Краткий словарь итальянских терминов

Пояснения композитора к произведению

Приводим здесь краткий словарь наиболее употребляемых итальянских музыкальных терминов. Теперь можно легко найти, что значит apassionato (апассионато) или что такое moderato (модерато).

Adagio – адажио – медленно, спокойно

Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно

Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно

Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно

Allegro – аллегро – весело, быстро

Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро

Animato — анимато – воодушевленно, оживленно

Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу

Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте



Appassionato – аппасьонатто — страстно

Assai – ассаи — достаточно, довольно

A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум

A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)

Accelerando – аччелерандо – ускоряя

Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость

Cantabile – кантабиле — певуче

Cantando – кантандо – певуче

Cappricciozo — капприччьозо – капризно

Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью

Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением

Con brio – кон брио – с жаром

Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко

Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко

Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением

Con forza – кон форца – с силой

Con moto – кон мото – подвижно

Con passion – кон пассьёне – со страстью

Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)

Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука

Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»

Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания

Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания

Dolce – дольче – мягко, нежно

Doloroso – долорозо – грустно, жалобно

Energico – энерджико – энергично

Espressivo – эспрессиво – выразительно

Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)

Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно

Grazioso – грацьёзо – грациозно

Grave – граве – важно, тяжеловесно

Largo – лярго – широко; весьма медленный темп

Legato – легато – плавно, связно (подробнее)

Lento – ленто – медленно

Leggiero – леджьеро – легко

Lugubre – люгубре – мрачно

Maestoso – маестозо – торжественно, величаво

Marcato – маркато – подчеркивая

Marciale – марчиале – маршеобразно

Mezza voze – мецца воче – вполголоса

Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)

Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)

Misteriozo –мистерьёзо – таинственно

Moderato – модерато – умеренно

Molto –мольто – весьма, очень много

Non – нон – не

Non troppo – нон тропо – не слишком

Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)

Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)

Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно

Presto – престо – быстро

Ritenuto – ритенуто – замедляя движение

Rizoluto – ризолюто – решительно

Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)

Semplice – семпличе – просто

Sempre – семпре – всегда, постоянно

Simile – симиле – подобно (предыдущему)

Shcerzando – скерцандо – шутливо

Scherzoso – скерцозо – шутливо

Smorzando – сморцандо – замирая

Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша

Sotto voce – сотто воче – вполголоса

Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно

Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)

Tranquillo – транквилло – спокойно

Tranquillamente –транквилляменте — спокойно

Vivace – виваче – скоро, живо

Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

Новости музыкального софта

  • 04 февраля, 2019

    Synth One от компании AudioKit получил высокую оценку для iPad-версии не только из-за превосходного звучания. Этот бесплатный гибридный аналоговый/FM…

  • Digital Performer 10 от MOTU идут по пути Ableton
    04 февраля, 2019

    Digital Performer от MOTU всегда была одной из «традиционных» рабочих станций, которая работает в классическом стиле линейной аранжировки….

  • Instant Phaser Mk II от Eventide — сверхточный эмулятор железа
    27 января, 2019

    Instant Phaser компании Eventide открыл новое направление в далёком 1972 году.  Eventide утверждают, что это был первый в истории электронный…

  • Анонсирован Korg Gadget 2
    23 января, 2019

    Рабочая станция Gadget от Korg хорошо зарекомендовала себя на iOS и вторая версия — это не только улучшение мобильного приложения, но и новая…

  • 120 бесплатных ультрасовременных басовых сэмплов
    14 января, 2019

    Коллекция SampleRadar начиналась с многооктавных осцилляторов с небольшой тональной расстройкой. Затем их использовали для записи басовых линий,…

В словаре Фасмера Макса

му́зыкас 1800 г., Крылов (см. Огиенко, РФВ 77, 185 и сл.), наряду с музы́ка (в настоящее время – просторечное), также у Пушкина (прочие примеры см. у Огиенко (РФВ 77, 164 и сл.)), музи́ка (XVI–XVII вв.; см. Огиенко, РФВ 66, 365), в эпоху Петра I (Смирнов 200), также у Котошихина (14). Еще раньше – др.-русск. мусикия (XII–XVII вв.), мусика (Котошихин 173 и сл.). Форма музы́ка пришла через укр. из польск. muzyka от чеш. musika, лат. musica, греч. μουσική «музыкальное искусство, музыка». Формы с ударением на начале слова могли быть получены через посредство австр.-нем. Мúsik (XVII в.; см. Шульц–Баслер 2, 162); см. Огиенко, РФВ 77, 188. Музыка «кандалы» (Мельников 5, 182), вероятно, от звона цепей. Напротив, замузю́кать «загалдеть», астрах. (РФВ 70, 131), возм., звукоподражательного происхождения.••(Ср. музыка, уже в 1696 г.; см. Фогараши, «Studiа Slavica», 4, 1958, стр. 66. – Т.)

В словаре Д.Н. Ушакова

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ, музыкальная,музыкальное; музыкален, музыкальна, музыкально.1. только ·полн. прил. к музыка. Музыкальный инструмент. Музыкальная школа. Музыкальная сектор. Музыкальная часть программы концерта. Музыкальное сопровождение (акомпанемент). Музыкальный вечер. Музыкальный утренник.| Обслуживающий потребности лиц, занимающихся музыкой. Музыкальный магазин. Музыкальное издательство.2. Одаренный способностью тонко воспринимать, чувствовать и исполнять произведения музыки. Музыкальный мальчик. Музыкальный певец. Музыкальное ухо. Музыкальная память. Он очень музыкален.3. Приятный по звуку, мелодичный (·разг. ). Музыкальный голос.• Музыкальная драма (театр.) — опера, построенная по принципам драмы. Музыкальные драмы Вагнера.

А и было пирование-почестен пир…

Придавая в своей опере первостепенное значение элементам былинно-героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца-сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи:

Но вдруг раздался глас приятный

И звонкий гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

В опере Глинки Баян – не только «сладостный певец», прославляющий новобрачных. По своему значению он близок тому прославленному Баяну, которому посвящены начальные строки «Слова о полку Игореве…». Он – «вещий» поэт, олицетворение исторической памяти народа и его вековой мудрости. В песнях-сказах глинкинского Баяна первое слово – к народу и о народе:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна:

Про славу Русския земли

Бряцайте, струны золотые, —

Как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравница. 

Своеобразие содержания определило и своеобразие построения оперы, ее драматургии, близкой в ряде моментов к народному эпосу. Действие оперы, события в ней проходят перед глазами зрителя в спокойном, неторопливом движении. Композитор не стремился к быстрому, напряженному развитию. Он, как опытный рассказчик, повествующий о «делах давно минувших дней», рисует перед слушателями то одну, то другую картину. И не всегда следующая картина является продолжением предыдущей: композитор словно отклоняется в сторону, заводит речь о другом и лишь потом возвращается  к основной теме. Подолгу останавливается Глинка на характеристике героев, для чего и использует развернутые арии-портреты.  

Заключает оперу монументальный и вместе с тем стремительно подвижный, ликующий финал. М.Горький справедливо отметил, что ощущение своей исторической устойчивости, законной гордости за себя вдохновило народ на создание былинно-героического эпоса. Оно же было и остается источником неиссякаемого оптимизма всего народного искусства. Глинка с подъемом и воодушевлением передал это неизменное ощущение великого народа в ликующей музыке финала, идея которого выражена заключительными словами оперы:

Да процветает в силе и красе

Наш край родимый в вечны времена!

Официальное мнение об опере было очень резким. Царь уехал из театра, не дожидаясь конца спектакля. Аристократия отрицательно отнеслась к «Руслану и Людмиле». Ряд деятелей русской культуры сразу признал оперу гениальной. Здесь выделяется оценка, данная Одоевским. «О, верьте мне! – писал он, обращаясь к современникам, — она ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — черви спадут на землю, а цветок останется»…

Список используемой литературы:

  1. «Очерки по истории русской музыки XIXв.» – Т.Хопрова, А.Крюков, С.Василенко.
  2. «Глинка» – И.Ремезов.
  3. «Музыка» – Т.И.Науменко, В.В.Алеев.

Пополнения софта для Windows

  • Surge v1.7.030 июля 2020

    Surge — это субтрактивный VST синтезатор. Цифровая запись — всего лишь последовательность чисел в нулях и еденицах, сохраненная на физических носителях, объединенных вместе

  • Wavosaur v1.730 июля 2020

    Wavosaur — бесплатный звуковой редактор. Имеет все основные возможности такого класса программ: монтаж, анализ, пакетная обработка. Wavosaur поддерживает VST-плагины, ASIO-драйверы,

  • Nils K1v05 июля 2020

    VST-ромплер, имитирующий синтезатор Kawai KM1, известная японская классика 1988 года.K1v имеет 8-битный механизм синтеза с 4 источниками на голос и полноценную реализацию

  • Imaginando DLYM v2.027 июня 2020

    DLYM — это бесплатный плагин, который производит эффекты в стиле фленджер и хоруса с использованием мощной технологии обработки Imaginando.Независимо от того, хотите ли вы

  • Moncasual Giada Loop Machine v0.16.3.124 июня 2020

    Приложение, созданное как минималистский. Хардкорный аудио-инструмент для ди-джеев и тех, кто выступает вживую. Giada — это бесплатный аудио-инструмент для ди-джеев и тех,

Другое

Инди-кружева

Уничижительное выражение, используется для обозначения текста о музыке (например, рецензии на альбом) с использованием витиеватых фраз и речевых конструкций. У автора подобных текстов обычно наблюдается страсть к бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. 

Антигруша

Термин выдумал журналист Openspace Денис Бояринов для обозначения групп вроде Лемондэй и Padla Bear Outfit. Согласно определению Дениса, анти-груша — это наш русский антифолк. Но если термин «антифолк» ассоциируется преимущественно с американской музыкой, соединяющей корневую мелодику с протестным зарядом, панковским отношением к жизни и социуму,  то анти-груша — это антибардовская песня, анти-КСП. Отсюда и название — Груша (сокращенно от Грушинский фестиваль) известный фестиваль бардовской песни, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой.

Пичфорк

Название влиятельного американского музыкального сайта, ставшее нарицательным для целой плеяды инди-музыкантов с характерным звучанием, например, Animal Collective и Grizzly Bear.

Пила

Жесткая электронная музыка в стиле лейбла Ed Banger. Электро в их исполнении похоже на звук работающей бензопилы «Дружба». 

Пуцка 

Обычно используется для описания коммерческой электроники, например, прогрессив хауса. Фонетически слово имитирует звучание примитивной электронной музыки: «пуц-пуц-пуц»: «Ministry of Sound выпускают пуцку».Термин подслушан у ребят с лейбла Xuman Records.

Альбом ликнулся

Скордатура

Скордатуру сопровождать картинкой нет смысла, так как данный термин обозначает практику перестройки музыкального инструмента (ниже или выше) для облегчения исполнения музыкального произведения, а также для изменения тембра, высоты, диапазона и других схожих характеристик музыкального инструмента.

Простейшим примером скордатуры можно привести строй гитары Пола Маккартни в «Yesterday»: Пол хотел исполнять песню в тональности Соль-мажор, т.к. в ней было больше открытых аккордов нежели в Фа-мажоре, но Соль-мажор была слишком высокой тональностью для пения. Дабы выйти из ситуации, Маккартни перестроил инструмент так, чтобы ему было комфортно и петь, и играть.

Отчасти, использование каподастра можно считать примером скордатуры.

Новости музыкального оборудования

  • 2 новинки от Rane DJ: микшер SEVENTY-TWO MKII и контроллер TWELVE MKII
    06 августа, 2020

    RANE SEVENTY-TWO MKII — это двухканальный микшер с расширенными возможностями управления, который раскрывает всю творческую мощь программного…

  • Российский завод «Октава» и британский музыкальный ритейлер Andertons будут сотрудничать
    19 июня, 2020

    Российский завод «Октава» заключил контракт на дистрибуцию микрофонов на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной…

  • TC Electronic анонсировали PolyTune 3 Mini и Noir
    17 апреля, 2019

    TC Electronic уже давно находится списке лучших гитарных тюнеров в мире, но не собирается останавливаться на достигнутом. Фирма анонсировала…

  • Line 6 выпускают беспроводную гитарную педаль Relay G10S
    04 февраля, 2019

    Line 6 представили беспроводную систему Relay G10S, предназначенную для интеграции с педальными панелями в виде прочной металлической педали,…

  • Arturia расширяют линейку аудиоинтерфейсов AudioFuse
    30 января, 2019

    Интерфейс AudioFuse выглядел немного одиноким в линейке продуктов Arturia, поэтому компания решила пополнить линейку аудиоинтерфейсов. В результате…

Концерты и вечеринки

Привоз

Гриша Гольденцвайг (бывший клубный обозреватель «Афиши») где-то уже шутил, что «одесским словом «привоз» принято обзывать любые гастроли».  Некрасивое профессиональное слово. Жутко режет ухо, когда спрашивают: «У вас вечеринка с привозом?» или «А какой привоз?».

Лайнап

Список артистов, выступающих на вечеринке или фестивале.

Постпонить

Дурацкий англицизм, означает — отложить концерт на более позднюю дату.

Кэнсельнуть

Опять дурацкий англицизм — отменить концерт (номер в гостинице, эвент, гиг и тому подобное).

TBA/TBC

Еще одна загадочная профессиональная мантра, которую можно видеть в лайнапах на сайте last.fm. TBA расшифровывается, как «to be announced» — то есть организаторы еще не уверены, кто у них на мероприятии выступает. TBC обычно ставится в скобках рядом с каким-то именем, расшифровка — «to be confirmed». Значит, артисту послан запрос, начаты переговоры, но точного подтверждения, что он приедет, еще нет. Интересно, что есть артистка по имени TBA — грузинка Туся Беридзе, живущая в Германии. Она бывшая жена Томаса Бринкмана. Играет такую задумчивую переливчатую электронику с песнями на грузинском и немецком языке. ТБА по-грузински значит «озеро».

Лэптоп-лайв / полулайв

Введенное в широкое распространение после появления ableton сценическое решение: музыкант проигрывает на компьютере свои треки, слегка изменяя или дополняя их при помощи эффектов или семплов. Позволяет многим студийным музыкантам продавать свои услуги площадкам и фестивалям с тех пор, как сидеть в студии стало невыгодно. Обычно лэптоп-лайв выглядит не многим веселее человека, проверяющего почту под ритмичную музыку.

Букинг

Весь механический процесс организации привоза. Начиная от ведения переписки с агентом, заканчивая встречей артиста в аэропорту, проведением саундчека и поиском кокаина для иностранной звезды. Букер — человек, занимающийся букингом. 

Бэк-ту-бэк

Обычно под этим понимается диджейсет, когда пластинки ставят по очереди два дискжокея, такое музыкальное домино. Бэк-ту-бэк также может происходить когда один из диджеев слишком сильно напился, чтобы сводить, но еще может махать в воздухе руками и тем самым создавать шоу. 

Гиг / Лайв

Выступление на каком-либо событии. Слово «гиг» произошло от старого американизма «халтурка». 

Сетап

Принципиальная схема устройства выступления. Какие инструменты и эффекты используются, что куда закоммутировано и как расставлено по сцене. Диджейские сетапы тоже различаются — The Bug приезжал в «Моспроект» с кучей гитарных педалей, которыми искажал звук с вертушек, а диджей Фридерик Бегбедер обычно требует провод-тюльпан для макбук эйр. 

Мешап

За пределами садового кольца под этим понимают почему-то диджейсет, состоящий на 50 процентов из репертуара Радио «Дача» и на 50 из клубных хитов. Считается, что изобрели это в Баре Симачева, где ставили «Тигу» вместе с «Ветлицкой». На остальных частях земной поверхности под этим словом понимают сет, в котором одни трэки почти полностью накладываются друг на друга, при этом создавая совершенно новые. Cамый знаменитый пример — конечно же, 2 Many DJs.

Вписка

Бесплатный проход в клуб. За «впиской» обычно обращаются к промоутеру концерта или вечеринки для того, чтобы не платить за вход и потратить сэкономленные деньги на водку. Впиской может быть бесплатный билет или приглашение. Промоутер также может внести ваше имя в бесплатный список — это тоже «вписка».

Стейдж-менеджер

Если на вечеринке (фестивале) выступает много артистов, то нужен стейдж-менеджер. Это человек (чаще всего приятель компании-организатора, который музыку любит и обожает общаться с музыкантами), который знает порядок их выступления — кто за кем — и точное время. Его задача — вовремя выгнать артиста на сцену.

Райдер

Райдер — от слова ride — ехать. Список требований, предъявляемых артистом организаторам гастрольных выступлений. Бывает бытовой и технический. В бытовой вносятся требования к питанию, охране и способу передвижения. Технический райдер содержит перечень технического оборудования, необходимого для выступления артиста. Существуют также «теневые» райдеры, в которых  могут указываться, например, наркотики.

One-Off

Основная, базисная единица измерения концертной продажи артиста — тур. Он едет из своего родного города по нескольким городам в других странах. В туре артист стоит дешевле. Если его надо привезти, когда он не в туре, это будет дороже и технически сложнее организовать. Такие случаи называются one-off или, на русский манер, «ваноф».

Примечания

  1. ↑ , с. 368.
  2. Аччелерандо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ .
  4. ↑ , с. 369.
  5. ↑ , с. 370.
  6. А-ля-мезура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  8. Алла-цоппа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. , с. 11, 370.
  10. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  11. ↑ , с. 371.
  12. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  13. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  14. ↑ , с. 372.
  15. ↑ , с. 373.
  16. , с. 18—19, 373.
  17. ↑ , с. 374.
  18. , с. 375.
  19. , с. 52, 376.
  20. ↑ , с. 376.
  21. , с. 377.
  22. ↑ , с. 378.
  23. ↑ , с. 380.
  24. , с. 10.
  25. ↑ , с. 382.
  26. , с. 94.
  27. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  28. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  29. , с. 383.
  30. , с. 139, 384.
  31. Юникод — U+1D10A 𝄊 musical symbol da capo (HTML ).
  32. ↑ , с. 385.
  33. , с. 386—387.
  34. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  35. ↑ , с. 387.
  36. , с. 73, 387.
  37. ↑ Юникод — U+1D109 𝄉 musical symbol dal segno (HTML ).
  38. ↑ , с. 390.
  39. ↑ , с. 391.
  40. , с. 392.
  41. ↑ , с. 393.
  42. Юникод — U+1D191 𝆑 musical symbol forte (HTML ).
  43. ↑ , с. 394.
  44. , с. 395.
  45. ↑ , с. 397.
  46. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  47. , с. 56, 397.
  48. , с. 398.
  49. , с. 59—60, 398.
  50. ↑ , с. 400.
  51. ↑ , с. 401.
  52. ↑ , с. 403.
  53. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  54. ↑ , с. 145, 403.
  55. ↑ , с. 404.
  56. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  57. ↑ , с. 405.
  58. ↑ , с. 406.
  59. ↑ , с. 407.
  60. ↑ , с. 408.
  61. Юникод — U+1D190 𝆐 musical symbol mezzo (HTML ).
  62. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  63. ↑ , с. 409.
  64. ↑ , с. 411.
  65. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  66. , с. 413.
  67. , с. 204, 413.
  68. ↑ , с. 414.
  69. ↑ , с. 415.
  70. Юникод — U+1D18F 𝆏 musical symbol piano (HTML ).
  71. , с. 218, 415.
  72. ↑ , с. 416.
  73. , с. 218, 416.
  74. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  75. , с. 226, 417.
  76. , с. 417.
  77. ↑ , с. 418.
  78. , с. 227, 418.
  79. ↑ , с. 419.
  80. ↑ , с. 422.
  81. , с. 239, 422.
  82. , с. 420.
  83. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  84. , с. 421.
  85. , с. 423.
  86. , с. 262, 423.
  87. , с. 424.
  88. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  89. ↑ , с. 425.
  90. ↑ , с. 426.
  91. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  92. ↑ , с. 427.
  93. ↑ , с. 428.
  94. , с. 276—277, 428.
  95. ↑ , с. 429.
  96. , с. 278, 429.
  97. Юникод — U+1D18D 𝆍 musical symbol subito (HTML ).
  98. ↑ , с. 430.
  99. . Merriam-Webster Online Dictionary. Дата обращения 28 октября 2019.
  100. , с. 431.
  101. ↑ , с. 432.
  102. , с. 302—303, 433.
  103. , с. 433.
  104. Юникод — U+1D196 𝆖 musical symbol tr (HTML ).
  105. ↑ , с. 434.
  106. , с. 435.
  107. , с. 321, 435.
  108. ↑ , с. 436.
  109. ↑ , с. 437.
  110. , с. 438.
  111. , с. 439.
  112. Юникод — U+1D136 𝄶 musical symbol ottava alta (HTML ).
  113. Юникод — U+1D137 𝄷 musical symbol ottava bassa (HTML ).

Концерт (Concerto)

Страница транскрипции для Bb-кларнета знаменитого концерта Моцарта для английского рожка с оркестром. Вместо оркестра выступает фортепиано.

В классической музыкальной теории слово «Концерт» имеет мало общего с увеселительными мероприятиями, на которые собирается публика, рукоплещущая исполнителю.

Концерт можно обозначить, как музыкальное произведение, написанное для солиста или солистов, исполняющих музыку под аккомпанемент оркестра. Концерты могут варьироваться по своей сложности, но при любом раскладе исполнение концерта требует определенного уровня мастерства от солиста.

D

da capo  — с начала.

da capo al Fine или D. C

al Fine  — с начала до слова Fine (конец).

deciso  — решительно, смело.

decrescendo (decresc.) или diminuendo (dim.) — с постепенно уменьшающейся громкостью.

delicatamente  — деликатно, нежно, осторожно, чутко.

devoto, divoto  — преданно, благочестиво, набожно.

dissonanza  — диссонанс, неблагозвучность.

divisi (div.) — дивизи, раздельно; указание струнному ансамблю разделить исполнение одной партии между инструментами. Обратное указание — unisono.

dolce  — нежно.

dolcissimo  — предельно нежно.

dolente  — жалобно, печально, скорбно, с болью.

doloroso  — горестно, грустно, скорбно, с болью.

D

S. al coda (dal segno al coda)  — c места, обозначенного знаком S, до коды.

D. S. al fine (dal segno al fine)  — с места, обозначенного знаком S, до конца.

Музыкальный термин «аллегро»

Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин «аллегро» (allegro) — «быстро», «весело», «экспрессивно». Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин «аллегро» обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин «аллегро» обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.

L

  • lacrimoso (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно.
  • lamentando  — жалуясь.
  • lamentoso  — жалобный, горестный.
  • largamente  — широко, протяжно.
  • larghetto  — довольно широко; немного скорее, чем largo.
  • largo  — очень медленно; широко.
  • legato  — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим.
  • leggiero  — легко, нежно, подвижно.
  • lento  — медленно, протяжно.
  • libero  — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело.
  • l’istesso tempo  — в прежнем темпе.
  • loco  — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву.
  • lontano  — издалека, с расстояния, отдалённо.
  • lugubre  — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно.
  • luminoso  — светло.
  • lusingando  — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво.

I

  • imperioso  — властно, настоятельно, повелительно.
  • impetuoso  — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском.
  • imponente  — решительно, выразительно.
  • impotente  — бессильно, изнурённо.
  • improvisando  — импровизируя.
  • in altissimo  — на октаву выше.
  • incalzando  — ускоряя и увеличивая громкость.
  • incrociando  — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано.
  • indeciso  — нерешительно, неопределённо.
  • in disparte  — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
  • in distanza  — на расстоянии.
  • infurianto  — гневно.
  • in lontananza  — в отдалении.
  • in modo di  — в стиле.
  • innocente  — невинно, просто.
  • insensibile  — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно.
  • intimo  — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный.
  • iocoso  — шутливо.
  • irato  — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно.

Публика

Группиз

Первый ряд публики возле сцены/диджейки. Обычно именно они помнят, как зовут того, кто выступает. Раньше этим словом обозначали группу фанаток, которых музыканты брали с собой в гастрольный автобус во время тура для собственного увеселения. 

Самотус

Посетитель клубной вечеринки, который ходит на мероприятия исключительно в одиночку.  Обычно не интересуется музыкальной составляющей вечеринки — он получает одинаковое удовольствие и от минимал-техно, и от рок-концерта. На вечеринке «самотусу» весело с самим собой. Форма одежды — золотые штаны и солнцезащитные очки. Термин подслушан у Саши из Традиции (он же Коп Козульски).

Задрот / nerd / закопанец

Человек, отлично разбирающийся в каком-либо стиле музыки, напрмер, диско. Способен на слух определить, что вы поставили этот «слишком заезженный трек 79-го года с лейбла Clone Records» или потратить безумные деньги на ламповые усилители. Чаще всего закопанец неинтересен, зануден, предсказуем и не любит разговаривать на отвлеченные темы так как силен только в одной. Бесконечный снобизм делает его лучше, красивее и привлекательнее других людей. Разумеется только для него самого.

S

  • scherzando  — весело, игриво, шутя, шутливо, с юмором.
  • scherzo  — шутка; см. скерцо.
  • secco  — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо.
  • segue, seguendo  — продолжая как раньше.
  • semplice  — естественно, искренне, просто.
  • sempre  — всегда, всё время; и далее.
  • sensibile  — чувствительно.
  • senza  — без.
  • senza sordino  — без сурдины.
  • serioso  — серьёзно.
  • sforzando (sfz) — внезапное ударение на ноте.
  • silenzio  — безмолвие, молчание, тишина.
  • simile  — так же.
  • slargando  — расширяя, замедляя.
  • smorzando (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе.
  • soave  — приветливо, гладко, нежно, приятно, сладко, тихо.
  • solo  — «один»; см. соло.
  • sonore  — громкий, гулкий, звонкий, звучный.
  • sostenuto  — сдержанно.
  • sotto voce  — вполголоса.
  • spianato  — естественно, просто.
  • spiritoso  — одухотворённо, одушевлённо.
  • staccato  — кратко, отрывисто. Обозначается также точкой над нотой.
  • stanza  — куплет.
  • strepitoso  — громко, шумно, бурно.
  • stretto  — ускоряя.
  • stringendo (string.) — напористее, ускоряясь, сжимая, тесня.
  • subito (s) — без плавного перехода, вдруг, внезапно, сразу.
  • sul ponticello  — у подставки (приём игры на струнных инструментах).
  • sul tasto  — у грифа.

Фуга

Пример фуги.

Вы наверняка слышали такое понятие, как «Контрапункт» (от лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более голосов в музыке.

Фуга является самой сложной формой контрапункта. В простейшей однотемной фуге используется несколько голосов, каждый из которых повторяет заданную музыкальную тему.

Вся фуга строится на какой-то одной музыкальной теме: сначала проигрывается основная мелодия, затем появляется второй голос, вторящий мелодии, следом третий голос и т.д. Классические фуги обычно имеют от трех до шести голосов.

Пример фуги (Хорошо темперированный клавир И.С.Баха — Прелюдия и фуга № 2 до минор):

F

facile  — доступный, лёгкий, нетрудный; легко.

feroce  — дико, неистово, необузданно, свирепо.

festivo  — празднично.

fieramente  — бурно, гордо, дико, живо, надменно, отважно.

fine  — конец.

flebile  — жалобно, плачевно, траурно.

focoso  — бойкий, вспыльчивый, горячий, оживлённый, пылкий, страстный.

forte (f) — громко, сильно. Повторениями (ff, fff) обозначаются ещё бо́льшие громкости.

fortissimo (ff) — очень громко, очень сильно.

forzando (fz) — см

sforzando.

fresco  — прохладно, свежо.

funebre  — похоронно, траурно.

furioso  — бешено, бурно, дико, неистово, свирепо, страстно, яростно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector