Семиструнная гитара

Правильное интонирование

Возьмите тюнер и точно настройте инструмент. Далее нота на открытой струне, то есть, когда вы ничего не зажимаете и нота на зажатом 12-ом ладудолжны быть одинаковыми. Например, открытая первая струна в стандартном строе гитары должна давать ноту «ми» — обозначается, как «E». На 12-ом ладу первой струны также должна быть ровная «ми» — она не должна высить или низить, стрелка вашего тюнера должна быть ровно по середине. Проделайте данную процедуру с каждой струной.

Если вы берете электрогитару и если она не была отстроена, то можно попробовать подкрутить винтики на струнодержателе для остройки мензуры. Если и эта процедура не помогла и инструмент все равно фальшивит, лучше отказаться от покупки.

В плане акустических инструментов настройка мензуры более сложный и трудоемкий процесс, требующий «хирургического вмешательства», поэтому если гитара фальшивит, то это будет сложно исправить.

Акустические гитары

Что такое акустическая гитара? Гитары этого вида в основном используются для акустической музыки. Различия с гитарами классического вида заключаются в том, что они имеют большую резонансную полость, более узкий гриф с анкером, аналогичный ширине грифа электрогитар с металлическими струнами.

Эти гитары можно часто увидеть на вечеринке, в походе у костра или просто в кампании друзей на улице. Диапазон их применения очень широк, от простого аккомпанемента до солирующих партий.

Играть на акустических гитарах можно как пальцами, так и медиатором. Они дают более чёткое звучание, звонкому и резкому звучанию способствуют специальные для этого вида гитар металлические струны.

Посмотрите какие струны лучше всего подходят для акустической гитары.

Музыкальные свойства

Вот как описывает этот инструмент первый историк русской гитары Михаил Александрович Стахович:

Строй

Струна Нота Октава Нотация
1 d1 (ре1) Первая
2 h (си) Малая
3 g (соль)
4 d (ре)
5 H (Си) Большая
6 G (Соль)
7 D (Ре)

Нотация гитары производится на октаву выше действительного звучания.

Звучание открытых струн образует строй гитары. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.

Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль: {d1 ← h ← g}, {d ← H ← G}, D} (буквенная ). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре, удвоенными примой Соль и терцией Си.

Интервалы между соседними струнами: d1{м.3}h{б.3}g{ч.4}d{м.3}H{б.3}G{ч.4}D (м.3 и б.3 — малая и большая терции, ч.4 — чистая кварта). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: {м.3, б.3, ч.4}{м.3, б.3, ч.4} — всего 2 кварты и 4 терции.

Диапазон звуковысот гитары от открытой седьмой до зажатой на XII ладу первой струны составляет 3 полных октавы (часть большой, малую, первую и часть второй). Количество звуков на первой струне после XII лада зависит от количества ладов на грифе.

Настройка

На гитаре, как и на некоторых других струнных музыкальных инструментах, струны настраиваются по принципу сравнения высоты звучания двух соседних струн, одна из которых зажимается на определённом ладу, а вторая остаётся открытой. В таком положении они должны звучать в унисон.

Опорной струной, от которой начинается настройка, у гитары является первая. Зажатая на VII ладу она настраивается по камертону Ля, или открытая настраивается по фортепиано на тон Ре первой октавы. Дальнейший ход настройки определяется повторяющейся группой интервалов {м.3, б.3, ч.4}. Малая терция содержит 3 полутона, большая — 4, чистая кварта — 5 полутонов.

Каждый лад на грифе гитары изменяет высоту звучания струны на полутон, по сравнению с нижележащим ладом. Следовательно, номер лада, на котором зажимается струна, означает количество полутонов, на которое изменяется звучание открытой струны. Например, если настроить зажатую на III ладу 2-ю струну в унисон с 1-й, между ними же открытыми образуется малая терция; на IV ладу 3-ю струну в унисон со 2-й — большая терция и т. д.

Вышеприведённый способ настройки является базовым, среди других возможных, но при этом, не дающим точной настройки инструмента. Существуют определённые нюансы, определяющиеся, в частности, свойствами струн различной толщины, например, басовые струны требуют особо тщательной настройки. Для уточнения настройки проверяют арпеджированное звучание интервалов на удалённых струнах и аккордов: например, открытых струн в группах: Ре (1, 4, 7), Си (2, 5), Соль (3, 6) — они должны звучать с разницей в октаву (две октавы между струнами 1, 7), и групп, образующих Соль мажорное трезвучие (1—3, 4—6).

Тональности

Наиболее удобными для игры на русской гитаре тональностями являются: мажорные Соль (самая лёгкая и звучная, по строю открытых струн), До и Ре (субдоминанта и доминанта по отношению к основной тональности Соль мажор); и минорные Ми, Ля, Си, Ре, Соль, До — эти девять тональностей являются наиболее используемыми. Менее удобные, средние по сложности исполнения тональности: мажорные Фа, Си, Си-бемоль, Ля, Ми, Ми-бемоль; и минорные Фа, Фа-диез. Остальные тональности наиболее сложны в применении и поэтому малоупотребительны, например: мажорные До-диез, Ре-бемоль, Фа-диез, Соль-бемоль, Ля-бемоль; минорные До-диез, Ре-бемоль, Соль-диез, Си-бемоль, Ми-бемоль.

Разновидности строя

Существуют модификации русского семиструнного строя:

  • {d1, b, g}, {d, B, G}, D (2-я и 5-я струны Си-бемоль) — цыганский строй, основанный на Соль минорном трезвучии.
  • d1, b, g, d, c, G, D (2-я струна Си-бемоль, 5-я — До).
  • {d1, b, g, d, H, G, C} или {d1, h, g, d, c, G, D} (7-я или 5-я струна До).
Строи других гитар

Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй русской гитары: d1, h, g, d, G, D (строй , в котором играет Александр Розенбаум).

Семиструнная гитара, используемая в Бразилии, имеет строй классической шестиструнной гитары {e1, h, g, d, A, E}, а седьмая струна настраивается на тон H (такой же строй имеет и семиструнная электрогитара).

Музыкальные свойства

Вот как описывает этот инструмент первый историк русской гитары Михаил Александрович Стахович:

Строй

Струна Нота Октава Нотация
1 d1 (ре1) Первая
2 h (си) Малая
3 g (соль)
4 d (ре)
5 H (Си) Большая
6 G (Соль)
7 D (Ре)

Нотация гитары производится на октаву выше действительного звучания.

Звучание открытых струн образует строй гитары. Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (первой октавы); Си, Соль, Ре (малой октавы); Си, Соль, Ре (большой октавы). Этот строй является для русской гитары стандартным, академическим.

Строй смешанный — терцово-квартовый, образованный по мажорному трезвучию в тональности Соль: {d1 ← h ← g}, {d ← H ← G}, D} (буквенная ). Всего в строе содержится два однотональных трезвучия, образованных группами струн 3—1 и 6—4, с интервалами в октаву между соответствующими ступенями трезвучий. Группа струн 7—5 образует Соль мажорный квартсекстаккорд (второе обращение Соль мажорного трезвучия) с утроенной квинтой Ре, удвоенными примой Соль и терцией Си.

Интервалы между соседними струнами: d1{м.3}h{б.3}g{ч.4}d{м.3}H{б.3}G{ч.4}D (м.3 и б.3 — малая и большая терции, ч.4 — чистая кварта). Таким образом, строй содержит в себе две одинаковые группы интервалов: {м.3, б.3, ч.4}{м.3, б.3, ч.4} — всего 2 кварты и 4 терции.

Диапазон звуковысот гитары от открытой седьмой до зажатой на XII ладу первой струны составляет 3 полных октавы (часть большой, малую, первую и часть второй). Количество звуков на первой струне после XII лада зависит от количества ладов на грифе.

Настройка

На гитаре, как и на некоторых других струнных музыкальных инструментах, струны настраиваются по принципу сравнения высоты звучания двух соседних струн, одна из которых зажимается на определённом ладу, а вторая остаётся открытой. В таком положении они должны звучать в унисон.

Опорной струной, от которой начинается настройка, у гитары является первая. Зажатая на VII ладу она настраивается по камертону Ля, или открытая настраивается по фортепиано на тон Ре первой октавы. Дальнейший ход настройки определяется повторяющейся группой интервалов {м.3, б.3, ч.4}. Малая терция содержит 3 полутона, большая — 4, чистая кварта — 5 полутонов.

Каждый лад на грифе гитары изменяет высоту звучания струны на полутон, по сравнению с нижележащим ладом. Следовательно, номер лада, на котором зажимается струна, означает количество полутонов, на которое изменяется звучание открытой струны. Например, настроив зажатую на III ладу 2-ю струну в унисон с 1-й, между ними открытыми образуется малая терция; на IV ладу 3-ю струну в унисон со 2-й — большая терция и т. д.

Вышеприведённый способ настройки является базовым, среди других возможных, но при этом, не дающим точной настройки инструмента. Существуют определённые нюансы, определяющиеся, в частности, свойствами струн различной толщины, например, басовые струны требуют особо тщательной настройки. Для уточнения настройки проверяют арпеджированное звучание интервалов на удалённых струнах и аккордов: например, открытых струн в группах: Ре (1, 4, 7), Си (2, 5), Соль (3, 6) — они должны звучать с разницей в октаву (две октавы между струнами 1, 7), и групп, образующих Соль мажорное трезвучие (1—3, 4—6).

Тональности

Наиболее удобными для игры на русской гитаре тональностями являются: мажорные Соль (самая лёгкая и звучная, по строю открытых струн), До и Ре (субдоминанта и доминанта по отношению к основной тональности Соль мажор); и минорные Ми, Ля, Си, Ре, Соль, До — эти девять тональностей являются наиболее используемыми. Менее удобные, средние по сложности исполнения тональности: мажорные Фа, Си, Си-бемоль, Ля, Ми, Ми-бемоль; и минорные Фа, Фа-диез. Остальные тональности наиболее сложны в применении и поэтому малоупотребительны, например: мажорные До-диез, Ре-бемоль, Фа-диез, Соль-бемоль, Ля-бемоль; минорные До-диез, Ре-бемоль, Соль-диез, Си-бемоль, Ми-бемоль.

Разновидности строя

Существуют модификации русского семиструнного строя:

  • {d1, b, g}, {d, B, G}, D (2-я и 5-я струны Си-бемоль) — цыганский строй, основанный на Соль минорном трезвучии.
  • d1, b, g, d, c, G, D (2-я струна Си-бемоль, 5-я — До).
  • {d1, b, g, d, H, G, C} или {d1, h, g, d, c, G, D} (7-я или 5-я струна До).
Строи других гитар

Шестиструнную гитару можно настроить таким образом, чтобы её струны приблизительно повторяли строй русской гитары: d1, h, g, d, G, D (строй , в котором играет Александр Розенбаум).

Семиструнная гитара, используемая в Бразилии, имеет строй классической шестиструнной гитары {e1, h, g, d, A, E}, а седьмая струна настраивается на тон H (такой же строй имеет и семиструнная электрогитара).

Примечания

  1. Стахович М.А. Очерк истории семиструнной гитары // Москвитянин : журнал. — 1854. — Т. IV, № 13. — С. 1—17.

  2. Стахович М.А. Продолжение истории семиструнной гитары // Москвитянин : журнал. — 1855. — Т. V, № 15—16 (август). — С. 226—238.

  1. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.19. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  2. Финдейзен Н. Ф. Гельд, Игнатий Францович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  3. Морков, Вл. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.21. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  5. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.23. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  6. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.24. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  7. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.43-51. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  8. Ширялин А. В. «Поэма о гитаре», М.: Молодая гвардия, 1994. — С.20. — 160 c. — ISBN 5-235-00229-7
  9. Данная информация следует из ярлыка, прикреплённого к нижней деке гитары.
  10. Иоганн Готфрид Шерцер (1834(?)—1870) — австрийский гитарный мастер.

  11. Мелешко Р.Ф. Как делать переложение для семиструнной гитары. — М.: Советский композитор, 1976. — С. 95—98. — 135 с.
  12. Комаров Н.А., Федюнин С.Н. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — С. 190. — 272 с. — ISBN 5-7088-0195-6.


  1. Интервью с Александром Колпаковым // История гитары в лицах : журнал. — 2008. — № 1 (154). — С. 34—39.
  1. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения 20 апреля 2015.

  2. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения 20 апреля 2015.

  3. Тавровские В.В. и С.В. . Гитаристы и композиторы. Дата обращения 20 апреля 2015.

  1. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 113. — 153 с.

  2. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 78. — 153 с.

  3. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 112. — 153 с.

  4. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. — М.; Л.: Музгиз, 1948. — С. 72—74. — 153 с.

  1. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М., 1989. — 32 с.

  2. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М., 1989. — С. 7. — 32 с.

  3. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М., 1989. — С. 6. — 32 с.

  4. Менро Л.А. Сравнительный анализ строев семиструнной и шестиструнной гитар. — М., 1989. — С. 27. — 32 с.


  1. Батов А., Милешина Н. Струнные щипковые инструменты из фондов Музея им. М.И. Глинки. — Научный каталог-справочник. — М.: ВМОМК им. М.И. Глинки, 2013. — С. 10. — 135 с. — ISBN 978-5-8493-0252-2.
  2. Батов А., Милешина Н. Струнные щипковые инструменты из фондов Музея им. М.И. Глинки. — Научный каталог-справочник. — М.: ВМОМК им. М.И. Глинки, 2013. — С. 12, 15. — 135 с. — ISBN 978-5-8493-0252-2.

Что следует знать при смене строя на гитаре?

При выборе следует учитывать особенности гитары. Толщина влияет на звучание и воспроизведение нот. Для пониженного строя потребуются струны больше, чем для стандартного решения. Изделия 10-46 смогут выдержать достаточное натяжение.

После смены настроек важно обратить внимание на положение анкерного болта. Неправильный изгиб грифа приведет к некачественному звучанию и порчи механизмов. Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений

Параметр следует исправить при отклонении от стандартных значений.

Чтобы настроить гитару, потребуются дополнительные приспособления. Камертон представляет собой приспособление, которое воспроизводит идеальное звучание нот. На основе этого звука подстраивают струны гитары.

Разновидности камертона:

  1. Механическое устройство напоминает вилку. Звучать он может в тихом и громком режиме. В первом случае приспособление подносят к уху, а во втором — прикасаются к гитаре. Звук относится к ноте «ля». Первую струну нужно зажать на 5 ладу, звучание должно совпадать. Остальные ноты настраивают относительно эталона. Надежное и эффективное устройство.
  2. Духовой камертон имеет 6 разных отверстий. Настраивают каждую ноту по отдельности. Эталонное звучание можно услышать, если дунуть в каждое отверстие. Звук относится к открытым струнам. Изделие не отличается долговечностью и имеет погрешность.
  3. Электронное приспособление позволяет извлекать звуки различной сложности. Настроить правильно гитару таким способом несложно.

Найти приспособления можно в музыкальных магазинах.

Начало гонений

Тучи сгустились над головами бродячих музыкантов после эпохи, которую в нашей стране принято называть смутой. При московском царе Алексее Михайловиче Романове церковною жизнью Российского государства руководил патриарх Никон, который прославился своей реформой, в результате которой среди верующих произошел раскол. Владыка не оставался равнодушным и к светской жизни людей.

Его возмущало, что на церковные службы приходило гораздо меньше народа, чем на ярмарки и праздничные гуляния, где случались выступления скоморохов, которые потешали зрителей песнями, плясками и игрой на домрах.

Поэтому глава церкви обратился к царю с просьбой как-нибудь повлиять на сложившееся положение. Алексей Михайлович издал указ, согласно которому занятие скоморошеством стало преследоваться. Официальным предлогом для этого было то, что в текстах песен, исполнявшихся на подобных представлениях, часто содержалась критика существовавшей на тот момент власти. Также эти действа включали в себя некоторые элементы, которые очень напоминали языческие обряды, например, зажигание многочисленных факелов и тому подобное.

В результате издания указа преследованию стали подвергаться не только бродячие артисты. Интересный факт: на домру и ее дальнейшую судьбу повлияло то, что документ, подписанный правителем России, провозглашал незаконным и использование некоторых музыкальных инструментов.

Известен случай, когда на территории Москвы было собрано несколько телег с принадлежностями скоморохов. Из домр, гуслей, гудков и рожков развели огромный костер. Историки считают, что уничтожению подлежали не только данные музыкальные инструменты. Наряду с ними изымались и многие документы, в которых присутствовало упоминание о них.

Благодаря этому печально известному указу, данные представители семейства струнных были забыты на долгие три столетия.

История

Семиструнная гитара на картине В. А. Тропинина «Гитарист» (1823)

Создание

Русская семиструнная гитара появилась в России в конце XVIII века. Точная судьба её становления неизвестна. По версии некоторых исследователей (М. А. Стаховича, М. И. Пыляева, А. В. и С. Н. Тихонравовых) изобретателем русской гитары является Андрей Осипович Сихра (1773—1850) — основоположник гитарного искусства в России, который написал для неё около тысячи музыкальных сочинений и обработок народной и академической музыки. Первый опыт создания и игры на русской гитаре был произведён им в Вильне (Вильнюсе) в 1793 году, с её последующим усовершенствованием в Москве, куда он переселился в 1795 году.

Учитывая тот факт, что строй по мажорному трезвучию известен в Европе с XVI века и использовался на английской гитаре (в тональности До, струны: {g1, e1, c1}, {g, e, c}), можно предположить, что Андрей Сихра заимствовал этот принцип строя для своего изобретения с добавлением седьмой (басовой) струны Ре (струны: {d1, h, g}, {d, H, G}, D). Также известно, что на английской гитаре играл автор первой в истории Школы игры на русской семиструнной гитаре, изданной в 1798 году, Игнац фон Гельд (Игнатий Францович Гельд, 1766—1816).
Что касается формы корпуса инструмента и конструктивных особенностей, то семиструнная гитара в целом схожа с таковыми классической шестиструнной гитары.

Андрей Сихра концертировал, издавал популярные гитарные журналы, много преподавал. По настоянию своего ученика, Моркова Владимира Ивановича (1801—1864), Сихра написал «Школу игры для семиструнной гитары», впервые изданной в 1832 году. Основным достоинством этого издания которой стали 580 аккордов, созданных Сихрой для игры гармонических прелюдий в разных тональностях. Помимо многочисленных произведений для семиструнной гитары Сихрой был также написан Концерт для гитары с оркестром.

Несмотря на большое количество учеников и последователей, главной фигурой школы Сихры стал Семен Николаевич Аксенов (1784—1853), считавшийся в Москве лучшим гитаристом-виртуозом. Именно ему Сихра посвятил «Экзерсисы для семиструнной гитары», изданные в 1818 году. В 1814 году Аксенов издает «Новый журнал для семиструнной гитары», впервые адаптирует для семиструнной гитары искусственные флажолеты и различные приемы звукоподражания, включая подражание малому барабану. Впоследствии Аксенов стал учителем для одного из самых выдающихся гитаристов-семиструнников XIX века — Михаила Тимофеевича Высотского (1791—1837).
Высотским была создана своя школа семиструнной гитары, учениками которой стали Ветров Алексей Александрович (1812—1877), Белошеин Павел Федорович (1799—1869), Ляхов Иван Егорович (1813—1877), Липкин Николай Егорович (н.д.), Фалеев Василий Петрович (н.д.), Кладовщиков Павел Григорьевич (н.д.), Полежаев Александр Иванович (1804—1838), Горбунов Иван Федорович (1822—1864) и Апполон Григорьев (1822—1864) — автор Венгерки, благодаря которому Стахович впоследствии написал «Историю семиструнной гитары».

Как арфист Сихра, при создании своей «Школы игры на семиструнной гитаре», сделал акцент на постановку и работу правой руки (аппликатуру правой руки развивали и его ученики — Циммерман и Свинцов), в то время как Высотский уделил большое внимание приемам для левой руки, включая разработку техники исполнения легато и вибрато. В. А. Русанов впоследствии отмечал, что несмотря на попытку Сихры создать семиструнную гитару для адаптации арфового строя,

Популярность

До Октябрьской революции семиструнная гитара являлась основным видом гитары в России, но к концу XX века перестала быть предметом массового использования. Из-за неполного понимания музыкальных свойств семиструнной и шестиструнной гитар, их часто противопоставляют между собой, хотя они являются разными музыкальными инструментами, каждая — со своими уникальными художественно-техническими особенностями.

Семиструнная гитара широко использовалась для аккомпанемента при исполнении русских романсов и народных песен, в качестве солирующего инструмента при исполнении произведений русских композиторов. Очень часто применялась в песенно-музыкальном творчестве русских цыган (другое название гитары — «цыганская»).

Для русской гитары написан ряд концертных сочинений, например «Русский концерт» Игоря Рехина (1988) и «Концерт для гитары с оркестром» Алексея Агибалова (2007).

Разновидности

Существует 3 основных вида русской гитары различных размеров:

  • Большая гитара — стандартная полноразмерная гитара, описанная выше. Её мензура составляет 650 мм.
  • Терц-гитара — средних размеров. Строится на малую терцию выше, по сравнению с большой гитарой (f1, d1, b, f, d, B, F — по Си-бемоль мажорному трезвучию). Мензура 585 мм.

Терц-гитара является транспонирующим инструментом, поэтому ноты на нотном стане для терц-гитары обозначают на терцию ниже тех же нот большой гитары. Например, если для большой гитары ноты обозначают гамму До мажор, то для терц-гитары эта же гамма будет записана как Ля мажор.

Кварт-гитара — малых размеров. Строится на чистую кварту выше (g1, e1, c1, g, e, c, G — по До мажорному трезвучию). Мензура около 550 мм.

Кварт-гитара также является транспонирующим инструментом. Ноты для неё обозначают на кварту ниже, по аналогии с терц-гитарой.

Терц- и кварт-гитары являются ансамблевыми инструментами, позволяющими расширить диапазон извлекаемых звуков, и тем самым обогатить музыкальные возможности гитарного ансамбля. Особенно удачным вариантом ансамбля является дуэт большой и кварт-гитары, где последняя, в большинстве случаев, как инструмент с более высоким звучанием, исполняет солирующую партию.

Основные виды гитар
Вид Строй Нотация Мензура Длина
Концертная d1, h, g, d, H, G, D 650 1010
Обычная большая d1, h, g, d, H, G, D 610 938
Терц f1, d1, b, f, d, B, F 585 900
Кварт g1, e1, c1, g, e, c, G 540 825
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector