Музыка koto

Finnish[edit]

Etymology 1edit

From Proto-Finnic *koto, which is derived from Proto-Finnic *kota. Cognate with Estonian .

koto

  1. () home

    1855 — Aleksis Kivi, Koto ja kahleet
    Hän muisteli kotoansa kivisellä aholla yläpuolella vihantoja peltoja ja korkean vuoren alla.

Declensionedit
Inflection of koto (Kotus type 1/valo, t-d gradation)
nominative koto
genitive
partitive
illative
singular plural
nominative koto
accusative nom. koto
gen.
genitive
partitive
inessive
elative
illative
adessive
ablative
allative
essive
translative
instructive
abessive
comitative
Possessive forms of koto (type valo)
possessor singular plural
1st person
2nd person
3rd person

Etymology 2edit

From Japanese (koto)

koto

  1. (music) (instrument)
Declensionedit
Inflection of koto (Kotus type 1/valo, no gradation)
nominative koto
genitive
partitive
illative
singular plural
nominative koto
accusative nom. koto
gen.
genitive
partitive
inessive
elative
illative
adessive
ablative
allative
essive
translative
instructive
abessive
comitative
Possessive forms of koto (type valo)
possessor singular plural
1st person
2nd person
3rd person

koot, toko

История кото

Любовники за кото. Сюнга

Митио Мияги

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. В период Нара словом «кото» обозначали сразу несколько разновидностей струнных инструментов, причём иероглифы для кина (яп. 琴) и кото (яп. 箏) зачастую путали. Происхождение слова «кото» неизвестно, высказываются теории об исконной или корейской этимологии.

Цисяньцинь был завезён в Японию из Китая в начале периода Нара (710—793 годы) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (яп. 雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, особенно у женщин среднего класса и элиты.

Существующие поныне произведения для кото, не относящиеся к придворной музыке, начали появляться в последние десятилетия XV века. Первой известной пьесой, написанной специально для кото, является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция Рокудан-но сирабэ (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

В период Эдо (1603—1868 годы) господствовал стиль сокёку (яп. 筝曲 со:кёку), имевший два поджанра — более аристократический цукуси-рю (яп. 筑紫流 цукусирю:) и менее престижный дзокусо (яп. 俗箏 дзокусо:), распространённый среди купечества и профессиональных музыкантов-простолюдинов. В это время возникают объединения исполнителей, появляется гильдия слепых музыкантов, играющих на кото и сямисэнах, — сёку-ясики (яп. 職屋敷), оформляется система иэмото, запрещавшая ученикам проявлять инициативу и налагавшая взаимные обязательства на учителя и учеников. Возникают три основные школы кото: Икута, Яцухаси и Ямада.

Ограничения системы иэмото и традиция игры слепыми вызывают стагнацию в развитии инструмента. После реставрации Мэйдзи у школ Икута и Ямада появляются нововведения, возникает несколько более мелких школ.

В XIX веке возникла новая техника исполнения дзиуты данъавасэ (яп. 段合わせ), при которой мелодии солирующего и аккомпанирующего кото совершенно разнятся.

В последние годы XIX столетия популярность набирает жанр «санкёку» (яп. 三曲, музыка для троих), исполняющийся кото, сямисэном и третьим инструментом (сперва кокю, позже сякухати). Многие музыканты пробовали сочетать кото с западными инструментами, наибольшего успеха добился Митио Мияги, композитор и изобретатель нескольких разновидностей кото, активно использовавший кото в оркестрах.

Современные композиторы, пишущие музыку для кото, зачастую требуют крайне высокого уровня техники игры, так как сами не являются исполнителями.

Кото на Рюкю

Кото в рюкюском оркестре

Кото было привезено на архипелаг в 1702 году музыкантом школы Яцухаси-рю по имени Инаминэ Сэйдзюн (яп. 稲嶺盛淳) , в рюкюской музыке кото обычно играло роль аккомпанирующего инструмента. Сольная партия у кото наличествует в пяти сугагаки, двух даммоно и трёх песнях:

  • сугагаки (произведения для кото без аккомпанемента, в остальной Японии исчезли):
    • Такиотоси-сугагаки (яп. 滝落菅攪)
    • Дзи-сугагаки (яп. 地菅攪)
    • Эдо-сугагаки (яп. 江戸菅攪)
    • Хёси-сугагаки (яп. 拍子菅攪 хё:сисугагаки)
    • Санъя-сугагаки (яп. 佐武也菅攪)
  • даммоно (отличаются от японских вариантов использованием пентатоники):
    • Рокудан (яп. 六段)
    • Ситидан (яп. 七段)
  • песни:
    • Гэндзи-буси (яп. 源氏節)
    • Цусима-буси (яп. 対馬節)
    • Сэнто-буси (яп. 船頭節 сэнто:буси).

В вышеуказанных песнях сохранились фрагменты исчезнувшей хэйанской музыкальной традиции офунаута (яп. お船歌).

Notes

  1. ^ Johnson, Henry (1996). «»A Koto» by Any Other name: Exploring Japanese Systems of Musical Instrument Classification». Asian Music. 49: 38–64.
  2. ^ «Hugo’s window on the world of Chinese zheng». Chime. Leiden: European Foundation for Chinese Music Research. 16–17: 242. 2005. Throughout the centuries, the zheng became the parent instrument of the Asian zither family as it spread from China to a number of adjacent countries giving birth to the Japanese koto, the Korean kayagum and the Vietnamese dan tranh.
  3. Howard, Keith (1995). . Oxford University Press. pp. . ISBN 978-0-19-586177-8. The kayagum, the most popular South Korean instrument, is a 12-string half-tube plucked zither (H/S 312.22.5) (Plate 7). It resembles the Chinese zheng, Mongolian yatga, Japanese koto, and Vietnamese dan tranh. All these instruments descend from a common model, the ancient zheng.
  4. ^
  5. Wade, Bonnie C. Music in Japan: Experiencing Music, Expressing Culture. Oxford: Oxford Univ., 2005. Print.
  6. Johnson, Henry M (2003). «Traditions Old and New: Continuity, Change, and Innovation in Japanese «Koto»-Related Zithers». Journal of the American Musical Instrument Society. 29: 181–229.
  7. Miyazaki, Mayumi (Fall 1999). «Music in Art: International Journal for Music Iconography». The History of Musical Instruments in Japan and Visual Sources. 24: 51–56.
  8. Rosen, Craig (1996). The Billboard Book of Number One Albums. New York: Billboard Books. p. 269. ISBN 0-8230-7586-9.

Устройство

Кора изготовляется из большого калабаса, разрезанного пополам и перетянутого коровьей кожей. Это резонатор; задняя его сторона может использоваться и для поддержания ритма. Резонатор имеет небольшое отверстие. К резонатору крепится гриф с зазубринами. Звучание коры похоже на звук арфы, но при игре в традиционном стиле больше напоминает фламенко или блюзовые гитарные техники. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами.

Традиционная кора имеет 21 струну, одиннадцать для левой руки и десять — для правой. Современные коры могут иметь дополнительные басовые струны (до четырёх) — например, так делают на юге Сенегала. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми.

Настраивается кора посредством перемещения специальных кожаных колец на грифе. Таким образом можно настроить инструмент на одну из четырёх семинотных гамм. Эти гаммы близки к западным мажорному, минорному и лидийскому ладам.

Names and types

The character for koto is 箏, although 琴 is often used. However, 琴 usually refers to another instrument, the kin (琴の琴; kin no koto). 箏, in certain contexts, is also read as (箏の琴; sō no koto). The term is used today, but usually only when differentiating the koto and other zithers. The word for an Asian zither with adjustable bridges is “So”. Variations of the instrument were created, and eventually a few of them would become the standard variations for modern day koto. The four types of koto (Gakuso, Chikuso, Zokuso, Tagenso) were all created by different subcultures, but also adapted to change the playing style.

инструмент кото

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:24

    Кругозор
    Музыкальная Япония: народный инструмент кото, певец Френк Нагаи, оркестр «Токио солистен».

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:25

    Японский инструмент кото
    ?

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:16

    Кото
    японский щипковый музыкальный инструмент.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:16

    Кото
    музыкальный инструмент.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:18

    Romantic Collection
    Number 5(инструментал)(КоТ)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:43

    Японская музыка (инструменты: кото и сякухачи)
    Колыбельная для Луны

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:53

    Beats by Soul-Z
    26.07.10 (Кото, национальный японский инструмент)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    31:52

    ВИСИНЕ2016-04-08Radio Beograd 2.
    У јапанској музици цитра кото се користи већ више од 12 векова, као солистички инструмент и инструме

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:56

    Японский инструмент
    звуки кото

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:27

    Dzen
    Сякухати — традиционная японская флейта, Кото — традиционный японский 13-струнный инструмент, Сямисэ

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:51

    РЖБ
    Коты В Китайских Носках (инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:34

    Неизвестен
    Народные инструменты(ситара, дульчимер, банжо,шамисен, кото, калимба, бадж, фиддл, шанаи

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:52

    Из к/ф «Чёрная кошка, белый кот».
    Странный инструментал

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:26

    РЖБ
    Я — Кот (инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:25

    Тема из к/ф «Выше Радуги»
    Кот в мешке (инструментал 2)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:44

    Тема из к/ф «Выше Радуги»
    Кот в мешке (инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:11

    Корнет_С_А — на всех инструментах
    про кота

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:12

    к/ф «Выше радуги»
    Кот в мешке(инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:56

    Музыка мира (Bashkiria)
    Курай котом / Духовой инструмент

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:01

    СниФФ и Камышевый Кот
    Безумная ночь (Инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:03

    Митя Кот
    Белым снегом (инструментал, песня Народная, сл.: Варшавский Г., муз.: Родыгин Е.)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:32

    78~KMKM
    Вальс Квантового Кота (инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:26

    РЖБ и Наум Блик
    Я — Кот (Инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:13

    Митя Кот
    А зима будет большая (Ю.Визбор)/ инструментал

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:33

    Сказочки-шумелки.Е.Железнова
    Как кот хозяйничал (+ без инструментов)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:43

    Котовария
    06 Кот на службе силы зла (Инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:16

    犬。。Инструментальный ансамбль Зуми Кай
    Традиционные композиции для кото — японской арфы, флейты сякухачи и других национальных инструментов

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:16

    Зуми Кай
    Традиционные композиции для кото — японской арфы, флейты сякухачи и других национальных инструментов

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:32

    А.Кот
    Инструментал 31-12-2011

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:15

    Genesis
    After the Ordeal — (очень стильный и красивый инструментал, ностальгия по тем самым Дженесис …кото

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:51

    Котовария
    04 Выпьем за котов (Инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:30

    Сказочки-шумелки.Е.Железнова
    Как кот хозяйничал(+ с инструментами)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:37

    Артём Devil Котов
    Моя сила(Инструментал)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:26

    РЖБ
    Я — Кот (инструментал)

1

Основные сведения


Сямисэн, также называемый санген (в переводе с японского — «три струны») — японский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с помощью которого японские сказители или певцы аккомпанировали себе во время представления. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото. Относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструменты и плектры гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Устройство


Корпус кото (средняя длина около 180 см, ширина — 24 см) изготовляется из древесины павлонии. В плоской нижней деке вырезаны два вытянутых, слегка изогнутых резонаторных отверстия. Верхняя же дека, выдалбливаемая из целого куска дерева, имеет сводчатую форму. От ее параболической окружности зависят музыкально-акустические свойства инструмента.

Традиционно струны кото (их обычное число-13) были шелковые, в настоящее же время — синтетические. Они подпираются костяными съемными подставками — рогульками, которые могут передвигаться, обеспечивая различные настройки (в том числе и в процессе исполнения).

Звук извлекается с помощью так называемых ногтей-медиаторов цумэ — особых плекторов из слоновой кости, надеваемых на 1-ый, 2-й и 3-й пальцы правой руки. Нажимом пальцев левой руки на струны достигается богатое тембро-артикуляционное и высотное преобразование звука.

Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

Традиционное кантеле


К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово «кантеле» заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов «канси» – крышка, «канта» – носить или «канто» – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – «kanteleh», «kantelevo», «kandalla». Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.

Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: «Кантеле – инструмент с повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента».

Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h1 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями.

Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются «щечки», между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению.

В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что «…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

English[edit]

English Wikipedia has an article on:koto

Wikipedia

Nounedit

koto (plural )

  1. (music) A Japanese stringed instrument having numerous strings, usually seven or thirteen, that are stretched over a convex wooden sounding board and are plucked with three plectra, worn on the thumb, index finger, and middle finger

    1962, Philip K. Dick, The Man in the High Castle, in Four Novels of the 1960s, Library of America 2007, p. 94:
    Seated on the soft carpet with their drinks, they listened to a recording of koto, Japanese thirteen-string harp.

    of one hand.

Translationsedit

a Japanese stringed instrument

  • Arabic: please add this translation if you can
  • Chinese:
    Mandarin: , (rìběnzhēng)
  • Esperanto: kotoo
  • Finnish:  (fi)
  • German: Koto (de) f or n
  • Hindi: please add this translation if you can
  • Japanese:  (ja) (koto)
  • Korean: please add this translation if you can
  • Persian: please add this translation if you can
  • Portuguese:  (pt) m,  (pt) m
  • Russian:  (ru) m (kóto)
  • Thai: please add this translation if you can
  • Vietnamese: please add this translation if you can

Koot, Otok, toko, toko-, took

Известные исполнители

United States:

Daniel Berkman
David Gilden
William Parker
Justin Perkins
Kane Mathis

United Kingdom:

Tunde Jegede
Maya Jobarteh (female kora player)
Seckou Keita

Guinea:

Tasana Camara
N’Faly Kouyate

Senegal:

Ablaye Cissoko
Kauoding Cissoko
Djimo Kouyate (1946-2004)
Toumany Kouyate
Youssoupha Sebide

Mali:

Djibril Diabat?
Mamadou Diabat?
Sidiki Diabat?
Toumani Diabat?
Kandia Kouyat?
Moussa Kouyate)
Balla Tounkara

Gambia:

Bai Konte
Jaliba Kuyateh
Alagi Mbye
Lamin Saho
Foday Musa Suso, recorded with Herbie Hancock
Jali Nyama Suso
Mamadou Susso
Papa Susso
Surahata Susso

Australia:

Martin Tucker

France:

Yann Encre (as Thee Stranded Horse, Isle of Sark)

Сямисен

Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин (яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов

В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку

Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу (常磐津), дзиута (地唄) и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури (浄瑠璃). Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута – почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута (長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.

Внешний вид

Касиваба на кото

Кото состоит из 180—190-сантиметровой деки шириной около 24 см. Традиционно деку сравнивают с драконом, лежащим на побережье. Составные его части называются «панцирь дракона» (верх), «живот дракона» (яп. 竜腹 рю:хара, дно), «взморье» (яп. 磯 исо, бока) и так далее.

Дека кото (яп. 竜甲 рю:ко:) состоит из двух кусков дерева павловнии: толстого верхнего и более тонкого нижнего. В верхнем проделано два отверстия (яп. 丸口 марукути) для резонирования и для упрощения смены струн; их форма зависит от разновидности кото (к примеру, в кото Ямады отверстия овальные). На верхней поверхности деки находятся струны; обычно их 13. Исторически струны делали из шёлка, на современных кото струны обычно нейлоновые и полиэфирно-вискозные. 1—10 струны именуются по порядковому номеру, 11-я — «то», 12-я — «и», 13-я — «кин». Названия последних трёх струн — остатки более старой системы именования, содержащей названия восьми конфуцианских добродетелей:

  1. человеколюбие (яп. 仁 дзин),
  2. мудрость (яп. 智 ти),
  3. церемония (яп. 礼 рэй),
  4. долг (яп. 義 ги),
  5. искренность (яп. 信 син),
  6. письменность (яп. 文 бун),
  7. военное мастерство (яп. 武 бу),
  8. элегантность (яп. 翡 хи),
  9. преуспеть (яп. 闌 ран),
  10. вести дело (яп. 商 сё:),
  11. созвездие Ковш (яп. 斗 то),
  12. творить (яп. 為 и),
  13. платок (яп. 巾 кин).

Украшать кото не принято, традиционно считается, что красота этого инструмента определяется по виду древесины и мастерству резчика. Единственные места на корпусе с декоративными элементами — находящийся по правую руку исполнителя край (яп. 竜尾 рю:би, хвост дракона), где находится орнамент касиваба (яп. 柏葉) и съёмный кусочек украшенной ткани огирэ (яп. 尾布); а также брусы для фиксирования струн, на которые наклеивали полоски слоновой кости. Изнутри кото украшен выгравированными узорами (яп. 綾杉 аясуги), призванными улучшить звук инструмента.

История кото

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку. Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения.

Как в эпоху средневековья, так и в новое время культура кото связана преимущественно с ансамблевым музицированием. Особое место здесь занимает жанр кумиута — пение в сопровождении кото, имеющее широкую функциональную ориентированность. Используется кото и в ансамбле с традиционными японскими инструментами сями-сэн (тип лютни), сякухати (бамбуковая продольная флейта) и др. Распространены ансамбли из двух, трех и более (вплоть до нескольких десятков) кото.

С течением времени сложились традиции сольного исполнительства на японской цитре. Существует гипотеза, что они бытовали еще в эпоху Хэйан (IX – ХI вв.). Однако в основном эти традиции известны с ХVII века и прежде всего связываются с именем великого Яцухаси Кэнгё (1614-1685). Данмоно — крупные циклические пьесы — основополагающий сольный жанр музыки для кото. Наиболее известные из них – «Рокудан» и «Мидаре» — и сейчас составляют неизменную и важнейшую часть репертуара профессионального исполнителя на кото. По традиции авторство этих пьес приписывается именно Яцухаси Кэнгё.

Происхождение

Сямисэн в своём первородном виде зародился в глубинах Западной Азии, оттуда попал в Китай (XIII в.), где получил название «саньсянь», затем перебрался на о-ва Рюкю (современная Окинава) и только оттуда попал в Японию. Это событие весьма чётко обозначено в истории – в отличие от времени появления других музыкальных инструментов – и датируется 1562 годом.

Предшественник сямисена – сансин, на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента санцзянь, эволюционировавшего из центральноазиатских инструментов.

Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.

В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку

Наибольшее распространение сямисэн получил в эпоху Токугава, а навык игры на нём входил в обязательную программу подготовки майко – учениц гейш. Именно поэтому «весёлые кварталы» нередко называли «кварталами, где не умолкает сямисэн».

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Школы

Цукуси-гото

Первая появившаяся школа сольного кото — Цукуси-гото (яп. 筑紫箏), названная по имени древнего княжества на северо-западе Кюсю. Её основатель — буддийский священник . Он вдохновлялся несколькими различными традициями: во-первых, в его время (XVI—XVII века) аристократия проводила время за поэтической импровизацией под музыку гагаку, особенно часто — под вариации на мелодию Этэнраку; во-вторых, Кэндзюн также заимствовал из традиции «народной музыки» (яп. 俗曲 дзоккёку) и, возможно, из музыки для цисяньцина. Он сочинил 10 песенных циклов, которые до сих пор составляют основу репертуара школы.

Ввиду строгих ограничений, запрещавших слепым профессиональным музыкантам и женщинам обучаться в школе, а также создавать новые стили и произведения, цукуси-гото резко потеряло популярность после начала модернизации Японии. В XXI веке со смертью последних профессиональных исполнителей и утерей значительного количества нот эта школа считается почти исчезнувшей.

Яцухаси-рю

Яцухаси-рю (яп. 八橋流箏 яцухасирю:) была основана в середине XVII века слепым мастером сямисэна из Эдо по имени Дзёхидэ (яп. 城秀 дзё:хидэ, позже взял псевдоним ). Игре на кото его обучил музыкант школы Цукуси-гото по имени Хосуй (яп. 法水 хо:суй), ученик Кэндзюна; однако Дзёхидэ превзошёл своего учителя и обычно считается основателем современной музыки кото. Главное нововведение Яцухаси — создание 13 песенных циклов и введение популярного строя , что позволило кото отдалиться от аристократии и привело к притоку профессиональных музыкантов.

Основной репертуар Яцухаси-рю состоит из песенных циклов Яцухаси, одного цикла его ученика Китадзимы, а также два даммоно — Кудан (яп. 九段) и Риндзэцу (яп. 輪舌); последние два стали основой самых известных произведений для кото: Рокудан но сирабэ (яп. 六段の調) и Мидарэ-риндзэцу (яп. 乱輪舌).

Ещё в период Эдо Яцухаси-рю начала стагнировать ввиду запретов и ограничений, аналогично Цукуси-гото, однако продолжает существовать и поныне.

Икута-рю

Внешние аудиофайлы
Хару-но уми
(Произведение для кото и сякухати авторства Митио Мияги, мастера школы Икута-рю, партию кото исполняет сам Мияги)

Подъём класса торговцев в период Гэнроку (1688—1704) вызвал значительные изменения в искусстве: становится крайне популярным недавно завезённый с Окинавы сямисэн, аристократические школы Цукуси-рю и Яцухаси-рю перестают отвечать настроениям публики. В 1695 году в столице — Киото — возникает школа Икута-рю, основанная Икутой Кэнгё (яп. 生田検校). Икута ввёл кото в кансайский изначально жанр дзиута, начав комбинировать аккомпанемент кото с солирующим сямисэном, чем позволил музыке для кото начать бурное развитие. Постепенно партии кото и сямисэна перестали зависеть друг от друга в дзиута, кото стало более независимым.

В середине XIX века некоторые композиторы попытались возродить традиционную музыку для кото, в частности, забытый широкой публикой жанр кумиута (яп. 組歌), который уже использовался школой Икута-рю. Считается, что это вызвало окончательную фиксацию произведений жанров даммоно и кумиута; особо отмечается вклад композитора Китадзимы Кэнгё (яп. 北島検校 китадзима кэнгё:, ? — 1690).

Ямада-рю

Школа Икута-рю не получила распространения в Эдо, вместо этого в конце XVIII века слепой музыкант Ямада Кэнгё (яп. 山田検校 ямада кэнгё:) основал собственную школу Ямада-рю. Аналогично Икуте, Ямада использовал в музыке для кото особенности сямисэна (однако он черпал вдохновение в других жанрах, а также сделал роль кото первостепенной). Репертуар этой школы весьма богат и включает не только жанры кумиута и даммоно, но также сакуута, тэготомоно и син-сокёку, дзёруримоно и переложения произведений для сямисэна Като-буси (яп. 河東節 като:буси) и .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector