элемента:

  1. нисходящая вихревая тема, интонации которой постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
  2. тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
  3. могучий и радостный народный пляс.

В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала).

Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).

Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить (а радоваться ли?!) всё-таки можно!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector