Из чего состоит и как работает электрогитара

За что отвечает корпус гитары?

Корпус гитары выполняет объединяющую функцию. По отдельности элементы не способны издать ни единого звука. Но собранная в негабаритный корпус конструкция становится одним из популярнейших музыкальных инструментов современности. Она отвечает за конечный результат, заключающийся в красивом звуке. Конечный эффект возможен при участии следующих частей корпуса:

  • двух дек, расположенных сверху, снизу конструкции;
  • боковых стенок гитары;
  • обечаек, объединяющих деки, являющихся для них опорой;
  • резонатора, оснащенного розеткой на верхней детали, необходимого для преображения звука;
  • под ним расположена пластина, защищающая поверхность изделия от механических повреждений;
  • бриджа или подставки, обеспечивающих надежное крепление струн к верхнему элементу;
  • нижнего порожка;
  • мензуры – расстояния от струн до порожков (внизу, вверху);
  • грифа;
  • гитарных струн.

Корпус у классического инструмента выполнен из красного дерева или палисандра (для верхней части). Заднюю и обечайки изготавливают из кедра или ели. Для грифа используют красное дерево или кедр. Каждый элемент гитары выполняет свои функции, участвует в воспроизведении хорошего звука.

История

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Как сделать электрогитару своими руками

Для изготовления электрогитары своими руками в домашних условиях потребуется внушительный набор инструментов и материалов. При этом полностью изготовить все компоненты у большинства людей не получится. Некоторые части музыкального инструмента лучше купить.

При изготовлении электронной начинки музыкального инструмента потребуются определенные навыки пайки и закрепления кабелей.

Корпус обычно делают из дерева средней прочности. Для изготовления лучше всего подойдет кленовая древесина. При отсутствии таковой, используют елейную, березовую, сосновую либо ясеневую. Можно использовать другое дерево, в случае хорошей просушки. Каркас музыкального устройства возможно склеить из нескольких аккуратно подогнанных по стыку брусков дерева. Толщина корпуса изготавливаемой гитары варьируется от 35 до 42 мм. На месте соединения деки с грифом корпус должен быть намного тоньше – до 20 мм.

Необходимые материалы

Перечень материалов, которые нужно собрать перед началом работы:

  1. Палисандр.
  2. Красное дерево для грифа. Материал отличается прочностью и приятным внешним видом.
  3. Фанера – потребуется для изготовления предварительного шаблона, по которому впоследствии будет вырезан корпус из более плотного материала.
  4. Ясеневый брус толщиной 40мм, из которого вырезается корпус. Желательно приобрести полностью высушенный брус.
  5. Полиуретановый лак и датское масло для покрытия инструмента.
  6. Набор различных радиодеталей – конденсаторы, сопротивление, потенциометры, разъем TRS, анкерный болт.
  7. Части гитары, которые не получится сделать собственноручно – ручки, струны, лады, переключатели и колки.

Для работы потребуются такие инструменты:

  1. Фрезеровальный аппарат – для создания декоративных профилей.
  2. Линейка и карандаш – для нанесения отметок.
  3. Струбцины для закрепления деревянных компонентов во время обработки деталей.
  4. Дрель, потребуется для просверливания разъемов, которые нужны для закрепления звукоснимателей и регуляторов – колок.
  5. Наждачная бумага – для полировки и выравнивания острых углов.
  6. Напильник – для подравнивания резких переходов, формирования скосов.
  7. Клей – для дополнительного крепления грифа на корпусе.
  8. Лимонное масло – для финишной обработки музыкального инструмента.

Чертеж для изготовления электрогитары

Чтобы получилась электрогитара своими руками чертежи с размерами из учебников использовать обязательно. Электрогитара появилась в мире музыкальных инструментов в 1934 году. С тех пор инструмент занял свое место среди всего ассортимента.

Перед началом работы можно распечатать готовую гитару или создать чертеж на любом листе подходящего размера. Далее нужно отметить на чертеже все грани каркаса и грифа устройства. При нежелании или неумении, можно найти готовый чертеж в интернете. С момента появления музыкального инструмента в обиходе появились учебники, иллюстрирующие все этапы создания чертежа электрогитары своими руками.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2),  накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом).  Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Меряемся мензурами

Так чем же «Гранд-садора» отличается от обыкновенной гитары? Первое, что бросается в глаза, — два грифа и куча струн (некоторые из них сдвоены). Однако два грифа сегодня не такая уж редкость. На сцене периодически появляются не только двух-, но и трех-, и четырехгрифовые гитары. С большим количеством струн экспериментировали еще в начале ХIХ века — в музеях сохранились семнадцатиструнные инструменты. А как звучат сдвоенные басовые струны, украшающие нижние частоты (каждая вторая струна в паре настраивается через октаву к первой, при игре задевают обе одновременно), вы можете послушать в любом гитарном магазине. Там обязательно найдется пара «двенадцатиструнок» — это та же «шестиструнка», но у нее как бы две струны вместо одной.


«Гранд-Садора» Идеальный инструмент для психоделического альтернативного классицизма.

А вот увеличенная мензура (расстояние от порожка до задней подставки, или длина открытой, не зажатой ни на одном ладу, струны) — это уже серьезно. Как объяснил нам Сергей, мензуру проще всего сравнить с колоколом. Чем он больше, тем звук ниже. У скрипки же мензура, наоборот, маленькая, поэтому и звук высокий. У классической гитары мензура равна 650 мм. У «Гранд-садоры» — 740, близка к бас-гитарной. Однако за счет большого количества струн диапазон «Гранд-садоры» покрывает и бас, и классическую гитару. Соответственно, и возможности шире — доступны очень сложные аккорды. Но есть и минусы — играть становится тяжелее. «Вспомните контрабас. По форме он такой же, как скрипка, но сыграть так же виртуозно невозможно — мензура большая, — объяснил Сергей. — Для игры на ‘Гранд-садоре’ необходимы мощные и гибкие руки. Без этого даже аккорд не зажать».

Строение инструмента

Любой тип гитары состоит из двух важных частей: корпуса и грифа. Во всех случаях они выполняют одну функцию, а для производства используют те же материалы.

Корпус (кузов)

От его формы, устройства, сборки и материалов зависит мобильность, прочность и звуковые характеристики. В свою очередь, корпус состоит из нескольких основных частей.

Верхняя дека (Топ)

Первая важная часть корпуса, так как именно от нее зависит тембр и качество звука. Топы, изготовленные из цельного куска древесины, считаются самыми качественными. Обычно материалом служит ель или кедр. В более дешевых вариантах могут использовать фанеру.

Нижняя дека

Обратная сторона корпуса. Оказывает меньшее влияние на звучание, но придает ему оттенок. Изготавливают из разных древесных пород (клен, красное дерево орех и др.), а лучшим материалом считают палисандр и махагони.

Обечайка

Элемент, соединяющий обе деки. Имея ширину около 10 см, она обеспечивает объем звучанию. Нижнюю деку и обечайку обычно изготавливают из одного материала. Такое строение больше подходит для классики и акустики, устройство бас гитары и электрогитары имеет ряд отличий.

Гриф

Вторая важная часть струнного инструмента. На него натягивают струны, а вдоль размещают ладовые порожки. Нижнюю часть грифа называют головой. Именно там располагается колковый механизм, отвечающий за наматывание и настройку струн. Лицевую часть грифа покрывают пластиной (накладкой), в которую врезают лады. Чтобы она выдерживала нагрузку от давления струн во время исполнения, ее изготавливают из прочных древесных пород.

Внутреннее устройство

Важную роль играет система пружин. Они обеспечивают прочность корпуса и распределяют колебания так, чтобы звучание приобретало нужную интонацию и тембр.

У большинства типов гитар внутри стоит стальной анкер – металлический стержень, задача которого не дать грифу согнуться под силой натяжения струн. Также он является элементом регулировки, когда нужно изменить угол положения грифа.

Некоторые инструменты оснащают дополнительными элементами, такими как предусилители, разъемы «джек», звукосниматели и др.

Особенности устройства классической гитары

Классическую считают прародительницей гитар. Ее создали первой, а затем на ее основе изобрели другие виды. От остальных струнных инструментов ее отличает ряд признаков:

  1. Наличие плоского и широкого грифа. Именно эта особенность создает проблемы при игре многим новичкам, в первую очередь тем, у кого кисти рук небольшого размера.
  2. На инструмент классического типа устанавливают шесть нейлоновых струн. Таким образом снижают нагрузку на гриф. Они не предназначены для струн из металла, так как внутри конструкции отсутствует анкерный стержень, способный выдержать нагрузку от их натяжения.
  3. В классике от верхушки грифа до корпуса врезано только двенадцать ладовых порожков. У инструментов других типов – от 14 ладов.
  4. Белые точки, помечающие лады, украшают не лицевую поверхность грифа, как это обычно бывает, а его боковую поверхность.
  5. Отсутствие защитной накладки. Классика предназначена для такого стиля игры, при котором невозможно повредить поверхность грифа.

Часто звучат претензии о том, что на классике из-за широкого грифа практически ничего не сыграть, так как невозможно даже зажать аккорды с баррэ. Дело в том, что она предназначена для игры в классическом стиле, где используют основные аккорды без сложных приемов.

Гитара с нуля: важные советы

Никто не рождается с уже готовыми навыками игры на гитаре. Даже профессионалы когда-то ничего не умели. Чтобы освоить гитару с нуля, нужен фундамент — специальный багаж знаний. Для начала, воспользуйтесь базовыми советами, которые помогут вам в дальнейшем.

Приобретите инструмент

Это первое, что придется сделать. И если на первых порах можно попользоваться чужой гитарой, то в дальнейшем обязательно нужно будет приобрести личный инструмент

И здесь важно не ошибиться — плохая гитара быстро отобьет охоту к обучению. Выбирайте качественную, желательно, фирменную и дорогую гитару

Для обучения и дальнейшей игры вам понадобится акустическая гитара. Различают 2 основных ее вида:

Гитара классическая.

Этот инструмент имеет нейлоновые струны и широкий гриф. Такие особенности делают ее более подходящей для новичков — расстояние между струнами больше, поэтому меньший риск задеть ненужную струну. К тому же струны из нейлона более мягкие, что сводит к минимуму шансы обзавестись мозолями на пальцах.

Дредноут (вестерн).

Это профессиональная гитара, ее металлические струны на узком грифе расположены близко друг к другу. Такой инструмент звучит громче и звонче. Она подходит для исполнения любой музыки. Если купите дредноут, но хотите сберечь пальцы, можете на первое время заменить металлические струны нейлоновыми.

Совет: если вы не знаете, какой инструмент покупать, возьмите с собой человека, который разбирается в гитарах. Некоторые нюансы новички часто не замечают (состояние струн, удобство колкового механизма, возможность регулировки грифа), ориентируясь на внешние характеристики.

Изучите строение гитары

Выбрали идеальный инструмент? Теперь уделите время, чтобы изучить его, понять, из чего она состоит. В этом поможет вот такая картинка:

Фото: wikipedia.org: UGC

Как видно на схеме, большая часть инструмента — это корпус или дека. К нему крепится гриф. На нем имеются лады, которые делят ладовые порожки. Именно к порожкам прижимают струны для извлечения определенного звука. Сверху расположена голова гитары с колками, которыми натягивают струны. Струн в акустической гитаре 6 — самая нижняя наиболее тонкая, верхняя — самая толстая.

Попробуйте настроить гитару

Расстроенная гитара не будет выдавать желаемых звуков. Поэтому ее необходимо настроить. Для этого имеются 2 наиболее подходящих способа:

Настройка при помощи тюнера.

Это может быть самостоятельный электронный прибор, который можно приобрести в магазине, или приложение для смартфона. Его задача — подсказать, как затянуть струны, чтобы придать каждой нужную тональность.

Ручная настройка по пятому ладу.

Суть метода — настроить струны относительно друг друга. Зажатые на определенных ладах струны звучат в унисон, поэтому каждую струну настраиваем отдельно. Для настройки первой струны (самой толстой) на ноту «ми» используйте тюнер или другой инструмент.

Все следующие настраиваются вручную — прижмите вторую струну на пятом ладу. Теперь ослабьте или натяните ее при помощи колкового механизма так, чтобы она звучала как первая незажатая струна. Третью струну прижмите к 4 ладу, она должна звучать как вторая. Далее 4, 5 и 6 струны прижимайте к пятому ладу, проследив, чтобы каждая следующая звучала как предыдущая открытая струна.

Процесс настройки, хоть и кажется сложным, на самом деле прост в осуществлении. Для этого соблюдайте очередность настройки, а нужной тональности можно добиться путем вращения колкового механизма.

Гитара в современности.

В первой половине XXвеке в Европе получила распространение классическая гитара со знакомым нам деревянным корпусом в форме восьмёрки и длинным грифом, на который натягивались шесть струн (в России предпочтение отдавалось русской семиструнной гитаре). 

В 1930-х годах произошла настоящая революция в музыкальном искусстве – началось использование электричества.  Так появился новый инструмент – электрогитара —  основа современной музыкальной культуры, — а также её разновидности: электроакустическая гитара, полуакустическая гитара и т.д. Электрогитара повсеместно использовалась при исполнении джазовых композиций, а затем стала основным инструментом вышедшей на лидирующие позиции рок-музыки, заняв достойное место в известнейших хитах Билли Хендрикса, Элвиса Пресли, TheBeatles, RollingStonesи других исполнителей музыки XXвека.

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)2-я струна — нота «си» малой октавы (h)3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

Разновидности классической гитары

История создания гитары – это долгий путь, в течение которого инструмент видоизменялся много раз. Сейчас кроме стандартной модели есть следующие разновидности:

  • электрическая;
  • фолк-вестерн – увеличенный корпус, металлические струны;
  • джазовая – прорези по краям;
  • фламенко – струны располагаются ближе к накладке грифа, что дает возможность высокой скорости игры;
  • бардовская или студенческая – используется в обиходе, очень распространена среди непрофессионалов.

Выпускаются также женские и детские варианты – они меньшего размера. У детской модели корпус более плоский, несколько уменьшенное расстояние между порожками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector