Что такое гусли? описание, особенности инструмента и интересные факты

Доклад №2

Славянское название музыкального инструмента гусли происходит от слова “гусль”. В древности так называли струну охотничьего лука. По другой версии от действия “гудеть”. Им обозначали звуки, извлекаемые при соприкосновении со струнами.

Тысячелетняя история скрывает от нас место рождения этого уникального инструмента. Зато на гуслях играли в княжеских хоромах и в избах простых людей. Гусли сопровождали исполнение былин и народных песен. Византийские цари в девятом веке были поражены игрой славянских гусляров.

Гусли делали различной формы: шлем (шлемовидные); трапеция (трапециевидные); крыло (крыловидные). Гусли ставили на колени или на подставку и перебирали струны обеими руками. Во время гуляний носили их на крепких кожаных ремешках.

Древнерусские мастера изготавливали их из древесины ели или клёна. Клён яров, используемый мастерами, дал название гуслям. Их стали величать “Яровчатые”. С появлением звонких металлических струн, закрепилось название “Звончатые”. Ученые предположили, что пятитоновый лад русской песни определил необходимое количество. На гуслях их число варьирует от пяти до 66 струн. Секреты изготовления инструмента передавались умельцами из поколения в поколение.

Постепенно менялась форма инструмента, детали его изготовления. Из народного он превратился в сценический. Его колоритное звучание придает оркестровой музыке новые краски.

В Новгороде во время археологических раскопок были найдены деревянные гусли с изящным корпусом начала XII века. На них были изображены языческие орнаменты древнего Новгорода. Вторая находка — маленькие гусельки длиной почти 37 см, их украшала резьба и иллюстрация священной лозы. Сохранилось имя мастера-гусляра. Смогли прочитать надпись ,,Словиша”, что означает,, соловей”. По другой версии считается, что так называются сами гусли, принадлежавшие славянину. История Православия повествует о сожжении инструментов целыми возами, а тех кто на них играл и рассказывал сказки подозревали в ворожбе. Церковь связывала гусли с языческими верованиями.

Сегодня к этому народному инструменту относятся очень трепетно. Его можно встретить в любом оркестре, исполняющем народную музыку и композиторские произведения, которым гусли добавляют неповторимости.

Появляются новые модели. Например, клавишные гусли. Гусляры-сказители восстанавливают древние традиции игры.

Гусли столообразные

Этот вид гуслей является прямым потомком гуслей шлемовидных (трапециевидных). Когда к гуслям шлемовидным прикрепили маленькие ножки, чтобы удобнее их было поставить на стол, чуть изменили корпус самого инструмента (прямоугольный ящик с крышкой) — тогда и появились первые образцы столообразных гуслей.

Мне удалось повстречаться с однин очень интересным образцом наиболее древних столообразных гуслей. О чем я написала отдельную статью читать далее >>>

Более поздний вид столообразных гуслей отличался от ранних количеством струн. Их было 55 – 66. Материал изготовления служила латунь. Строй диатонический. И также сверху инструмент накрывался крышкой.

В городском быту, в домах русских господ гусли получили широкое распространение, особенно в первой половине XVII века.

Во второй половине XVIII в. появился уже более усовершенствованный инструмент с хроматическим рядом.

У диатонических струны располагались на одном уровне, у хроматических – в двух плоскостях: вверху диатонический ряд, внизу хроматический.

Многие гости из других стран, говорили, что музыка гуслей способна превзойти клавесинную полнотой своего звучания.

Существует предположение – возникновение таких гуслей, можно относить к появлению западноевропейских музыкальных инструментов предшественников фортепиано, таких как: клавикорд и сшинет при Московском дворе в Государевой потешной палате.

Игрой на них увлекалось и духовенство, из–за чего их назвали «поповскими». Сам святитель Филарет Московский – современник А.С. Пушкина в свободное время поигрывал на гуслях, чему научился у деда священника.

На гуслях в виде стола исполнялся самый разнообразный репертуар – от народных песен до классических музыкальных произведений. А играли на них даже великие русские поэты и композиторы Г.Р. Державин, В.Ф. Трутовский, О.А. Козловский.

Характерно, что первые фортепианные вариации у нас созданы были камер–гуслистом Василием Федоровичем Трутовским, служившим при дворе Екатерины II в чине гвардии поручика. Свое «Собрание русских простых песен» Трутовский сопровождает «нотами для гуслей и фортепиано«.

В конце XVIII в. клавирообразные столообразные гусли бытуют при театре выдающегося своею театральною деятельностью графа Н.П. Шереметьева в качестве аккомпанемента.

В первой четверти XIX века в Москве появляются сразу же две школы игры (самоучители) на таком инструменте. Первая – в 1802 году, написанная Максимом Померанцевым.

Вторая школа (самоучитель) появилась в том же году, создана Федором Кушеновым–Дмитриевским.

В 1914 году благодаря Н.П. Фомину, который сконструировал клавишную механику для гуслей столообразных, появилась еще одна разновидность этого инструмента «гусли клавишные».

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:

  • Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента. Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.
  • Гусли без открылка. Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.
  • Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье). Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.
  • Столовидные (щипковые). Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.

Основные сведения

Кобза — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4-мя (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8-10 навязных ладов с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов. Предшественником кобзы является маленький лютневидный инструмент вероятно тюркского или булгарского происхождения.

Имя «кобза», «кобоз», «кобуз», и т. п. можно проследить вплоть до 1250 года, как в славянских, так и неславянских письменных источниках. Следовательно, появление инструмента можно отнести к более древним временам. Семантические исследования доказывают существование аналогичных инструментов в других стран: «kopuz» — Турция, «kopus» — Хорватия, «koboz» — Венгрия, «cobza» — Румыния, и т. п.

Таким образом, расположение родины кобзы исключительно на древних территориях Украины будет неоправданным, но, несомненно, в этих землях инструмент приобрел свой окончательный облик.

Кобзу не стоит путать с современной бандурой, принадлежащей к семейству арф, цитр, гусель, и появившейся в начале ХIХ века. Хотя из-за запутанности номенклатуры название «бандура» используют для описания кобзы до 1800 года. Есть несколько теорий происхождения этого имени, основывающихся, по большей части на семантических изысканиях: «pandura» — Ассирия, «bandora» — Англия, «bandurria» — Испания, «panduri» — Джорджия, «pandzura» — Болгария, «pandura/tambura» — Сербия.

Необходимо заметить, что первоначатльное название имеет мало общего с конкретным инструментом. Так английская bandora и украинская bandura, за исключением их названий, не имеют ничего общего. Тем не менее, тёзка из Англии имеет общие черты с украинской бандурой. Поляки узнали название инструмента от многочисленных итальянских музыкантов в начале ХVI века. Эти итальянцы (в большинстве своём еврейские переселенцы-музыканты) и были распространителями термина в Англию и на восток, в Польшу в эпоху Ренессанса.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) — кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Гусли — мзыкальный инструмент доклад

Гусли – небольшой музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил именно в России.

Гусли изобрели очень давно. Первые, исторически зафиксированные, упоминания их относятся к пятому веку нашей эры. Ходит легенда, что прародителем гуслей, как и арфы, является натянутая струна лука. Отличительной особенностью гуслей является лишь то, что основой, на которую натягиваются струны, является доска из дерева, а не рамная основа. Известным является тот факт, что навыками игры на этом музыкальном инструменте обладали Добрыня Никитич, Садко и многие другие герои эпоса. На Руси гусли появились значительно позже, около одиннадцатого века. На тот момент существовало два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные. Очевидно, классификация основана на форме, в которой выполнен музыкальный инструмент. Крыловидные выполнялись треугольной формы. Число струн составляло от пяти до пятнадцати. Шлемовидные имели от десяти от тридцати струн.

Людей, обладающих мастерством игры на этом струнном инструменте, называли гусляры. На многих исторических источниках, что удалось сохранить до наших лет, гусляры изображались в сидячей позе. Музыкальный инструмент располагался на их коленях. Игра происходила за счет защипывания струн. В процессе игры музыкант, как правило, или напевал песни, или слагал былины.

В наше время гусли не теряют своей актуальности. Они активно используются, всячески модернизируются. В данный момент существует три вида гуслей: звончатые, щипковые, клавишные. Прародителем звончатых гуслей являются те самые крыловидные гусли, о которых рассказано чуть выше. Единственное отличие от предков является их форма в виде трапеции. Игра на них была немного модернизирована: музыкант может играть методом защипа обеими руками, или же защипывать лишь одной рукой, второй – приглушать колебания струн. Последний метод игры схож с игрой на обычной балалайке. Гусли клавишного типа имеют основу из метала, с натянутыми на неё струнами. Их внешний вид и структура устройства схожи со звончатыми гуслями, но различается способ управления музыкальным инструментом. Он производится за счет активных нажатий клавиш, общее число которых – двенадцать.

Так как звончатый тип гуслей считается наиболее классическим, он используется, в основном, в творчестве русских народных ансамблей. Сочетание же гуслей щипкового и клавишного типа активно встречается в профессиональных музыкальных коллективах.

Происхождение

История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Популярные темы сообщений

  • Клёст

    Клёст – это красивая, певчая птица, которая обычно живет в лесу. Ее ближайшими родственниками являются воробьи. Клёст немного крупнее воробья, в длину не превышает 17 см, весит около 50 грамм. Его легко узнать по характерному сильному клюву,

  • Лебедь созвездие

    Созвездие Лебедь находится в северной части звездного неба. Из-за того что звезды в данном созвездии формируют крест, его еще называют северный крест. Если обратится к старым источникам, то можно найти рисунки,

  • Щитовидная железа

    На сегодняшний день болезни щитовидной железы занимают лидирующие позиции. Кроме этого участились патологии щитовидной железы, а это пагубно сказывается на здоровье женщин. Заболевания этого органа приносят расстройства психики,

Один из наиболее любимых и известных инструментов, конечно же, гусли

Гусли — самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент – первые упоминания о гуслях найдены в источниках 5 века нашей эры. Более современной разновидностью гуслей является арфа. Музыкант, играющий на гуслях, называется гусляром. Играли на гуслях как соло, так и в ансамбле, самостоятельно и в качестве аккомпанемента пению. Репертуар, исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой. Крыловидные, или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн, играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая», и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах.  На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Такой инструмент больше подходит для исполнения песенных мелодий, на них играли певцы-сказители и профессиональные музыканты. Под гусельный аккомпанемент исполнялись и до сих пор исполняются былины, сказания и более эпические вещи, например, «Слово о полку Игореве».

По одной из версий, предком русских гуслей является древнегреческая кифара, но все же этот звучный струнный инструмент неизменно вызывает ассоциации с русскими сказаниями и былинами. На гуслях играли любимые эпические герои —  и Добрыня Никитич, и Боян, и новгородский купец Садко. В Новгороде были найдены гусли XII века с надписью  «СЛОВИША». По предположениям ученых, это имя мастера, сделавшего гусли, вероятно, он же и играл на них. 

К гуслярам на Руси было неоднозначное отношение. В течение долгого времени это были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи —  военный поход, сватовство или еще что —  непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.  

Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». Но наиболее правдоподобно выглядит версия, что отрицательное отношение церкви к русской инструментальной музыке вызвано стремлением христианских священников бороться с пьянством, развратом и прочими непотребными делами, происходившими на различных гульбищах, неотъемлемой частью которых были и музыканты-гусляры. Позже  гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке.

В 1914 году П.Фомин изобрел новую разновидность инструмента – клавишные гусли. В настоящее время гусли вновь становятся популярны и имеются практически в каждом народном оркестре. Появились небольшие частные мастерские, изготавливающие этот прекрасный инструмент, стилизованные ансамбли гусляров, и даже гусляры-сказители, которые пробуют восстановить традицию пения под гусельный аккомпанемент. Один из известных музыкантов-инструменталистов нашего времени – Егор Стрельников и его ансамбль гусляров «Живая вода». Играют в основном православную музыку, исполняют под гусельный аккомпанемент былины и сказания Древней Руси, принимают участие в различных фестивалях и конкурсах духовной и народной музыки. В 2005 году Егор Стрельников посетил Сербию с культурной миссией призвать сербский и русский народ к единению и миру. 

Гусли всегда были и остаются неотъемлемой частью русской культуры, их красивое переливчатое звучание ассоциируется с Родиной, миром, покоем, чем-то бесконечно родным и привычным. Русская народная музыка отличается разнообразием жанров, мелодий и вариантов исполнения. В настоящее время фольклорные коллективы очень популярны, они активно выступают на фестивалях, сборных концертах, городских мероприятиях и вызывают искреннее восхищение зрителей всех возрастов. Это говорит о возрождении интереса к русской национальной культуре и безусловном повышении общего культурного уровня – только люди, знающие и любящие свои корни, могут быть сильным, единым и непобедимым народом. 

Почему название гусли?

В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь, утка связаны с чем-либо сакральным в обрядовых песнях календарного цикла. И в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста. Примером может служить предсвадебная песня, записанная в Архангельской губернии:

«Вы где гуси были, вы где ночевали, где спали, побывали.

Мы спали у княгини, побывали у первобрачной.

И что княгиня делает?

Во гусли играет, дары снаряжает».

Интересны тексты таких книг, как эпос Махабхарата, Адипарва и Ашвамедхикапарва. Индийцы связывают свое происхождение с северной прародиной. И язык санскрит также связан с арийскими корнями наших общих предков. Так вот, в указанных книгах говорится, что сотворение Вселенной происходило по средствам эфира и звука.  Утверждается:

  • эфир высший из элементов.
  • у эфира есть только одно свойство, и называется оно звуком.
  • эфир порождает семь звуков и аккорд.
  • затем звуки эфира порождают движение или ветер.
  • у последних уже два свойства, звук и касание, то есть инерция. Инерция является собственным свойством ветра и движения.
  • в результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания — инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который корелируется с семью первозвуками.

Свойствами света является звучание, касание и образ. Причем собственным свойством света (видимого света), является именно образ. Все что мы с вами видим в этом мире это то, что имеет образ. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному Прави и как образ к миру проявленному Яви.

Гусли о основа всего

И здесь стоит вспомнить, что древнеславянские ритуальные костры VI — V века до нашей эры выглядели как фигуры пылающих лебедей. О чем свидетельствуют найденные археологами зольники — остатки этих костров. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима в этом мифопоэтическом ряду с тканьем мировой гармонии, можно понять почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны — гусель, по которым передвигаются пальцы вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткать эпической песни.

Баяны — это древние «СМИ», только в отличие от нынешних правдивые, пели свои последние новости под переливы гуслей.

И исполняя гимн, поэт-певец-музыкант соединял в одно целое три мира. Голосом, ритуальным пением, как утком ткется из нитей — слов, на нитях основы — струнах ткань вселенной. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому стану. Не случайно в ведических текстах, многотысячелетней давности говорится о трех нитях основы, по которым двигается гусь-свет-огонь, созидая вещественный мир.

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент — божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука гу и движения гу, созидают музыкальные формы, которые есть третий компонент — видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит вестник, посланец, говорили «идущие со светом по свету».

Но такое понимание мира не соответствует тому, что проповедует христианская церковь. А как вообще правильнее выражаться — церковь или религия. Одно ли это и тоже?!

В борьбе за духовную власть, которая шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX-го века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Доклад №5 Мзыкальный инструмент — гусли доклад

Музыка появилась практически с зарождением самого разумного человечества. Сначала люди слушали и подрожали звукам природы, к примеру, они могли слушать капли дождя и имитировать ритм с помощью доступных предметов. После этого появились и различные инструменты, которые позволили создавать музыку более разумно и многообразно.

Одним из самых первых музыкальных инструментов считается лук, точнее, его тетива, которая может издавать различные звуки. Как известно, если менять натяжение или зажать тетиву в какой-то части, то звук будет меняться. Об этом писал еще Пифагор, который измеряя длины струны определил частоту вибраций и выявил разные ноты.

Гусли тоже, по сути, являются потомками лука как музыкального инструмента. Только струны снабжались резонаторами – полостями, которые усиливали звук и использовались для того чтобы прикреплять струну. Кстати, издревле на Руси струна для лука называлась гусла, вероятно, отсюда и название самого распространенного струнного инструмента.

Сначала делали так называемые шлемовидные гусли, которые имели корпус похожий на шлем, но после этого стали делать крыловидные. Именно образ крыловидных гуслей наиболее распространен и появляется в сознании у большинства людей, которые слышат данное слово. По форме они напоминают трапецию, но есть сторона с красивым изгибом (хотя может и не быть) который похож на изгиб крыла.

Гусли известны на Руси с давних времен и были одним из основных народных инструментов, при этом во многих других странах гуслей не знали и мастерство русских музыкантов удивляло иностранцев. Изначально для создания инструмента использовали цельный кусок древесины. Чаще всего брали ель или клен, в котором выдалбливали полость нужного размера и натягивали сверху струны, которые со временем стали металлическими и давали характерный звон, поэтому и гусли такие стали называть звончатыми.

На протяжении существенного времени гусли были народным инструментом и прочно составляли существенную часть культуры страны. Они были связаны не только с музыкой и с традицией передачи сказаний и даже тайных знаний. Образы гусляров прочно вошли в народную культуру, к примеру, Садко является гусляром и он не просто играет на гуслях, но и обладает тайными силами, способен подчинить морского царя.

Со временем гусли исчезли из обихода, стали под запретом. Однако сейчас искусство создания гуслей постепенно возрождается снова.

2, 3, 4 класс

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Игра на гуслях – настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные

Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд. Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные

Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие. Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные

Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность. Стоят очень дорого.

Стационарные

Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.

Видео

Слушать гусли

Субботин концерт барда

Рок на гуслях

Одинокий пастух — Джеймс Ласт

Metallika — Nohing els matter

https://youtube.com/watch?v=LMOIVDz7NQY

Цой — в исполнении Сергея Плотникова

Егор Стрельников

Ольга Глазова

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector