Английский рожок

Техника игры

Особенности инструмента

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

  • для медленной, медитативной игры (тональности си, до, ре);
  • для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);
  • универсальные — как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счет вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма.

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведем пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже и наоборот — чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5—2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания, часто вызывающая недоумение у начинающих музыкантов. Дело в том, что для достижения непрерывного звучания требуется делать вдох одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счет сжатия надутых щек в момент вдоха. Щеки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего необходимое для извлечения звука давление. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Так же можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.

Происхождение и духовное значение диджериду

В те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений. Когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду.

Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру.

Аборигены Австралии подарили нам диджериду, т.к очень благосклонно относятся к распространению диджериду. Они считают, что диджериду поможет навести мосты над пропастью между нашими мирами.

Два из многочисленных высказываний старейшин аборигенских родов о диджериду:

«Диджериду — волшебник, обладающий своей собственной силой. Когда диджериду говорит с тобой – прислушайся».

«Волшебное звучание диджериду трогает сердца людей и зовет нас вспомнить наше общее земное и духовное наследство».

Происхождение, история, использование

Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое».

Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов».

Впервые подробно рожок исследован Н.Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б.Смирнов, К.Бромлей.

Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».

В хоре Н.В.Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.

Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля.

Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884 году.

Во второй половине XIX — начале ХХ века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.

В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.

Музыкальные картинки для классной комнаты и терапии

Банджо, Бумбокс, Бигл, Кастаньеты, Круг времени, Кларнет, Компакт-диск, Тарелки, Танец, Диско-шар, Барабан, Барабанщик

Барабанщики, Флейта, Флейтист, Золотая Арфа, Гитара, Гармоника, Арфа, Наушники, Джиг, Женские танцы, Маракасы, MP3 Player

Музыка, нота, время музыки, нота, парад, пэт

Пианино, Пайперс Пайпинг, Радио, Запись, Саксофон, Резкий, Пение, Персонал, Палочки, Качаются, Бубен, Театр, Тромбон, Труба

Труба, туба, укеле, скрипка, покачивание, ксилофон

музыканты

Слова для музыкантов, которые играют на отдельных инструментах:

виолончель
виолончелист
кларнет
кларнетист
барабаны
ударник
гитара
гитарист
клавиатура
клавишник
пианино
пианист
саксофон
саксофонист
тромбон
тромбонист
труба
трубач
скрипка
скрипач

Больше слов для людей, занимающихся музыкой:
Альта певица с низким голосом
бас певец с низким голосом
директор хора или хора, который руководит группой певцов
дирижер, который руководит группой или оркестром
певец человек, который делает музыку своим голосом
сопрано певица с высоким голосом
тенор певец с высоким голосом

музыка

блюз: стиль медленного джаза развился из афро-американских песен

Я люблю слушать блюз, когда мне одиноко.

классическая: Европейский мускус второй половины восемнадцатого века; музыка признанного совершенства и серьезного стиля

Классическая музыка часто исполняется симфоническим оркестром города.

страна: стиль популярной музыки с сельского американского юга и юго-запада

Многие кантри-музыканты живут и работают в Нэшвилле, штат Теннесси.

народная / этническая музыка, которая происходит среди простых людей региона

Народная музыка была очень популярна в Соединенных Штатах в 1960.

джазмузыка, созданная афроамериканскими группами на юге США, для которой характерны импровизация и сильный, гибкий ритм

Джаз популярен во многих частях света.

старичков: популярная музыка более раннего десятилетия

Ее любимые старички из 1950 и 1960.

популярный: музыка, которая ценится большим количеством людей в течение текущего периода времени

Эта радиостанция играет только популярную музыку.

рэп: популярный в настоящее время стиль музыки, возникший среди афроамериканских исполнителей, для которого характерны разговоры, а не пение, в ритме и ритме

Рэп для прослушивания, а не для танцев.

ритм и блюз: стиль музыки с сильным, простым ритмом и лирикой, который возник в поздних 1940 и ранних 1950 среди афро-американских групп

Ритм-н-блюз отлично подходит для танцев свинга.

рок: популярный стиль музыки, исполняемый группами с электрогитарами, клавишными и барабанами, часто с эмоциональным пением группы или одного певца

Рок-концерты очень популярны среди молодежи.

рок-н-ролл: стиль музыки, который начался в 1950 и сочетал в себе элементы ритма, блюза и кантри

Было много телешоу с рок-н-ролльными танцорами.

Танец

балет:
формальный, художественный танец с изящными движениями и сложной техникой

Она танцует балет с детства.

балетное шоу

Мы ходили на балет прошлой ночью.

бальный: официальная версия популярного танца, где важны стиль и техника, в том числе фокстрот, вальс, свинг и латынь, и другие

Я учу вальс от моего соседа, который преподает бальные танцы.

танец:
движение во времени с музыкой

Танец — это хороший способ одновременно тренироваться и расслабляться.

событие, когда люди ходят на танцы

Собираетесь ли вы на танцы в субботу вечером?

джаз: тип балета в исполнении джазовой музыки

Она — лучшая артистка балета, а также джаз.

латинский: любой из танцев, исполняемых под популярную музыку из Латинской Америки, включая меренге, сальсу, кумбию, бачату, мамбо, самбу, ча-ча и танго, среди прочих

Он хороший танцор свинга, но ему действительно нравятся латинские танцы.

линия: танец исполняется под музыку кантри, где танцоры танцуют индивидуально, но все выполняют одни и те же шаги

Хорошая вещь в линейном танце в том, что вам не нужен партнер.

нажмитетанец с металлической пластиной, прикрепленной к носку или пятке обуви

Она хороша и в балете, и в постановке.

Музыка и музыканты

гитарист, акустическая гитара, барабанщик, барабаны, усилитель

микрофон, певец, бас-гитарист, бас-гитара, электрогитара,
клавиатура, клавишник

контрабас, кларнет, саксофон, вибрафон, тромбон

Традиционные музыкальные инструменты

Аккордеон: ремешок на сильфоне, тройной регистр, тройная клавиатура, клавиша, решетка радиатора, сильфон, кнопка, басовая клавиатура, басовый регистр

Волынка: капельная труба, продувочная труба, инвентарь, воздушный мешок, песнопение
Балалайка: треугольное тело.

Банджо — круглое тело

Джембе — обтяжка кожей, звуковая коробка, натяжная веревка; губная гармоника

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых – язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • бау;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная гармоника, гармонь. В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок – бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

От древности до современности

Что это такое — диджериду в представлении коренных австралийцев? Когда он появился впервые на этом континенте? Как дожил до наших дней? Исходя из того факта, что подобный музыкальный инструмент, по сути, создает сама природа, было установлено, что появился он на свет еще задолго до того, как в Европе или на Востоке зародилась какая-либо цивилизация.

Древние племена Австралии играли на йедаки во время проведения самого главного ритуала — Корабори. Это некое воссоединение с божественным началом, во время которого мужчины разрисовывали свои тела, украшали их перьями и танцевали. Считалось, что звучание или скорее рокот этого инструмента вводит в транс, настраивает на духовный лад.

Удивительным образом о том, что это такое — диджериду, узнали современные люди, простые путешественники и новооткрыватели. Одним из таковых стал композитор Стив Роуч, который обучался игре на этой «дудке» у представителей древних племен. После него всемирную известность йедаки принес Ричард Дэвид Джеймс. Именно он применил звучание диджериду в одноименной композиции, которая в начале 90-х годов просто взорвала британские ночные клубы. С тех пор все любители направления эмбиент и фолк частенько используют в своих треках звучание этого загадочного инструмента.

Разновидности

По исполнению

Выделяют 2 типа рожка: для сольной и для ансамблевой игры.

  • Ансамблевые разновидности рожка: малый, называемый в народе «визгунок», и большой, так называемый «бас». Они всегда настроены один относительно другого в октаву и имеют максимально и минимально возможный размер. Для малого рожка это 360 мм, а большой в два раза длиннее.
  • Для сольной игры обычно используется рожок средних размеров, в народе называемый «полубасок». Его длина составляет 500—600 мм.

По регионам

В зависимости от ареала распространения и акустического принципа рожки на территории России подразделяются на курские, ярославские, костромские, владимирские. Как музыкальный инструмент рожок использовался преимущественно в Тверской и Владимирской губерниях, где в XVIII веке выдвинулись искусные мастера игры — рожечники.

История происхождения и развития инструмента

Английский рожок был сконструирован около 1720 года на основе одной из моделей охотничьего гобоя (гобой да качча), к которой был добавлен грушевидный раструб. Предположительно, это сделал силезский мастер Вайгель. Образцы инструмента, сделанные в XVIII веке и первой половине XIX, имели форму дуги или были изогнуты под углом, а современный прямой вариант появился только в 1830-х годах.

Существует две версии появления названия «английский рожок». Согласно первой из них, ранние образцы этого инструмента напоминали трубы, с которыми на полотнах тех времён часто изображались ангелы, и немецкое слово engellisch (ангельский) трансформировалось в englisch (английский). По другой версии, неверно было употреблено французское слово anglais (английский) вместо anglé (угловой, изогнутый углом ― по форме инструмента).

Современная прямая модель английского рожка была создана во второй четверти XIX века усилиями французских музыкальных мастеров Фредерика Триебера и Франсуа Лоре в сотрудничестве со знаменитым исполнителем на этом инструменте Анри Бродом.

Литература

  • Русские рожечники : Сборник статей / Сост. Н. Сладкова. — М.: Советский композитор, 1990. — 288 с.
  • Агажанов А.П. Деревянная труба, или рожок // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 17—18. — 56 с.
  • Бычков В. Н. Духовые инструменты (амбушюрные) : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 115—125. — 176 с.
  • Васильев Ю.А., Широков А.С. История пастушьего рожка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 34—37. — 88 с.
  • Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 148—153. — 280 с.
  • Максимов Е.И. Хор Владимирских рожечников Н.В. Кондратьева // Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М.: Советский композитор, 1983. — С. 73—80. — 152 с.
  • Смирнов Б.Ф. Искусство владимирских рожечников. — М.: Советский композитор, 1959. — 155 с.
  • Черных А.В. Рожок // Советское духовое инструментальное искусство : Справочник. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 73—74. — 320 с.
  • Рожечники, Рожок // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4. — С. 682—683. — 976 с.

Репертуар

XVIII век

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

XIX век

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых известных ― во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя ― проводника в загробный мир.

Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

XX век

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть ). Среди сольных произведений для английского рожка ― Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Русская рождественская музыка Альфреда Рида (1944), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

Похожие лицензионные изображения:

МЕМПХИС, ГОСУДАРСТВА — 20 мая 2006 года: Юный саксофонист выступает сольно на школьном концерте
.

Мартин Чемберс, барабанщик британской рок-группы The Pretenders выступает во время концерта в Гонконге, Китай, 21 сентября 2012 года
.

Москва, Россия — 16 июня 2019 года: оркестр New Life Brass имени Т.Докситсера классический квинтет духовых духовых музыкальных инструментов, оркестр исполняет музыку, мужчина-музыкант играет на валторне, ВДНХ парк

Москва, Россия — 16 июня 2019 года: в парке ВДНХ выступит группа New Life Brass, исполнит музыку, духовые и перкуссионные музыкальные инструменты, сыграет на трубах, валторне, сусафоне и друме

Москва, Россия — 16 июня 2019 года: оркестр New Life Brass имени Т.Докситсера классический квинтет духовых духовых музыкальных инструментов, оркестр исполняет музыку, мужчина-музыкант играет на валторне, ВДНХ парк

DNIPROPETROVSK, UKRAINE — 25 СЕНТЯБРЯ 2015: Christian Loferer (валторна французская) — член квинтета древесного ветра PentAnemos выступает в Филармонии

Москва, Россия — 16 июня 2019 года: оркестр New Life Brass имени Т.Докситсера классический квинтет духовых духовых музыкальных инструментов, оркестр исполняет музыку, мужчина-музыкант играет на валторне, ВДНХ парк

Москва, Россия — 16 июня 2019 года: оркестр New Life Brass имени Т.Докситсера классический квинтет духовых духовых музыкальных инструментов, оркестр исполняет музыку, мужчина-музыкант играет на валторне, ВДНХ парк

КИЕВ, УКРАИНА — 30 октября 2018 года: Канадский певец Гару (Пьер Гаран) дает концерт в Киеве

Скрипач литовского происхождения Джулиан Рахлин выступает на концерте в городе Гуанчжоу, провинция Гуандун на юге Китая, 18 марта 2017 года

Скрипач литовского происхождения Джулиан Рахлин выступает на концерте в городе Гуанчжоу, провинция Гуандун на юге Китая, 18 марта 2017 года

Траена, Норвегия — 12 июля 2014 года: во время концерта исландской певицы Мугисон в Траенафреме, музыкальный фестиваль проходит на маленьком острове Траена

Квартет Адама Кавончика

Краков, Польша — 17 июля 2019 года: Теренс Бланшард и E-Collective на сцене в Музее японского искусства и технологий Мангха на Летнем джазовом фестивале в Кракове. Польша

Барабанщик выступает на мероприятии

Американский трубач, композитор, педагог и художественный руководитель Jazz at Lincoln Center, Винтон Марсалис, выступает на JALC Shanghai в Шанхае, Китай, 13 марта 2019 года
.

Репертуар

XVIII век

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

XIX век

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых известных ― во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя ― проводника в загробный мир.

Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

XX век

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть ). Среди сольных произведений для английского рожка ― Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Русская рождественская музыка Альфреда Рида (1944), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

История происхождения и развития инструмента

Английский рожок был сконструирован около 1720 года на основе одной из моделей охотничьего гобоя (гобой да качча), к которой был добавлен грушевидный раструб. Предположительно, это сделал силезский мастер Вайгель. Образцы инструмента, сделанные в XVIII веке и первой половине XIX, имели форму дуги или были изогнуты под углом, а современный прямой вариант появился только в 1830-х годах.

Существует две версии появления названия «английский рожок». Согласно первой из них, ранние образцы этого инструмента напоминали трубы, с которыми на полотнах тех времён часто изображались ангелы, и немецкое слово engellisch (ангельский) трансформировалось в englisch (английский). По другой версии, неверно было употреблено французское слово anglais (английский) вместо anglé (угловой, изогнутый углом ― по форме инструмента).

Современная прямая модель английского рожка была создана во второй четверти XIX века усилиями французских музыкальных мастеров Фредерика Триебера и Франсуа Лоре в сотрудничестве со знаменитым исполнителем на этом инструменте Анри Бродом.

Устройство

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба. Общая длина рожка колеблется от 32 до 83 см.

Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.

В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время их вытачивают на токарном станке.

Звук у рожка сильный, но мягкий.

Диапазон рожка немного больше октавы.

Извлечение звука на рожке довольно трудно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector