Даргомыжский, александр сергеевич

Влияние Глинки и Гюго

В 1835 году Даргомыжский, биография которого была тесно связана с коллегами по творческому цеху, познакомился с Михаилом Глинкой. Опытный композитор очень сильно повлиял на начинающего товарища. Даргомыжский вел с Глинкой споры о Мендельсоне и Бетховене, брал у него справочные материалы, по которым учился музыкальной теории. Опера Михаила Ивановича «Жизнь за царя» вдохновила Александра на создание собственного масштабного сценического произведения.

В XIX веке в России была крайне популярна французская художественная литература. Интересовался ей и Даргомыжский. Биография и творчество Виктора Гюго увлекали его особенно сильно. Композитор воспользовался драмой француза «Лукреция Борджиа» в качестве сюжетной основы своей будущей оперы. Даргомыжский упорно работал над задумкой. Многое не получалось, и результат запаздывал. Тогда он (по рекомендации поэта Василия Жуковского) обратился к другому произведению Гюго – «Собору Парижской Богоматери».

Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол

— Когда вы впервые с этим столкнулись, это было шоком?

— Абсолютным шоком, да. Но к такому обращению в школе все привыкали быстро, и дети и родители. Например, очень пожилая прекрасная преподавательница как-то в порыве ярости запустила пепельницей в своего ученика и сломала ему руку. И ни о какой ответственности речи не шло, дело было в начале 80-х годов. И таких случаев тысячи, я вас уверяю.

— Почему-то словосочетание «сильный педагог» часто означает, что у него летят ноты в окно, стоит крик, и именно такие вещи ученики потом даже с благодарностью вспоминают. Откуда такая связка?

— Исторически система обучения прямо была привязана к звену учитель-ученик. И на протяжении всей истории искусств мастера с подмастерьями обращались так, что не дай Бог никому. Итальянский художник Возрождения Боттичелли, наш Тропинин, почитайте, есть масса прекрасных свидетельств. Сплошное битье, таскание за волосы и на колени в угол. Но никакое насилие не оправдано ничем. И пусть это сложилось исторически, но это ненормально.

— Правда ли, что «сильные педагоги» стараются выжимать из учеников конкурсы и премии? Видимо, талант и сила учителя должны быть как-то доказаны. Но что тогда делать ученикам? 

— Это с какой стороны посмотреть. Ученика никто к этому педагогу не тащит. Он поступает в этот класс и знает, что там жестко, что придется ездить на конкурсы. Значит, он принимает эти условия игры.

— Ну, это родители, видимо, расписываются за него кровью, не факт, что он осознает.

— Допустим. И он вынужден этим стандартам подчиняться. Если его ситуация не устраивает — он всегда может из нее выйти. Конечно, такое существует. Есть крайности, когда педагог выбрасывает ноты и хлопает этими нотами по голове, и просто занимается рукоприкладством в самом агрессивном понимании этого слова. Таких случаев до сих пор хватает. Но есть и другая сторона, когда педагог обращается уважительно. И чья эффективность выше? Абсолютно убеждена: второго человека, который не проявляет агрессии, а разумно приводит аргументы. Уговорить человека работать — это тоже большое искусство. И создать ему мотивацию.

Ольга Мартынова. Фото: Анна Лапухина / olgamartynova.com

— Почему тогда вторых гуманных преподавателей так мало в нашей системе музыкального образования? 

— Система — это и отношение людей друг к другу. Система образования — это одно. А порочная система взаимоотношений в обществе — другое.

Вы хотели моего мнения? Вот оно.

— Если на каждом шагу такое происходит, получается, в музыкальных школах люди сплошь с проблемами?

— А у нас везде есть люди с проблемами. У нас считается в порядке вещей оскорбить ребенка, своего подчиненного, кого угодно, высказать такие суждения, от которых человек может инфаркт получить. Это проблема культуры поведения, воспитания и всего остального. И музыканты не отличаются в этом смысле от общества.

Смерть

В ходе заграничного путешествия 1864-1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не предав значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью. В начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, и он начал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение, ставшие причинами его скоропостижной смерти.

Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Антонович Кюи и Николай Андреевич Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость» и подготовить партитуры к дальнейшей постановке.

Памятник Александру Даргомыжскому в Арсеньеве

Коллеги, согласившиеся исполнить последнюю волю Даргомыжского, в глубине души надеялись, что непоправимое случится не скоро, но 5 января 1969 года Александр Сергеевич неожиданно умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках.

Вскоре после церемонии погребения Павел Михайлович Третьяков заказал художнику Константину Маковскому портрет Даргомыжского по фотографии, который стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в галерее знаменитого коллекционера и мецената.

«Каменный гость»

После «Русалки» Даргомыжский еще долгое время не возвращался к сочинению опер. В 1860-е гг. им были созданы наброски к произведениям, вдохновленным легендами о Рогдане и пушкинской «Полтавой». Эти работы так и застопорились на зачаточном этапе.

Биография Даргомыжского, краткое содержание которой показывает, насколько иногда тяжело шли творческие изыскания мастера, позже стала ассоциироваться с «Каменным гостем». Так называлась третья «Маленькая трагедия» Пушкина. Именно по ее мотивам композитор решил сочинить свою очередную оперу.

Работа над «Каменным гостем» продолжалась несколько лет. В этот период Даргомыжский отправился в свое второе крупное путешествие по Европе. Даргомыжский уехал за границу вскоре после смерти своего отца Сергея Николаевича. Композитор ни разу не женился, у него не было собственной семьи. Поэтому отец всю жизнь оставался для Александра Сергеевича главным советчиком и опорой. Именно родитель вел финансовые дела сына и следил за имением, оставшимся после смерти матери Марии Борисовны в 1851 году.

Даргомыжский побывал в нескольких зарубежных городах, где с аншлагом прошли премьеры его «Русалочки» и оркестровой пьесы «Казачок». Сочинения русского мастера вызывали неподдельный интерес. О них одобрительно отзывался выдающийся представитель романтизма Ференц Лист.

Уроки музыки

В детстве Даргомыжский поздно заговорил (в пять лет). Это повлияло на голос, который остался хрипловатым и высоким. Впрочем такие черты не помешали музыканту овладеть вокальной техникой. В 1817 году его семья переехала в Петербург. Отец стал работать в канцелярии банка. Ребенок же с раннего детства начал получать музыкальное образование. Первым его инструментом стало фортепиано.

Александр сменил нескольких учителей. Одним из них был выдающийся пианист Франц Шоберлехнер. Под его руководством Даргомыжский, биография которого как музыканта началась с самых ранних лет, стал выступать на разных мероприятиях. Это были частные собрания или благотворительные концерты.

В девять лет мальчик приступил к освоению скрипки и струнных квартетов. Его главной любовью все же осталось фортепиано, для которого он уже тогда написал несколько романсов и сочинений других жанров. Некоторые из них даже были впоследствии изданы, когда композитор уже обрел широкую известность.

«Русалка»

В 1848 году Александр Сергеевич приступил к созданию одного из своих главных произведений – оперы «Русалка». Она была написана на сюжет стихотворной трагедии Пушкина. Даргомыжский работал над оперой семь лет. Пушкин не окончил свое произведение. Композитор завершил сюжет за писателя.

«Русалка» впервые появилась на сцене в 1856 году в Санкт-Петербурге. Даргомыжский, краткая биография которого уже была известна каждому музыкальному критику, получил за оперу множество обстоятельных похвал и положительных рецензий. Все ведущие российские театры старались как можно дольше продержать ее в своем репертуаре. Успех «Русалки», разительно отличавшийся от реакции на «Эсмеральду», подхлестнул композитора. В его творческой жизни наступил период расцвета.

Сегодня «Русалка» считается первой русской оперой в жанре психологической бытовой драмы. Какую фабулу предложил в этом сочинении Даргомыжский? Композитор, краткая биография которого способна познакомить с самыми разными сюжетами, создал свою вариацию популярной легенды, в центре которой – превращенная в русалку девушка.

Опера «Русалка»

Опера «Русалка», созданная в 1855 году по драме А.С. Пушкина, является центральным произведением данного периода. В ней правдиво описана трагическая судьба крестьянской девушки, которую обманул князь. Даргомыжский в этом произведении создал жанр, поднимающий проблему социального неравенства (народно-бытовая музыкальная драма). 4 мая 1856 года впервые была представлена «Русалка» в петербургском Мариинском театре. Она была поставлена со старыми декорациями, небрежным исполнением, неподходящими костюмами, неуместными купюрами. Неудивительно, что эта опера не имела успеха. Кстати, постановка состоялась под управлением К. Лядова, который не любил Даргомыжского. До 1861 года «Русалка» выдержала всего 26 представлений. Однако в 1865 году она была возобновлена Комиссаржевским и С. Платоновой. В новом варианте опера имела огромный успех. Она была включена в репертуар множества театров, стала одной из самых любимых русских опер.

Личная жизнь

Творческие неурядицы, на протяжении долгого времени преследовавшие композитора, отразились и на его личной жизни. Не имея ни жены, ни детей, Александр Сергеевич свободное время проводил в фамильном имении Твердуново под Смоленском и там черпал вдохновение для романсов, симфонических произведений и опер.

Портрет композитора Александра Даргомыжского. Художник Константин Маковский / Третьяковская галерея

После смерти матери в 1852 году Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и современники стали называть композитора самым гуманным помещиком современности.

Впрочем, особняк Козловских остался во владении Александра Сергеевича, и до 1864 года одиночество автора «Русалки» скрашивал престарелый отец. Кончина последнего стала тяжелым ударом для музыканта и окончательно подорвала его творческую активность.

Романсы Даргомыжского

Портрет Даргомыжского

Оперные достижения были еще далеко впереди, и вехами на пути к ним стали романсы Даргомыжского, в которых ощущалась любовь и чуткость к поэзии, умение передать в музыке не только общее настроение стихотворения, но и своеобразие стиля поэта. Таковы романсы «Юноша и дева» на слова Пушкина или «Мне грустно» на слова Лермонтова. В этом монологе-размышлении о судьбе любящей женщины каждая фраза, каждая интонация наполнена драматизмом, и можно сказать, что это уже шаг к опере. Еще один шаг сделан в песне «Мельник» (на стихи Пушкина) — в комической сценке, рисующей ссору жены с подвыпившим мужем.

[peckplayer id=”2″ sound=”http://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/08/Dargomyzhskiy-Pushkin-Yunosha-i-deva.mp3″]

Верно передавая интонации естественной речи, Даргомыжский создал в этом небольшом произведении два живых, контрастных характера: тяжелодума-мельника и его бойкой, разбитной жены.

Не менее важной ступенью к созданию оперы было и накопление жизненных и художественных впечатлений. Даргомыжский был наблюдательным художником, он чутко подмечал особенности характера человека и проявление их не только в поступках и словах, но и в манере поведения, жестах, интонациях речи.. Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода

Дольше всего пробыл он в Париже в центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.

Осенью 1844 года Даргомыжский отправился в путешествие по Западной Европе, занявшее более полугода. Дольше всего пробыл он в Париже в центре европейской музыкально-театральной жизни. Он познакомился с видными музыкантами, посещал театры и концерты. Но не меньший интерес вызывали в нем жизнь, быт, нравы Парижа. Он охотно посещал, например, судебные заседания, где перед ним проходили различные характеры и судьбы, развертывались невыдуманные жизненные драмы. Изучение правды жизни было ступенью к правде в искусстве.

Опера “Русалка”

Первым зрелым произведением Даргомыжского стала опера «Русалка» на сюжет драмы Пушкина. История покинутой девушки, бросившейся в реку и превратившейся в русалку, была известна в десятках вариантов. Мы можем найти ее в народных сказках, романтических балладах, в сценических произведениях. В начале XIX века в Петербурге с огромным успехом шла волшебная опера Ф. Кауэра — С. Давыдова «Леста, днепровская русалка».
Опера Даргомыжского “Русалка”Мельник из оперы “Русалка”

Пушкин разработал традиционный сюжет по-своему. Романтическая сказка превратилась у него в реалистическую драму, в которой явственно прозвучала тема социального неравенства. Именно это и привлекло Даргомыжского. Его опера оказалась созвучной самым передовым устремлениям середины XIX века, когда в русском и западноевропейском искусстве все сильнее звучал протест против социальной несправедливости, царящей в обществе.

В музыке «Русалки» примечательнее всего ансамбли, где показаны действующие лица в их взаимоотношениях, в столкновениях. Таков, например, дуэт Князя и Мельника в третьем действии. В отличие от традиционных оперных дуэтов, где голоса гармонично сливаются, это свободно развивающаяся драматическая сцена. Музыка чутко передает все, что происходит в душе несчастного старика, потерявшего дочь, в его сознании, то спутанном, то проясняющемся.

Старый капрал

Хочу правды

Драматургом и чутким психологом Даргомыжский был не только в опере, но и в романсах. В некоторых его романсах, являющихся своего рода песнями сценками, действуют не отвлеченные лирические герои, а живые, конкретные персонажи, наделенные характерным обликом. поведением, манерой речи. В письме к своей ученице Даргомыжский писал однажды: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

И действительно, композитор всегда стремился найти и передать в мелодии живую интонацию человеческой речи, выражающую чувство, наполняющее слова. Такова песня «Старый капрал» на слова Беранже в переводе Василии Курочкина. Композитор назвал это произведение «драматической песней», и оно действительно воспринимается почти как оперный монолог. Немногими, но очень меткими штрихами обрисован характер старого солдата — суровый, прямой, непреклонный.

На слова Беранже написана и песня «Червяк». В ней звучит живая интонация речи униженного маленького человека, не привыкшего говорить во весь голос. Такие персонажи, внешне комичные, но вызывающие сочувствие к себе, не редкость в литературе тех лет. Мы найдем их и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»). Но в музыке это было совсем новым и смелым словом.

Ко мне попадает множество детей, которые уже покалечены

— Вам самой никогда не хотелось ученика толкнуть, ударить или что-нибудь в сердцах сказать?

— Нет. Честно абсолютно отвечаю. Может быть, это и моя психологическая проблема. Потому что для меня ударить человека невозможно просто. Ни рука не поднимается, ни голос. Я все время оглядываюсь и думаю, а не сказала ли я чего-то такого, что может человеку повредить. Уже приходится только на милость Божию уповать, потому что нет-нет, да и скажешь что-то такое, что ученик воспримет совсем не так, как ты предполагал. Какая-то безобидная критика может вылиться во что-то неожиданное.

Ко мне попадает множество детей, которые уже покалечены. У них уже сложилась картина, что они хуже всех. И когда такого человека постепенно вытягиваешь из этого состояния, стоит где-нибудь в неблагоприятный момент сказать, что он сделал не здорово, вдруг какой-то шлюз открывается и оказывается, что ты его дико наказал. А ты даже предположить не мог такого эффекта. Это, кстати, одно из последствий, которые неагрессивные педагоги вынуждены огребать в полной мере.

— Сколько таких детей?

— Статистики здесь нет. Все-таки, наверное, меньше половины. Это что касается моего класса. Все дети разные. Сейчас по моим наблюдениям подростки стали гораздо устойчивее. В них стало гораздо больше пофигизма, чем лет 10-15 назад. И это им помогает не воспринимать действия преподавателей как серьезное покушение на свою личность и ценность, как что-то агрессивное. Они отгорожены, я считаю, что это большой плюс. Раньше ребенок гораздо дольше оставался в подчиненном положении, сейчас ситуация изменилась.

— Вы видели профессионального музыканта, который ненавидит то, что он делает?

— Конечно, их полно. И дети такие есть. Они даже поступают в консерватории, просто не зная, чем им заняться, потому что это вроде получше получается, чем остальное. А потом люди вырастают и ненавидят свою профессию.

— Почему тогда многие жалеют, что бросили музыкальную школу?

— Есть масса примеров, когда люди бросали и возвращались, не выдерживая. Среди них даже одна моя известнейшая ученица, ныне профессор Амстердамской консерватории. Которая в свое время ушла в иностранные языки, потому что семья тогда считала, что наша профессия так себе.

Детство и юность

Александр Сергеевич Даргомыжский появился на свет в одном из поселений Тульской области 14 февраля 1813 года. Исследователи биографии композитора до сих пор не пришли к единому мнению по поводу точного места его рождения. Наиболее вероятной стала гипотеза о том, что корни Александра лежали в селе Воскресенском, находившемся в центральном районе Российской империи, вблизи современного города Чернь.

Александр Даргомыжский в молодости / Classical Music News

Отец Александра, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным потомком состоятельного землевладельца А. П. Ладыженского. Благодаря полковнику Н. И. Богучарову он получил хорошее воспитание и работал в коммерческом банке при Министерстве финансов.

Мать Мария Борисовна Козловская происходила из богатого княжеского рода, обладавшего имениями в Смоленской и Тульской губерниях. Вопреки воле родителей она стала женой простого служащего и впоследствии произвела на свет шестерых детей.

Детство будущего композитора прошло в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье Козловских, а затем отец получил должность в столичной канцелярии, и семья переехала в Петербург. Там 7-летний Саша начал учиться играть на фортепиано и увлекся сочинительством. Первый преподаватель Луиза Вольгенборн поощряла композиционные эксперименты мальчика, к 10 годам ставшего автором нескольких фортепианных пьес и романсов.

Портрет Александра Сергеевича Даргомыжского. Гравюра Л.А. Серякова / Электронная библиотека ГПИБ

Однако родители и последующие учителя скептически относились к творениям начинающего музыканта и отдавали предпочтение игре на инструментах, нотной грамоте и вокальным тренировкам. Сотрудничество с педагогами Адрианом Данилевским, Францем Шоберлехнером и Бенедиктом Цайбигом привело к благотворительным концертам, где Александр выступал в качестве пианиста и скрипача.

В 1827 году молодой Даргомыжский поступил в придворную канцелярию и сделал первые шаги к самостоятельной взрослой жизни.

Память

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Даргомыжского. 2 рубля, серебро, 2013 год

Почтовая марка СССР, 1963 год

  • Памятник на могиле А. С. Даргомыжского, установленный в 1961 году в Некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Скульптор А. И. Хаустов.
  • Находящееся в Туле музыкальное училище с 1958 года носит имя А. С. Даргомыжского.
  • В посёлке Арсеньево Тульской области в 1989 году установлен бронзовый бюст на мраморной колонне (скульптор В. М. Клыков, архитектор В. И. Снегирёв). Он был первым и до 2013 года единственным в мире памятником Даргомыжскому.
  • Именем Даргомыжского названы улица в Липецке, а также в Краматорске, Харькове, Владимире, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Тюмени, Алма-Ате, Астрахани, Темрюке.
  • На доме 30 по Моховой улице в Санкт-Петербурге в 1911 г. установлена мемориальная доска.
  • Именем «Композитор Даргомыжский» был назван теплоход, однотипный с «Композитор Кара Караев».
  • В 1963 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Даргомыжскому.
  • Постановлением № 896 от 27 октября 1995 года Правительства г. Москвы Детской музыкальной школе № 50 (по ул. Цандера, 7) присвоено имя А. С. Даргомыжского.
  • Личные вещи А. С. Даргомыжского хранятся в Вяземском историко-краеведческом музее.
  • Имя А. С. Даргомыжского с 2002 года носит Детская школа искусств г. Вязьма. В 2008 году на фасаде школы установлена мемориальная доска.
  • Решением Смоленского Облисполкома № 358 от 11 июня 1974 года деревня Твердуново в Исаковском сельсовете Вяземского района объявлена памятником истории и культуры регионального значения, как достопримечательное место, где прошли детские годы композитора А. С. Даргомыжского. Приказом от 19.06.2014 г. № 131 Начальника Департамента Смоленской области по культуре и туризму утверждены его границы и режим использования земель. А приказом от 21 октября 2015 г. № 10692-р Министерства культуры России Твердуново зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением ему регистрационного номера 671530322560005.
  • В 2003 году в бывшем имении А. С. Даргомыжского — Твердуново, ныне урочище в Вяземском районе Смоленской области в его честь установлен памятный знак.
  • В посёлке Исаково Вяземского района Смоленской области именем А. С. Даргомыжского названа улица. Постановлением № 72 от 28.01.2016 г. Администрации МО «Вяземский район» имя Даргомыжского присвоено одной из улиц и в г. Вязьма.
  • На автодороге Вязьма — Темкино, перед посёлком Исаково, в 2007 году установлен автодорожный указатель, показывающий дорогу в бывшее имение А. С. Даргомыжского — Твердуново.
  • Документальный биографический фильм: «Слыхали ль вы? Александр Даргомыжский. Истории из жизни российских музыкантов» Автор Т.Слюсаренко. Режиссёр А.Торстенсен. Телекомпания «Вектор-Русь». ГТРК «Культура». 2008.
  • Центральный Банк России 9 января 2013 года выпустил в обращение памятную монету из драгоценного металла, посвящённую 200-летию со дня рождения композитора А. С. Даргомыжского, в серии «Выдающиеся личности России».
  • 28 января 2013 года в соответствии с решением Комиссии Федерального агентства связи по государственным знакам почтовой оплаты в почтовое обращение вышел конверт с оригинальной маркой «200 лет со дня рождения А. С. Даргомыжского (1813—1869), композитора».
  • На портале Культурное наследие России Министерства культуры РФ записана видеолекция кандидата искусствоведения РАМ им. Гнесиных М. А. Букринской «200-летие со дня рождения А. С. Даргомыжского».
  • 26 мая 2013 года, при содействии Председателя Государственной Думы России С. Е. Нарышкина, в г. Вязьма Смоленской области композитору А. С. Даргомыжскому установлен бронзовый бюст на мраморной колонне. Автор скульптор И. Н. Чумаков (Минск). Это второй в мире памятник А. С. Даргомыжскому, установленный под открытым небом.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BDN) носит имя «А. Даргомыжский».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector