Литавры

Ксилофон

Ксилофон — это набор деревянных брусочков различных размеров, которые соответствуют звукам, разным по высоте. Брусочки делают из палисандра, ели, ореха, клена. Их помещают параллельно в 4 ряда, следуя порядку хроматической гаммы. Эти брусочки крепятся на прочных шнурках, а также разделяются пружинками. Сквозь отверстия, сделанные в брусочках, проходит шнур. Ксилофон для игры раскладывают на столике на резиновых долевых прокладках, которые располагаются вдоль шнуров этого инструмента. На нем играют двумя деревянными палочками, имеющими утолщение на конце. Этот инструмент используют для игры в оркестре или для сольной игры.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

А. Струны


1. скрипка 2. альт 3. виолончель 4. бас
5. (акустическая) гитара 6. гавайская гитара 7. электрогитара 8. банджо 9. мандолина10. арфа

Укусы

1.bow 2.violin 3.viola 4. (Двойной) бас 5.cello 6.piano

Б. деревянные духовые

11. пикколо 12. флейта 13. кларнет 14. гобой
15. рекордер 16. саксофон 17. фагот

духовые инструменты

11.flute 12.piccolo 13.oboe 14.recorder 15.clarinet 16.saxophone 17. фагот

пикколо, флейта, гобой, английский рожок, кларнет, бас-кларнет, фагот, двойной

C. Брасс


18. труба 19. тромбон 20. Валторна 21. туба

Латунь

7. Валторна 8.tuba 9.trumpet 10.trombone

Латунь

труба, тромбон, валторна, туба

D. перкуссия

22. Барабан 23. Kettledrum 24. бонги
25. конга (барабан) 26. тарелки 27. ксилофон

перкуссия

18.xylophone 19.drum set 20.cymbal 21.drum

перкуссия

литавра, гонг, бонго, малый барабан, тарелки, бубен, триггл, маракасы

F. Другие инструменты


32. баян 33. губная гармоника

Другие инструменты

22.accordion 23.harmonica

Рок музыка

24. микрофон / микрофон 25. (электрическая) гитара 26. (бас-гитара
27.keybord 28.anplifier

вибрафон, саксофон

ОРКЕСТР

Духовые инструменты: флейта, перкуссия, литавры. Латунь: валторна,
скрипка, арфа, фортепиано, струнные, дирижер

Классификация ударных инструментов

Ударные инструменты — древнейший вид музыкальных инструментов, первый доступный человечеству. Многообразие форм и звучания позволяет делить их на группы по разным критериям.

По звуковысотности:

  • С определенной высотой звука. Т. е. инструменты, у которых можно точно определить звучащую ноту. К ним относятся, например, ксилофон, металлофон, колокольчики.
  • С неопределенной высотой звука. Точную высоту звука зафиксировать нельзя. К таким инструментам относятся большой и малый барабаны, тарелки, бубен, там-там.

По звукообразованию:

  • Мембранофоны. Инструменты, звук которых получается благодаря натянутой пластиковой или кожаной мембране. Бубен, барабаны, например, относятся именно к этой группе.
  • Идиофоны. Звук издает все тело инструмента. Такими, например, являются треугольник, ксилофон, маримба.

Идиофоны делятся на:

  • Металлические: металлофоны, треугольники, колокольчики.
  • Деревянные: ксилофоны, коробочка.

Удивительно, но к ударным инструментам относится и фортепиано. Ведь в основе звукоизвлечения этого инструмента является удар молоточками по струнам, следовательно, столь распространенный инструмент является ударным.

Что такое литавры с точки зрения классификации? Ответ удивит многих. Инструмент литавра является мембранофоном с определенной высотой звука. Это однозначно развеивает миф о схожести инструмента с тарелками, а также показывает бессмысленность выражения «звон литавр», оно устарело (изначально звон не обязательно ассоциировался с металлом). Сейчас же звенеть может металлический идиофон, но никак не литавры.

Древние корни происхождения

Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Барабаны, похожие на котлы встречались и в Месопотамии. «Луна Педженга» — древний бронзовый барабан больших размеров 1,86 метров в высоту и 1,6 в диаметре, можно считать предшественником литавр. Возраст инструмента составляет около 2300 лет.

Считается, что прародителями литавр являются аравийские нагары. Они представляли собой небольшие барабаны, которые использовались во время военных церемоний. Нагары имели диаметр чуть больше 20 см и подвешивались к поясу. В 13 веке этот древнейший инструмент попал в Европу. Предполагается, что его привезли крестоносцы или сарацины.

В Средние века в Европе литавры внешне стали походить на современные, применялись военными, их использовали для управления кавалерией во время боевых действий. В книге «Устройство музыки» Препоториуса, датированной 1619 годом, упоминается этот инструмент под названием «ungeheure Rumpelfasser».

Происходили изменения во внешнем виде литавр. Мембрана, затягивающая одну из сторон корпуса, вначале делалась из кожи, затем стала использоваться пластмасса. Мембрана фиксировалась обручем с винтами, с помощью которых выполнялась настройка инструмента. Инструмент дополнили педалями, нажатием на них давало возможность перестраивать литавры. Во время игры использовали стержни, изготовленные из дерева, тростника, металла с наконечниками, имеющими круглую форму и обтянутые специальным материалом. Кроме этого для наконечников палочек может использоваться дерево, войлок, кожа. Существует немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котел стоит справа, в американском варианте наоборот.

Литавры в истории музыки

Жан–Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввел литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2-4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.

Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.
Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирева, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.

Симфония №103 Йозефа Гайдна

Тремоло литавр напоминает раскаты грома. Как правило, звучание ассоциируется с тревогой, которая часто возникает во время грозы.

Одно из самых известных произведений, начинающихся со звучания литавр — лондонская симфония с тремоло литавр Й. Гайдна.

Гениальный композитор, отец симфонии (Й. Гайдн «рекордсмен» в данном жанре. Он написал 104 симфонии, а также именно в творчестве венского классика сформировался этот жанр) создал это гениально произведение, которое выражает глубокий философский смысл.

Тремоло литавр, а также вступление в нижнем регистре олицетворяют мрачное начало жизни человека. Ведь вряд ли у кого-то может быть абсолютно безоблачная, мирная жизнь. Но уже в самом начале симфонии заложена ее идея: каким бы ни был конфликт, его необходимо отстранить, что и происходит с появлением главной партии.

Часть I

Вторая часть симфонии раскрывает идею несколько иначе: она показывает, что жизнь прекрасна в своем многообразии. И, написанная в форме двойных вариаций, в процессе которых загадочная, мрачная и торжественная темы сближаются, она яркое тому подтверждение. Особенно, если учесть, что темы написаны на одной народной основе.

Часть II

Третья часть раскрывает еще одну удивительную грань оптимистического мировоззрения. Неуклюжий, шуточный менуэт показывает, что ко многим ситуациям в жизни можно отнестись с юмором.

Финал симфонии, торжественный и жизнеутверждающий, подводит итог. Он подтверждает, что оптимизм должен восторжествовать, и только по таким принципам нужно жить. Это, безусловно, достойное завершение симфонии с тремоло литавр.

Подведем итог, что такое литавры? Итак, это удивительный инструмент. Он обладает определенной высотой звука, которая создается, благодаря натянутой на чашу мембрану. Он обязательно входит в состав симфонического оркестра, расширяя его возможности для создания уникальных образов.

Устройство литавр

Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди, а иногда из серебра, алюминия или даже стекловолокна. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, диаметр которого варьирует от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.

На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы. Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы.

Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая — более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.

Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

Классификация ударных инструментов

Ударные инструменты — древнейший вид музыкальных инструментов, первый доступный человечеству. Многообразие форм и звучания позволяет делить их на группы по разным критериям.

По звуковысотности:

  • С определенной высотой звука. Т. е. инструменты, у которых можно точно определить звучащую ноту. К ним относятся, например, ксилофон, металлофон, колокольчики.
  • С неопределенной высотой звука. Точную высоту звука зафиксировать нельзя. К таким инструментам относятся большой и малый барабаны, тарелки, бубен, там-там.

По звукообразованию:

  • Мембранофоны. Инструменты, звук которых получается благодаря натянутой пластиковой или кожаной мембране. Бубен, барабаны, например, относятся именно к этой группе.
  • Идиофоны. Звук издает все тело инструмента. Такими, например, являются треугольник, ксилофон, маримба.

Идиофоны делятся на:

  • Металлические: металлофоны, треугольники, колокольчики.
  • Деревянные: ксилофоны, коробочка.

Удивительно, но к ударным инструментам относится и фортепиано. Ведь в основе звукоизвлечения этого инструмента является удар молоточками по струнам, следовательно, столь распространенный инструмент является ударным.

Что такое литавры с точки зрения классификации? Ответ удивит многих. Инструмент литавра является мембранофоном с определенной высотой звука. Это однозначно развеивает миф о схожести инструмента с тарелками, а также показывает бессмысленность выражения «звон литавр», оно устарело (изначально звон не обязательно ассоциировался с металлом). Сейчас же звенеть может металлический идиофон, но никак не литавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector