От гармошки до бандонеона
Содержание:
Принципиальное устройство гармоники.
Во всех гармониках звук извлекается
в результате действия воздушной струи, которая вызывает колебания металлического свободно проскакивающего язычка (голоса). На современных инструментах язычок этот крепится одним концом с помощью клепки на металлическую (алюминиевую или медную) рамку. Рамка вместе с наклепанным язычком называется планкой. Планки бывают различной длины — чем длиннее планка (т.е. длиннее язычок) — тем звук ниже, чем короче — тем звук выше. Чем сильнее давление воздушной струи во время звукоизвлечения, тем больше амплитуда колебания язычка, а, следовательно, громкость звука; чем слабее — тем звук делается тише. Это позволяет получать различные оттенки во время игры. При увеличении или уменьшении амплитуды колебаний высота звука не изменяется.
Принцип извлечения звука
с помощью проскакивающего язычка, колеблющегося под воздействием воздушной струи был изобретен в Китае около 2 — 3 тысяч лет до н.э. Такой принцип звукообразования применялся на инструменте шэн, который представлял собой полукруглый корпус с вделанными в него бамбуковыми или тростниковыми трубочками. В нижних концах трубочек имелись металлические пластины с вырезанными в них язычками. Планка и рамка представляли собой единое целое. Исполнитель вдувал воздух через мундштук, который находился сбоку корпуса. Звук возникал в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. Позднее шены распространились по всей Юго-восточной Азии (Бирма, Лаос, Тибет, Япония). Шэн считался в Китае и Японии священным инструментом, т.е. пригодным для исполнения священной музыки.
Players
Ástor Piazzolla in 1971.
The Argentinian bandleader, composer, arranger, and tango performer Aníbal Troilo was a leading 20th-century proponent of the bandoneon. The bandoneon player and composer Ástor Piazzolla played and arranged in Troilo’s orquesta from 1939 to 1944. Piazzolla’s «Fugata» from 1969 showcases the instrument, which plays the initial fugue subject on the 1st statement, then moves on to the outright tango after the introduction. With his solos and accompaniment on the bandoneon, Piazzolla combined a musical composition much derived from classical music (which he had studied intensively in his formative years) with traditional instrumental tango, to form nuevo tango, his new interpretation of the genre.
Prominent players
- Juan Félix “Pacho”Maglio (1881-1934)
- Arturo Bernstein (1882-1935)
- Juan de Dios Filiberto (1885-1964)
- Genaro Espósito (1886-1944)
- Vicente Greco (1888-1924)
- Augusto Berto (1889-1953)
- Abel Bedrune (1889-1967)
- Bachicha (1890-1963)
- Eduardo Arolas (1892-1924)
- Ricardo Brignolo (1892-1954)
- Juan Canaro (1892-1977)
- Salvador Grupiglio (1893-1956)
- Luis D’Abbraccio (1894-1948)
- Pedro Polito (1894-1958)
- José Schumacher (1894-1958)
- Víctor Lomuto (1895-1959)
- Ricardo González[disambiguation needed] (1885-1962)
- Manuel Pizarro[disambiguation needed] (1895-1982)
- Antonio Bonavena (1896-1960)
- Anselmo Aieta (1896-1964)
- Roque Biafore (1896-1975)
- Osvaldo Fresedo (1897-1984)
- Minotto Di Cicco (1898 -1979)
- Ángel Danesi (1898-1980)
- Pedro Maffia (1899–1967)
- Francisca «Paquita» Bernardo (1900-1925)
- Pedro Laurenz (1902–1972)
- Luis Petrucelli (1903-1941)
- Carlos Marcucci (1903-1957)
- Mario Canaro (1903-1974)
- Alberto Celenza (1903-1981)
- Héctor Artola (1903-1982)
- Ciriaco Ortiz (1905-1970)
- Mario Melfi (1905-1970)
- Ricardo Malerba (1905-1974)
- Ángel Ramos (1905-1979)
- Domingo Cuestas (1907-1968)
- Miguel Caló (1907-1972)
- José Dames (1907-1994)
- Miguel Bonano (1907-2001)
- Armando Blasco (1908-1991)
- Félix Verdi (1909-2003)
- Alberto Cima (1910-1980)
- Lucas Demare (1910-1981)
- Juan Caló (1910-1984)
- Alfredo Calabró (1911-1977)
- Gabriel Clausi (1911-2010)
- Federico Scorticati (1912-1998)
- Eladio Blanco (1913-1993)
- Aníbal Troilo (1914–1975)
- Alfredo Attadía (1914-1982)
- Hector Varela (1914-1987)
- Alberto Mancione (1915-1998)
- Jorge Argentino Fernández (1915-2002)
- Jorge Sara (1917-1966)
- Eduardo Marino (1916-1980)
- Julio Ahumada (1916-1984)
- Juan Cambareri (1916-1992)
- Domingo Federico (1916-2000)
- Marcos Madrigal (1916-2010)
- Alfredo Cordisco (1916-2016)
- Armando Pontier (1917-1983)
- Antonio Ríos (1917-1991)
- Tránsito Cocomarola (1918-1974)
- Alberto Caracciolo (1918-1994)
- Donato Racciatti (1918-2000)
- Enrique Alessio (1918-2000)
- Ismael Spitalnik (1919-1999)
- Juan Miguel Rodríguez (1919-2004)
- Edelmiro D’Amario (1920-2001)
- Astor Piazzolla (1921–1992)
- Osvaldo Ruggiero (1922-1994)
- José Appendino (1922-2010)
- Juan Carlos Caviello (1923-2016)
- Jorge Caldara (1924-1967)
- Atilio Corral (1924-1982)
- Roberto Di Filippo (1924-1991)
- Eduardo Rovira (1925-1980)
- Carlos Lazzari (1925-2009)
- Arturo Penón (1927-2000)
- Leopoldo Federico (1927-2014)
- Julián Plaza (1928-2003)
- Alfredo Marcucci (1929-2010)
- Carmelo Gentiluomo (1930-1997)
- Eduardo Cortti (1930-2000)
- Luis Stazo (1930-2016)
- Roberto Pansera (1932-2005)
- Ernesto Baffa (1932-2016)
- José Libertella (1933-2004)
- Daniel Lomuto (1934-1994)
- Raúl Garello (1936-2016)
- Osvaldo Rizzo (1938-2004)
- Carlos Galván (1940-2014)
- Domingo Moles (1944-1992)
- Rubén Juárez (1947-2010)
- Claudio Constantini
- Héctor del Curto
- Richard Galliano
- Juan Pablo Jofre
- Rubén Juárez
- Per Arne Glorvigen
- Jonathan Goldman
- Gianni Iorio
- Ryōta Komatsu
- Carel Kraayenhof
- Rodolfo Mederos
- Gabriel Merlino
- Alexander Mitenev
- Juan José Mosalini
- Gordon Mumma
- Pauline Oliveros
- Hermeto Pascoal
- Kimmo Pohjonen
- Michel Portal
- Gabriel Rivano
- Dino Saluzzi
- John Spiers
- Mika Väyrynen
History
The Bandonion, so named by the German instrument dealer Heinrich Band (1821–1860), was originally intended as an instrument for religious and popular music of the day, in contrast to its predecessor, German concertina (Konzertina), which had predominantly been used in folk music.:16 Around 1870, German and Italian emigrants and sailors brought the instrument to Argentina, where it was adopted into the nascent genre of tango music, a descendant of the earlier milonga.
By 1910 bandoneons were being produced expressly for the Argentine and Uruguayan markets, with 25,000 shipping to Argentina in 1930 alone. However, declining popularity and the disruption of German manufacturing in World War II led to an end of bandoneon mass-production.:17
Original instruments can be seen in a number of German museums, such as the Preuss family’s Bandoneon Museum in Lichtenberg and the Steinhart family’s collection in Kirchzarten, Freiburg.
Historically, bandoneons were produced primarily in Germany[citation needed] and never in Argentina itself, despite their popularity in that country. As a result, vintage bandoneons had by the 2000s become rare and expensive (costing around 4000 USD), limiting the opportunities for prospective bandeonists. In 2014, the National University of Lanús announced its plan to develop an affordable Argentine-made bandoneon, which it hoped to market for one-third to one-half of the cost of vintage instruments.
Между гармоникой и бандонеоном: концертина.
В 1827 году Чарльз Уитстон в Лондоне создает концертину. В 1829 году Ч.Уитстон получает патент на свое изобретение, а в 1832 году он создает хроматическую концертину. Прототипом для создания концертины послужил, изготовленный двумя годами ранее симфониум. Несколько позже инструмент Уитстона получает название английская концертина. Изобретенный им музыкальный инструмент оказался чрезвычайно удачным по конструкции и просуществовал более ста лет без существенных изменений — впоследствии был лишь расширен диапазон. Концертина имела небольшой по размеру корпус шестиугольной формы (позже стали изготавливаться восьми- и двенадцатигранные корпуса), непосредственно на котором расположены кнопки, между корпусами имелся мех. Вскоре английская концертина получает широкое распространение в ряде европейских стран, в том числе и в России. Начинают издаваться методические руководства по игре на конецертине. К середине XIX века появляются выдающиеся исполнители-концертинисты — Джулио Регонди (1822-1872). Этот музыкант гастролирует в различных европейских странах, получает популярность не только как исполнитель, но и как композитор. Им были созданы для концертины два концерта, множество этюдов, ряд пьес. Примерно в то же время (середина ХIХ века) для концертины появляются достаточно развернутые сочинения : в 1850 немецкий композитор и скрипач Бернард Молик (1802 — 1869) создает для концертины с оркестром Концерт№1, а спустя 11 лет — Концерт№2. Кроме того Б.Молик написал для концертины с фортепиано цикл «Падающие листья» и «Шесть характерных пьес». Несколько позднее появляются Анданте и Аллегро, Квинтет для концертины и струнных инструментов английского композитора Джорджа Александра Макфаррена (1813-1887).
Именно концертина явилась ближайшим прообразом баяна с выборной левой клавиатурой. Хроматический звукоряд ее правого и левого полукорпусов позволял художественно убедительно исполнять на ней не только образцы популярного бытового репертуара, но и классической музыки.
Но все же концертины имели лишь мелодические звуки — басо-аккордовый аккомпанемент здесь отсутствовал. Поэтому играли на них, как правило, в сопровождении других аккомпанирующих инструментов — фортепиано, гитары, различных инструментальных ансамблей и оркестров.
В 1834 году в Германии, в городе Хемнице мастером-конструктором Карлом Фридрихом Улигом (1789-1874) была сконструирована другая разновидность инструмента, получившая название немецкой концертины. Она имела четырехгранный корпус, тембр был более насыщенным, поскольку голоса, в отличие от английской концертины, удваивались в октаву. Звучание язычков на разжим и сжим меха при нажатии кнопки было различным. Если английская концертина являлась инструментом чисто мелодическим, то кнопки левой клавиатуры немецкой концертины, хотя и позволяли извлечь лишь по одному звуку на разжим и сжим меха, были в большей степени приспособлены для аккомпанемента мелодии, исполняемой на хроматической правой клавиатуре.
Technique
The left-hand buttons, on the left of the diagram, play bass notes, The right-hand buttons, on the right side, play higher-pitched notes. Each button plays a different note if the bellows are pulled open or pushed closed.
As with other members of the concertina family, the bandoneon is held between both hands, and pulling and pushing actions force air through bellows and then through particular reeds as selected by pressing the instrument’s buttons. As with other concertinas, the button action is in parallel to the motion of the bellows, and not perpendicular to it as with an accordion.
Unlike what happens with a piano accordion, but in similar fashion to a melodeon or Anglo concertina, a given bandoneon button produces different notes on the push and the pull (bisonoric). This means that each keyboard actually has two layouts: one for opening notes, and one for closing notes. Since the right and left hand layouts are also different, a musician must learn four different keyboard layouts to play the instrument.:18
These keyboard layouts are not structured to make it easy to play scale passages of single notes: they were originally laid out to facilitate playing chords, for supporting singers of religious music in small churches with no organ or harmonium, or for clergy requiring a portable instrument (missionaries, traveling evangelists, army and navy chaplains, and so forth).
Unisonoric
While the standard bandoneon is bisonoric (different note on push and pull), some bandoneon variants are monosonoric, or unisonoric (same note on push and pull). These include the Ernst Kusserow and Charles Peguri systems, both introduced around 1925.:18
Система нотных обозначений
В мировой практике приняты две основные системы нотных обозначений — слоговая (La, Si, Do, Re, …) и буквенная (A, B, C, D, …).
Основные ступени обозначаются латинскими буквами, начиная с ноты Ля (А) и заканчивая Соль (G). Буква «B» изначально соответствовала ноте Си-бемоль, в то время как для Си добавили букву «H».В американской литературе нота H отсутствует, поэтому американские музыканты благополучно пользуются исключительно буквой B, обозначающей Си-бекар, а Си-бемоль имеет вид «Bb». Но это в далёкой Америке. Европа по-старинке вполне довольствуется наличием 8 букв-нот.
Диезы в буквенной системе обозначаются слогом «is», бемоли — «es». Для Ми-бемоля и Ля-бемоля гласная «e» опускается (As, Es) — это единственные исключения. Остальное пишется по правилам Do# = Сis, Reb = Des, Do x (дубль диез, ## = х) = Cisis, Rebb = Deses и так далее.
Все эти обозначения могут встретиться в литературе о музыке и музыкальных инструментах. На электронной страничке несколько удобнее пользоваться графическими бемолями и диезами. А поскольку диезу (#) в компьютерной клавиатуре повезло несколько больше, то для бемоля вполне можно использовать латинскую букву «b».
Это ещё не всё. Нужно и октавы обозначить.
Ноты выше большой октавы обозначаются малыми буквами.
Это легко запомнить:
От Большой Октавы Вниз — Большие Буквы,
от малой вверх — маленькие.
Цифра после ноты обозначает октаву:
A2, В2, Н2 — субконтроктава;
C1, C#1, D1, D#1, E1, F1, F#1, G1, Ab1, A1, B1, H1 — контроктава;
C … … H — большая октава;
c… …h — малая;
c1… … h1 — первая;(Если вдруг кто-нибудь забыл: первая октава — это средина клавиатуры рояля, и вообще всех музыкальных звуков. Поэтому она и первая).
А дальше — совсем просто:
c2… — вторая октава и таким же способом добираемся до самой высокой музыкальной ноты — с5 — «До» пятой октавы. Иногда в литературе встречается ещё одна система обозначения нот буквами — штриховая:
над нотой ставятся штрихи, соответствующие номеру октавы.
Ноты большой и малой октавы обозначаются большими и малыми буквами, а при повышении вверх или понижении вниз к ним добавляются штрихи — <‘>, <»>, <»’>, <»»>, <»»’>.
Тогда ноты первой октавы выглядят так:
c’, d’, e’, f’, g’, a’, h’, c», d», e»… h». c»’, d»’, e»’ и так далее.
То же и вниз: H’, A’, G’… C’, H», A».
Post scriptum.
Для большей наглядности правая клавиатура ===>
специально начинается с ноты ля, соответствуя при этом расставленным буквам. От A до G.
(Следует заметить, что «B» в американской литературе является нотой Си, в то время как в европейской литературе — Си-бемолем, где для Си-бекара используется буква «H». Но это — единственное «недоразумение».)
List of luthiers and manufacturers
A list of some current bandoneon manufacturers:
- Asociación Argentina de Luthiers
- Baldoni Accordions (USA)
- Bandoneón AZ — Ángel y Gabriel Zullo (Argentina)
- Bandoneones A. A. Alfred Arnold (Germany)
- Bandoneones F. F. — Juan Pablo Fredes (Gambier, La Plata, Argentina)
- Bandoneones Baltazar Estol (Argentina)
- Bandoneones Toscano (Mendoza, Argentina), Vicente Toscano, fabricante y restaurador de bandoneones.
- Bandonion & Concertinafabrik Klingenthal (Germany)
- Mario Bianco (Uruguay)
- Castagnari (Italy)
- Danielson Industria de Acordeões e Bandoneões (Brazil)
- D. & J. Trupin SARL (France)
- Enrique Fasuolo (Argentina)
- Oscar Fisher (Argentina)
- Giustozzi (Italy)
- Klaus Gutjahr (Germany)
- Harry Geuns Bandoneons (Belgium)
- Uwe Hartenhauer (Germany)
- Ricardo Matteo (Uruguay)
- Museo Luis Alfredo Mariani (La Reja, Moreno, Argentina)
- Pigini Fratelli & C. snc (Italy)
- Premier Bandoneonbau Peter Spende (Germany)
- Stagi Accordions & Bandoneons (Italy)
- Tangobrujo Venta & Restauraciones — Daniel Barrientos (Argentina)
- Victoria Accordions Company (Italy)