Губная гармоника системы рихтера

Техника игры

Основная статья: Техника игры на губной гармонике системы Рихтера // Викиучебник

Бенды

Бенды
овербенд D1♯{\displaystyle \sharp } D2♯{\displaystyle \sharp } F2♯{\displaystyle \sharp } A2♯{\displaystyle \sharp }
бенд 2 H3♭{\displaystyle \flat }
бенд 1 E3♭{\displaystyle \flat } G3♭{\displaystyle \flat } H3
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
бенд 1 D1♭{\displaystyle \flat } G1♭{\displaystyle \flat } H1♭{\displaystyle \flat } D2♭{\displaystyle \flat } A2♭{\displaystyle \flat }
бенд 2 F1 A1
бенд 3 A1♭{\displaystyle \flat }
овербенд C3♯{\displaystyle \sharp } G3♯{\displaystyle \sharp } C4♯{\displaystyle \sharp }

Бенд (англ. bend — гнуть) позволяет брать дополнительные ноты за счёт понижения или повышения частоты звучания некоторых язычков. Существует два вида бендов:

  • Бенд — высота звука понижается. По направлению воздуха:
    • Бенд на вдохе — наиболее распространён.
    • Бенд на выдохе.
  • Овербенд (англ. over — пере-, + бенд) — высота звука повышается.
    • Овербенд на вдохе (овердро).
    • Овербенд на выдохе (оверблоу).

Возможность извлечения бендов зависит от качества инструмента. Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов; для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармонике в «До» можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях.
Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармоники, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности Ми, понадобится гармоника в «Ля». Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность, соответствующая обозначению гармоники, играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности Ля минор необходима Соль-гармоника.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 H Локрийский Man gong, blues
См. также:  (англ.)

Техника игры[править | править код]

Основная статья: Техника игры на губной гармонике системы Рихтера // Викиучебник

Бендыправить | править код

Бенды
овербенд D1♯{\displaystyle \sharp } D2♯{\displaystyle \sharp } F2♯{\displaystyle \sharp } A2♯{\displaystyle \sharp }
бенд 2 H3♭{\displaystyle \flat }
бенд 1 E3♭{\displaystyle \flat } G3♭{\displaystyle \flat } H3
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
бенд 1 D1♭{\displaystyle \flat } G1♭{\displaystyle \flat } H1♭{\displaystyle \flat } D2♭{\displaystyle \flat } A2♭{\displaystyle \flat }
бенд 2 F1 A1
бенд 3 A1♭{\displaystyle \flat }
овербенд C3♯{\displaystyle \sharp } G3♯{\displaystyle \sharp } C4♯{\displaystyle \sharp }

Бенд (англ. bend — гнуть) позволяет брать дополнительные ноты за счёт понижения или повышения частоты звучания некоторых язычков. Существует два вида бендов:

  • Бенд — высота звука понижается. По направлению воздуха:
    • Бенд на вдохе — наиболее распространён.
    • Бенд на выдохе.
  • Овербенд (англ. over — пере-, + бенд) — высота звука повышается.
    • Овербенд на вдохе (овердро).
    • Овербенд на выдохе (оверблоу).

Возможность извлечения бендов зависит от качества инструмента. Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов; для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

Игра в разных позицияхправить | править код

Теоретически на одной гармонике в «До» можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях. Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармоники, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности Ми, понадобится гармоника в «Ля». Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность, соответствующая обозначению гармоники, играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности Ля минор необходима Соль-гармоника.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 H Локрийский Man gong, blues
См. также:  (англ.)

Техника игры

Основная статья: Техника игры на губной гармонике системы Рихтера // Викиучебник

Бенды

Бенды
овербенд D1♯{\displaystyle \sharp } D2♯{\displaystyle \sharp } F2♯{\displaystyle \sharp } A2♯{\displaystyle \sharp }
бенд 2 H3♭{\displaystyle \flat }
бенд 1 E3♭{\displaystyle \flat } G3♭{\displaystyle \flat } H3
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
бенд 1 D1♭{\displaystyle \flat } G1♭{\displaystyle \flat } H1♭{\displaystyle \flat } D2♭{\displaystyle \flat } A2♭{\displaystyle \flat }
бенд 2 F1 A1
бенд 3 A1♭{\displaystyle \flat }
овербенд C3♯{\displaystyle \sharp } G3♯{\displaystyle \sharp } C4♯{\displaystyle \sharp }

Бенд (англ. bend — гнуть) позволяет брать дополнительные ноты за счёт понижения или повышения частоты звучания некоторых язычков. Существует два вида бендов:

  • Бенд — высота звука понижается. По направлению воздуха:
    • Бенд на вдохе — наиболее распространён.
    • Бенд на выдохе.
  • Овербенд (англ. over — пере-, + бенд) — высота звука повышается.
    • Овербенд на вдохе (овердро).
    • Овербенд на выдохе (оверблоу).

Возможность извлечения бендов зависит от качества инструмента. Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов; для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармонике в «До» можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях.
Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармоники, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности Ми, понадобится гармоника в «Ля». Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность, соответствующая обозначению гармоники, играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности Ля минор необходима Соль-гармоника.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 H Локрийский Man gong, blues
См. также:  (англ.)

Примечания

  1. ↑ // Музыкальный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 95. — 672 с.
  2. ↑ , с. 111—112.
  3. Лавриненко А. // Kontakty językowe polsko-wschodniosłowiańskie. — Rzeszów: Wyższej Szkoły Pedagogicznej, 1995. — С. 169—184. — 252 с.
  4. Варга // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  5. Фасмер М. // Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Том 1 / Перевод с нем. и дополнения О.Н. Трубачева. — 2-е изд., стер. — М.: Прогресс, 1986. — С. 274. — 576 с.
  6. ↑ .
  7. , с. 280.
  8. , с. 282.
  9. Назина И.Д. // Белорусские народные музыкальные инструменты. — Мн.: Наука и техника, 1979. — С. 33—35. — 144 с.
  10. Поветкин В.И. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004. Выпуск 18. — Великий Новгород, 2004. — С. 84. — 375 с.
  11. Терещенко А.В. // Быт русского народа. В 7 ч. Часть 1. — СПб.: М-ва вн. дел, 1848. — С. 497. — 507 с.
  12. , Кубыз, с. 313.
  13. , с. 274, 271.
  14.  (англ.). asza.com. Дата обращения 5 марта 2019.
  15. Варган // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  16. Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Сборник науч. тр. / Сост. И.В. Мациевский. — Л.: ЛГИТМИК, 1986. — С. 80. — 169 с.
  17. // Большая российская энциклопедия. Том 34. — М., 2017. — С. 142.
  18. Якутия. Историко-культурный атлас / Под общ. ред. В.Н. Иванова. — М.: Феория-ДИК, 2007.
  19. Кончев В.Е. Школа игры на алтайском комусе. — Горно-Алтайск, 2004. — С. 12—13, 8. — 56 с.
  20. Черкаський Л.М. // Українські народні музичні інструменти. — К.: Техніка, 2003. — 264 с.
  21. , Дрымба, с. 205.
  22. Квитка К.В. Избранные труды. Том 2. — М.: Советский композитор, 1973. — С. 260. — 424 с.
  23. Гуменюк А.І. // Українські народні музичні інструменти. — К.: Наукова думка, 1967. — 243 с.
  24. Алендер И.З. Мурчханг // Музыкальные инструменты Индии. — М.: Наука, 1979. — С. 30—31. — 48 с.
  25. , с. 113.

Оркестровые[править | править код]

Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента.

Басовая

Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов: Cб—Cм♯{\displaystyle \sharp }, Eк—C1.

Аккордовая

Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд. На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды. На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды. Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C1 до H1 (всего 48 аккордов).

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма — бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Строй

Ниже приведены схемы настройки Рихтера и других настроек на его основе, а также схема строя «Соло» (на примере гармоник в тональности «До»).

Мажорные
Рихтер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Блюзовая
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Кантри
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3 A3
Пэдди Рихтер
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Гармоника Lee Oskar Melody Maker
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3♯{\displaystyle \sharp } A3
«Соло» настройка гармоник с 10 или 12 отверстиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
C1 E1 G1 C2 C2 E2 G2 C3 C3 E3 G3 C4
D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
Минорные
Натуральный минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1♭{\displaystyle \flat } D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Гармонический минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2♭{\displaystyle \flat } H2 D3 F3 A3♭{\displaystyle \flat }

Техника игры

Основная статья: Техника игры на губной гармонике системы Рихтера // Викиучебник

Бенды

Бенды
овербенд D1♯{\displaystyle \sharp } D2♯{\displaystyle \sharp } F2♯{\displaystyle \sharp } A2♯{\displaystyle \sharp }
бенд 2 H3♭{\displaystyle \flat }
бенд 1 E3♭{\displaystyle \flat } G3♭{\displaystyle \flat } H3
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
бенд 1 D1♭{\displaystyle \flat } G1♭{\displaystyle \flat } H1♭{\displaystyle \flat } D2♭{\displaystyle \flat } A2♭{\displaystyle \flat }
бенд 2 F1 A1
бенд 3 A1♭{\displaystyle \flat }
овербенд C3♯{\displaystyle \sharp } G3♯{\displaystyle \sharp } C4♯{\displaystyle \sharp }

Бенд (англ. bend — гнуть) позволяет брать дополнительные ноты за счёт понижения или повышения частоты звучания некоторых язычков. Существует два вида бендов:

  • Бенд — высота звука понижается. По направлению воздуха:
    • Бенд на вдохе — наиболее распространён.
    • Бенд на выдохе.
  • Овербенд (англ. over — пере-, + бенд) — высота звука повышается.
    • Овербенд на вдохе (овердро).
    • Овербенд на выдохе (оверблоу).

Возможность извлечения бендов зависит от качества инструмента. Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов; для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармонике в «До» можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях.
Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармоники, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности Ми, понадобится гармоника в «Ля». Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность, соответствующая обозначению гармоники, играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности Ля минор необходима Соль-гармоника.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 H Локрийский Man gong, blues
См. также:  (англ.)

Строй[править | править код]

Ниже приведены схемы настройки Рихтера и других настроек на его основе, а также схема строя «Соло» (на примере гармоник в тональности «До»).

Мажорные
Рихтер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Блюзовая
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Кантри
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3 A3
Пэдди Рихтер
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Гармоника Lee Oskar Melody Maker
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3♯{\displaystyle \sharp } A3
«Соло» настройка гармоник с 10 или 12 отверстиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
C1 E1 G1 C2 C2 E2 G2 C3 C3 E3 G3 C4
D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
Минорные
Натуральный минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1♭{\displaystyle \flat } D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Гармонический минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2♭{\displaystyle \flat } H2 D3 F3 A3♭{\displaystyle \flat }

Строй

Ниже приведены схемы настройки Рихтера и других настроек на его основе, а также схема строя «Соло» (на примере гармоник в тональности «До»).

Мажорные
Рихтер
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Блюзовая
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Кантри
C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3 A3
Пэдди Рихтер
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
Гармоника Lee Oskar Melody Maker
C1 E1 A1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2♯{\displaystyle \sharp } A2 H2 D3 F3♯{\displaystyle \sharp } A3
«Соло» настройка гармоник с 10 или 12 отверстиями
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
C1 E1 G1 C2 C2 E2 G2 C3 C3 E3 G3 C4
D1 F1 A1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3 H3
Минорные
Натуральный минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1♭{\displaystyle \flat } D2 F2 A2 H2♭{\displaystyle \flat } D3 F3 A3
Гармонический минор
C1 E1♭{\displaystyle \flat } G1 C2 E2♭{\displaystyle \flat } G2 C3 E3♭{\displaystyle \flat } G3 C4
D1 G1 H1 D2 F2 A2♭{\displaystyle \flat } H2 D3 F3 A3♭{\displaystyle \flat }

Оркестровые

Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента.

Басовая

Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов: Cб—Cм♯{\displaystyle \sharp }, Eк—C1.

Аккордовая

Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд. На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды. На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды. Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C1 до H1 (всего 48 аккордов).

Техника игры

Основная статья: Техника игры на губной гармонике системы Рихтера // Викиучебник

Бенды

Бенды
овербенд D1♯{\displaystyle \sharp } D2♯{\displaystyle \sharp } F2♯{\displaystyle \sharp } A2♯{\displaystyle \sharp }
бенд 2 H3♭{\displaystyle \flat }
бенд 1 E3♭{\displaystyle \flat } G3♭{\displaystyle \flat } H3
Выдох C1 E1 G1 C2 E2 G2 C3 E3 G3 C4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D1 G1 H1 D2 F2 A2 H2 D3 F3 A3
бенд 1 D1♭{\displaystyle \flat } G1♭{\displaystyle \flat } H1♭{\displaystyle \flat } D2♭{\displaystyle \flat } A2♭{\displaystyle \flat }
бенд 2 F1 A1
бенд 3 A1♭{\displaystyle \flat }
овербенд C3♯{\displaystyle \sharp } G3♯{\displaystyle \sharp } C4♯{\displaystyle \sharp }

Бенд (англ. bend — гнуть) позволяет брать дополнительные ноты за счёт понижения или повышения частоты звучания некоторых язычков. Существует два вида бендов:

  • Бенд — высота звука понижается. По направлению воздуха:
    • Бенд на вдохе — наиболее распространён.
    • Бенд на выдохе.
  • Овербенд (англ. over — пере-, + бенд) — высота звука повышается.
    • Овербенд на вдохе (овердро).
    • Овербенд на выдохе (оверблоу).

Возможность извлечения бендов зависит от качества инструмента. Овербенды, массово используемые только с 1990-х годов, считаются сложными приёмами для продвинутых игроков и профессионалов; для традиционных стилей блюза, фолка и рока они практически не используются.

Игра в разных позициях

Теоретически на одной гармонике в «До» можно играть во всех тональностях, используя игру в различных позициях.
Позиция — это (очень упрощённо) набор нот, извлекаемый из гармоники, которые «походят» под ту или иную тональность.

Самая распространённая — вторая мажорная позиция для игры блюза. Чтобы сыграть во второй позиции в тональности Ми, понадобится гармоника в «Ля». Первая мажорная позиция, при которой звучит тональность, соответствующая обозначению гармоники, играется «довоенный блюз» и некоторые простые мелодии. В третьей минорной позиции играются минорные блюзы, для минорного блюза в тональности Ля минор необходима Соль-гармоника.

Позиция Тоника Гептатонический лад Пентатонические лады Название
F Лидийский Major
1 C Ионийский (мажор) Major, ritusen Straight harp
2 G Миксолидийский Major, ritusen, suspended Crossharp
3 D Дорийский Minor, ritusen, suspended Slant harp
4 A Эолийский (натуральный минор) Minor, man gong, suspended
5 E Фригийский Minor, man gong
6 H Локрийский Man gong, blues
См. также:  (англ.)

Литература

  • Мирек А.М. Губные гармоники без клавиатур и с клавиатурами // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 19—29, 29—33. — 131 с.
  • Мирек А.М. Первые губные и ручные гармоники. Губная гармоника // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 19—22, 23—26. — 195 с.
  • Модр А. Губная гармоника // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М.: МузГИз, 1959. — С. 169—170. — 267 с.
  • Ivanov E. Anthology of harmonica tunings. — 2011. — 68 с.

Энциклопедические статьи

  • // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М., 2007. — С. 124.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 96—97. — 960 с.
  • Губная гармоника // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. — М., 1952. — Т. 13. — С. 172. — 672 с. (с незначительными изменениями эта статья опубликована в Энциклопедическом музыкальном словаре 1959 года на стр. 63)

Литература[править | править код]

  • Гармоника губная // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. II. — Стб. 172—173 — 567 с.
  • Мирек А.М. Губные гармоники без клавиатур и с клавиатурами // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 19—29, 29—33. — 131 с.
  • Мирек А.М. Первые губные и ручные гармоники. Губная гармоника // Из истории аккордеона и баяна. — М.: Музыка, 1967. — С. 19—22, 23—26. — 195 с.
  • Модр А. Губная гармоника // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М.: МузГИз, 1959. — С. 169—170. — 267 с.

Энциклопедические статьи

  • // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М., 2007. — С. 124.
  • // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 96—97. — 960 с.
  • Губная гармоника // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. — М., 1952. — Т. 13. — С. 172. — 672 с. (с незначительными изменениями эта статья опубликована в Энциклопедическом музыкальном словаре 1959 года на стр. 63)

Примечания

  1. 1 2 Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.
  2. Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М.: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3. Кировское областное государственное унитарное предприятие «Ганинская фабрика музыкальных инструментов». КОГКУ «Государственный архив документов по личному составу Кировской области». Проверено 30 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 6 октября 2012. (загрузить «Справочник по фондам государственного архива документов по личному составу Кировской области»: http://galsko.ru/upload/spravochnik.pdf)
  4. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярёв А. Я. и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992. — 687 с.
  5. Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Английская концертина). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  6. Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Немецкая концертина). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
  7. Мирек А. М. Справочник по гармоникам (Бандонеон). — М.: Музыка, 1968. — 131 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector