Гобой

Модели гобоя

Издавна все модели гобоев делятся на два вида: народные инструменты и академические инструменты. Первая группа представляет собой разрозненные разновидности дудкообразных гобоев с различными характеристиками, не имеющими определенной системы.

Академическая же группа представляет собой собрание упорядоченных по характеристикам инструментов, и именно по примерам этой группы можно понять, что такое гобой настоящий.

Основными моделями гобоя являются:

  • Консерваторская модель – стандартный гобой с 23 отверстиями.
  • Венский гобой – уникальный, но малораспространенный инструмент с пятью отверстиями.
  • Альтовый гобой – всем известный «английский рожок пастуха», широко распространенный в туманном Альбионе, имеет 16 отверстий.
  • Гобой-пикколо – он же «мюзетт», имеющий конический раструб и 18 отверстий.
  • Гобой д’амур – инструмент с небольшим изогнутым носиком и 13 отверстиями.
  • Охотничий гобой – грубовато сработанный инструмент с 8 отверстиями, издающий короткие низкие звуки, похожие на звучание военного рога.
  • Баритоновый гобой – инструмент, звучание которого имеет более низкий порог.

Эволюция гобоя в периоды различных исторических эпох

Шалмей – гобой Ренессанса. Отличался большой длиной, и способом изготовления – из цельного куска дерева. Он является предшественником таких инструментов как кроммхорн, чиарамеллы, дульсаины, бомбарды и т.д.

В 17 в, известные французские мастера решили усовершенствовать инструмент, в следствии чего корпус был разделен на три части. Расположение отверстий сделали более точным и правильным , а так же были добавлены несколько дополнительных клапанов. Таким образом, возник «барочный гобой», который создали Филидор и Оттетер. Эпоха барокко считается «золотым веком» инструмента, так как все ведущие композиторы данного времени писали для гобоя сольные и ансамблевые партитуры.

Конец 18-го начало 19 века – период классического гобоя. В это время его диапазон расширился до нот третей октавы, немного увеличилось количество клапанов, но общая конструкция осталась неизменной.

Во второй половине 19 ст. Теобольд Бем усовершенствовал механику деревянных инструментов, создав кольцевые клапаны, при которых возможно закрывать одновременно несколько отверстий, после чего Франсуа и Л. Лоре подогнали данную систему специально под гобой.

Инструменты, относящиеся к семейству гобоя:

  • Мюзетт (пикколо);
  • Гобой Д’амур;
  • Альт (английский рожок);
  • Гобой-баритон.

Интересным является тот факт, что благодаря своей конструкции, этот инструмент всегда правильно настроен, поэтому во время отсутствия камертона, оркестр настраивают «под гобой», а конкретнее – под его «ля» первой октавы.

Гобой не совсем подходит для исполнения джаза, рока и других современных стилей, но зато классика – его стихия. И если нужно в звуках музыки изобразить идиллические портреты природы, то гобой — идеально справляется с такой задачей, пленяя мягкостью, простотой и особым шармом своего звучания.

Роль гобоя в музыке

Начиная с Эпохи Возрождения, гобой музыкальный становится одним из ведущих инструментов в академической музыке. Многие композиторы создают сольные сюиты. А также кантаты и даже симфонии для гобоя, инструмент активно используется в записи академических произведений.

В начале XX века гобой не только не потерял актуальность, но и стал востребованным в записи музыкального сопровождения к фильмам, играм и спектаклям.

Партии гобоя включают в свои произведения такие композиторы, как Энио Морриконе, Говард Шор, Ханс Циммер, Джон Пауэлл и Джон Уильямс, посвятивший гобою несколько сюит в работе над фильмом «Звездные войны», а также многие другие.

Основные сведения

Гобой — духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.


Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.

Близкими по происхождению к гобою инструментами можно считать зурну (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции, Македонии), армянский дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сурнай, индийский шенай, японскую хитирики и многие другие.

Use in non-classical music

Jazz

The oboe remains uncommon in jazz music, but there have been notable uses of the instrument. Some early bands in the 1920s and ’30s, most notably that of Paul Whiteman, included it for coloristic purposes. The multi-instrumentalist Garvin Bushell (1902–1991) played the oboe in jazz bands as early as 1924 and used the instrument throughout his career, eventually recording with John Coltrane in 1961.Gil Evans featured oboe in sections of his famous Sketches of Spain collaboration with trumpeter Miles Davis. Though primarily a tenor saxophone and flute player, Yusef Lateef was among the first (in 1961) to use the oboe as a solo instrument in modern jazz performances and recordings. Composer and double bassist Charles Mingus gave the oboe a brief but prominent role (played by Dick Hafer) in his composition «I.X. Love» on the 1963 album Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus.

With the birth of jazz fusion in the late 1960s, and its continuous development through the following decade, the oboe became somewhat more prominent, replacing on some occasions the saxophone as the focal point. The oboe was used with great success by the Welsh multi-instrumentalist Karl Jenkins in his work with the groups Nucleus and Soft Machine, and by the American woodwind player Paul McCandless, co-founder of the Paul Winter Consort and later Oregon.

The 1980s saw an increasing number of oboists try their hand at non-classical work, and many players of note have recorded and performed alternative music on oboe. Some present-day jazz groups influenced by classical music, such as the Maria Schneider Orchestra, feature the oboe.

Rock and pop

Indie singer-songwriter and composer Sufjan Stevens, having studied the instrument in school, often includes the instrument in his arrangements and compositions, most frequently in his geographic tone-poems Illinois, Michigan.

Film music

The oboe is frequently featured in film music, often to underscore a particularly poignant or sad scene, for example in the motion picture Born on the Fourth of July. One of the most prominent uses of the oboe in a film score is Ennio Morricone’s «Gabriel’s Oboe» theme from the 1986 film The Mission.

It is featured as a solo instrument in the theme «Across the Stars» from the John Williams score to Star Wars: Episode II – Attack of the Clones.

Старинный гобой.

Трубки с одинарными или двойными язычками известны, по-видимому, с древнейших времен. Старейшими из сохранившихся инструментов этого типа являются две серебряные трубки, найденные на шумерском царском кладбище в Уре и датируемые 2800 до н.э. Эти трубки образовывали пару и имели двойные язычки. Позднее подобные трубки, изготовляемые из металла, дерева или кости, появились в Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на Дальнем Востоке. Главным духовым инструментом в Древней Греции был авлос (древнеримское название – тибия), часто неверно называемый флейтой. Он состоял из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой. Аналогичное бурдонное сопровождение стало отличительной особенностью другого инструмента с двойным язычком – волынки. Древние трубки стали предшественниками язычковых инструментов Средневековья и эпохи Возрождения. К концу последней их появилось множество – среди них и шалмеи, крумгорны и волынки. Шалмей и поммер непосредственно предшествовали гобою и фаготу 18 в.

The oboe outside of classical music

While the oboe is rarely used in musical genres other than Western classical, there have been a few notable exceptions.

Traditional and folk music

Although keyless folk oboes are still used in many European folk music traditions, the modern oboe has been little used in folk music. One exception was the late Derek Bell, harpist for the Irish group The Chieftains, who used the instrument in some performances and recordings. The U.S. contra dance band Wild Asparagus, based in western Massachusetts, also uses the oboe, played by David Cantieni.

Jazz

Nancy Rumbel (right) has won a Grammy Award for her oboe and English horn work, together with her husband Eric Tingstad on guitar.

Although the oboe has never been featured prominently in jazz music, some early bands, most notably that of Paul Whiteman, included it for coloristic purposes. The multi-instrumentalist Garvin Bushell (1902-1991) played the oboe in jazz bands as early as 1924, and used the instrument throughout his career, eventually recording with John Coltrane in 1961. Gil Evans scored for the instrument in his famous Miles Davis collaboration Sketches of Spain. Though primarily a tenor saxophone and flute player, Yusef Lateef was among the first (in 1963) to use the oboe as a solo instrument in modern jazz performances and recordings. The 1980s saw an increasing number of oboists try their hand at non-classical work, and many players of note have recorded and performed alternative music on oboe. Oboist Nancy Rumbel and her husband, guitarist Eric Tingstand, received the 2002 Grammy Award for Best New Age Album for their album Acoustic Garden.

Rock

The oboe has been used sporadically in rock recordings, generally by studio musicians on recordings of specific songs such as «Hergest Ridge» by Mike Oldfield, although a few bands have featured oboists as members. Such bands include Henry Cow, Roxy Music, China Crisis, and Sigur Rós. The oboists in these bands generally used the oboe as a secondary instrument, not playing it on every song. British composer-performer and multi-instrumentalist Roy Wood used the oboe in some of the later works of The Move (for example, «It Wasn’t My Idea To Dance»), during his short tenure with the Electric Light Orchestra, and in his other work, including with Wizzard. Indie rock musician Sufjan Stevens plays the oboe and cor anglais, and often overdubs both instruments on his albums.

The American rock band REM features the oboe in several tracks of their 1991 album Out of Time, most notably as the lead melodic instrument on the wordless song «Endgame,» as well as on four tracks of their 1992 album Automatic for the People. The oboe is also featured in the Stereophonics’ 2001 cover of «Handbags and Gladrags» by Rod Stewart. Jarlaath, the vocalist of the French gothic metal band Penumbra, plays the oboe in a number of their songs, as does Robbie J. de Klerk, the vocalist of the Dutch melodic doom/death metal band, Another Messiah. Queen’s song «It’s A Beautiful Day,» which appears on the group’s 1995 album Made in Heaven, contains an oboe part conceived by bassist John Deacon. Portastatic’s recordings also feature oboe.

Film music

The oboe is frequently featured in film music, often to underscore a particularly poignant or sad scene. One of the most prominent uses of the oboe in a film score is Ennio Morricone’s «Gabriel’s Oboe» theme from The Mission.

It is also featured as a solo instrument in the theme «Across the Stars» from the John Williams score to Star Wars Episode II: Attack of the Clones.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Oboe  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Oboe»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Что такое гобой

Гобой – это традиционный народный инструмент из семейства духовых, устроенный в форме продолговатой трубки, внутри находятся особые перегородки, благодаря которым извлекается звук. С момента возникновения гобой претерпел немало изменений, и на протяжении всего времени развития инструмента не существовало какой-то определенной стандартной модели. Почти каждый созданный инструмент был авторским, отличающимся от других моделей. Лишь в настоящее время появилось несколько моделей гобоя, признанных классическими.

Несмотря на простоту изготовления, в 1989 году гобой был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый сложный инструмент в мире.

Oboe manufacturers

  • Barrington Instruments Inc. (Barrington, Illinois, USA)
  • Boosey & Hawkes (1851–1970s) (London, UK)
  • Buffet Crampon (Mantes-la-Ville, France)
  • Cabart or Thibouville-Cabart (1869–1974, bought out by F. Lorée) (Paris, France)
  • Chauvet (until ~ 1975) (Paris, France)
  • Graessel (Nürnberg, Germany)
  • Heckel (until the 1960s) (Wiesbaden, Germany)
  • Thomas Hiniker Woodwinds (Rochester, Minnesota, USA)
  • TW Howarth (London, UK)
  • A. Jardé (prior to WWII) (Paris, France)
  • Josef (Okinawa and Tokyo, Japan)
  • V. Kohlert & Söhne (1840–1948 Graslitz, Czechoslovakia, 1948–1970s Kohlert & Co. Winnenden, Germany)
  • J. R. LaFleur (1865–1938, bought by Boosey & Hawkes) (London, UK)
  • Larilee Woodwind Corp. (USA) (Elkhart, Indiana, USA)
  • A. Laubin (incl. «A. Barré») (Peekskill, New York
  • G. LeBlanc (France, USA)
  • Linton (Elkhart, Indiana, USA)
  • F. Lorée (incl. Cabart) (Paris, France)
  • Louis (prior to WWII) (London, UK)
  • Malerne (until 1974, bought by Marigaux) (La Couture-Boussey, France)
  • Marigaux (Mantes-la-Ville, France)
  • Markardt (until 1976, bought by Mönnig) (Erlbach, Germany)
  • Mollenhauer (before WWII; now only recorders) (Fulda, Germany)
  • Gebr. Mönnig – Oscar Adler (Markneukirchen, Germany)
  • John Packer (Taunton, UK)
  • Patricola (Castelnuovo Scrivia, Italy)
  • Püchner (Nauheim, Germany)
  • Karl Radovanovic (Vienna, Austria)
  • Rigoutat (incl. RIEC) (Saint-Maur-des-Fossés, France)
  • A. Robert (prior to WWII) (Paris, France)
  • Sand N. Dalton, instrument maker (Lopez Island, Washington)
  • Selmer (incl. Bundy, Lesher, Omega, Signet) (France, USA)
  • Tom Sparkes (Hornsby, New South Wales, Australia)
  • Ward & Winterbourne (London, UK)
  • Guntram Wolf (Kronach, Germany)
  • Yamaha (Japan)

Известные классические работы, показывающие гобой

:See также концерт Гобоя.

  • Томазо Альбинони, Гобой (и с двумя гобоями) Концерты
  • Иоганн Себастьян Бах, Бранденбургские концерты № 1 и 2, Концерт для Скрипки и гобоя, проиграл концерты гобоя, многочисленные линии облигато гобоя в священных и светских кантатах
  • Сэмюэль Барбер, Canzonetta, op. 48, для гобоя и струнного оркестра (1977–78, orch. законченный Чарльзом Тернером)
  • Винченцо Беллини, Концерт в E, для гобоя и струнного оркестра (до 1825)
  • Лучано Берио, Sequenza VII (1969), также Chemins IV (на Sequenza VII), для гобоя и струнного оркестра (1975)
  • Харрисон Биртвистл, Прерванная Бесконечная Мелодия, для гобоя и фортепьяно (1991)
  • Харрисон Биртвистл, Образец Пульса, для гобоя и ключей (1981)
  • Бенджамин Бриттен, Шесть Метаморфоз после Ovid, op. 49, Временные Изменения, Две Части Насекомого, Квартет Фантазии, op. 2
  • Эллиот Картер, Концерт Гобоя (1986–87); Трилогия, для гобоя и арфы (1992); Квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели (2001)
  • Карлос Чавес, Upingos, для несопровождаемого гобоя
  • Доменико Чимароза, Концерт Гобоя в до мажоре (устроил)
  • Маделин Дринг, прибытие Three Piece Suite Роджер Лорд
  • Маделин Дринг, Трио для гобоя, флейты и фортепьяно
  • Анри Дютилле, Les Citations для гобоя, клавесина, контрабас и удар (1991)
  • Джордж Фридерик Гендель, прибытие королевы Сабы, концертов гобоя и сонат
  • Йозеф Гайдн (поддельный возможно Malzat), Концерт Гобоя в до мажоре
  • Ганс Вернер Хенце, концерт Doppio, для гобоя, арфы и струнного оркестра (1966)
  • Пауль Хиндемит, соната для гобоя и фортепьяно
  • Хайнц Холлиджер, Соната, для несопровождаемого гобоя (1956–57/99); Мобильный, для гобоя и арфы (1962); Трио, для гобоя (удваивающий английский рожок), альт и арфа (1966); Studie über Mehrklänge, для несопровождаемого гобоя (1971); Sechs Stücke, для гобоя (удваивающий гобой d’amore) и арфа (1998–99)
  • Соната Чарльза Коечлина для гобоя и фортепьяно, Op. 58
  • Антонио Лотти, Концерт для гобоя d’amore
  • Витольд Lutosławski, удваивает концерт для гобоя, арфы и камерного оркестра
  • Бруно Мэдерна, 3 концерта гобоя (1962–63) (1967) (1973); Grande aulodia, для флейты, гобоя и оркестра (1970), Aulodia для Гобоя d´amore (и свободная гитара)
  • Алессандро Марчелло, Концерт в ре миноре
  • Богуслав Martinů, концерт для гобоя и малочисленного оркестра
  • Оливье Мессиан, Concert à quatre
  • Дариус Мийо, Les rêves де Жакоб, op. 294, для гобоя, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1949); Сонатина, op. 337, для гобоя и фортепьяно (1954)
  • Вольфганг Амадей Моцарт, Концерт Гобоя в до мажоре, Квартет в фа мажоре
  • Карл Нильсен, Две Фэнтезийных Части для Гобоя и Фортепьяно, op. 2
  • Антонио Паскулли, концерты гобоя для гобоя и фортепьяно/оркестра
  • Фрэнсис Пуленк, соната гобоя
  • Сергей Прокофьев, Квинтет для Гобоя, Кларнета, Скрипки, Виолы и Басса op. 39 (1923)
  • Морис Равель, Ле Томбо де Куперен
  • Эдмунд Руббра, соната гобоя
  • Святой-Saëns Камиль, соната для гобоя и фортепьяно в ре мажоре
  • Роберт Шуман, Три Романа для гобоя или скрипки и фортепьяно
  • Карлхайнц Штокхаузен, В Freundschaft, для гобоя, Номера 46⅔, Гобоя для гобоя и электронной музыки (от Orchester-Finalisten, сцена 2 из Mittwoch aus Licht)
  • Рихард Штраус, концерт гобоя
  • Игорь Стравинский, пастораль (расшифрованный в 1933 для квартета скрипки и ветра)
  • Тору Такэмицу, Расстояние для Гобоя и Shō (1971)
  • Тору Такэмицу, Entre-временные-секретари для гобоя и последовательности Quartett (1981)
  • Чайковский, тема к Лебединому озеру
  • Георг Филипп Телеман, концерты гобоя и сонаты, сонаты трио для гобоя, рекордера и непрерывного баса баса
  • Антонио Вивальди, по крайней мере 15 концертов гобоя
  • Ральф Вон Уильямс, Концерт для Гобоя и Последовательностей, Десяти Блэйка Сонгса для гобоя и тенора
  • Джон Вулрич, концерт гобоя (1996)
  • Ян Дисмас Зеленка (1723) Concertanti, Трио Гобоя и другие работы
  • Бернд Алоис Циммерман, концерт для гобоя и малочисленного оркестра (1952)
  • Эллен Таафф Цвилих, концерт гобоя

Other members of the oboe family

Bass oboe

The oboe has several siblings. The most widely known today is the Cor anglais, or English horn, the tenor (or alto) member of the family. A transposing instrument, it is pitched in F which is a perfect fifth lower than the oboe. The oboe d’amore, the alto (or mezzo-soprano) member of the family, is pitched in A, a minor third lower than the oboe. J.S. Bach made extensive use of both the oboe d’amore as well as the taille and oboe da caccia, Baroque antecedents of the cor anglais. Even less common is the bass oboe (also called baritone oboe), which sounds one octave lower than the oboe. Delius and Holst both scored for the instrument. Similar to the bass oboe is the more powerful heckelphone, which has a wider bore and larger tone than the bass oboe. Only 165 heckelphones have ever been made, and competent players are hard to find. The least common of all are the musette (also called oboe musette or piccolo oboe), the sopranino member of the family (it is usually pitched in E-flat or F above the oboe), and the contrabass oboe (typically pitched in C, two octaves deeper than the standard oboe).

Keyless folk versions of the oboe (most descended from the shawm) are found throughout Europe. These include the musette (France) and bombarde (Brittany), the piffaro and ciaramella (Italy), and the xirimia or chirimia (Spain). Many of these are played in tandem with local forms of bagpipe. Similar oboe-like instruments, most believed to derive from Middle Eastern models, are also found throughout Asia as well as in North Africa.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector