Бедржих сметана

Музыка – главное его призвание

В 1854-1857 гг. Дворжак обучался теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе, а в 1857-1858 гг. учился в Пражской школе органистов.

Антонин Дворжак в 1868 г.В течение 1860-х годов Дворжак служил альтистом в оркестре Чешского провизионного театра, которым с 1866 г. руководил Бедржих Сме́тана. В 1871 г. он покидает оркестр, чтобы полностью посвятить себя сочинению музыки. Но Дворжак никогда не торопился издавать свои сочинения или исполнять их для публики – он очень критически относился к своему творчеству.Свои первые оперы молодой композитор написал ещё будучи в оркестре пражского театра, где дирижёром был Б. Сметана, который всячески старался поддержать молодой талант. А в 1872 г. Дворжак написал кантату «Гимн», который принёс ему известность. В нём Дворжак призывал чешский народ не забывать о своем славном прошлом и продолжать борьбу за свободу своей родины.

Педагогическая деятельность

Педагогическую деятельность Дворжак начал в 1891 г. – сначала в Пражской консерватории, затем 2 года работал директором и профессором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Возвратившись в Прагу, он знакомит слушателей с симфонией «Из Нового Света» (1893), ставшей самым популярным сочинением чешской классики. В ее музыке сочетаются элементы двух культур: славянской и афро-американской.Педагогическая деятельность Дворжака продолжается, и его учениками становятся будущие чешские композиторы Витезслав Новак, Йозеф Сук, Оскар Недбал.90-е годы ознаменовались сочинением симфонических поэм «Золотая прялка», «Голубь», «Водяной». А в 1900-х годах появляются оперы «Черт и Кача» и «Русалка», которая станет одной из популярнейших чешских опер. Это признанный шедевр, который ставится во всё мире и в наши дни.

Портрет А. Дворжака (1901)Последним крупным сочинением композитора стала опера «Армида», премьера которой состоялась в Пражском Национальном театре 25 марта 1904 г. Вскоре композитора не стало. Он скончался в Праге 1 мая 1904 г. от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище.

Ранняя биография

Дом, в котором родился А. ДворжакАнтонин Дворжак родился 8 сентября 1841 г. в деревне Нелагозевес в 20 километрах от Праги, в семье мясника и трактирщика. А ещё его отец был профессиональным исполнителем на цитре (струнный щипковый музыкальный инструмент). Антонин был самым старшим из 8 детей, и ему было положено продолжить ремесло отца, но мальчик мечтал о музыке. С малых лет он слышал в родной деревне народные песни, игру деревенских музыкантов, а в 9 лет уже играл на скрипке в трактире отца. Родители с пониманием отнеслись к музыкальному дарованию сына, поэтому он с 6 лет начал учиться в деревенской музыкальной школе. Его учителем был местный церковный органист Антонин Лиман.

Музыка А. Дворжака

Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Он написал 9 классических симфоний, но одновременно разрабатывал и симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.Он умел сочетать элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Его собственный стиль формировался вначале на музыке Моцарта и Бетховена, а затем на основе национальной музыкальной традиции.Дворжак является композитором, завершившим дело Б. Сметаны в создании национальной чешской музыки.А. Дворжак написал 10 опер, 10 ораторий и кантат, 9 хоровых произведений, множество камерно-вокальных произведений, 9 симфоний, 6 симфонических поэм, 7 концертных произведений для различных инструментов с оркестром, увертюры, рапсодии, серенады и сюиты, «Славянские танцы».

Титульный лист первой тетради «Славянских танцев» с дарственной надписью А. Дворжака господину Вассману«Славянские танцы» представляют собой собрание из 16 пьес Антонина Дворжака, изданных двумя циклами в 1878 и 1886 гг. Изначально они были написаны для фортепиано в 4 руки, но почти сразу были оркестрованы автором и исполняются преимущественно в этом варианте. «Славянские танцы» – самые известные сочинения А. Дворжака.

  • < Назад
  • Вперёд >

Современность

Сегодня в Чехии действует 11 оперных театров, несколько филармоний (в частности, в Праге, Брно и Оломоуце).
Среди ведущих оркестров — Оркестр чешской филармонии и Оркестр чешского радио.
Среди высших учебных заведений музыкального профиля — Пражская консерватория, Пражская академия музыкальных искусств и Академия музыки имени Яначека в Брно.

В Чехии проводятся такие известные международные музыкальные фестивали, как «Пражская весна», «Международный джазовый фестиваль», ежегодные фестивали экстремальной (тяжелой) музыки Obscene Extreme, Brutal Assault, Masters Of Rock.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере – «Бранденбуржцы в Чехии» – он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев…» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер – «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой – благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны – «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник – находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару

Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь – чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня.

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника – № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны – грандиозный цикл из 6 симфонических поэм «Моя Родина» («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»).

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.

Истоки

В IX веке просветители Кирилл и Мефодий ввели на чешских землях старославянскую литургию. Хотя в XI веке она была вытеснена латинской, старославянские духовные песни сохранились в чешской музыке, в частности это «Hospodine, pomiluj ny!» и «Svatý Václave». Чешские летописцы, в частности Косма, упоминают и светскую народную песню и профессиональных музыкантов, в частности менестрелей, приезжавших в Чехию из соседней Германии.

В 10-13 веках с принятием католицизма утверждаются католические песнопения. Известным памятником 13 века является «Пражский тропарь» — рукописный сборник песен, включающий тропы, музыкальный материал которых связан с народным творчеством.

С 12 века были популярны массовые, т. н. рождественские и пасхальные действа, ставшие впоследствии основой средневековых драм; в них наряду с низшим духовенством принимали участие студенты и представители народа, что способствовало проникновению в эти действа народных обрядов и обычаев.
Одновременно развивались светские жанры чешской музыки. Среди композиторов-исполнителей 12 века — Добржата (служил у князя Владислава I) и Коята (служил при дворе князя Собеслава II).

Классик чешской музыки Антонин Дворжак

Подробности
Категория: Европейская классическая музыка XIX века
Опубликовано 24.01.2019 15:55
Просмотров: 613

Народная борьба за независимость родины, размышления о её судьбах, природа любимой Чехии – вот основные темы творчества Антонина Дворжака.

А. Дворжак был вторым после Б. Сметаны чешским классиком. Его музыка, известная во всём мире, раскрывает красоту и богатство национальной чешской культуры.Самое известное произведение Дворжака – цикл «Славянские танцы». Он сделал великолепную обработку народных танцев: чешских, словацких, украинских, польских – и создал на их основе оригинальные произведения, сохранив мысли и чувства, воплощенные в народном творчестве.«У художника тоже есть своя родина, которой он должен платить твердой верой и пламенной любовью», – вот девиз творческой жизни Дворжака. 

Новое время

В эпоху Возрождения церковные песнопения сопровождались игрой на органе; самый известный из органов был установлен в соборе святого Вита в Праге. Император Фердинанд I (1526—1564) основал первую в Чехии придворную капеллу, которая впоследствии включила также оркестр. По её примеру в XVI—XVII веках придворные капеллы были созданы в различных городах Чехии.

В противовес католической музыке, гуситы вызвали к жизни особый жанр народной музыки — гуситские песни, духовные песнопения, исполнявшиеся без сопровождения на чешском языке.

Адам Михно с Отрадовиц вошёл в историю как автор сборников «Чешская Мариинская музыка» ( г.) и «Священная музыка» ( г.), также он является автором известной песни «Chtíc, aby spal». Более поздними известными представителями чешского барокко считаются Дисмас Зеленка и Богуслав Матей Черногорский. Среди самых известных композиторов классической эпохи — Ян Вацлав Антонин Стамиц, Йозеф Мисливечек.

Бедржих Сметана

Антонин Дворжак

Параллельно в Чехии развивается оперное искусство. Первый оперный спектакль в Чехии предположительно был дан в 1627 году по случаю коронации Фердинанда II. С этого времени в Праге и Брно постоянно гастролировали итальянские оперные труппы, а в граф Шпорк открыл первый чешский оперный театр в своём замке Кукса.

В 1811 году в Праге, по инициативе дворянства, была открыта консерватория.

В эпоху романтизма Чехия, как и соседние страны, переживает эпоху становления национального возрождения и становления профессионального искусства. Учредителями чешской композиторской школы считаются Бедржих Сметана, и Антонин Дворжак, преподававший в Пражской консерватории в конце XIX века. В 1888 году в Праге был открыт оперный театр.

Чешская музыка начала XX века представлена творчеством Йозефа Богуслава Фёрстера, Витезслава Новака и Леоша Яначека. Провозглашение независимости Чехословакии в 1918 году способствовало подъёму национальной культуры, появились чешские музыкальные издательства и звукозаписывающее производство.
Начиная с 1923 года, музыку в Чехословакии стали передавать по радио.
Возникали новые концертные и оперные сцены.
Середину XX века представляют такие композиторы, как Богуслав Мартину (жил и работал преимущественно за границей), Алоис Хаба, Павел Боржковец, Иша Крейчи, Ярослав Ежек, Эрвин Шульгоф и другие.

В чешской музыке 2-й половины XX века выделились композиторы Франтишек Хаун, Сватоплук Гавелка, Вацлав Кучера, Петр Эбен, Цтирад Когоутек (также видный музыковед), Любош Фишер (Luboš Fišer, в т.ч. автор музыки к 300 фильмам), Милош Штедронь. Среди чешских композиторов послевоенного поколения — Иван Курц (р. 1947), Ян Йирасек (р. 1955), Лукаш Хурник (р. 1967), Мирослав Срнка (Srnka; р. 1976).

В послевоенные годы с установлением коммунистического режима чешская музыкальная культура находилась под идеологическим давлением, что замедляло развитие музыкального искусства. Некоторое послабление идеологии наблюдалось в 1960-е годы, однако после подавления «Пражской весны» советскими войсками, жесткий контроль был восстановлен. Несмотря на это, современные музыкальные течения жили в чешском подполье, как например воодушевлённый американской культурой чешский блюграсс. Также идеологическая доктрина почти не коснулась джазовой музыки — с 1964 года в Праге ежегодно проводится международный джазовый фестиваль.

Популярная музыка

Карел Готт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector