Антонин дворжак леопольд
Содержание:
Биография
Ранние годы
Дом, в котором родился А. Дворжак
Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.
Портрет А. Дворжака, сделанный в 1868 году
В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.
В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение её сестре Анне. Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931) поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей: Отокар (1874—1877), Йозефа (1875; умерла во младенчестве), Ружена (1876—1877), Отилия (1878—1905), Анна (1880—1923), Магдалена (1881—1952), Антонин (1883—1956), Отакар (1885—1961) и Алоизия (1888—1967).
В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом
В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев»
Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границей — Stabat Mater (1880 год).
А. Дворжак с женой Анной в Лондоне, 1886 год.
После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В общей сложности Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.
В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.
Америка
С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.
Портрет А. Дворжака, 1901 г.
В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре.
Материальная неопределённость, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.
Дальнейшая деятельность
В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.
Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. Член Чешской академии наук и искусства.
Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника.
Антонин Дворжак скончался в Праге 1 мая 1904 года от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище.
Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.
Работы
Титульный лист «Дао дэ цзин» в переводе Дворжака (1920)
С 1885 года Дворжак публиковал в чешских и зарубежных журналах статьи по лингвистике и истории культуры. Писал о Хафизе, Баки, Абу-ль-Але, Коране, Библии. Особенно значимы его работы в области синологии. Вместе с Я. Врхлицким он перевёл одно из классических произведений китайской литературы — Книгу песен. Он также сделал известным в Чехии «Беседы и суждения» Конфуция, издав книгу «Китайца Конфуция жизнь и учение». Позднее он стал первым переводчиком «Дао дэ цзин» Лао-Цзы.
Исследования
- К вопросу об заимствованиях словах в Коране(нем. Ein Beitrag zur Frage über die Fremdwörter im Koran), Мюнстер, 1884.
- Об иностранных словах в Коране (нем. Über die Fremdwörter im Korán), 1885.
- Китайца Конфуция жизнь и учение (чеш. Číňana Konfucia život a nauka), 1889—1891.
- Религии Китая. I. Конфуций и его учение (нем. Chinas Religionen I. Confucius und seine Lehre), Мюнстер, 1895.
- Лао-цзы и его учение (нем. Lao-tsï und seine Lehre). Verlag der Aschendorffschen Buchhandlung, Мюнстер, 1903.
- История этики на востоке. I. Конфуций (чеш. Dějiny mravouky v Orientě. I. Konfucius), 1904.
- Китай. Описание империи, народа, его нравов и обычаев (чеш. Čína. Popis říše, národa, jeho mravů a obyčejů), 1910.
- Псалмы. В соответствии с метрикой иврита (чеш. Žalmy. Podle zásad hebrejské metriky), 1911.
- Лао-цзы каноническая книга о Дао и добродетели (чеш. Lao-Tsiova kanonická kniha o Tau a ctnosti Tao-Tek-King), 1920.
Статьи
- О характере китайской мысли (чеш. O myšlenkové povaze Číny). Česká revue, 1899.
- Китайский философ Лао-цзы и книга его высказываний Дао дэ цзин (чеш. Čínský filosof Lao-tsi a kniha jeho výroků Daodejing). Вестник Чешской академии наук, 1904.
- Конфуций и Лао-цзы. Сравнительное исследование китайской философии (чеш. Konfucius a Lao-tsi. Srovnávací studie z filosofie čínské). ČM, 1900.
- Известный арабский поэт и мыслитель XI века Абу-ль-Ала (чеш. Slavný básník a myslitel arabský XI. století Abulalá). ČM, 1917.
Разум – в Америке, сердце – на родине
В 1892 году Дворжак принял должность директора недавно основанной Государственной Консерватории Музыки в Нью-Йорке. Там он познакомился с одним из афроамериканских композиторов – Харли Берли, который познакомил Дворжака с новым для него музыкальным стилем – спиричуэлс. Результатом этого знакомства стало сочинение его знаменитой симфонии №9 «Из Нового света». В ней композитор сумел сочетать национальное своеобразие своей музыки с негритянскими и индейскими мелодическими и ритмическими оборотами.
Во время пребывания в Соединённых Штатах он часто путешествовал на запад, до Айовы, где посещал чешскую диаспору. Несмотря на то, что Дворжак восхищался окружающей его средой Нового Мира, между тем он тосковал по родине. В 1895 году композитор вернулся в Богемию.
Последние годы своей жизни посвятил сочинению струнных квартетов, симфонических поэм и опер.
Бедржих Сметана за 17 лет до Дворжака заложил основы чешского национального движения в музыке. Дворжаку же досталась участь развить и расширить эти начинания впечатляющим рядом работ. Причины популярности лежат в мелодическом таланте Дворжака и в восхитительно свежей чешской природе его музыки, которая предлагала долгожданный контраст с тяжеловесностью некоторых из его современников.
Жанровое разнообразие творческого наследия композитора
Великолепное обладание техникой и богатое мелодическое вдохновение помогли ему создать множество разнообразных произведений. Он писал во всех музыкальных жанрах и оставил произведения, которые считаются классикой во всех из них. Все его симфонии зрелого периода отличаются высоким качеством, но только в мрачной Симфонии № 7 (ре-минор) соблюдена структура классической симфонии.
[peckplayer id=”2″ sound=”http://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Dvorzhak-Simfoniya-7-adagio.lite_.mp3″]
Симфония № 9 «Из Нового света» (ми-минор) остается самой известной работой Дворжака. Частично потому что она считается основанной на афро-американских спиричуэлсах и других влияниях продолжительного пребывания в Соединенных Штатах. Однако, Симфония № 9 ни в коей мере не превосходит Симфонию № 6 (ре-мажор) или Симфонию № 8 (соль-мажор) и, в действительности, менее характерна для композитора, нежели эти произведения.
Из четырех концертов, написанных Дворжаком, только Концерт для виолончели (си-минор) можно смело назвать классикой.
Хоровые произведения, столь популярные в момент своего появления, разделили судьбу большинства образцов хоровой музыки конца 19-го века, но «Stabat Mater» и «Te Deum» являются одними из лучших примеров в своем роде.
Опера осталась единственным жанром, не покорившимся гению композитора, хотя он написал 10 из них, в частности «Русалку».
Некоторые критики считают главными ошибками Дворжака несколько неразборчивую и повторяющуюся манеру, бессистемные стилистические промахи и слабость оформления крупных сочинений. Недостатки, однако, выглядят незначительными в свете удивительной плодовитости его мелодий, простоты и прямолинейности, с которыми он достигал своих целей. В музыке Дворжака яркое национальное своеобразие чешского фольклора сочетается с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы. Музыка Дворжака рассказывает нам о том, что он был привлекательной личностью – скромным, глубоко религиозным семейным человеком, обладавшим хорошим и простым вкусом, – а также большим знатоком родной природы.
Начало творческой карьеры
Окончив школу, Дворжак не стал дожидаться места органиста в сельской церкви, а решил остаться в Праге. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Антонину в 1859 году пришлось устроиться альтистом в капеллу Карела Комзака. Однако в 1862 году он начал работать в оркестре вновь построенного пражского «Временного театра», музыкальный коллектив которого в 1866 году возглавил выдающийся Берджих Сметана. Это была хорошая школа для начинающего композитора, так как в репертуаре оркестра были симфонические произведения Вагнера, Берлиоза, Листа, а также оперы Вебера, Монюшко, Глинки, Сметаны, Мейербера. Работа в оркестре много денег не приносила, и молодому человеку постоянно приходилось искать какую-либо подработку. Он давал частные уроки, а иногда заменял органиста в лечебнице для душевнобольных.
В этот период Дворжак очень много сочинял, пробуя себя во многих жанрах. Однако требовательный автор, неудовлетворённый написанными произведениями, очень часто их просто уничтожал. Тем не менее, в начале лета 1871 года жители Праги в одной из газет прочитали заметку о том, что театр намерен осуществить постановку оперы «Король и угольщик», которую написал многообещающий молодой композитор-музыкант оркестра чешского театра — Антонин Дворжак. Автором этой статьи был Л. Прохазки — известный музыкальный деятель, активно поддерживающий возрождение национального чешского искусства, и в дальнейшем покровительствующий Дворжаку на протяжении многих лет, продвигая его произведения, а затем отмечая их успешное исполнение в хвалебных статьях. Окрылённый таким сообщением, Дворжак немедленно пошел в администрацию оркестра и написал заявление об увольнении, в намерении свою дальнейшую жизнь посвятить только музыкальному сочинительству. Ожидая постановки своей оперы в театре, композитор по совету Л. Прохазки, написал несколько песен на стихи чешских поэтов, успешное исполнение которых принесло Дворжаку только большую известность, но не финансовое благополучие. Денег, которые он получал от частных уроков, еле-еле хватало, чтобы сводить концы с концами. С постановкой оперы в театре тоже ничего не получилось, он даже впал в творческое уныние, но зато у композитора налаживалась личная жизнь.
В конце 1873 года Антонин женился на дочери ювелира Анне Чермаковой и чтобы хоть как-то обеспечить быстро разрастающуюся семью, Дворжаку пришлось устроиться органистом в церковь святого Войтеха. Однако финансовое положение, которое всё равно было очень плачевным, заставило композитора обратиться к государственным властям с прошением о назначении ему стипендии, выдаваемой для поддержки бедных, но талантливых поэтов, художников и музыкантов. На суд комиссии, в состав которой входил выдающийся немецкий композитор И. Брамс, Дворжак предоставил две симфонии (№3 и №4), а также некоторые свои камерные произведения. Члены жюри единогласно одобрили кандидатуру Дворжака на получение пособия, которое он затем заслуженно получал в течение пяти лет. Оно давало ему возможность плодотворно творить в трудные для него годы.
Музыка
По завершении обучения в школе Дворжак мог стать сельским органистом, но остался в Праге. С 1850 года он работал альтистом в капелле Карела Комзака, а к 1862-му стал музыкантом оркестра «Временного театра». К 1866-му его главой стал Бедржих Сметана. Композитор исполнял произведения Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера, Михаила Глинки.
Бюст Антонина Дворжака / Petr Vodička, «Википедия»
Загоревшись идеей об опере, Дворжак уволился из оркестра. Премьера долгожданного «Короля и угольщика» состоялась в 1874-м. Опера оказалась невероятно успешной, и, вдохновленный успехом, Дворжак начал писать с большим трудолюбием. На свет появились оперы «Ванда», «Упрямцы», «Хитрый крестьянин», а также произведения малого формата, в числе которых и «Моравские дуэты». Впоследствии творения были высоко оценены Иоганнесом Брамсом.
Несмотря на творческий подъем, этот период биографии Дворжака оказался непростым. Трое его детей скончались, что сказалось на творчестве. Автор переносил в произведения скорбь, печаль и тоску, которые испытывал из-за потери. Лишь к 1878 году он смог справиться с тяжелой утратой. Жена подарила ему дочь, и радостное событие настроило музыканта на позитивный лад.
Музыкальный издатель Фриц Зимрок заказал Дворжаку сборник пьес «Славянские танцы». Его выход ознаменовался восторженной реакцией критиков. Меломаны скупали ноты, а от издательств хлынул поток заказов. Антонин оказался востребованным. В пражской газете появился перевод хвалебной статьи немецкого критика, и на концерт Дворжака собралось огромное количество гостей. Успех был оглушителен.
Антонина Дворжака избрали членом клуба творческих деятелей «Умелецкая беседа», и он возглавил музыкальное направление этого союза. Так композитор стал выступать в роли члена жюри на музыкальных конкурсах. Популярность его стала баснословной. Ни один концерт не обходился без исполнения его произведений, а за творения автора предлагали огромные гонорары.
Композитор Антонин Дворжак / «Википедия»
В 1884 году он получил приглашение в Великобританию, где также был тепло принят. В поездке Антонин познакомился с Петром Чайковским и после Англии посетил с гастролями Россию. Дворжака воспевали и здесь.
В 1901-м состоялась премьера знаменитой оперы «Русалка», вновь напомнившей о необъятном таланте автора. В числе последних произведений Дворжака, написанных перед смертью, оказалась и «Армида», которую автор закончил в 1904 году.
Биография
Великий сын чешского народа — так соотечественники с любовью называют Антонина Дворжака — замечательного композитора, одного из основоположников национальной композиторской школы. Он считается одним из самых известных чехов всех времен, так как композиторский талант Дворжака ещё при жизни был по достоинству оценён не только в Европе, но и за океаном. Произведения композитора, в которых он сочетал классические традиции и самобытные черты отечественной музыки, ценили во всём мире, ведь его музыкальная изобретательность настолько богата, насколько неповторима красота его мелодий.
Оперы
- Альфред. Героическая опера в трёх актах. Текст К. Кернера. 1870.
- Король и угольщик. Комическая опера в трёх актах. Текст Б. Гульденера. 1871; вторая редакция, oр. 14 — 1874; третья — 1887.
- Упрямцы, oр. 17. Комическая опера в одном акте. Текст И. Штольбы. 1874.
- Ванда, oр. 25. Трагическая опера в пяти актах. Текст В. Бенеш-Шумавского. 1875.
- Хитрый крестьянин, oр. 37. Комическая опера в двух актах. Текст И. Веселого. 1877.
Ария Русалки «Песня Луне» в исполнении Эммы Дестиновой, 1915 год
- Димитрий, oр. 64. Опера в четырёх актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1881—1882.
- Якобинец, oр. 84. Опера в трёх актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1887—1888.
- Чёрт и Кача, oр. 112. Опера в трёх актах. Текст (по чешской народной сказке) А. Венига. 1898—1899.
- Русалка, oр. 114. Лирическая сказка в трёх актах. Текст Я. Квапила. 1900.
- Армида, oр. 115. Опера в четырёх актах. Текст (по «Освобожденному Иерусалиму» Т. Тассо) Я. Врхлицкого. 1902—1903.
Оркестровые сочинения
Симфонии
- Симфония № 1 «Злоницкие колокола» до минор. 1865.
- Симфония № 2 си-бемоль мажор, ор. 4. 1865.
- Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 10. 1873.
Четвёртая часть Девятой симфонии в исполнении Симфонического оркестра округа Ду-Пейдж, 2012 год
- Симфония № 4 ре минор, ор. 13. 1874.
- Симфония № 5 фа мажор, ор. 76. 1875.
- Симфония № 6 ре мажор, ор. 60. 1880.
- Симфония № 7 ре минор, ор. 70. 1884—1885.
- Симфония № 8 соль мажор, ор. 88. 1889.
- Симфония № 9 «Из Нового света» ми минор, ор. 95. 1893.
Концертные произведения
- Концерт для виолончели с оркестром си минор, oр. 104. 1894—1895.
- Концерт для скрипки с оркестром ля минор, oр. 53. 1879—1880.
- Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, op. 33. 1876.
- Романс для скрипки с оркестром фа минор, ор. 11. 1873.
- Мазурка для скрипки с оркестром ми минор, oр. 49. 1879.
- Рондо для виолончели с оркестром соль минор, ор. 94. 1893.
- «Тишина» для виолончели с камерным оркестром ре-бемоль мажор, ор. 68/5. 1893.
Симфонические поэмы
Симфонические поэмы на сюжеты К. Я. Эрбена. 1896:
-
- «Водяной», oр. 107.
- «Полудница», oр. 108.
- «Золотая прялка», oр. 109.
- «Голубок», oр. 110.
«Богатырская песнь», op. 111. 1897.
Увертюры
«Карнавальная увертюра» в исполнении Оркестра ВВС США, 2006 год
Цикл концертных увертюр «Природа, жизнь и любовь»:
-
- «Среди природы», oр. 91. 1891.
- «Карнавал», oр. 92. 1891.
- «Отелло», oр. 93. 1891—1892.
- Трагическая (Драматическая) увертюра к опере «Альфред». 1870.
- Увертюра к опере «Ванда», oр. 25. 1879.
- «Отчизна моя», oр. 62. 1882.
- Гуситская увертюра, oр. 67. 1883.
Рапсодии, серенады и сюиты
Вторая часть (Tempo di Valse) Серенады для струнного оркестра
- Рапсодия (симфоническая поэма) ля минор, op. 14. 1874.
- Славянские рапсодии ре мажор, соль минор и ля-бемоль мажор, oр. 45. 1878.
- Серенада для струнного оркестра, oр. 22. 1875.
- Серенада для духовых, виолончели и контрабаса ре минор, oр. 44. 1878.
- Чешская сюита, ор. 39. 1879.
- «Американская» сюита ля мажор, ор. 98b. 1895.
Танцы и марши
Славянские танцы:
-
- Первая серия (№ 1—8), oр. 46. 1878.
- Вторая серия (№ 9—16), oр. 72. 1886—1887.
- Пражские вальсы. 1879.
- Фестивальный марш, op. 54. 1879.
- Полонез ми-бемоль мажор. 1879.
- Полька «Пражским студентам», op. 53/A/1. 1880.
- Галоп ля мажор, op. 53/A/2. 1881.
Прочее
- Симфонические вариации на собственную тему, oр. 78. 1877.
- «Легенды», ор. 59. 1881.
- Скерцо каприччиозо, oр. 66. 1883.
- «Йозеф Каетан Тыл», ор. 62. Увертюра и сценическая музыка к пьесе Ф. Ф. Шамберка. 1881—1882.
- Семь интерлюдий для малого оркестра. 1867.
- Ноктюрн си мажор для струнного оркестра, oр. 40. 1883.
- Фанфары. 1891.
Становление композитора А. Дворжака. Ранние работы, спрятанные в бездне стола
Дворжак был старшим из девяти детей. Родился в селении Нелагозевес, стоящем на реке Влтава, к северу от Праги.
Антонин Дворжак с семьей
Он рано начал обучаться музыке у своего отца. Еще мальчишкой стал скрипачом, участвовал в любительских ансамблях, которые сопровождали местные танцы. Хотя предполагалось, что Антонин станет мясником и трактирщиком, как его отец (который к тому же играл на цитре), мальчик проявил недюжинный талант к музыке, который был признан и поощрялся. Когда ему было около 12 лет, он переехал к своим родственникам (дяде и тете) в Злоник и начал изучать гармонию, фортепиано и орган.
Антонин Дворжак. Фотография 1868 года
За три года, проведенные в Злонике, он написал свои первые произведения – польки. В 1857 году проницательный учитель музыки, понимая, что Антонин вышел за пределы его скромных возможностей, и что сам он больше ничему не научит, убедил отца Дворжака зачислить одаренного юношу в Органную школу в Праге. Там мальчик завершил двухлетний курс обучения, но знаний, полученных в школе, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов Дворжака. Он это понимал, и поэтому решил любой ценой остаться в Праге, чтобы иметь возможность продолжить свое образование. Жил он тогда впроголодь, зарабатывая на жизнь игрой на виоле в различных кафе и с театральными труппами, дополняя свой небольшой заработок занятиями с несколькими частными учениками.
1860-е годы были сложными для Дворжака, который с огромным трудом изыскивал время и деньги на нотную бумагу и фортепиано, чтобы иметь возможность сочинять. В последующие годы он говорил, что мало помнит о том, что писал в те дни. К 1864 году две симфонии, опера, камерные произведения и многочисленные песни лежали в его столе, никем прежде не услышанные. Разнообразные произведения этого периода показывают, что его ранняя склонность к музыке Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта все больше окрашивается оттенками влияния Рихарда Вагнера и Ференца Листа.
Влияние семьи и друзей на творчество Дворжака
Дворжак преподавал фортепиано сестрам Жозефине и Анне Чермяковым
Среди студентов, с которыми занимался Дворжак, были сестры Жозефина и Анна Чермяковы. Музыкант влюбился в старшую, Жозефину, но она не ответила взаимностью на его чувства. Говорят, что боль его безответной любви была выражена в вокальном цикле «Кипарисы» (1865) и некотором количестве песен на тексты Густава Пфлегер-Моравского.
В ноябре 1873 года он женился на младшей сестре, Анне, пианистке и певице. Первые несколько лет брака были омрачены финансовой нестабильностью и отмечены трагедией. Анна родила трех детей до 1876 года, но к 1877 молодожены похоронили всех их.
Антонин Дворжак с супругой Анной
Однако, в 1878 году она родила первого из шести здоровых детей, которых пара вырастила вместе. Дворжаки поддерживали тесные отношения с Жозефиной и мужчиной, за которого она, в конце концов, вышла замуж – графом Вацлавом Коуник.
После нескольких лет регулярных визитов они купили летний домик в небольшом поселке Высока, где поселились Жозефина и граф, и проводили там каждое лето. В этом доме Дворжак сочинил некоторые из своих самых известных произведений.
В 1875 году австрийским правительством композитору был присуждён государственный грант, и эта награда приблизила контакт с Иоганнесом Брамсом, с которым у него сложилась тесная и продуктивная дружба. Брамс не только дал ценные технические советы, но также нашёл влиятельного издателя в лице Фрица Симрока, фирма которого опубликовала «Моравские Дуэты» для сопрано и контральто, а также «Славянские Танцы» для фортепиано в четыре руки.
В 1875 году Дворжаку был присуждён государственный грант
Это стало началом привлечения мирового внимания как к самому Дворжаку, так и к музыке его страны. Восхищение ведущих критиков, музыкантов и дирижеров того времени способствовало распространению его славы за рубежом, что привело, естественно, к еще большим успехам на родине.
В 1884 году он совершил 10 поездок в Англию, где с большим успехом выступал в качестве дирижера своих произведений. Особенной популярностью в Лондоне пользовались его хоровые произведения, в том числе «Stabat Mater» и «Te Deum», они то и принесли первый значительный успех композитора в этой стране. В 1890 году Дворжак лично наслаждался триумфом в Москве, в которой его друг, Петр Ильич Чайковский, организовал два концерта. В следующем году он получил от Кембриджского университета звание почетного доктора музыки.
Биография
Рудольф Дворжак происходил из учительской семьи. Окончив гимназию в Ческе-Будеёвице, в 1879 году он поступил в пражский Карлов университет, где изучал классическую и восточную филологию. После окончания курса в 1884 году он получил стипендию для поездки в Лейпциг. Здесь он показал себя выдающимся востоковедом, но также интересовался ассириологией, арабским и другими семитскими языками, египтологией, иранистикой и синологией.
Год спустя он оказался в Мюнхене, где продолжил, в частности, изучение древнеегипетского языка, а также был в течение одного семестра ассистентом индолога и ираниста Э. Трумпа. Затем он вернулся в Карлов университет и защитил докторскую диссертацию, а в 1890 году стал экстраординарным профессором. С 1896 года — ординарный профессор. С 1890 года он также работал в редакции «Научного словаря Отто», в 1892—1898 годах — главный редактор отдела ориенталистики.
В 1900—1901 годах Дворжак был деканом философского факультета, а в 1915—1916 годах — ректором Университета. Он был членом Чешской академии наук (с 1913 года — генеральный секретарь) и Чешского научного общества. В 1903 году вместе с профессором древнеиндийской филологии и сравнительного языкознания Й. Зубатым основал Библиотеку восточной филологии, из которого впоследствии возник востоковедческий семинар. С 1866 года принимал участие в различных востоковедческих конференциях.
В 1882 году Дворжак купил в Лейпциге у букиниста рукопись первой симфонии своего однофамильца Антонина Дворжака (никакого родства между ними не было). До самой смерти он никому об этом не говорил, лишь унаследовавший её сын учёного сделал считавшуюся утраченной симфонию известной общественности.
Краткая биография
Родился в местечке Нелагозевес, севернее Праги (Чехия). Сын мясника. С самого раннего детства Дворжака больше всего интересовала музыка. Получив согласие отца, он поступил в Пражскую органную школу, которую окончил в 1859 году. Бегло играя также на альте, скрипке и фортепиано, он выступает с различными камерными оркестрами и даёт уроки музыки. Дворжак — композитор работает в различных музыкальных жанрах – от оперы до песен. Успех его музыки постепенно освобождал композитора от материальных забот, а получение в 1874 году государственной дотации дало ему возможность заниматься исключительно музыкальным творчеством. Крупнейшие дирижёры того времени, такие как Бюлов или Рихтер, охотно дирижировали оркестрами, исполнявшими произведения Дворжака.
Однако творческие успехи Дворжака были омрачены его личными трагедиями – смертью в течение нескольких лет двоих детей и матери. Доброжелательность и моральная поддержка его друзей-соотечественников и иностранцев (например, Брамса) и признание за границей помогли ему преодолеть охватившее его состояние депрессии. В 1884 году композитора впервые пригласили в Англию, и с этого времени он многократно выезжал туда, чтобы дирижировать на концертах, где с огромным успехом исполнялись его произведения. Целый ряд сочинений Дворжак написал специально для исполнения в концертных залах Великобритании. В 1890 году по приглашению Чайковского Дворжак приехал в Россию, где дал концерты в Москве и Петербурге. Год спустя Кембриджский университет присвоил ему почётное звание доктора, а вслед за этим тем же званием удостоил его Пражский университет. Пражская консерватория пригласила Дворжака на должность профессора композиции. Слава композитора доходит до Америки. Его пригласили на должность директора только что основанной Нью-Йоркской консерватории.
В США Дворжак провел три года (1892–1895) и написал там свои самые выдающиеся произведения: симфонию «Из Нового Света» и концерт для виолончели. Вернувшись на родину, Дворжак становится директором Пражской консерватории (1901), занимается творческой и педагогической работой.
Произведения Дворжака, выдержанные в стиле позднего романтизма, насыщены национальными чешскими чертами. Смелость гармонии сочетается в них с феноменальным умением использовать контрасты и оттенки инструментов в оркестре, с лаконичностью формы и ясностью музыкального мышления.
Произведения:
На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Антонина Леопольда Дворжака, просьба сообщить об этом администрации сайта.