Стеклянная гармоника: в чём её уникальность?
Содержание:
- История
- Восторг и настороженность
- Учебники
- Учебники
- Скрипка Штроха
- Октобас
- Волшебные стаканы
- Никельхарпа
- Изобретения в области оптики
- Сюжет
- Колесная лира (Hurdy-Gurdy)
- Как звучит этот инструмент?
- Создание изобретений Бенджамина Франклина по инструкциям в гроссбухе в Assassin’s Creed 3:
- Учебники
- Симфонический дом (Symphonic House)
- Учебники
- Steps
- Video .By using this service, some information may be shared with YouTube.
- Tips
- Духовые
- Керамическая гитара
- Флуба
- Изобретение Бенджамина Франклина
- Учебники
- История музыкальных инструментов
История
Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие лёгкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».
Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посланника Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением «музыкальными стаканчиками» и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.
Томас Блох со стеклянной гармоникой
Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Одним из первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в кантате «L’armonica»). Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
В начале XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, эти инструменты стали редкостью. Две стеклянные гармоники, с 37-ю и 35-ю полушариями, в СССР являлись экспонатами «Постоянной выставки музыкальных инструментов» в Ленинграде. В настоящее время они экспонируются в Музее музыки. Интерес к стеклянной гармонике возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос Бога.
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита. Гаэтано Доницетти передал через нежное звучание инструмента безумие Лючии ди Ламермур в одноименной опере. Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, её стали заменять другими инструментами. Но в 2003 году дирижёр Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на её законное место. За неимением аутентичного инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей Винковский — соответственно на стеклянной арфе (англ. glass harp) и веррофоне (англ. verrophone).
Восторг и настороженность
Вольфганг Амадей Моцарт написал два произведения для стеклянной гармоники. Вдохновило его выступление Марианны Кирхгеснер. В раннем детстве эта исполнительница потеряла зрение, что не помешало ей в совершенстве овладеть искусством игры на столь сложном инструменте. Марианна с большим успехом гастролировала в странах Европы, а в апреле 1798 года посетила Санкт-Петербург. Нередко замечательная исполнительница играла при дворах знати и давала уроки.
Стеклянной гармоникой восхищались поэты Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер. Композитор Ференц Лист, чтобы выразить свой восторг от мастерства Фредерика Шопена, сравнил его игру на фортепиано со звучанием стеклянной гармоники. Для инструмента создавали произведения Людвиг ван Бетховен, а позднее — Рихард Штраус.
Однако отношение к стеклянной гармонике подчас было настороженным. Бытовало убеждение, что её звучание сильно влияет на душевное состояние и может вызвать даже помрачение рассудка. В ряде германских городов на стеклянную гармонику был наложен запрет. Раннюю смерть Марианны Кирхгеснер связывали с нервным заболеванием, к которому якобы привели звуки инструмента. Но высказывалось и другое мнение, согласно которому воздушный голос гармоники, напротив, действует успокаивающе.
Учебники
- A. Ford: Instructions for Playing on the Musical glasses. In: Public Advertiser. London 1761.
- Musique des Verres. In: Denis Diderot (Hrsg.): Encyclopédie. Paris 1765.
- Karl Leopold Röllig: Über die Harmonika. Ein Fragment. Berlin 1787.
- Johann Christian Müller: Anleitung zum Selbstunterricht auf der Harmonika. Leipzig 1788.
- Franz Konrad Bartl: Abhandlung von der Tastenharmonika. Haller, Brünn 1798.
- G. von Graubenfeld: Aesthetische Gedanken über Bartl’s Tastenharmonika. Wien 1798.
- J. E. Franklin: Introduction to the Knowledge of the Seraphim or Musical glasses. s.n., London 1813.
- David Ironmonger: Instructions for the Double and Single Harmonicon Glasses. London 1840.
- F. H. Smith: Instructions for the Grand-Harmonicon. Baltimore 1829.
- James Smith: A Tutor for the Musical glasses. Edinburgh 1829.
- Jared Sparks (Hrsg.): The Works of Benjamin Franklin. Volume 1-10, Kelley, New York 1910.
- Carl Ferdinand Pohl: Zur Geschichte der Glasharmonika. Wien 1862.
Учебники
- A. Ford: Instructions for Playing on the Musical glasses. In: Public Advertiser. London 1761.
- Musique des Verres. In: Denis Diderot (Hrsg.): Encyclopédie. Paris 1765.
- Karl Leopold Röllig: Über die Harmonika. Ein Fragment. Berlin 1787.
- Johann Christian Müller: Anleitung zum Selbstunterricht auf der Harmonika. Leipzig 1788.
- Franz Konrad Bartl: Abhandlung von der Tastenharmonika. Haller, Brünn 1798.
- G. von Graubenfeld: Aesthetische Gedanken über Bartl’s Tastenharmonika. Wien 1798.
- J. E. Franklin: Introduction to the Knowledge of the Seraphim or Musical glasses. s.n., London 1813.
- David Ironmonger: Instructions for the Double and Single Harmonicon Glasses. London 1840.
- F. H. Smith: Instructions for the Grand-Harmonicon. Baltimore 1829.
- James Smith: A Tutor for the Musical glasses. Edinburgh 1829.
- Jared Sparks (Hrsg.): The Works of Benjamin Franklin. Volume 1-10, Kelley, New York 1910.
- Carl Ferdinand Pohl: Zur Geschichte der Glasharmonika. Wien 1862.
Скрипка Штроха
5-струнная скрипка Штроха.
До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.
Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.
Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.
С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.
Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.
Октобас
Гуро Мё играет на октобасе в рамках фестиваля Only Connect, Осло, Швеция.
Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.
В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.
Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.
История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).
Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.
Волшебные стаканы
Предшественники стеклянной гармоники появились в XII—XIV вв.еках в Китае и Персии. Первоначально это был лишь набор стаканов, наполненных водой, — от её уровня зависела высота звука. В Европе играть на них начали примерно в XV столетии. Постепенно техника совершенствовалась. В XVII веке начали использовать 30−40 стаканов. Исполнитель прикасался к их краям, что позволяло извлекать удивительно красивые звуки.
В середине XVIII столетия столь своеобразный музыкальный инструмент стал очень популярен в Англии. Его чудесным звучанием восхищался Кристоф Виллибальд Глюк, посетивший Лондон. Под руководством знаменитого композитора состоялся уникальный концерт на стаканах. Прославился ирландский исполнитель Ричард Пакрич.
Никельхарпа
Современная никельхарпа.
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.
В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.
Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.
Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.
Изобретения в области оптики
Имя Франклина хорошо известно в профессиональной среде офтальмологов благодаря бифокальным очкам, которые до сих пор широко применяются в оптометрии. Бенджамина натолкнула на мысль о создании новинки поломка собственных очков, что позволило ему провести ряд экспериментов. Сам изобретатель страдал пресбиопией и дальнозоркостью. Таким пациентам как раз показаны бифокальные очки либо необходимо пользоваться сразу двумя парами, что не всегда удобно.
Конструктивно бифокальные очки выполняются из двух частей – нижняя обеспечивает фокус на близкое расстояние, а верхняя позволяет смотреть вдаль. Их используют как для чтения, так и с целью выполнения работы на близком расстоянии.
Бифокальные очки изобретенные Франклином
Сюжет
«Стеклянная гармоника» — это аллегорический мультфильм о судьбе искусства. Он строился на превращении образов мировой живописи. Игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта — и город вновь становился скопищем уродов, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стеклянной гармоникой. Люди, заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, гротесковые уродливые физиономии средневекового искусства — Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в прекрасные лики с полотен художников эпохи Возрождения: Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко.
По сюжету мультфильма в город, чьи жители стали развращёнными уродами с жаждой денег (символом этого стала одна единственная золотая монета в руках изворотливого бюрократа), прибывает музыкант со стеклянной гармоникой. Любовь к деньгам сделала жителей чудовищами, но мелодия стеклянной гармоники возвращает людям гуманность и они вновь обретают свой прежний облик. Первым делом они восстанавливают разрушенную ими же ранее башню с часами.
Колесная лира (Hurdy-Gurdy)
Уличный музыкант с колесной лирой.
Струнный язычковый инструмент известен в Европе с конца XII века под названием «органистр», а древнейшие изображения колесной лиры, датирующиеся 1175 и 1188 годами, были обнаружены в английской книжной миниатюре и на барельефе собора Святого Иакова в Испании. Самая старая колесная лира, дошедшая до наших дней, относится к XII веку и представляет собой громоздкий инструмент для игры двух человек — один вращает ручку, а второй изменяет положение стержней.
С появлением в XIII веке облегченной колесной лиры, инструмент стал обязательным атрибутом средневековой культуры менестрелей. Лира потеряла популярность в XV веку: к тому времени колесная лира считалась инструментом бродяг и нищих. Возвращение популярности инструмента пришлось на XVIII век, когда лира приобрела популярность среди французской аристократии.
В России колесные лиры появились около XVII века, также ассоциируясь с бродягами, нищими и скоморохами, исполняющими незатейливые и шутливые песни под аккомпанемент инструмента. Несмотря на непростое отношение со стороны людей, в России колесная лира приобрела статус русского народного инструмента.
Во время игры лиру кладут на колени, извлекая звуки при помощи вращения ручки колеса и изменения положения стержней, с которыми связаны струны. Количество струн достигает 11 штук: большая часть из них вибрирует монотонно и одновременно в результате трения о колесо, а 1-4 отдельных струны воспроизводят мелодию.
Звучание колесной лиры отличается мощью, монотонностью и минорным гнусавым оттенком, вызывая ассоциации с музыкой народов Среднего Востока. Во многом качество звука зависит от точного центрирования колеса и гладкости его поверхности.
Как звучит этот инструмент?
Журналисты сразу же поспешили поинтересоваться у создателей пьезоэлектрической скрипки, как она будет звучать. На этот вопрос Эрик Голдемберг дал такой ответ: «Наше детище не предназначено только для выставок. У каждого из наших оригинальных инструментов сохранена функциональная и эргономическая структура. Например, скрипка. Ее звук будет очень похож на то, что вы ожидаете. Если хотите параллелей, то вспомните отличия между шестиструнной и электрической гитарами».
Фантазии музыкантов и архитекторов простираются далеко за пределы агрессивных научно-фантастических открытий. Кому-то может показаться, что пьезоэлектрической скрипке не место в симфоническом концертном зале. Но она является частью древней традиции создания необычных музыкальных инструментов. Представители этой линейки всегда балансировали на грани науки и фантастики, музыки и магии. Перед вами некоторые из самых интригующих предшественников пьезоэлектрической скрипки.
Создание изобретений Бенджамина Франклина по инструкциям в гроссбухе в Assassin’s Creed 3:
Изготовить все изобретения Бенджамина Франклина в AC3 можно не ранее 10 главы основного сюжета игры, когда для прохождения откроются все личные задания ремесленников в поместье Дэвенпорт. Каждое выполненое личное задание повышает уровень ремесленников и расширяет ассортимент доступных товаров, которые они производят на своих рабочих местах.
Стеклянные бутылки и сукно не продаются у ремесленников и изготавливаются самостоятельно из песка, льна и шерсти. Перечисленные материалы закупаются в разделе «Запасы» на вкладках «Продукция фермы» и «Минералы», а потом перерабатываются по инструкциям в конечный продукт с помощью умений Большого Дейва и Эллен в разделе «Ремесла». Все остальные ресурсы продаются в разделе «Запасы» и сразу после покупки готовы к использованию.
Название изобретения | Ресурсы для изготовления изобретения | Материалы, компоненты и ингредиенты для изготовления ресурсов |
---|---|---|
Аппарат Пристли для содовой воды | стеклянные бутылки (ремесла > материалы, Большой Дейв — 1 ур.) | песок (запасы > минералы) |
свежая вода (запасы > продукция фермы) | — | |
Воздушный змей и ключ | сукно (ремесла > материалы, Эллен — 1 ур.) | лен и шерсть (запасы > продукция фермы) |
щепки (запасы > лес) | — | |
Лейденская банка | стеклянные бутылки (ремесла > материалы, Большой Дейв — 1 ур.) | песок (запасы > минералы) |
свежая вода (запасы > продукция фермы) | — | |
медная руда (запасы > минералы) | — | |
Модель солнечной системы | полисандр (запасы > лес) | — |
медная руда (запасы > минералы) | — | |
Паровая машина Уатта | железная руда (запасы > минералы) | — |
свежая вода (запасы > продукция фермы) | — | |
Печь Франклина | железная руда (запасы > минералы) | — |
серебряная руда (запасы > минералы) | — | |
Подглядыватель | песок (запасы > минералы) | — |
железная руда (запасы > минералы) | — | |
Стеклянная гармоника | песок (запасы > минералы) | — |
уголь (запасы > лес) | — | |
Электростатический генератор | песок (запасы > минералы) | — |
железная руда (запасы > минералы) | — | |
медная руда (запасы > минералы) | — |
Учебники
- A. Ford: Instructions for Playing on the Musical glasses. In: Public Advertiser. London 1761.
- Musique des Verres. In: Denis Diderot (Hrsg.): Encyclopédie. Paris 1765.
- Karl Leopold Röllig: Über die Harmonika. Ein Fragment. Berlin 1787.
- Johann Christian Müller: Anleitung zum Selbstunterricht auf der Harmonika. Leipzig 1788.
- Franz Konrad Bartl: Abhandlung von der Tastenharmonika. Haller, Brünn 1798.
- G. von Graubenfeld: Aesthetische Gedanken über Bartl’s Tastenharmonika. Wien 1798.
- J. E. Franklin: Introduction to the Knowledge of the Seraphim or Musical glasses. s.n., London 1813.
- David Ironmonger: Instructions for the Double and Single Harmonicon Glasses. London 1840.
- F. H. Smith: Instructions for the Grand-Harmonicon. Baltimore 1829.
- James Smith: A Tutor for the Musical glasses. Edinburgh 1829.
- Jared Sparks (Hrsg.): The Works of Benjamin Franklin. Volume 1-10, Kelley, New York 1910.
- Carl Ferdinand Pohl: Zur Geschichte der Glasharmonika. Wien 1862.
Симфонический дом (Symphonic House)
Симфонический дом (Symphonic House). Вид снаружи.
Симфонический дом (Symphonic House) — это загородный коттедж на берегу озера Мичиган (США). Необычный проект дома-инструмента реализовали архитектор Дэвид Ханауолт и музыкант и мастер по изготовлению музыкальных инструментов Билл Клоз. Работа над симфоническим домом потребовала от создателей проведения исследования на предмет поиска идеальных гармоний в вибрациях, резонансе и геометрии помещений.
По признанию Клоза и Ханауолта, ими двигало желание узнать, возможно ли увеличить размер музыкального инструмента настолько, что внутри него сможет свободно перемещаться человек. «Находиться внутри инструмента и одновременно играть на нем позволяет почувствовать звук всем телом», — делятся авторы проекта.
Внутри и снаружи дома натянуты струны, длина которых достигает шести метров. В целях безопасности сила натяжения струн не превышает 43 килограммов. Для игры нужно надеть пропитанные специальным порошком хлопковые перчатки, защищающие струны от пота и частичек грязи, которые могут стать причиной коррозии и других разрушительных процессов.
Звучание симфонического дома отличается глубиной и богатством и чем-то напоминает виолончель или альт с более насыщенным верхом. Помимо физического воздействия на человека, дом начинает «петь» от порывов ветра, вызывающих колебания струн.
Учебники
- A. Ford: Instructions for Playing on the Musical glasses. In: Public Advertiser. London 1761.
- Musique des Verres. In: Denis Diderot (Hrsg.): Encyclopédie. Paris 1765.
- Karl Leopold Röllig: Über die Harmonika. Ein Fragment. Berlin 1787.
- Johann Christian Müller: Anleitung zum Selbstunterricht auf der Harmonika. Leipzig 1788.
- Franz Konrad Bartl: Abhandlung von der Tastenharmonika. Haller, Brünn 1798.
- G. von Graubenfeld: Aesthetische Gedanken über Bartl’s Tastenharmonika. Wien 1798.
- J. E. Franklin: Introduction to the Knowledge of the Seraphim or Musical glasses. s.n., London 1813.
- David Ironmonger: Instructions for the Double and Single Harmonicon Glasses. London 1840.
- F. H. Smith: Instructions for the Grand-Harmonicon. Baltimore 1829.
- James Smith: A Tutor for the Musical glasses. Edinburgh 1829.
- Jared Sparks (Hrsg.): The Works of Benjamin Franklin. Volume 1-10, Kelley, New York 1910.
- Carl Ferdinand Pohl: Zur Geschichte der Glasharmonika. Wien 1862.
Steps
Method 1 of 3:
Finding a Glass Harmonica
-
1
Buy an instrument. In the 21st century, finding an instrument to play can be a challenge. But it is not impossible.
- Purchase a glass harmonica online. One of the last manufacturers of modern-day instruments is G. Finkenbeiner, located in Waltham, MA. According to their catalog, prices for a glass armonica begin at just over $8100.
- If you don’t have thousands of dollars to spend, there are alternatives.
-
2
Create a glass harp. You can make a wine or water glass «sing» by running your finger around the rim. With a set of glasses, you can make a musical instrument with a sound remarkably similar to Ben Franklin’s invention.
- Assemble a set of glassware. To create an instrument with a chromatic range of two octaves, you will need 25 glasses. For best results, use crystal glassware. The glasses don’t need to be identical, but should be the same height for ease of playing.
-
Select and tune the first glass by gently tapping on it or running your finger around the rim. Add water to the glass to lower the pitch until it plays the desired note. Use a guitar tuner, available online or at a music store, or download an app to your computer or phone.
X
Research source - Take a glass of the same size as the first and add water until it is at the same level as the first glass. Test the pitch, then remove enough water to make the glass sound one half-step higher than the previous glass. Continue until you have tuned the glasses to complete the instrument.
- Use a permanent marker to indicate the appropriate water level, if desired.
- Set the tuned glasses on a firm base, making sure the glasses are attached to the base to avoid the glasses moving or falling over.
-
- Assemble a set of glassware. To create an instrument with a chromatic range of two octaves, you will need 25 glasses. For best results, use crystal glassware. The glasses don’t need to be identical, but should be the same height for ease of playing.
-
3
Make a one-glass harp. You can also make a glass produce tones by submerging it in a basin of water and running your finger along the rim in the same manner as a glass harp. With some practice you can play music without having to tune a set of glasses.
X
Research sourceAdvertisement
Method 2 of 3:
Playing the Glass Harmonica
-
1
Make sure your hands and the instrument are clean. Playing the instrument is based on the principle of friction, causing the glass bowls to vibrate.
X
Research sourceOils on your hand or the glass bowls will affect the instrument’s ability to produce sound.
-
2
Have a container of water handy.
For best results, use water containing minerals. Mountain spring water works well.
X
Research sourceTo create friction, you need to keep your fingers wet as you play.
-
3
Set the glass bowls in motion. Depending on your instrument, you will have a pedal or electrical motor to start the harmonica.
-
4
Hold your fingers to the bowls. There is no right or wrong way to play the bowls. Try different fingerings until you get the sound you want.
- In theory you can play 10 notes at one time.
- To change notes, simply move to another bowl.
Advertisement
Method 3 of 3:
Playing the Glass Harp
-
1
Set up the glasses. The glasses should be filled to sound the appropriate tones.
-
2
Arrange the glasses to suit your convenience.
The most common way to arrange the glasses is in a chromatic scale, similar to a piano keyboard.
X
Research source -
3
Wet your finger and run it around the glass rim until you get the desired sound.
It is possible to play more than one note at a time depending on your dexterity.
Advertisement
Search
Add New Question
Advertisement
Tips
Advertisement
Submit a Tip
All tip submissions are carefully reviewed before being published
Thanks for submitting a tip for review!
- Stemmed wine or water glasses (crystal works best)
- Base to hold the glasses
- Guitar tuner or app
Духовые
В мире духовых инструментов странностей тоже хватает, хотя визуально, в сравнении с гитарами, они не столь заметны. К примеру, малоизвестный французский инструмент — Бомбарда, чем-то похож на Гобой, а звук издаёт значительно более громкий и сильный, причём для его извлечения требуются огромные усилия, и музыкант вынужден отдыхать, не проиграв и десяти секунд.
В Европе, в альпийских странах, широко известен деревянный духовой инструмент — альпийский рожок. Но параллельно существует малоизвестный альпийский рог — Вакрапуку. Для его изготовления используются разного размера рога домашнего скота, которые составляются в порядке увеличения диаметра в один большой завивающийся рог, стыки скрепляются и декорируются красной материей.
альпийский рог — Вакрапуку
Довольно известна во всём мире шотландская волынка и уже кажется привычным, что музыканту нужно дуть в трубку, чтобы наполнить мешок воздухом, который выходит через несколько труб создающих звуки. А в соседней Ирландии существует похожая, но малоизвестная ирландская волынка, в которой, для наполнения воздушного мешка используются специальные меха, приводимые в действие локтем правой руки музыканта.
ирландская волынка
Оригинальным считается австралийский духовой инструмент — Диджериду, звук которого более всего походит на громкое жужжание. Технология изготовления существует уже полторы тысячи лет, материалом служат части эвкалиптовых деревьев, в которых термиты проели сердцевину.
инструмент — Диджериду
Считается необычным древний китайский инструмент — Окарина. Его история насчитывает более 12 тысяч лет. Европейцам он долгое время казался детским, но в 19 веке, после некоторой модернизации, он зазвучал красиво и самобытно. По сути, Окарина представляет собой ровную связку маленьких бамбуковых трубочек, каждая из которых, когда музыкант дует в неё, издаёт нежное высокое звучание по тембру напоминающее флейту.
инструмент — Окарина
Керамическая гитара
Керамическая гитара в руках Дэна Эрлвайна.
Неизвестно, кто создал керамическую гитару, но первым на необычный музыкальный инструмент обратил внимание американец Дэн Эрлвайн. В 1963 году Эрлвайн устроился на работу подмастерьем в мастерскую Herb David Guitar Studio в городе Энн-Арбор, штат Мичиган (США), где начал осваивать азы ремонта и изготовления гитар
К середине 2000-х годов Эрлвайн превратился из подмастерья в уважаемого гитарного мастера, а количество гитар, прошедших через его руки, исчисляется десятками тысяч
В 1963 году Эрлвайн устроился на работу подмастерьем в мастерскую Herb David Guitar Studio в городе Энн-Арбор, штат Мичиган (США), где начал осваивать азы ремонта и изготовления гитар. К середине 2000-х годов Эрлвайн превратился из подмастерья в уважаемого гитарного мастера, а количество гитар, прошедших через его руки, исчисляется десятками тысяч.
Эрлвайн признается, что за все время работы повидал множество самых причудливых гитар, но самым необычным инструментом стала керамическая гитара, оказавшаяся в руках Дэна в середине 2016 года. Информации о том, кто первоначально изготовил этот инструмент нет, как нет и информации о технологии производства керамической гитары.
Флуба
Джим Селф играет на флубе.
Своим появлением флуба обязана легендарному тубисту Джиму Селфу и производителю духовых инструментов Роббу Стюарту.
Флуба — гибрид флюгельгорна и тубы или флюгельгорн размером с тубу. Принципы игры идентичны любому духовому инструменту, а звучание напоминает что-то среднее между инструментами-донорами.
Яйбахар в доме.
Яйбахар (на турецком название звучит «Яйбахаж») придуман и сконструирован турецким музыкантом Гёркемом Шеном в 2014 году, и сочетает одновременно элементы ударных и смычковых инструментов.
Трудно поверить, но яйбахар — полностью акустический музыкальный инструмент. Колебания струн передаются через витые пружины к деревянной мембране, а звук, отражаясь от мембраны, передается обратно на пружины, что приводит к возникновению новых колебаний.
Изобретение Бенджамина Франклина
Политический деятель, чей портрет помещён на стодолларовых банкнотах, внёс заметный вклад в музыкальное искусство. Он приехал в Лондон как посол Соединённых Штатов и во время этого визита услышал игру на поющих стаканах. Звучание привело его в восторг. Франклин решил сделать усовершенствованный инструмент, который позволил бы музыкантам добиваться большей виртуозности исполнения.
Стаканы были заменены стеклянными полусферами, надетыми на металлическую ось. Их нижний край помещался в ёмкость с разбавленным уксусом. Конструкция приводилась в движение при помощи педали. В процессе игры чашечки постоянно увлажнялись — это необходимое условие для извлечения звука.
Есть мнение, что такая ось с полусферами была известна и прежде. Однако ножной привод, заставляющий конструкцию вращаться, разработал Франклин
Большое внимание он уделял особенностям изготовления стеклянных чашечек — их важно было правильно шлифовать и настраивать, чтобы звук получался максимально мелодичным. Технические нюансы Франклин описал в своей автобиографии
Учебники
- A. Ford: Instructions for Playing on the Musical glasses. In: Public Advertiser. London 1761.
- Musique des Verres. In: Denis Diderot (Hrsg.): Encyclopédie. Paris 1765.
- Karl Leopold Röllig: Über die Harmonika. Ein Fragment. Berlin 1787.
- Johann Christian Müller: Anleitung zum Selbstunterricht auf der Harmonika. Leipzig 1788.
- Franz Konrad Bartl: Abhandlung von der Tastenharmonika. Haller, Brünn 1798.
- G. von Graubenfeld: Aesthetische Gedanken über Bartl’s Tastenharmonika. Wien 1798.
- J. E. Franklin: Introduction to the Knowledge of the Seraphim or Musical glasses. s.n., London 1813.
- David Ironmonger: Instructions for the Double and Single Harmonicon Glasses. London 1840.
- F. H. Smith: Instructions for the Grand-Harmonicon. Baltimore 1829.
- James Smith: A Tutor for the Musical glasses. Edinburgh 1829.
- Jared Sparks (Hrsg.): The Works of Benjamin Franklin. Volume 1-10, Kelley, New York 1910.
- Carl Ferdinand Pohl: Zur Geschichte der Glasharmonika. Wien 1862.
История музыкальных инструментов
Человек тянется к искусству с давних времен. Многие фольклорные обычаи сопровождались пением, а поскольку руки в это время свободны, то хотелось как-то помузицировать. Так появились первые примитивные музыкальные инструменты. На кусок дерева натягивались бычьи жилы, получался струнный щипковый инструмент. Бочонок, покрытый шкурой животного, становился барабаном. Каждое следующее столетие приносило новые, все более совершенные музыкальные инструменты.
В 16 веке появилась скрипка, которая сразу продвинула далеко вперед искусство музыкального сопровождения. Благородный инструмент под названием «виола» потребовал очень тонкого, бережного обращения. В разное время стали появляться великие мастера — Амати, Страдивари, Гварнери, — которые делали замечательные скрипки.
Позже, в 17 веке, был изобретен клавесин, предшественник пианино и рояля. Возможности музыкального сопровождения стали еще шире.
Еще в глубокой древности человек научился трубить в полые рога животных, в морские раковины и дудочки, вырезанные из дерева. А после того как люди научились добывать медную руду и выплавлять бронзу, стали появляться простейшие духовые инструменты, которые постепенно совершенствовались — на них уже можно было играть несложные мелодии.
С ударными было проще. Обычные тыквы превращались в маракасы, пустые бочонки становились барабанами, а все вместе становилось средством для исполнения ритмических «произведений», которые на ходу придумывались музыкантами.