Биография глюка и краткая хараткеристика творчества композитора

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Реформа оперы

Кристоф Глюк, биографию которого следует неразрывно связывать с историей становления оперного искусства, много сделал для реформирования этого музыкального спектакля. В XVII-XVIII веках опера являлась пышным музыкальным зрелищем с красивой музыкой

Большое внимание уделялось не столько содержанию, сколько форме

Зачастую композиторы писали исключительно для конкретного голоса, не заботясь о сюжете и смысловой нагрузке. Глюк решительно выступил против такого подхода. В его операх музыка была подчинена драме и индивидуальным переживаниям героев. В своем произведении «Орфей и Эвридика» композитор умело соединил элементы античной трагедии с хоровыми номерами и балетными представлениями. Такой подход был новаторским для своего времени, а поэтому не был оценен по достоинству современниками.

Творчество

См. также: Список опер Кристофа Виллибальда Глюка

Кристоф Виллибальд Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: с одной стороны, какие-то сочинения не сохранились, с другой — Глюк неоднократно переделывал свои собственные оперы. «Музыкальная энциклопедия» называет цифру 107, при этом перечисляет только 46 опер.

Памятник К. В. Глюку в Вене

В 1930 году Е. Браудо сожалел о том, что «истинные шедевры» Глюка, обе его «Ифигении», теперь уже совершенно исчезли из театрального репертуара; но в середине XX столетия интерес к творчеству композитора возродился, вот уже много лет не сходят со сцены и имеют обширную дискографию его оперы «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», ещё большей популярностью пользуются симфонические фрагменты из его опер, которые давно обрели самостоятельную жизнь на концертной эстраде. В 1987 году для изучения и пропаганды творчества композитора в Вене было основано Международное Глюковское общество.

В конце жизни Глюк говорил, что «только иностранец Сальери» перенял от него его манеры, «ибо ни один немец их изучить не хотел»; тем не менее у него нашлось немало последователей в разных странах, из которых каждый по-своему применял его принципы в собственном творчестве, — помимо Антонио Сальери, это прежде всего Луиджи Керубини, Гаспаре Спонтини и Л. ван Бетховен, а позже Гектор Берлиоз, назвавший Глюка «Эсхилом музыки»; у ближайших последователей влияние композитора порою заметно и вне оперного творчества, как у Бетховена, Берлиоза и Франца Шуберта. Что же касается творческих идей Глюка, то они определили дальнейшее развитие оперного театра, в XIX веке не было крупного оперного композитора, который в большей или меньшей степени не испытал бы влияния этих идей; к Глюку обращался и другой оперный реформатор — Рихард Вагнер, который полвека спустя столкнулся на оперной сцене с тем же «костюмированным концертом», против которого была направлена реформа Глюка. Идеи композитора оказались не чужды и русской оперной культуре — от Михаила Глинки до Александра Серова.

Глюку принадлежит также ряд сочинений для оркестра — симфоний или увертюр (во времена молодости композитора разграничение между этими жанрами было ещё недостаточно чётким), концерт для флейты с оркестром (G-dur), 6 трио-сонат для 2 скрипок и генерал-баса, написанных ещё в 40-х годах. В содружестве с Г. Анджолини, кроме «Дон Жуана», Глюк создал ещё три балета: «Александр» (1765), а также «Семирамида» (1765) и «Китайский сирота» — оба по трагедиям Вольтера.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Юношеские годы

Ранняя биография Глюка плохо известна, хотя многие ученые активно исследуют его детство и подростковые годы. Достоверно известно, что он родился в 1714 году в Пфальце в семье лесника и получил домашнее образование. Также почти все историки сходятся на том, что он уже в детстве проявлял незаурядные музыкальные способности и умел играть на музыкальных инструментах. Однако отец не хотел, чтобы он становился музыкантом, и отправил его в гимназию.

Однако будущий известный композитор хотел связать свою жизнь с музыкой и потому ушел из дома. В 1731 году он поселился в Праге, где играл на скрипке и виолончели под управлением известного чешского композитора и теоретика Б. Черногорского.

Итальянский период

Биографию Глюка можно условно подразделить на несколько этапов, выбрав в качестве критерия места его проживания, работы и активной творческой деятельности. Во второй половине 1730-х годов он приехал в Милан. В это время одним из ведущих итальянских музыкальных авторов был Дж. Саммартини. Под его влиянием Глюк начал писать собственные сочинения. По мнению критиков, в этот период времени он овладел так называемым гомофонным стилем – музыкальным направлением, для которого характерно звучание одной главной темы, в то время как остальные играют вспомогательную роль. Биографию Глюка можно считать чрезвычайно насыщенной, так как он много и активно работал и привнес много нового в классическую музыку.

Овладение гомофонным стилем было очень важным достижением композитора, так как в европейской музыкальной школе рассматриваемого времени господствовала полифония. В данный период он создает ряд опер («Деметрий», «Пор» и другие), которые, несмотря на подражательность, приносят ему известность. До 1751 года он гастролировал с итальянской группой, пока не получил приглашение переехать в Вену.

Семья

Глюк был женат на Христине Рейтерн (ум. 29 сентября 1740 года) и имел 2 сыновей и 4 дочерей:

  • Христиан Бернард Глюк (1680—1735) был сначала учителем в московской школе отца, а потом камер-юнкером царевича Алексея Петровича и асессором и советником Камер-коллегии.
  • Эрнст Готлиб Глюк (1698 (?) — 1767) — российский государственный деятель, вице-президент Юстиц-коллегии Лифляндских и Эстляндских дел.
  • Агнета, замужем за майором Гранком.
  • Христина, замужем за полковником фон Кошкуль.
  • Елизавета (ум. 1757), наследница мызы Ая, статс-дама, замужем за адмиралом Никитой Петровичем Вильбоа.
  • Маргарита, фрейлина цесаревны Елисаветы Петровны, жена Родиона Михайловича Кошелева.

К дочерям Глюка императрица Екатерина относилась как к родным сёстрам и, щедро жалуя их, помогла им занять почётное место в обществе.

М. И. Пыляев утверждает, что шталмейстер Р. М. Кошелев и гофмейстер Д. А. Шепелев были женаты на родных сёстрах и даже дома в Петербурге выстроили рядом другом с другом.

В родословцах остзейского дворянства одна из дочерей пастора Глюка, именем Маргарита, показана женой последовательно двух братьев фон Фитингоф.

Влияние

В 1779 году по причине тяжелой болезни вернулся в Вену композитор Кристофер Глюк. Биографию этого талантливого музыканта невозможно представить без упоминания его последних произведений. Даже будучи тяжело больным, он сочинил ряд од и песен для фортепиано. В 1787 году он скончался. У него было немало последователей. Своим лучшим учеником сам композитор считал А. Сальери. Традиции, заложенные Глюком, стали основой творчества Л. Бетховена и Р. Вагнера. Кроме того, многие другие композиторы ему подражали не только в сочинении опер, но и симфоний. Из русских композиторов М. Глинка высоко ценил творчество Глюка.

Парижский этап

1770-е годы считаются самыми насыщенными в биографии Глюка. Краткое содержание его истории обязательно должно включать небольшое описание его участия в споре, разгоревшемся в парижских интеллектуальных кругах вокруг того, какой должна быть опера. Спор шел между сторонниками французской и итальянской школ.

Первые отстаивали необходимость привнесения драмы и смысловой стройности в музыкальный спектакль, вторые же делали упор на вокал и музыкальные импровизации. Глюк отстаивал первую точку зрения. Следуя своим творческим принципам, он написал новую оперу по мотивам пьесы Еврипида «Ифигения в Тавриде». Это произведение было признано лучшим в творчестве композитора и укрепило его европейскую известность.

Жизнь Глюка

Книга начинается в баварской деревушке Вайденванг, где сын лесника, мальчик, которому предстояло стать старшим из девяти детей, «…Кристоф Виллибальд был крещен 4 июля 1714 года». Этот затерянный в лесах заповедный угол находится на стыке нескольких земель; в связи с этим «…спорным остается вопрос не только о дате и месте рождения Кристофа Виллибальда, но и о его принадлежности к тому или иному народу и государству». Фамилия Gluck ассоциируется у нас с немецким словом «счастье», да и связанность образа Глюка со столицей империи Габсбургов заставляет считать его австрийцем.

В то же время местность, из которой была родом его семья, находилась вблизи Богемии — территории исторического расселения чехов:

Повествование переносится в Прагу, где Глюк недолго пробыл студентом, предварительно сбежав из родного дома (отец не разделял его увлечения музыкой) и в соответствии с романтическим каноном проведя какое-то время в одиночных странствиях по окрестным деревушкам, играя на варгане; бесспорно, олитературенный эпизод, опирающийся на собственные воспоминания Глюка, к которым исследователь внимателен, но не чересчур принимает их на веру:

Однако некоторые подробности этого свидетельства, по-видимому, правдивы:

Затем читатель перемещается в Вену, в начале тридцатых годов XVIII века, на глазах у молодого Глюка, обретавшую свою ослепительную барочную стать. Там Глюк, „практик-самоучка”, как отмечает автор, свободный „…от благоговейного трепета перед мэтрами”, делал первые по-настоящему профессиональные шаги, уже обнаруживая поступь революционера. Дебют композитора состоялся в Ломбардии. Интереснейший пассаж, цитирующий английского историка музыки Чарльза Берни, описывает порядки, царившие в миланском театре Реджо Дукале, и проливает свет на то, чем триста лет назад был оперный театр:

События перемещаются в Лондон, куда Глюк отправился в свите молодого князя Лобковица. Там он дебютирует с двумя пастиччо, знакомится с Генделем, дает два бенефисных концерта, на которых — очаровательная деталь — изумляет лондонцев в том числе игрой

Этот кунштюк нередко расценивается как почти цирковой номер на потеху толпе, продолжает автор, но, зная о „гастролях” совсем юного Глюка по чешским деревням с непритязательным варганом, ничему удивляться не стоит. К тому же сама идея инструмента из стекла или фарфора уже носилась в воздухе и привела в 1762 году к изобретению так называемой „стеклянной гармоники” не кем иным, как Бенджамином Франклином.

Усовершенствованная гармоника представляла собой не набор бокалов, а ряд стеклянных или фарфоровых полусфер, насаженных на вращающийся стержень; звук извлекался увлажненными пальцами и производил впечатление чего-то изысканно-неземного. Впрочем, и игра на бокалах отнюдь не исчезла из практики; соответствующие наборы продолжали производиться даже в XIX веке (один из них, в частности, хранится в Музее Генделя в Галле).

Возвращаясь из Лондона, читатель некоторое время гастролирует с Глюком и несколькими антрепризами (возможно, заезжая в Лейпциг, где Глюк мог столкнуться с музыкой Баха, а то и с ним самим), следит, как герой книги переживает первый крупный успех в Вене с «Узнанной Семирамидой», где в образе вавилонской царицы «узнавалась» Мария Терезия; неосмотрительно ввязывается в амурную интригу с печальными последствиями; женится (автор целиком приводит прелюбопытный текст брачного контракта, подписанного 3 сентября 1750 года в Вене).

Большой интерес представляет рассказ о сочинениях Глюка в жанрах, которые мы не ассоциируем с оперным реформатором, мастером внушительной драмы: такова ювелирная оперная безделушка «Китаянки», где три девушки — декоративные статуэтки в стиле шинуазри — разыгрывают друг перед другом сцены на античные мотивы. Сюда же можно отнести и комические оперы, написанные Глюком при венском дворе для французской труппы по инициативе франкофила графа Дураццо, главного директора придворных сцен в австрийской столице.

Соприкосновение Глюка с французской комической оперой дает повод для рассказа об истории жанра, где есть чудесные эпизоды:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector