Хождение по радостям. 10 августа 1865 года родился композитор александр глазунов

Библиография

Сочинения
  • Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия. 1965. № 10-12. 1966. № 2-3;
  • Россия распятая. М., 2004, 2005.
    • Россия распятая. В 2 т., в 4 кн. — М.: Голос-Пресс, 2008. — ISBN 978-5-7117-0052-4.
    • Россия распятая. — 3-е изд. дополн. М.: АСТ, 2017. — 1104 с. илл. фото. репродукц. — 2000 экз. ISBN 978-5-7117-0052-4 (Большая биография)
Литература
  • И. С. Глазунов (Каталог выставки). М., 1957;
  • Ricci P. I. Glazunov. Napoli, 1959;
  • Языкова И. В. И. Глазунов. М., 1972;
  • И. Глазунов. Фотоальбом. М., 1978;
  • Писатель и художник. Произведения русской классической литературы в иллюстрациях И. Глазунова. М., 1979;
  • И. Глазунов. Альбом. М., 1986;
  • И. Глазунов. Русский интерьер. М., 1998;
  • Колодный Л. Е. Любовь и ненависть И. Глазунова. М., 1998;
  • Новиков В. С. И. Глазунов. Русский гений. М., 2005.

Глазунов и Луначарский

Отношения Анатолия Васильевича Луначарского и Александра Константиновича Глазунова начались в период гражданской войны (с 1917 года), когда А. В. Луначарский возглавил «культурную революцию». Они находились в постоянной и непрерывной переписке. На тот момент А. К. Глазунов уже был ректором Петербургской консерватории, а А. В. Луначарский занимал пост наркома по просвещению РСФСР. В письмах к Глазунову Анатолий Васильевич обращался к «гражданину директору». В то непростое время Луначарский помог Глазунову, когда у того остро встал вопрос с жильём. По Наркомату просвещения был издан приказ № 593 от 9 марта 1918 года о неприкосновенности квартиры и загородного дома А. Глазунова, а сам Луначарский выдал директору консерватории «охранную грамоту»: «Настоящим удостоверяю, что квартира по Казанской улице, № 10, где живёт знаменитый композитор директор консерватории А. Глазунов, ввиду выполняемых им важнейших обязанностей и творческой работы, никакой реквизиции ни в коем случае не подлежит. Народный комиссар Луначарский».
На 40-летие творческой деятельности А. К. Глазунова Анатолий Васильевич произнёс пламенную речь, в которой он посетовал на малоизвестность Глазунова по сравнению с Чайковским и сравнил юбиляра с Глинкой.

Александр Константинович Глазунов — альбомы исполнителя

Radiant Classics For Spring

Герберт фон Караян, Отторино Респиги, Zoltan Kocsis

Anthology of Russian Romance: Soprano in the Russian Vocal Tradition, Vol. 2

Милий Алексеевич Балакирев, Natalya Shpiller, Abram Makarov

Kaleidoscope: Piano Encores

Александр Николаевич Скрябин, Антон Григорьевич Рубинштейн, Исаак Альбенис

Letters From The Labyrinth

Модест Петрович Мусоргский, Александр Константинович Глазунов, Николай Андреевич Римский-Корсаков

Prokofiev: Cinderella

Hesperion Xx, Lovro Von Matacic, Philharmonia Orchestra/Lovro von Matacic

Debutante Ball: Cotilion Ball, Coming out Party

Александр Константинович Глазунов, Alfred Scholz, Йозеф Штраус

Glinca: Waltz, Night in Madrid — Rachmaninoff: The Rock, et al.

Сергей Васильевич Рахманинов, Cristina Botnari, USSR State Maly Symphony Orchestra

The Ossipov Balalaika Orchestra, Vol. I, Russian Classical Music

Александр Константинович Глазунов, Анри Вьётан, Николай Андреевич Римский-Корсаков

Russian Romances

Сергей Васильевич Рахманинов, Михаил Иванович Глинка, Michèle Cusson

Anthology of Russian Romance: Boris Gmyrya, Vol. 3

Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Александр Константинович Глазунов

Anthology of Russian Romance: Soprano in the Russian Vocal Tradition, Vol. 1

Pyotr Alekseyev, Anton Bernar, Николай Андреевич Римский-Корсаков

Anthology of Russian Romance: Baritones in the Russian Vocal Tradition Vol. 2

Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев, Александр Константинович Глазунов

Anthology of Russian Romance: Baritones in the Russian Vocal Tradition Vol. 1

Александр Сергеевич Даргомыжский, Цезарь Антонович Кюи, Sergei Shaposhnikov

Rostropovich — Tchaikovsky, Variations on a Rococo Theme, Op. 33

Мстислав Ростропович, Пётр Ильич Чайковский, Арам Ильич Хачатурян

Anthology of Russian Romance: Basses in the Russian Vocal Tradition Vol. 2

Naum Walter, Пётр Ильич Чайковский, Semyon Stuchevsky

Waltz in Russian Symphonic Music

Михаил Иванович Глинка, Yuri Simonov, Арам Ильич Хачатурян

Yuri Simonov Collection

Иоганнес Брамс, Сергей Сергеевич Прокофьев, Карл Мария фон Вебер

A Russian Journey

Модест Петрович Мусоргский, Sergej Ljapunow, Gail Archer

Piano Music for Children’s Classical Ballet Class, Vol. 1

Nina Miller, Иоганн Себастьян Бах, Карл Филипп Эммануил Бах

20th Century Classics: Glazunov

John Lanchbery, Александр Константинович Глазунов, Мстислав Ростропович

Романсы на стихи Александра Пушкина

Александр Порфирьевич Бородин, Игорь Гусельников, Ирина Архипова

Spirit of Casals

Orquesta Sinfónica de Barcelona i Nacional de Catalunya, Orquesta Sinfónica de Barcelona i Naciona del Catalunya, Damián Martínez Marco

Baritonism — Russian Cello Works

Makoto Hondo, Александр Константинович Глазунов, Michiyo Haneishi

100 Violin Masterworks

David Garrett, Charles Dutoit, Reinhard Goebel

French Violin Sonatas

Исаак Альбенис, Генрик Венявский, Clifford Benson

Carneval

Ruben Gazarian, Жюль Массне, Württembergisches Kammerorchester Heilbronn & Ruben Gazarian with Arno Bornkamp

Зимние грёзы

Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Александр Загоринский, Yuri Silantyev

A Deux

Энрике Гранадос, Габриэль Форе, Роберт Шуман

The Romantic Horn

Tim Oldham, Richard Watkins, Людвиг ван Бетховен

Traces

Ardemus Quartet, Александр Константинович Глазунов, Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Russian Legends

Cheng² Duo, Александр Николаевич Скрябин, Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Kim Borg: Essentials

RIAS Kammerchor, Maria Stader, Ян Сибелиус

Отъезд Глазунова и Луначарский

В 1928 году американская граммофонная компания «Колумбия» решила устроить международный конкурс к 100-летию Шуберта в Вене и пригласила Глазунова в качестве члена жюри. Для того, чтобы выехать, композитору было необходимо получить разрешение. Он обратился к Луначарскому. В Наркомпрос ушло письмо: «Просим Вас оказать всемерное содействие к предоставлению заграничной командировки в город Вену сроком на три месяца Народному артисту Республики профессору Александру Константиновичу Глазунову как представителю шубертовского конкурсного жюри по СССР». В протоколе заседания правления консерватории по вопросу о заграничных командировках записали кратко: «Персонально А. К. Глазунову». В ректорском приказе Глазунов обозначил: «Отправляюсь в Вену в качестве члена Международного жюри для присутствия на торжествах в память столетия со смерти композитора Франца Шуберта». С того года А. Глазунов больше не возвращался в СССР.

Звания, награды

Во время церемонии награждения Орденом«За заслуги перед Отечеством»I степени, 9 сентября 2010 года.

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»:

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Трудового Красного Знамени (24 сентября 1985 года) — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Почётное звание «Народный художник СССР» (6 июня 1980 года) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Почётное звание «Народный художник РСФСР» (29 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (28 ноября 1973 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 9 июня 2010 года) — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования

Почётная грамота Правительства Москвы (8 июня 2005 года) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения

Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» (13 декабря 2007 года)
Знак ордена Александра Невского (2005 год)

Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2009 год

В номинации «Публицистика» — за книгу «Россия распятая»
Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» 2010 года — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс»

Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ (4 декабря 2010 года) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения

Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ (1999 год) — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества

Орден Крыла Святого Михаила (Португалия)
Орден Вишну (Лаос)
Премия имени Д. Неру

Почётный член объединения «Русское знамя» (1989 год).
Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997 год).
«Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999 год).
Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру».
Действительный член Российской академии художеств (2000 год).

Звания и членство в обществах

  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
  • Народный артист РСФСР (1922)
  • Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании
  • Доктор музыки Оксфордского университета (1907)
  • Доктор музыки Кембриджского университета (1907)
  • Член Лондонского филармонического общества
  • Почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914)
  • Почётный член Французской академии изящных искусств
  • Почётный член Берлинской академии искусств
  • Член Шведской королевской музыкальной академии (1928)
  • Почётный профессор Русской Консерватории
  • Почётный член студенческого музыкального кружка Императорского Петербургского университета (1907)
  • Сопредседатель Ленинградского союза музыкальных и драматических писателей («Драмсоюз») (1920-е)

Глазунов и Штейнберг

Штейнберг Максимилиан Осеевич (1889—1946) — композитор, народный артист УзССР, заслуженный артист РСФСР, профессор Ленинградской консерватории, зять Н. А. Римского-Корсакова (был женат на его дочери Наде). Оставил воспоминания об А. К. Глазунове, в которых привёл большое количество интересных писем Глазунова к нему за период 1929—1936 гг. (М. Штейнберг. «А. К. Глазунов. Воспоминания о нём и его письма». Ученые записки Ленинградской консерватории за 1946 год). Автографы этих писем А. К. Глазунова хранятся в архиве семьи Римских-Корсаковых.

М. О. Штейнберг, также как и Глазунов работал в Петербургской, Петроградской, а затем Ленинградской консерватории. Они оба были учениками и продолжателями традиций Н. А. Римского-Корсакова. Профессор Штейнберг вёл классы композиции и инструментовки. У него по композиции учился Дмитрий Шостакович, о котором позднее он писал: «Можно ожидать в будущем значительного расцвета его творческого дарования».

Знакомство Штейнберга и Глазунова, вероятно, произошло в 1908 году, когда первый поступил в консерваторию в класс композиции Н. А. Римского-Корсакова. Из писем известно, что Глазунов не раз исполнял произведения своего друга и коллеги. Например, в письме к А. А. Спендиарову от 23 декабря 1908 года он писал: «Завтра у меня есть кое-какие занятия часов до 3-х, а в З1/2 часа я назначил репетицию для Шереметьевского концерта в Большом зале Консерватории. Буду исполнять кантату Штейнберга и симфонию Лембы. Может быть, Ты зайдешь на репетицию? В антракте или к концу я к Твоим услугам».

Дружественные чувства Глазунова к Штейнбергу позднее описывали так: «Глазунов проникался к Максу всё более дружескими чувствами, не мог нарадоваться на своего младшего коллегу, часто встречался с ним вне консерватории, ездил с ним на природу, стал мысленно, а потом и вслух, называть его „Овёсычем“ − это шутливо-ласковое прозвище дали Штейнбергу влюблённые в него ученики».

Штейнберг и Глазунов завершили ряд работ своего учителя. Так, оркестровая сюита из оперы «Сказание о граде Китеже» была составлена М. О. Штейнбергом по плану Н. А. Римского-Корсакова, из оперы «Золотой петушок» — А. К. Глазуновым и М. О. Штейнбергом. Учебник Римского-Корсакова «Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений» был издан в 1913 году под редакцией М. О. Штейнберга.

Дружба композиторов поддерживалась даже тогда, когда в 1920-е годы в консерватории произошел раскол преподавательского состава на две группы: «В итоге коллектив педагогов разделился на два лагеря, и чем дальше, тем разлом между ними становился всё шире, противоречия и разногласия всё непримиримей. „Консерваторы“ — Глазунов, Штейнберг, Николаев — стояли за сохранение многого из того, что заложил Римский-Корсаков, за умеренные и постепенные перемены, „новаторы“ — Щербачёв, Асафьев — требовали резкого поворота. К тому же, они всячески восхваляли сочинения новейших западных авторов, одни имена которых вызывали у Глазунова боль в ушах — Шёнберг, Берг, Хиндемит, объявляя их имена наиболее „созвучными эпохе“. Естественно, что Глазунов с его верностью классическим традициям, казался „новаторам“ невыносимо устарелым».

Когда Глазунов принял решение покинуть Россию, контакты со Штейнбергом продолжались. Более того, в своём исследовании о Глазунове О. И. Куницын писал: «За Лондоном последовала вереница европейских городов — Брюссель, Мангейм, Гейдельберг, Остенде, Страсбург. В Остенде во время концерта простудился, в Страсбург приехал совсем больным, послал телеграмму в Гейдельберг, где у друзей гостил Макс Штейнберг: „Приезжайте помочь своему больному учителю“. Штейнберг тут же прибыл, трогательно заботился об Александре Константиновиче, потом вместе уехали в Гейдельберг — гуляли по живописным окрестностям, музицировали. Окрепнув, Глазунов прокатился по Рейну до Шварцваль — да, побывал ещё в Лейпциге и Берлине».

Как итог контактов между этими композиторами можно привести слова самого Штейнберга о своём близком друге Глазунове: «Авторитет его был исключительно велик: одно присутствие его на каком-либо собрании, в классе, на экзамене, в концерте заставляло людей подтягиваться, показывать себя и своё искусство наилучшим образом, прилагать усилия для того, чтобы со стороны можно было достойно оценить труд консерватории в целом».

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Romances

Композитор
Александр Глазунов
Жанр
вокальные
Страна
Россия

Небольшую, но не лишенную интереса часть творчества составляет камерная вокальная лирика Глазунова. Если не считать юношеских незрелых сочинений, которые сам композитор не счел возможным предать гласности, то число написанных им романсов едва превышает два десятка. Как и его учитель Римский-Корсаков, Глазунов тяготеет преимущественно к светлым, ясным и цельным настроениям. Особенно его привлекала поэзия Пушкина, на слова которого написана и значительная часть романсов Римского-Корсакова. Общую для обоих композиторов черту составляет известная сдержанность выражения, редко достигающего драматической силы или восторженной страстности чувства. У Глазунова это приобретает иногда характер холодноватой созерцательности

Зрелые его романсы отличаются тщательной разработанностью фактуры, вниманием к деталям изложения, с акцентом на те или иные моменты текста, не нарушающим цельности и законченности формы

Большая часть их была написана в период 1885–1898 годов. Только некоторые из пяти романсов ор. 4 относятся к более раннему времени и не вполне самостоятельны стилистически

Таков романс «Соловей» на слова Кольцова, еще в 60-х годах привлекший внимание Римского-Корсакова. Как и его учитель, Глазунов придает музыкальному воплощению этих стихов ориентальную окраску, выраженную в ходе мелодии на увеличенную секунду, понижении II и VII ступеней лада и фригийском окончании

В Испанской песне и Арабской мелодии, написанных на подлинные народные слова, но с оригинальной музыкой композитора, отразились его впечатления от поездки с М. П. Беляевым по Испании и Алжиру в 1883 году и знакомства с музыкой населяющих эти страны народов.

К поэзии Пушкина Глазунов неоднократно обращался в ранних ученических опытах, но первыми зрелыми сочинениями на слова любимого поэта были два романса, созданные в 1888–1890 годах: «Вакхическая песня» («Что смолкнул веселия глас») и «Восточный романс» («В крови горит огонь желанья»). Оба романса Асафьев относит к лучшим в вокальной лирике Глазунова. В них нашли яркое и выразительное отражение основные стороны творчества композитора: спокойная, мудрая ясность мысли и склонность к чувственному созерцательному лиризму. Слова пушкинской «Вакхической песни» музыкально интерпретированы как философский монолог, речь мудреца в момент сосредоточенного раздумья посреди веселого пиршества. Декламационная вокальная партия сдержанно, неторопливо развертывается на фоне арпеджированных аккордов, имитирующих звуки лиры, и только заключительная фраза — «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» — звучит как восторженный жизнеутверждающий клич. Музыка «Восточного романса» (Заглавие принадлежит композитору, в стихотворении Пушкина, написанном на выбранные строки из «Песни песней», его нет.), в отличие от глинкинского на те же слова, полна ленивой неги и истомы: медленный темп и своеобразные ладовые «переливы», вызываемые чередованием натуральных и пониженных ступеней (II,VI и VII), придают обильно орнаментированной узорчатой мелодии смешанный характер напряженной чувственной экспрессии и оцепенелой статики.

В традиционных формах, получивших широкое распространение в русской вокальной лирике начиная с Глинки и его современников, написаны «Застольная песня» («Кубок янтарный полон давно») в ритме мазурки и «Красавица». Лучшие из пушкинских романсов Глазунова отличаются тонкостью нюансировки, чуткой отзывчивостью музыки на все изгибы поэтической речи, не нарушающей, однако, единства целого. К их числу относятся «Муза», к которой больше подходило бы определение «стихотворение с музыкой», прелестная по изяществу вокальная миниатюра «Нереида». Короткие арпеджированные пассажи выполняют в этом романсе звукописную роль (всплески волн у берегов Тавриды) и одновременно передают нежную хрупкость прекрасной юной «полубогини».

Поэтичностью настроения привлекают два романса на слова сонетов Петрарки в переводе А. А. Коринфского

В первом из них «Жили мы у подножья холмов», окрашенном в идиллически-пасторальные тона, обращает на себя внимание тонкая игра света и тени, создаваемая частыми сменами мажорного и минорного колорита и выразительными модуляциями. Более суровыми драматическими тонами окрашен второй романс «Когда твои глаза встречаются с моими» с медленно нисходящими рядами арпеджированных кварто-квинтовых созвучий в партии фортепиано, вызывающими впечатление глухо доносящегося издалека унылого колокольного звона

Ю. Келдыш

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Творчество

«Песнь менестреля» соч.71
Исполняет оркестр Скидморского колледжа
Помощь по воспроизведению

Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.

Для мужского хора студентов Православного Богословского института Сергиевского подворья в Париже Глазунов в 1935 году сделал две обработки церковных распевов («Плотию уснув яко мёртв» 3-го гласа греческого распева и стихиры Пасхи знаменного распева), которые вошли в «Сборник церковных песнопений», изданный под редакцией Н. Н. Черепнина в 1939 году Православным Богословским институтом в Париже. По признанию Л. А. Зандера, стихиры Пасхи — «подлинный синтез духовной традиции и личного музыкального творчества».

Музыка

В 1883 году меценат Митрофан Беляев обратил внимание на Александра Глазунова. При его поддержке молодой композитор впервые побывал за границей и познакомился с Францем Листом

Вскоре после этого Беляев создал Беляевский кружок — аналог «Могучей кучки». Союз объединил Глазунова, Римского-Корсакова, Витольда Малишевского, Анатолия Лядова, Феликса Блуменфельда и других известных музыкальных деятелей того времени. «Беляевцы» нацеливались на сближение с творчеством Запада.

В 1886 году Глазунов дебютировал как дирижер, представив на Русских симфонических концертах свои произведения. Годом позже композитору выпала возможность укрепить свои позиции в мире классиков.

В 1887 году умер Александр Бородин, не успев окончить оперу «Князь Игорь». Перенести произведение на партитуру доверили Глазунову и Римскому-Корсакову. Глазунов однажды слышал оставшиеся фрагменты оперы в исполнении Бородина. Он смог восстановить мелодию по памяти и оркестровать ее.

В 1899 году Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Композитор посвятил этому учебному заведению 30 лет своей биографии. В 1905-м его повысили до директора.

При Глазунове-директоре консерватория расцвела: появились оперная студия, оркестр, ужесточились квалификационные требования к студентам и педагогам. Александр Константинович сам принимал вступительные и выпускные экзамены, писал для студентов рекомендательные письма.

С легкой руки Глазунова Малишевский занял место директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Назначение оказалось стратегическим: в 1913 году Малишевский основал и возглавил первую Одесскую консерваторию.

Глазунов сумел приспособиться к советскому строю, даже подружился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и получил звание «Народный артист РСФСР» (1922). Но все же новая страна претила композитору. В 1928 году он выехал в Вену, чтобы судить музыкальный конкурс, посвященный 100-летнему юбилею смерти Франца Шуберта, и больше не вернулся.

Глазунов сочинял музыку до последнего дня. На его счету свыше 100 симфонических произведений: сонаты, увертюры, кантаты, фуги, романсы и пр. Среди самых известных — «Симфония № 8», балет «Раймонда», поэма «Стенька Разин».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector