Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку
Содержание:
Новости
30
мая
Уважаемые друзья!
От лица администрации, всех преподавателей и концертмейстеров школы, хотим сердечно поздравить выпускников с окончанием обучения!
Вы прошли большой путь, и, мы надеемся, вам было так же приятно идти по нему, как и нам. Мы рады видеть, что из маленьких талантливых ребят мы сумели вырастить прекрасных музыкантов, художников, актёров и танцоров, многие из которых решили и дальше идти по пути творчества, и связать свою жизнь с музыкой и творчеством.
Это бесконечно радует, ведь главная цель нашей работы: показать вам восхитительный мир искусства и привить любовь к прекрасному. И, раз вы уже выпускники, значит нам это удалось.
Мы желаем вам, дорогие друзья, доброго творческого пути и бесконечного вдохновения. Искренне надеемся, что ещё не раз увидим вас в школе, и, возможно, когда-нибудь снова сыграем с вами на одной сцене. Двери ДШИ имени Ю.С.Саульского для всех вас всегда будут открыты!
С любовью и уважением, коллектив ДШИ имени Ю.С.Саульского.
С сожалением хотим сообщить вам, что в связи со сложившейся ситуацией, выдача свидетельств об окончании школы планируется в конце августа-начале сентября. Даты выдачи будут сообщены вам через преподавателей
Следите за обновлениями информации на нашем сайте.
29
мая
Вниманию поступающих!
Сообщаем, что даты приёма перенесены на август 2020 года!
Запись на портале mos.ru продолжается, уже подтвержденные записи действительны, и будут действительны до момента проведения индивидуального отбора детей.
Обращаем ваше внимание на обновлённый график проведения индивидуального отбора поступающих: нажмите на новость для перехода к тексту
Духовой оркестр
Основная статья: Духовой оркестр
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты, ведущую роль в духовом оркестре среди медных духовых инструментов имеют широкомензурные медные духовые инструменты группы флюгельгорнов — сопрано-флюгельгорны, корнеты, альтгорны, теноргорны, баритон-эуфониумы, басовая и контрабасовая тубы, (примеч. в симфоническом оркестре используется только одна контрабасовая туба). На их основу накладываются партии узкомензурных медных духовых инструментов трубы, валторны, тромбоны. Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы. В больших духовых оркестрах деревянные инструменты многократно удваиваются (наподобие струнных в симфоническом оркестре), используются разновидности (особенно малые флейты и кларнеты, английский рожок, альт и бас-кларнет, иногда контрабас-кларнет и контрафагот, довольно редко используются альтовая флейта и амургобой). Деревянная группа делится на две подгруппы, подобные двум подгруппам медных духовых: кларнетно-саксофоновую (яркие по звуку одноязычковые инструменты — их немного больше по количеству) и группу флейт, гобоев и фаготов (более слабых по звуку, чем кларнеты, двухъязычковые и свистковые инструменты). Группа валторн, труб и тромбонов часто делится на ансамбли, используются видовые трубы (малая, редко альтовая и басовая) и тромбоны (бас). В таких оркестрах имеется большая группа ударных, основу которых составляют все те же литавры и «янычарская группа» малый, цилиндрический и большой барабаны, тарелки, треугольник, а также бубен, кастаньеты и там-там. Возможны клавишные инструменты — фортепиано, клавесин, синтезатор (или орган) и арфы. Большой духовой оркестр может играть не только марши и вальсы, но и увертюры, концерты, оперные арии и даже симфонии. Гигантские сводные духовые оркестры на парадах на самом деле основаны на удвоении всех инструментов и их состав очень беден. Это всего лишь многократно увеличенные малые духовые оркестры без гобоев, фаготов и с малым количеством саксофонов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки, а также популярных танцев европейского происхождения (так называемая садовая музыка) — вальсов, полек, мазурок. В последнее время духовые оркестры садовой музыки изменяют состав сливаясь с оркестрами других жанров. Так при исполнении креольских танцев — танго, фокстрота, блюзового джайва, румбы, сальсы привлекаются элементы джаза: вместо янычарской группы ударных, джазовый набор ударных (1 исполнитель) и ряд афрокреольских инструментов (см. джазовый оркестр). В таких случаях всё чаще используются клавишные инструменты (рояль, орган) и арфа.
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).
1. Флейта — деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.
2. Гобой — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, геккельфон.
3. Кларнет — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.
4. Фагот — деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот.
5. Труба — духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.
6. Валторна — духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.
7. Тромбон — духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.
8. Туба — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.
Соединение группы саксофонов с медными духовыми
Проведение темы группой саксофонов может сопровождаться медными духовыми в сочетании различного порядка.
Группу саксофонов сопровождает вся медная группа (без сурдин). Здесь возникают вопросы, связанные со слиянием тембров инструментов в различных их регистрах.
Для того чтобы получить достаточно ровно звучащий многоголосный аккорд, при условии сохранения преимущества мелодического голоса (саксофон-альт I), инструменты групп соединяются таким образом, чтобы трубы I и II играли в их среднем и низком регистре (менее звучном). Тогда саксофоны в аккорде тесного расположения будут выделяться как ведущая группа достаточно рельефно. Однако тембр трубы никогда полностью не сливается с тембром саксофонов. Партия верхнего голоса группы медных (труба I) в какой-то степени прослушивается, поэтому она должна развиваться плавно и иметь, по возможности, логически осмысленную мелодическую линию, без угловатых, неловких переходов. Когда труба в соединении с группами других инструментов является второстепенным голосом, необходимо учитывать природу инструмента и не допускать в партии трубы появления нот ее звучного регистра, примерно не выше си по реальному звучанию (см. пример 72).
Тема в группе саксофонов — медные превышают тесситуру игры саксофонов. При таком соединении не следует пользоваться верхним регистром медных, так как в этих случаях, вследствие преобладания более звучных, но второстепенных голосов (трубы) заглушается тема.
Тема в группе саксофонов, в аккордовом изложении, в унисон и в октаву может сопровождаться аккордами и унисонами медных по всему объему оркестра в виде педали, полифонических пластов, «вспомогательного материала». При этом необходимо соблюдать главное условие: ритмическое строение партии всей группы медных по своей структуре должно отличаться от ритмического строения мелодии, проходящей в группе саксофонов. Чем самостоятельнее и свободнее партия группы медных, тем разнообразнее и интереснее звучит инструментовка. Совпадение ударений в группе саксофонов (мелодия) с группой медных (сопровождение) на протяжении даже небольшого отрезка приводит в некоторых случаях, как уже говорилось, к искажению мелодии, обедняет фактуру оркестра, сковывает свободное движение групп:
В примере 73 а неправильное наложение аккорда медных на аккорды саксофонов привело к тому, что контуры мелодии как бы сместились на терцию вверх: труба I оказалась выше и звучнее мелодического голоса (саксофон I) группы саксофонов, кроме того, в двух последних тактах произошло точное совпадение (по вертикали) движения обеих групп.
В примере 73 б при том же строении партии саксофонов медная группа свободно движется аккордами, образуя имитации, а в момент остановки мелодии продолжает развивать линию своего движения. Прием инструментовки, подобный этому, является типично джазовым, находящим применение и в наших эстрадных оркестрах.
В примере 73 в тема у саксофонов в октаву сопровождается короткими репликами медных типа вспомогательного материала.
Пример 73 г представляет один из случаев соединения группы саксофонов с медными, играющими вспомогательный материал в октаву. Удвоение одного из голосов группы медных желательно проводить в соответствии с регистром. Труба II всегда усиливает тот голос, который при данных условиях нуждается в поддержке, например: звуки низкого регистра трубы I (нижний участок 1-й октавы), звучащие слабее, или тромбон октавой ниже (нижний участок малой октавы) следует усилить удвоением их трубой II в унисон.
Состав
Духовой оркестр, включающий деревянные духовые наряду с медными
Духовой оркестр состоит из четырёх групп — основной группы, группы характерных медных инструментов, группы деревянных и группы ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют широкомензурные духовые инструменты конического канала: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу медных инструментов составляют обычные и для симфонических оркестров инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны и валторны. Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы. В начале XIX века под влиянием «янычарской музыки» в духовых оркестрах появились некоторые ударные музыкальные инструменты, прежде всего большой барабан и тарелки, дающие оркестру ритмическую основу. В современном духовом оркестре группа ударных обширна. Помимо симфонических инструментов (литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, маримба, ксилофон, треугольник, бубен, гонг) используются джазовые и латиноамериканские ударные (ритм-тарелки, конго и бонго, вибрафон, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.), что связано с появлением неакадемических сочинений в репертуаре духовых оркестров. Из гармонических (многоголосных) инструментов раньше всех стала использоваться арфа, а в 20 веке и рояль. Сейчас иногда используются другие клавишные инструменты (например, челеста или синтезатор), и даже аккордеон. Также в составе духового оркестра может присутствовать струнный контрабас и гитара во всех её разновидностях (акустическая, электрическая, басовая).
Как правило, составы духовых оркестров изменчивы в отличие от симфонического оркестра, но некоторая унификация здесь есть.
Камерный (Садовый) духовой оркестр имеет 25—30 человек: флюгельгорн, 2 корнета, альтгорн, 2 теноргорна, баритон-эуфониум, басовую и контрабасовую тубы (8), 4 валторны, 2 трубы (6), 3 кларнета, бас-кларнет, альт и тенор саксофоны (6), 2 флейты, 1 гобой, 1 фагот (4), 3 ударника и аккордеон (редко арфу, которая на улице не используется из-за размеров).
Малый духовой оркестр — 40—50 человек: 2 флюгельгорна (4 пульта), 2 корнета, 2 альтгорна, 2 теноргорна (4 пульта), 2 баритон-эуфониума, 2 тубы (бас и контрабас), 4 валторны, 3—4 трубы, 3—4 тромбона (4 басовый), 7—8 кларнетов, бас-кларнет, 4 саксофона (сопрано, альт, тенор и баритон), 2 флейты, 2 малых флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 фагота, 5—7 ударников, арфа, рояль.
Большой духовой оркестр — 70—100 человек: 2 малых флюгельгорна, 2 флюгельгорна (4 пульта), 2 корнета (4), 2 альтгорна (4), 2 теноргорна (4 пульта), 2 баритона, 2 тубы (бас и контрабас — 4 пульта), 8 валторн, 5—6 труб (включая малую и альтовую), 4—6 тромбонов (6 контрабасовый, 5 басовый, 1 альтовый, 3 играет и на басовой трубе), 12 кларнетов, 2 малых кларнета, 2 альтовых кларнета, бас-кларнет (иногда 2), изредка контрабас-кларнет, 6 саксофонов (сопрано, 2 альта, 2 тенора, баритон), 4-6 флейты (4 — альтовая), 2 малых флейты, 3—5 гобоя (3 — гобой-д`амур), английский рожок, 4 фагота, контрафагот, 10—12 ударников, 4 арфы, 3 клавишника. В такой состав изредка входят басовая флейта, малый и басовый гобои, кларнеты разных строев.
Симфонический оркестр
Симфонический оркестр и хор
Основная статья: Симфонический оркестр
Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты. Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр — это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца XVIII — начала XIX века или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу тромбоны с тубой и может иметь любой состав. Число деревянных духовых инструментов (флейт, гобоев, кларнетов и фаготов) может доходить до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включать их разновидности (малая и альтовая флейты, гобой д’амур и английский рожок, малый, альтовый и бас-кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и вагнеровские (валторновые) тубы), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3—5 тромбонов (теноровых и басовых) и тубу. Иногда используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Возможно огромное разнообразие ударных инструментов (основу группы ударных составляют литавры, малый и большой барабаны, тарелки, треугольник, тамтам и колокольчики). Нередко используются арфа, фортепиано, клавесин, орган.
Большой симфонический оркестр насчитывает около ста музыкантов.
Соединение скрипок, аккордеона и гитары с другими инструментами оркестра
Как уже указывалось, в небольших эстрадных оркестрах нельзя говорить о скрипках как о самостоятельной оркестровой группе. В соединении с другими инструментами оркестра скрипки не образуют ни слитных аккордов, ни более или менее уравновешенных звучностей. При исполнении на скрипках сольных партий в виде проведения темы, подголосков и т. д. необходимо соблюдать точность в соотношении силы звука, тембра и регистров между скрипками и другими инструментами оркестра.
Некоторым образом можно искусственно добиться получения эффекта звучания хора скрипок, дополняя недостающие голоса в многозвучном аккорде аккордеоном. Скрипки играют верхние звуки, а аккордеон нижние. При этом аккордеон включает одну планку (без «розлива»). Наиболее удачное сочетание скрипок с аккордеоном возможно в верхнем регистре 2-й октавы и выше:
Аккордеон, обладающий сравнительно большой силой звука, возможностью разнообразной нюансировки, регистровым механизмом, значительно меняющим тембр инструмента, может дать ряд довольно слитных сочетаний в соединении с кларнетами и засурдиненными медными. В соединении с кларнетами рекомендуется выключить «розливную» планку. При соединении с медными, играющими con sordino, тембр аккордеона с «розливом» сочетается хорошо. Характерный звук аккордеона, играющего соло, при всех полностью включенных регистрах достаточно отчетливо прослушивается на фоне педали группы саксофонов и даже педали медных.
Электрогитара образует ряд интересных созвучий в соединении с кларнетами, аккордеоном, роялем и даже с саксофонами и медными. В конструкциях современных усилителей для электрогитары предусматриваются специальные регуляторы тембра, дающие возможность приблизить окраску звука гитары к тембру инструмента, с которым она в данный момент сочетается.
Работая с оркестрами на практике, каждый инструментатор сможет убедиться в том, что указанные авторами примеры и случаи соединения групп и отдельных инструментов далеко не исчерпывают всех средств и возможностей эстрадного оркестра данного состава.