Рожок

Прусский стандарт

Затем эти привилегии были даны и кондукторам почтовых дилижансов. В Германии были введены строгие законы. В случае подачи сигнала почтовым рожком все должны были уступать дорогу. Никаких заторов не должно быть! За непослушание бюргеров-горожан беспощадно штрафовали, а крестьян наказывали палками. Кроме того, на заставах с почтальона не имели права взимать подорожную плату. И в первую очередь перевозчики были обязаны перевозить почтальона, не беря за это деньги. Строго предписывалось, чтобы охраняемые городские ворота немедленно открывались даже ночью при сигнале рожка, а другие экипажи в это время не имели права въезжать в город, дожидаясь утра следующего дня. Своим рожком почтальон предупреждал о прибытии и о начале сбора писем и другой корреспонденции. Сигналом рожка он также уведомлял и о своём отбытии. Интересно и то, что если почтарь сбивался с пути ночью или в непогоду, он трубил в свой рожок. На эти сигналы могли отозваться собаки. С их помощью он мог добраться до ближайшего населённого пункта и уже там узнать, где ему добраться до места назначения. В 1712 году в Пруссии был введён строжайший запрет на использование почтового рожка. Им могли пользоваться только почтальоны. Шло время, и требования к кондуктору почтового дилижанса менялись. Вводились новшества. В начале XIX века почтальонам уже предписывалось, что они должны были трубить на рожке служебные сигналы, записанные… нотами. Теперь для отправки курьерской, простой, срочной и верховой почты, эстафеты подавались определённые сигналы. Были свои сигналы об отправлении, о количестве лошадей и экипажей. По-разному звучали сигналы об оказании помощи, опасности или остановке. Даже о своём движении рысью или шагом почтальон должен был предупреждать. Опытный почтмейстер уже по мелодии заранее определял, какая почта прибыла на его почтовую станцию. Но в некоторых странах были и отклонения. В швейцарском кантоне Граубюндене за хорошее исполнение на почтовом рожке почтальон поощрялся. К его жалованию была солидная надбавка. В другом швейцарском кантоне Санкт-Галлен по инструкции от почтальона требовалось кроме подачи служебных сигналов ещё и ублажать слух жителей, играя на рожке различные музыкальные пьесы.

Владимирский рожок

Владимирский рожок — это семейство амбушюрных (мундштучных) духовых музыкальных инструментов, которые являются аналогом средневековых европейских цинков (корнетов, корнетто) и серпентов, то есть владимирские рожки — это клапанные деревянные духовые инструменты.

Славу владимирскому рожку создал хор владимирских рожечников. Сначала хор, которым руководил Николай Васильевич Кондратьев (1843—1936), выступал на гуляньях и свадьбах в деревнях Ковровского уезда; в 1882 году его услышал на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде антрепенер А. И. Картавов и пригласил их в Санкт-Петербург, где выступление хора получило высокую оценку А. П. Бородина. В Петергофе музыкантов слушал Александр III. В 1884 году хор ковровских рожечников выехал за границу; выступал в Берлине, Брюсселе, Гааге, Париже. Владимирские музыканты-рожечники хора были необычно одеты: в плащах-накидках, в высоких лаковых сапогах и в черных с высокими тульями цилиндрических шляпах. «Хор владимирских рожечников, — как писали тогда в газетах, — имел бешеный успех».. В 1910 году наигрыши хора рожечников были записаны на граммофонные пластинки. С 1932 года хором стал руководить А. В. Сулимов.

История пастушьего рожка

История этого музыкального инструмента не является очень древней, потому что первые упоминания о рожке найдены в XIX веке

Однако важно отметить, что такие термины как «дудка», «труба» могут означать то же, что и современный рожок. Возможно «рожок» — это более новое наименование

А это значит, что корни происхождения этого музыкального инструмента ещё более глубоки, чем мы подозреваем.

Рожок широко использовался и используется ныне охранниками, воинами и пастухами.

Рожки прославились в XIX веке, после выступлений знаменитого рожкового хора, которым руководил Николай Кондратьев. Хор просуществовал около сорока лет, завоевав огромную популярность среди соотечественников. В составе хора было 12 рожечников, которые были разделены на три группы по четыре человека. Каждая группа была ответственна за свое задание. Например, первая группа была нацелена на исполнение высоких подголосков, вторая — на основную мелодию, а третья — на нижние подголоски. Этот хор обрел огромную популярность в России. Они играли в высоких кругах. Также они нашли своих почитателей и за рубежом.

А название «владимирский» рожок он получил из-за того, что знаменитый хор изначально выступал во Владимире.

Значение слова Рожок по словарю Брокгауза и Ефрона:

Рожок — русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного усеченного конуса. делается преимущественно из бересты, с восемью перехватами из того же материала. В узкий конец Р. вставляются кленовый или осиновый мундштук, который крестьяне называют свистулькой. Русский сигнальный Р. — металлическая, согнутая овалом трубка, с конусообразным раструбом и мундштуком в виде чашечки — применяется в войсках. Почтовый Р. имеет форму уменьшенной валторны. в былые времена применялся почтальонами для сигналов. Английский Р. — духовой деревянный инструмент, в который дуют сквозь мундштук из двух пластинок. Это — гобой больших размеров (см. Гобой). Н. С.

Значение слова Рожок по словарю Ушакова:

РОЖОК рожка, м. 1. (мн. рожки). Уменьш. к рог в 1 и 3 знач., маленький рог. Остались от козлика рожки да ножки. Песня. Рожки улитки. 2. (мн. рожки). Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом. Сигнальный рожок. Пастуший рожок. Игра на рожке ей доставляет удовольствие. Пришвин. 3. (мн. рожки). Табакерка в форме рога. 7. (мн. рожки). Изогнутая полукруглая лопаточка, помогающая 4. (мн. рожки). Табакерка в форме рога. 4. (мн. рожки). Трубка, приставляемая глухими для усиления звука. Глух, мой отец, достаньте свой рожок. Грибоедов. 5. (мн. рожки). Сосуд с узким горлышком для надевания соски, служащий для кормления младенцев. Детский рожок. Попоить молочком из рожка. 6. (мн. рожки). Техническое приспособление в форме расширяющейся трубки, колпачка или короткого ответвления от чего-н. (спец.). Газовый рожок. Рожки канделябра. 7. (мн. рожки). Изогнутая полукруглая лопаточка, помогающая надевать обувь. 8. (мн. рожки). Стручок (обл. и спец.). || только мн. рожки. Спорынья

рожок II[править]

Морфологические и синтаксические свойстваправить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рожо́к ро́жки
Р. рожка́ ро́жек
Д. рожку́ ро́жкам
В. рожо́к ро́жки
Тв. рожко́м ро́жками
Пр. рожке́ ро́жках

ро-жо́к

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3*d(2) по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рож-; суффикс: -ок.

Семантические свойстваправить

ро́жки

Значениеправить

  1. уменьш. к рог , маленький рог животного ◆ Поползает он, потом у него ножки с копытцами из брюха вырастут, головка, рожок проклюнется. Л. А. Юзефович, «Дом свиданий», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) ◆ Один раз только тишина нарушилась тем, что из небольшой куртинки колючки, находившейся между цепью и колонной, выскочила коза с белым брюшком и задом и серой спинкой и такой же козел с небольшими, на спину закинутыми рожками. Л. Н. Толстой, «Хаджи-Мурат», 1896 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. ) || также употребляется в переносном значении ◆ Темно; звёзды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. Л. Н. Толстой, «Кавказский пленник»

Гипонимыправить

Список переводов
  • en: horn
  • es: cuerno м.
  • it: corno м.
  • os: сыкъа
  • pt: corno м.
  • fi: sarvi
  • fr: corne м.
  • иeo: buglo

Разновидности пастушьего рожка

Качества отдельного рожка напрямую зависят от непосредственно его назначения. Имеют место быть два вида пастушьих рожков. Первый из них называется «визгунком» или «басом» и его предназначение — ансамблевое исполнение. Такие рожки имеют минимальный размер и очень низкий звук для удобства в использовании. Второй именуется «полубаском», и он служит для сольного исполнения. Размер таких рожков должен быть средним.

Важно отметить, что музыкальный инструмент обладает весьма сильным звуком, но довольно мягким и приятным для восприятия. На сегодняшний день ансамблевые и сольные рожки, к сожалению, уже практически не используются, однако некоторые оркестры вводят эти инструменты для национального колорита в своих выступлениях

На сегодняшний день ансамблевые и сольные рожки, к сожалению, уже практически не используются, однако некоторые оркестры вводят эти инструменты для национального колорита в своих выступлениях.

Репертуар

XVIII век

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио op. 87 Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

XIX век

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых известных ― во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя ― проводника в загробный мир.

Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

XX век

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть). Среди сольных произведений для английского рожка ― Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Русская рождественская музыка Альфреда Рида (1944), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

Предназначение пастушьего рожка, как на нём играть?

Чтобы хорошо играть на этом народном инструменте и не выглядеть глупо на фоне других пастухов, человеку требовался сильный дыхательный аппарат. Получить ровный звук, а тем более сыграть мелодию, было непросто, так что это занятие требовало месяцев или даже нескольких лет тренировок.

Рожок имеет три основных направления использования. Первое – это его прямое назначение, то есть громкий и ясный звук для сбора скота. Инструмент звучит хорошо, но при этом не грубо, поэтому овцы или козы не боятся, а наоборот, приходят на зов своего хозяина.

Второе направление – обрядовое использование. Музыкальный инструмент рожок служил не только для развлечения народа, но и для проведения национальных праздников. Без песни рожка не проходило, например, празднование Нового года и Рождества. Также без него не обходились во время Масленицы или танцевальных традиций.

И последнее назначение пастушеского инструмента – песенное. Ещё пару веков назад людям не надо было большего, чем выйти в выходной день на улицу и поплясать под песню громогласного рожка. Таланты, умеющие играть на нём, пользовались огромной популярностью.

Чтобы научиться исполнять музыку на пастушеском рожке, советуем вам натренировать лёгкие, которым предстоит огромная работа. Для этого можно позаниматься плаваньем, бегом или дыхательной гимнастикой.

В остальном технология игры на нашем инструменте схожа с флейтой, однако усилий нужно прилагать гораздо меньше. По очереди зажимая отверстия в корпусе, вы получите мелодию, находящуюся в пределах двух октав.

Происхождение и история

Относительно происхождения музыкального рожка возникает не так много споров, как, например, по поводу русской гармоники или гуслей. Изобретён он был там, где было развито земледелие и скотоводство. На роль родины претендует и Польша, и Чехия, и Финляндия, и даже Греция.

Интересным фактом является то, что в качестве развлечения рожок стал использовать всего три-четыре столетия назад. Для викингов он служил средством коммуникации: так собирали воинов для отправления в очередной поход.

Упоминание об этом инструменте на Руси относится к третьей четверти восемнадцатого века. Уже тогда авторы книг и летописей пытались убедить народ в исконно русском происхождении рожка. Как мы поняли, это не совсем так, хотя заслуга наших предков в «очеловечивании» инструмента всё-таки присутствует.

Знаете ли вы, что этот аэрофон нередко называют «владимирским»? Это связано с тем, что первый рожковый хоровой концерт был исполнен именно во Владимире. А сейчас такое название носит отдельный подвид, с которым мы сегодня ещё познакомимся.

Что такое пастуший рожок, из чего он изготавливается?

Пастуший рожок — русский народный духовой музыкальный инструмент, который изготавливается, как правило, из клёна, бёрезы или можжевельника. Причем, говорят, что пастуший рожок, сделанный из можжевельника, является самым лучшим и функциональным инструментом.

В старину рожки изготавливали из 2-х частей, а затем скрепляли их берестой. В наше время их делают на специализированных станках для изготовления рожков.

Пастуший рожок обладает конусной формой в виде трубки и имеет 5 отверстий для игры и еще по паре отверстий снизу и сверху. Также в состав рожка входит раструб и мундштук. Размер у музыкального инструмента может быть самым разным. Это зависит от его предназначения. Длина варьируется от тридцати сантиметров до девяноста.

Деревянные ложки

Еще один символ русской культуры и творчества. Это единственный музыкальный инструмент, которым можно кушать. Однако наши предки активно использовали ложки из дерева для создания ритмичных звуков.

Изделия, вырезанные из разных пород древесины, используют от двух до пяти штук. Самый популярный вариант – три ложки. Пара зажата в левой руке исполнителя, третьей он стучит по нижней части черепков.

Старинные ложки создавались вручную, без применения высокоточного оборудования, поэтому они получались с толстыми стенками. Изделия отличались прочностью и низким звуком. Некоторые музыканты подвешивали к ним бубенчики, чтобы разнообразить мелодию.

Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.

В России — свистеть!

А в нашей стране сигналом о прибытии был молодецкий свист. В XVI-XVII веках, чтобы не было задержки при смене лошадей на подставах, ямщики, подъезжая к яму — почтовой станции, громко свистели. На такой свист моментально выводили свежих лошадей. Немец Олеарий, трижды посетивший Россию в тридцатых годах XVII столетия, упоминает о рожке из бычьего рога. Он должен был иметься у каждого ямщика. Но те продолжали по-прежнему свистеть, уверяя начальство, что при этом и кони резво бегут, и сам свист слышен дальше, чем сигнал рожка. В конце XVII века состоявший на русской службе полковник Вебер из Ганновера писал, что при помощи свиста ямщик погонял лошадей и подавал сигнал о том, чтобы ему уступили дорогу. Царь-реформатор Пётр I решил раз и навсегда покончить со свистом и начал внедрять европейский почтовой рожок. В 1714 году при открытии тракта между Петербургом и Нарвой будущий император повелел при отъезде почтальонам трубить в рог. Для этого из Митавы даже был вызван опытный почтальон. Авконце уходящего 1714года Пётр I повелел, чтобы на тракте Петербург-Нарва «для ординарной почты и штафетов (эстафеты)… купить рожки, а для учения взять одного из рижских почталионов». Всё тот же Вебер в 1718 году пишет, что все попытки преобразования российской почты по немецкому образцу окончились полным фиаско. Ямщики не только не умели играть на рожках, они даже не могли усвоить необходимость отправляться и прибывать по точному расписанию. Ненависть к почтовому рожку была такая, что Вебер приводит казусную историю. Один из ямщиков, отказываясь играть на рожке, «уморил себя из злости крепкой водкой, предпочитая скорее умереть, чем приставить к губам немецкий инструмент». И по российским ухабам по-прежнему мчались ямщики с почтой и ямщики-курьеры с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!» или «Залетные, выручайте!» Доброе слово и уговоры не помогали. Тогда пришлось прибегать к наказанию. За свист и за непользование рожком в 1721 году беспощадно был бит батогами выдропужский ямщик Николай Логинов. Но наука не пошла впрок. Он и в дальнейшем продолжал свистом предупреждать о своём прибытии. Вероятно, забыл русское присловье, мол, не надо свистеть, ибо не будет денег, а вот беду накличешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector