Фантастическая симфония

Примечания

  1. Мария Женевьева Берлиоз (урожд. Мартин, 1814—1862), вторая жена композитора.
  2. Луи Берлиоз (1834—1867) — сын композитора.
  3. , с. 31.
  4. , с. 30—31.
  5. Tourre, Franck. L’image de Berlioz au regard du film La Symphonie fantastique. Association Nationale Hector Berlioz. Bulletin de liaison. — No 43. — janvier 2009. — P. 28—40. — ISSN 0243-3559.
  6. ↑ , с. 95.
  7. , с. 32—33.
  8. Садуль, Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней Перевод с французского М. К. Левиной. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957. — С. 339. — 464 с.
  9. Лепроон, Пьер. Кристиан-Жак // Современные французские кинорежиссёры. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960. — 698 с.

История создания

Симфония Берлиоза считается одним из первых программных музыкальных произведений. Композитор дал сочинению полное название «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» (фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties) и позднее предварил каждую его часть литературным вступлением. Поэтому балетмейстер был вынужден сочинять свой балет в рамках установленной композитором программы, точно ей следовал, выразил идеи Берлиоза средствами хореографии с присущим ему большим воображением.

С 1932 по 1937 год Леонид Мясин был главным балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло. В это период им были созданы три из шести балетов-симфоний: «Предзнаменования», «Хореартиум» (оба в году) и «Фантастическая симфония». Последняя из этих трёх хореографических симфоний считается шедевром Мясина
. Данные сочинения причисляются в балетоведении к жанру балета-симфонии (также балетной симфонии, симфонического балета, или хореографической симфонии).

О новом, третьем, симфоническом балете Мясин стал задумываться во время работы над «Публичным садом». В этот раз балетмейстер решил отойти от концепции «Хореартиума», в котором царили абстрактность и бессюжетность, и избрать любимую им симфонию Берлиоза, в которой была более определённая тема и ясный сюжет. Мясин увлёкся темой и был пленён историей болезненно-впечатлительного героя. «Когда я стал анализировать эту роль, которую танцевал сам, я понял, что она требует значительного драматического действия. И вновь мой прежний опыт актёра Малого театра оказался бесценным. В процессе создания хореографического рисунка балета я всё больше входил в роль. Думаю, это было естественно, так как, если бы я не мог идентифицировать себя с Молодым музыкантом, мой танец был бы бессмысленным. С помощью танцев, построенных на контрастах, я попытался передать его страхи, наваждения и виде́ния». Далее Мясин в мемуарах писал, что «Фантастическая симфония» «была в некотором отношении моим самым значительным симфоническим балетом. В нём я совместил абстрактные хореографические пассажи с романтическим и мелодраматическим сюжетом, искал средства выражения лиризма и галлюцинаций».

По оценке Леонида Мясина, созданную его хореографией атмосферу «во многом усилили вдохновенные декорации Кристиана Берара. Его то яркие, то приглушенные краски, его романтические костюмы в стиле 1830-х годов подчёркивали мечтательный характер музыки». В этом Мясин оказался замечательным последователем Дягилева, провозглашавшего единство музыки, танца и сценографии в балетном театре.

Премьера

1936, 24 июля — «Фантастическая симфония», балет Л. Ф. Мясина на музыку Г. Берлиоза, художник К. Берар, дирижёр Робер Бло (фр.)русск.. Русский балет Монте-Карло полковника де Базиля в театре Ковент-Гарден в Лондоне.

Действующие лица и исполнители
  • Молодой музыкант — Леонид Мясин
  • Его возлюбленная — Тамара Туманова
  • Старый пастух — М. Платов
  • Молодой пастух
  • Молодая девушка — Нина Вершинина
  • Олень — А. Козлов
  • Тюремщик — Юрий Шабельский

Мясин в роли Музыканта выразил изменчивость чувств главного персонажа в каждой картине. Судя по фотографиям постановки, Возлюбленная также предстаёт в разных ипостасях: как Возлюбленная-призрак является Музыканту в тюрьме (картина 4), как Возлюбленная-ведьма — на шабаше (картина 5). Премьера балета прошла успешно. Третья хореографическая симфония Мясина стала одной из ключевых работ балетмейстера и продолжает исполняться в наши дни.

29 октября 1936 года балет был показан в Метрополитен Опера, Нью-Йорк, затем долгое время входил в репертуар западных театров, в 1940-х годах — Датского королевского балета.

Трактат о современной инструментовке и оркестровке

Огромным вкладом в музыкознание стал фундаментальный теоретический труд Берлиоза «» (, с приложением — «Дирижёр оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики, значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того, чтобы не допускать нивелировки тембров, которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники». Он применял редко используемые инструменты — красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочетания тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приёмы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — всё зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний, Вагнер пишет: «Берлиоз довёл развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…». Жорж Бизе в письме 1867 года к Полю Лакомбу, композитору и своему ученику, настоятельно рекомендует трактат к изучению: «Это великолепный труд, vade mecum каждого композитора, пишущего для оркестра. — Он исключительно подробен, с массой примеров. Он необходим!».

Примечания

  1. Matthew B. Tepper. . Home.earthlink.net. Дата обращения 13 марта 2010.
  2. Мокульский С. С., Марков П. А. Театральная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1967. — С. 555.
  3. Генри Милс Олден. Harper’s New Monthly Magazine. — Harper & Brothers, 1880. — С. 411.
  4. ↑ . Its.caltech.edu (3 июня 1996). Дата обращения 13 марта 2010.
  5. Екатерина Горбачева. Популярная история музыки. — Litres, 2015. — 9226 с. — ISBN 5425065329.
  6. ↑ . Library.thinkquest.org. Дата обращения 13 марта 2010.
  7. ↑ . IMDb. Дата обращения 14 февраля 2019.
  8. . Andante.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  9. . HBerlioz.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  10. ↑  (недоступная ссылка). EssentialsOfMusic.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  11.  (недоступная ссылка). Rhapsody.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  12. Berlioz/Cairns — Memoirs pp. 34-6
  13. . HBerlioz.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  14. ↑  (недоступная ссылка). Karadar.it (15 ноября 2009). Дата обращения 13 марта 2010.
  15. Cairns, David (1989, rev. 1999). Berlioz: The Making of an Artist, 1803—1832. Paperback, p. 144 Penguin Books. ISBN 978-0-14-028726-4
  16. . Home.vicnet.net.au. Дата обращения 13 марта 2010.
  17. . www.belcanto.ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  18. . www.hberlioz.com. Дата обращения 14 февраля 2019.
  19. ↑ . alexkrm.spb.ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  20. ↑ . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  21. . CarringBush.net. Дата обращения 13 марта 2010.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения 12 августа 2012.
  23. ↑ . Naxos.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  24. . NNDB.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  25. Е.П. Брандис. Искусство будущего и фантастика // Музы в век звездолётов. — М.: Мир, 1969.
  26.  (недоступная ссылка). w3.rz-berlin.mpg.de. Дата обращения 13 марта 2010.
  27. . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения 26 февраля 2017.
  28. Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. — М: Музгиз, 1955. — С. 50.
  29. . HBerlioz.com. Дата обращения 13 марта 2010.
  30. Гуго Риман. Берлиоз (Berlioz), Гектор // Музыкальный словарь Римана / пер. Ю. Д. Энгель. — Москва: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1904. — Т. Том I. — С. 111—112. — 480 с.
  31. Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 208. — 528 с.

Критика

По мнению историка кино Жоржа Садуля, эта картина Кристиана-Жака, наряду с детективным фантастическим фильмом «Убийство папаши Ноэля», относится к наиболее примечательным работам периода оккупации этого «замечательного режиссёра». По его мнению, в этом фильме было несколько «хороших, смелых кусков», а музыкальные фрагменты «из романтических симфоний композитора были использованы с большим вкусом». Садуль относит фильм к числу наиболее примечательных французских фильмов периода оккупации и режиссёра, создавшего в это время ещё такие большие и пышные постановки, как «Убийство рождественского деда» и «Кармен», поставленные с присущим ему талантом.

По наблюдению киноведа Пьера Лепроона, «Фантастическая симфония» представляет собой самый смелый из поставленных режиссёром фильмов на тот момент. По его мнению, стилистика картины и особенно исполнение Жаном-Луи Барро заглавной роли могут показаться устаревшими, но стиль этого «беспорядочного фильма» соответствует общей романтичности сюжета. Лепроон отмечает, что картина является свидетельством мастерства Кристиана-Жака и достигнутой им виртуозности: «В эпизодах, рисующих рождение симфонической поэмы и концерт в Санкт-Петербурге, обнаруживались темперамент, порыв, вера в выразительную силу изображения; всё это было похвально и вызывало симпатии зрителя. Музыкальная часть также во многом содействовала интересу, проявленному к фильму».

Сюжет

Гарриет Смитсон

Фильм рассказывает о жизни и творчестве выдающегося французского композитора-романтика, дирижёра и критика Гектора Берлиоза. После разрыва с его первой женой английской артисткой Генриеттой (Гарриет) Смитсон, которой Берлиоз был когда-то безумно увлечён и любовные чувства к которой нашли отражение в его программной «Фантастической симфонии» (1830), композитор женится на любившей его уже давно скромной французской певице Мари Мартин. Вместе они начинают обширную гастрольную деятельность по всей Европе, во время которой композитор знакомит со своей музыкой слушателей в различных городах, завоевывая ей новых поклонников. Берлиоз добивается общественного признания, критика признаёт свою неправоту. Композитор становится членом Французской академии. Он сумел наладить и личные отношения, при помощи Мари происходит примирение с сыном Луи. В его доме собираются старые друзья и соратники из «молодой Франции»: Виктор Гюго, Александр Дюма, Проспер Мериме, Сент-Бёв, Эжен Делакруа, а также друг со студенческих времён учёбы на медицинском факультете Антуан Шарбонель. Мари исполняет присутствующим «Разлуку» Берлиоза и падает без чувств. На её смерть композитор исполнит свой монументальный «Реквием»: «некогда отвергнутый, а теперь торжествующий и величественный».

Творчество

Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.

В 1826 году была написана кантата «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи. Во время Большой июльской революции 1830 года на улицах Парижа разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В «Траурно-триумфальной симфонии» (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий) нашла отражение революционная тематика.

На погребение погибшего в 1837 году в Алжире генерала Дамремона Берлиозом был написан величественный «Реквием».

Рукопись первой страницы Фантастической симфонии

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (написана в 1830 году, имеет подзаголовок «Эпизод из жизни художника»). Это первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии к социальным обобщениям: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий.

Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831, продолжение «Фантастической симфонии»). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона — симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» (1834), увертюра «Корсар» (1844); У. Шекспира — увертюра «Король Лир» (1831), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» (1839), комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (, на сюжет «Много шума из ничего»); Гёте — драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» (1846, что свободно трактует поэму Гёте). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в частности «Римский карнавал» (1844); романсы и др. пр. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900—1907). В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855—1859).

Берлиоз сам писал либретто к последним двум операм, к «Осуждению Фауста», к «Детству Христа» и к другим произведениям.

Причина разноречивости отзывов о Берлиозе как о композиторе в том, что он с самого начала своей музыкальной деятельности пошёл по совершенно новой, вполне самостоятельной дороге. Он тесно примыкал к новому развивавшемуся в то время в Германии музыкальному направлению, и когда в 1844 году посетил Германию, то был там гораздо больше оценён, чем в своем отечестве. В России Берлиоз получил одобрительную оценку. После смерти композитора, а в особенности после франко-прусской войны 1870 года, когда во Франции с особой силой пробудилось национальное, патриотическое чувство, произведения Берлиоза приобрели большую популярность среди его соотечественников.

Значение Берлиоза в области искусства заключается в его глубоком понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его партитуры полны новых и смелых оркестровых эффектов (например, Берлиоз одним из первых употребил в «Фантастической симфонии» приём игры на струнных ). Большим распространением пользуется его трактат об инструментовке, переведённый на многие языки. После смерти Берлиоза были изданы написанные им «Мемуары» (Париж, 1870), «Correspondance inedite 1810—1868» (1878).

Берлиоз получил известность не только как композитор, но и как дирижёр. Вместе с Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования, внёс важный вклад в развитие музыкально-критической мысли

Состав оркестра

  • Две флейты (вторая во время исполнения заменяется на флейту-пикколо)
  • Два гобоя (второй во время исполнения заменяется на английский рожок)
  • Два кларнета (в I и III частях in B, во II in A, в IV и V ― in C), в V части первый кларнет заменяется на кларнет-пикколо
  • Четыре фагота (кроме второй части)
  • Четыре валторны
  • Два корнет-а-пистона (кроме II части)
  • Две трубы (кроме II и III частей)
  • Три тромбона (в IV и V частях)
  • Два офиклеида (в современной исполнительской практике заменяются на две тубы) (в IV и V частях)
  • Литавры (кроме II части; в I части один исполнитель, в III ― четыре, в IV ― три, в V ― два)
  • Малый барабан (только в IV части)
  • Тарелки (в IV и V частях)
  • Большой барабан (в IV и V частях)
  • Два колокола: G и C (только в V части)
  • Две арфы (только во II части)
  • Первые скрипки
  • Вторые скрипки
  • Альты
  • Виолончели
  • Контрабасы

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Литература

  • Берлиоз, Гектор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гектор Берлиоз. Мемуары. Пер. А.Оссовский, Издание Ник. Финдейзена, Санкт-Петербург, 1896 год
  • Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (В 2-х частях). Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии Горчакова С.П. Музыка, 1972. С. 930
  • Хохловкина А. Берлиоз. М. Г., 1966
  • И.И.Соллертинский. Берлиоз., М. 1962
  • Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967
  • Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
  • Берлиоз Г. Избранные письма, тт. 1-2. М., 1984—1985
  • 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин.  — М.: Вече, 2000. 
  • Музыкальная эстетика Франции XIX века. / Сост. Е. В. Бронфин. М., 1974.
  • Роллан Ромен. Музыканты прошлых дней. Музыканты наших дней. (Берлиоз). М.: «Гослитиздат», 1935 г., 470 с.
  • Жюльен, «Hector B.» (1882);
  • Hippeau, «В., l’homme et l’artiste» (3 т., Пар, 1863—85);
  • Ernst, «De l’oeuvre dramatique de H. B.» (1884);
  • Pohl, «H. B. Studien u. Erinnerungen»;
  • Трифонов, «Гектор Б.» («Вестник Европы», 1885, IX—X).

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Образ в искусстве

В художественной литературе

  • Бальзак посвятил Берлиозу роман «Феррагус, предводитель декларантов» (1833).
  • В романе Карлоса Фуэнтеса «Инстинкт Инес» (2001) о взаимоотношениях симфонического дирижёра и оперной примадонны действие и мысли героя тесно сплетены с образами берлиозовского «Осуждения Фауста».
  • В литературном киносценарии Арнольда Цвейга «Фантастическая симфония» параллельно проходят личная биография Берлиоза, теряющего всех, кого любил, и жизнь молодого французского музыканта Бретона, оборванная ранением в 1942 году при Бир-Хакейме. Бретон не напишет своих гениальных симфоний.

Кинематограф

  • — «Фантастическая симфония» / La symphonie fantastique — художественный фильм, Франция, режиссёр — Кристиан-Жак, в главной роли — Жан-Луи Барро.
  • — «Жизнь Берлиоза» / La vie de Berlioz — телесериал, совместное производство Франции, Канады, СССР, Швейцарии, Бельгии и Венгрии, режиссёры — и Виктор Сергеев, в главной роли — Даниэль Мезгиш.
  • Также в честь композитора назван котёнок-музыкант, персонаж полнометражного мультфильма «Коты-аристократы» компании Уолта Диснея.

Основные произведения

Симфонии

  • Фантастическая симфония Op.14, H 48 (Symphonie fantastique, )
  • Гарольд в Италии Op.16, H 68 (Harold en Italie) — для альта с оркестром ()
  • Ромео и Джульетта (Ромео и Юлия; Roméo et Juliette) — симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 ().
  • Траурно-триумфальная симфония Op.15, H 80a, b ()

Увертюры

  • Тайные судьи H 23d ()
  • Уэверли H 26 (—)
  • Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 ()
  • Король Лир Op.4, H 53 ()
  • Роб Рой H 54 ()
  • Римский карнавал Op.9, H 95 ()
  • Корсар Op.21, H 101 (—)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 (—)

Кантаты

  • Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b (—, )
  • Смерть Орфея H 25 ()
  • Эрминия H 29 ()
  • Клеопатра H 36 ()
  • Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) ()
  • 5 мая Op.6, H 74 (—)
  • Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 (—)
  • Hymne à la France H 97 ()
  • Chant des chemins de fer H 110 ()
  • L’Impériale Op.26, H 129 ()
  • Le Temple universel Op.28, H 137 ()

Оперы

  • Тайные судьи H 23 (сохранились только фрагменты) (—)
  • Бенвенуто Челлини Op.23, H 76a ()
  • La nonne sanglante H 91 (не окончена) (—)
  • Осуждение Фауста Op.24, H 111 (La Damnation de Faust, )
  • Троянцы H 133a (Les Troyens, )
  • Беатриче и Бенедикт H 138 ()

Хоровые произведения

  • Торжественная месса (Messe Solennelle) H 20
  • Реквием Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts, )
  • Te Deum Op. 22, H 118 —
  • Оратория Детство Христа Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, —)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector