Что такое цимбалы: общая характеристика музыкального инструмента

Композиторы

Основателем французской клавесинной школы считается Ж. Шамбоньер, создателем виртуозного клавесинного стиля — итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти. Среди французских клавесинистов конца XVII—XVIII вв. выделялись Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. К. Дакен и др. Интерес к французской клавесинной музыке, упавший в конце XVIII века, начал возрождаться в XX веке.

Поскольку в эпоху барокко клавесин часто использовался в партии basso continuo в камерной музыке, выполняя аккомпанирующую функцию, данный алфавитный список содержит имена композиторов, писавших произведения для клавесина-соло или для солирующего клавесина.

  • Агрелл, Юхан
  • Вильгельм Фридеман Бах
  • Иоганн Кристиан Бах
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Карл Филипп Эммануил Бах
  • Уильям Бёрд
  • Дитрих Букстехуде
  • Жан-Жозеф Бутми
  • Жоссе Бутми
  • Антонио Вивальди
  • Георг Фридрих Гендель
  • Жак Дюфли
  • Луи Куперен
  • Франсуа Куперен
  • Луи Маршан
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Бернардо Пасквини
  • Иоганн Пахельбель
  • Генри Пёрселл
  • Жан-Филипп Рамо
  • Жозеф-Никола-Панкрас Руайе
  • Юхан Хельмик Руман
  • Ян Питерсзон Свелинк
  • Карлуш ди Сейшас
  • Доменико Скарлатти
  • Джироламо Фрескобальди
  • Иоганн Якоб Фробергер
  • Доменико Циполи
  • Аццолино Бернардино делла Чайя

Разновидности

Клавицитерий на гравюре из трактата М. Преториуса Syntagma Musicum (1615-19)

Название «клавесин» (фр. clavecin, итал. cembalo, англ. harpsichord, нем. Kielflügel) сохранилось за большими щипковыми клавишными инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно с одним набором струн и диапазоном до 4 октав:

  • спинет — со струнами по диагонали слева направо;
  • вёрджинел — прямоугольной формы, с мануалом слева от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • мюзелар — прямоугольной формы, с мануалом справа от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • клавицитерий (лат. clavicytherium, итал. cembalo verticale) — клавесин с вертикально расположенным корпусом. Описания известны со второй половины XV века, первый известный экземпляр инструмента датируется 1460-70 гг. (возможно, из Ульма), термин clavicytherium — впервые в трактате С. Вирдунга (1511).

Разновидности[править | править код]

Молдавская разновидность цимбал в нижнем правом углу.

Различаются народные и концертно-академические разновидности цимбал. Размеры корпуса первых могут варьироваться: 750—1150 мм для нижнего основания, 510—940 мм для верхнего, 255—400 мм для боковых сторон, высота — 33-95 мм, ширина — 235—380 мм. У профессиональных цимбал (модель «Прима») в основном следующие параметры: нижнее основание — 1000 мм, верхнее — 600 мм, боковая сторона — 535 мм, высота — 65 мм, ширина — 490 мм. Народные цимбалы часто являются портативными и имеют ремешок, который цимбалист надевает через плечо или шею. Также народные цимбалы для фиксации кладутся на колени. Концертные цимбалы снабжены ножками и педалью-демпфером.

У индийского сантура струны изготавливаются из травы «мунджа», а палочки — из бамбука. Европейские цимбалы используют кишечные, а с XII—XIII веков и металлические струны. Палочки для венгерских и румынских цимбал представляют собой молоточки, палочки для белорусских — серповидной формы, обмотанные замшей с натянутой на них бечёвкой или нитью. Белорусские палочки для цимбал изготовляются из вишни.

Техника игры[править | править код]

Звук извлекается путём ударов молоточком по струнам. При отсутствии глушения во время удара возникающий обертон передаётся и на другие струны, в результате чего возникает непрерывный гудящий фон, позволяющий образовывать связь звуков и сливать их в единую мелодию. Удар может наноситься силой как кисти, так и всей руки. Он используется для извлечения отдельных звуков, тремоло или для несложных мелодий. Помимо ударов непосредственно обшивкой, практикуются и удары деревянной частью палочек (схожий приём используется при игре на смычковых). В современной музыке помимо вышеописанных приёмов используются удары деревянной стороной палочки по краю деки, что позволяет имитировать звук кастаньет, пиццикато (щипок струны ногтем или подушечкой пальца), флажолет, сурдина (извлечение сухого приглушённого звука с помощью прижимания струны одной рукой и ударом по ней же другой рукой), глиссандо (извлечение скользящего звука с помощью пальцев и палочек) и вибрато (извлекается путём небольшого опускания струны и дальнейшим нажатием на ту же струну с другой стороны подставки для создания вибрации).

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

История[править | править код]

Игроки на цимбалах-сантурах, древний Вавилон

Цимбалоподобные инструменты впервые встречаются в древней Месопотамии: у шумеров (самое раннее изображение — рубеж IV—III тысячелетий до н. э.) и древних вавилонян (IX век до н. э.) и ассирийцев (VII век до н. э.). Тем не менее, месопотамские цимбалы были треугольной формы (за что получили название «триганон»), со струнами, расположенными поперёк корпуса инструмента, а не вдоль, и больше напоминали арфу. Древнегреческий учёный Пифагор изобрёл музыкальный инструмент монохорд с примерно таким же, как у цимбал, принципом действия; однако он имел лишь одну струну и служил не для музицирования, а для определения ладов и интервалов. Схожий инструмент, представлявший собой загнутый наподобие охотничьего лука прут с протянутой между концами струной из растительных волокон, называется «музыкальный лук» и распространён у народов Африки, Юго-Восточной Азии и у индейцев Южной Америки (в Бразилии именуется беримбау). В Европу цимбалы современного вида проникли во времена раннего средневековья. Однако благодаря кому конкретно — цыганам, арабам или возвращавшимся из крестовых походов крестоносцам, неизвестно.

Цимбалы были довольно популярны в среде феодалов, особенно у дам. Чешский писатель Павел Жидек, характеризуя инструмент в своей энциклопедии «Книга о двадцати искусствах» (лат. Liber viginti artium) 1461 г., говорит о его «очень сладкой гармонии», хвалит его приятное звучание. По его мнению, инструмент идеально подходил для придворной и бюргерской музыки. С XVI-го века цимбалы стали использоваться не только как сольный, но и как аккомпанирующий и ансамблевый инструмент. К тому моменту они проникли и в простонародную музыку, особенно в странах Восточной Европы. В оперном жанре цимбалы были впервые использованы в 1753 году в одной испанской опере, где аккомпанировали примадонне.

В XVII веке в Германии появилась местная разновидность цимбал — хаккбретт. В конце XVII — начале XVIII веков немецкий композитор и учитель танцев Панталеон Гебенштрайт, известный в то время как виртуозный цимбалист и импровизатор, изобрёл разновидность цимбал, управлявшуюся с помощью клавиш, и впоследствии получившую его имя — панталеон или панталон. Панталеон послужил прототипом фортепьяно.

В Россию, согласно исследованиям Ивана Забелина, цимбалы проникли в XV веке. На протяжении XVI—XVII вв. встречаются многочисленные упоминания о цимбалах при царском дворе. Так, среди музыкантов Потешной палаты, творивших в период царствования Михаила Фёдоровича, упоминаются цимбалисты Томило Бесов (1613—1614), Милентий Степанов (1626—1632) и Андрей Андреев (1631). Позднее, во времена царствования Елизаветы Петровны, возник интерес и к панталеону. Он был особенно популярен в 1755—1757 годах, когда в России, по контракту на три года, служил придворным музыкантом виртуоз на панталеоне Иоганн Баптист Гумпенхубер, также занимавшийся усовершенствованием роговой музыки.. Позднее интерес к нему угас, и только в 1765 г., согласно исследованиям П. Столпянского, в музыкальных магазинах Петербурга, помимо клавикордов, начали продаваться и панталеоны, причем имелись «стоячие пантолоны» и «подержанный пантолон».

Первые концертные профессиональные цимбалы соорудил в 1870 году владелец пештской фабрики музыкальных инструментов Йожеф Шунда и его племянник Венцель Шунда, а уже к 1874 году было налажено серийное производство нового вида цимбал. Этот новый вид незадолго до смерти хорошо оценил и Ференц Лист. Уже в XX веке усовершенствованием цимбал занимались Лайош Бохак и его сын, также Лайош.

Вновь в оперный оркестр цимбалы ввёл Ференц Эркель — в опере «Бан Банк». Также этот инструмент использовал Ференц Легар — в оперетте «Цыганская любовь» (Интродукция и ария Зорики, акт первый) цимбалы аккомпанируют скрипичному соло. Цимбалы задействованы в произведениях и многих других композиторов (Игорь Стравинский, Клод Дебюсси, Бела Барток, Золтан Кодай).

История

Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004 году Т. Крейненом по исторической модели Рюккерса

Клавесин во французском стиле работы Жана-Поля Руо (Париж) по Никола Дюмону 1707-го года

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина (clavicembalum, от лат. clavis — ключ или позже клавиша и cymbalum — цимбалы) фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия). Самое раннее изображение — на алтаре кафедрального собора в немецком городе Миндене, датируемое 1425 годом. Первое практическое описание клавесиноподобного инструмента (клавикорд со щипковым механизмом) с чертежами дал голландец Арно из Зволле около 1445 года.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами.

Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей.
Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рюккерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Во второй половине XVIII века клавесин стало вытеснять фортепиано — более отвечавший той исполнительской и композиторской эпохе инструмент, музыку на котором можно играть, изменяя силу звучания, что спровоцировало развитие романтической музыки XIX века. Около 1809 года фирма Киркман выпустила свой последний инструмент, а в -х годах клавесин практически вышел из употребления.

Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков. Инициатором возрождения инструмента стал Арнольд Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили также парижские фирмы Плейель и Эрар. По инициативе Ванды Ландовской в 1912 году фабрика «Плейель» начала производить модель большого концертного клавесина с мощной металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны. Инструмент был оснащён рояльной клавиатурой и целым набором рояльных педалей. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики. Во второй половине XX века мода на «рояльные» клавесины прошла. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дауд (Dowd) первыми начали изготавливать копии старинных клавесинов.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector