Строение гитары. детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Содержание:

В чем разница акустической и классической гитары

Различия заключаются в звучании и широте диапазона. По строю, способам звукоизвлечения, постановке рук при игре, подбору репертуара они одинаковы. Классическая гитара в последнее время чаще используется для обучения, а акустическая заменила ее на сцене.

Конструкция

Отличие конструкции акустических гитар от классических гитар – струны первой имеют большую рабочую поверхность, а место соединения грифа с кузовом и декой варьируется за счет увеличения самого грифа или уменьшения расстояния между порожками. У классической гитары эти параметры неизменны. Корпус стандартной меньше, а гриф немного шире, благодаря чему играть на ней удобнее.

При сравнении акустической (концертной) гитары с обыкновенной, значимой для взрослого музыканта разницы не наблюдается. Классический вариант преимущество дает только начинающим юным музыкантам. Хорошо освоив 19 ладов на мягких струнах, можно переходить к более качественно звучащему инструменту.

Материалы изготовления

Качественные инструменты изготавливаются из шпона. В бюджетных может использоваться ель, она будет со звонким и резким голосом. Древесина плодовых деревьев дает бархатистый звук. Для исполнителей классических произведений мастера предлагают комбинированные деки и корпуса, выполненные из нескольких видов элитной древесины. Сушка заготовок профессиональных инструментов длится от нескольких лет до несколько десятилетий. Клей, лак у каждого мастера имеет особую рецептуру. На фабриках музыкальных щипковых инструментов также используется несколько разных рецептов лаков и клея.

https://youtube.com/watch?v=ZK0dJtw8SZY

Классическая, оркестровая или концертная изготавливается из сортов древесины, имеющих определенные характеристики звучания. К ним относятся ясень, кедр, груша, клен. При выборе инструментов из разных ценовых категорий, именно фактор выбора древесины, лака для покрытия влияют на ценообразование.

Звучание и громкость

Звук и громкость зависят от качества резонансной деки, основного материала барабана. От исправности грифа, устойчивости порожков зависит чистота звучания. Громкость зависит от способа извлечения звуков.

Звучание акустики более громкое и плотное – «мясистое», как говорят музыканты. При определенном подборе материалов звучание классической будет наравне с акустической.

Способы игры

Пиццикато – прием извлечения звуков кончиками пальцев. Исполнение на средней громкости обеспечит перебор – более сильный нажим на бас большим пальцем, остальные звуки аккорда с подцепа струн пальцами снизу.

Можно использовать щипки двумя пальцами. К этому способу игры на гитаре относится перебор и флажолет, если говорить о правой руке. Есть способы добиваться звучания инструмента только пальцами левой руки – глиссандо, срыв.

Большие возможности дает медиатор, используемый при исполнении сольных партий. Кроме удара сверху и подцепа, медиатор позволяет играть хаотическое и ритмическое тремоло.

Преимущественная методика игры на классике – пальцевая, акустика же сочетает использование пальцев, медиатора, технику подтяжки струн.

Преимущества гитар

Сильные стороны акустических представителей в громкости, комфортных крепежах ремня, удобстве применения медиатора и брендовой техники. На обычной проще обучаться, легче работать со струнами и воспроизводить композиции классического направления. Ценовой сегмент более доступный.

Эстрадная гитара

Конструктивной особенностью таких гитар является наличие металлического стержня (анкера) внутри грифа для регулирования высоты струн. Под розеткой находится пластиковая накладка (панцирь) для защиты корпуса (кузова) гитары от возможного царапания медиатором, часто использующимся при игре на подобных гитарах. Струны устанавливают металлические. Нейлоновые на таких гитарах звучат тускло.

Дредноут

Основная статья: Дредноут (гитара)

Корпус такой гитары напоминает форму прямоугольника, талия широкая. В настоящее время, это наиболее распространённый вид акустической эстрадной гитары. Также существует разновидность корпуса типа дредноут — «вестерн», имеющая характерный вырез части корпуса в районе 12-19 ладов для облегчения исполнения соло-партий около резонаторного отверстия.

Основная статья: Фолк (гитара)

Форма корпуса фолк-гитары похожа на корпус классической гитары.

Джамбо

Основная статья: Джамбо (гитара)

Корпус джамбо-гитары большой по объёму и более округлый. Это даёт ей относительно более громкое звучание.

Такие инструменты предназначены в основном для аккомпанемента (пению или соло-инструментам) и используются по большей части в рок, поп, блюз, кантри музыке. Эти гитары идеальны в роли ритм-гитар. В наше время эти гитары стали относительной редкостью.

Виды строя

Стандартный строй для сопрано, концертной и теноровой укулеле GCEA (Соль-До-Ми-Ля) – «С-tuning», при этом 4 струна G настраивается в той же октаве. У баритонок распространен строй D.G.B.E (Ре-Соль-Си-Ми), то есть как и у первых четырех струн гитары.

Альтернативный строй – на ступень выше GCEA, то есть ADF#B – «D tuning». Звук укулеле становится более интересным за счет эффекта увеличения тембрального усиления (маленькие укулеле более полно усиливают высокие частоты). Этот строй использовался во время бума гавайской музыки начала 20 в. D-tuning с опущенной четвертой струной A.DF#B называется «канадский строй», так как используется там в музыкальных школах.

Настройка

Настройка по ладам и тюнеру

Настройка по тюнеру (http://www.get-tuned.com/ukulele_tuner.php) дает гораздо более точное звучание, чем подбор «на слух».

Ручной подбор по унисонам в До (GCEA):

  • 1 струна отпущена, 2 на V ладу (звук Ля, A);
  • 2 отпущена, 3 на IV ладу (звук Ми, E);
  • 1 отпущена, 4 на II ладу (звук Ля, A).

См. также другие варианты в абзаце «Аппликатурное мышление».

Стандартные частоты GCEA для укулеле:

  • 1 струна “A”= 440Hz
  • 2 струна “E”= 329.6Hz
  • 3 струна “C”= 261.6Hz
  • 4 струна “G”= 392 Hz

Настройка по флажолетам

Пальцем левой руки едва-едва коснитесь 1 струны над VII металлическим порожком. Слабо-слабо. Ногтем правой руки зацепите эту струну, и сразу же уберите палец со струны. Выйдет высокий слабый звук.

  1. Этот звук должен соответствовать звуку 2 струны над V порожком и 3 струны над IV порожком;
  2. Звук 3 струны над VII порожком должен соответствовать звуку 4 струны над XII порожком.

Эта настройка годится только качественным, сработанным инструментам (не менее года игры) со «вставшими» струнами и четко откалиброванными порожками и мензурой. Подобная проверка качества является определяющей при покупке дорогого инструмента. Небольшие дефекты и расхождения в тонах могут уйти со временем или быть исправлены вручную.

Уроки игры на укулеле. Аппликатурное мышление

Глава 1. Общая теория и устройство укулеле.

В классической музыкальной теории 12 нот, из них 7 — основные (белые клавиши) и 5 — скажем, дополнительные (черные). 12 нот = одна октава. Например, нажмем на пианино ноту До (или ее же на укулеле), и 13-ой нотой (на 13 ладу) будет то же До, только на октаву выше (рис. 1).

Черная нота, находящаяся правее от белой, носит то же название, только с «диезом». Черная рядом с До = До#. Левее — она же, но с «бемолем». Левее До — Доb. Расстояние между соседними нотами (считая черные) = полтона. Значит, в октаве 6 полных тонов. Как видно из рис. 2, черных клавиш меньше, чем белых. Связано с тем, что между Ми и Фа, а также между Си и До полтона. Почему не придумали систему из 6 белых и 6 черных нот, чтобы между всеми белыми был 1 тон? Чтобы хоть как-то ориентироваться на пианино.

Английские названия нот:

ДоC РеD МиE ФаF СольG ЛяA СиB или H

Классический строй укулеле — GCEA (Соль-До-Ми-Ля). Ноты на укулеле Унисоны для Ля. Сначала нужно найти все ноты на всех струнах гавайки. Желательно — постоянно иметь перед глазами (распечатать), а потом — выучить. Оно само выучится. Далее — найти расположение унисонов (одинаковых нот). На картинке указано правило расположения унисонов для Ля. Это нужно выучить. Попробуйте построить от случайных нот — например, от Фа (на 2 струне 1 лад), но уже не подглядывая на схему. Унисонами можно подстраивать укулеле, когда она расстроена, а также от них строить аккорды, беря их за тонику.

Глава 2. Построение аккордов

Аккорды — это трезвучия. То есть в каждом аккорде 3 ноты (обязательно). Существуют минорные и мажорные аккорды. Это никак не связано с «диезами» и «бемолями». То есть аккорд C# (До#) может быть как мажорным (С#), так и минорным (C#m). Бемолями аккорды обычно не записывают, то есть пишут не Gb, а F#. Аккорды обычно обозначаются английскими буквами.

Минорные аккорды строятся на 1, 4 и 8 полутонах. То есть берется тоника (нота, по которой называется аккорд, основная), от нее идем вперед через два лада, потом — еще через три лада. Получается 3 ноты. На примере взяты ноты аккорда Am (Ля минор), то есть Ля-До-Ми. На примере 2 — аккорд Dm (Ре минор), Ре-Фа-Ля.

Разновидности гитар

Как поделились своим экспертным мнением специалисты компании LTM, различают следующие виды гитар:

  • классические;
  • акустические;
  • электроакустические;
  • электрические;
  • бас-гитары.

Оптовые цены на гитары в Москве можно посмотреть тут https://ltm-music.ru/gitary_i_gitarnoe_oborudovanie/

Классические гитары

Этот музыкальный инструмент подойдет для любителей классической музыки. Эти гитары обеспечивают более тихий и мягкий звук, чем акустические. На них устанавливаются нейлоновые струны (поскольку в грифе отсутствует анкер, которые бы позволял грифу выдерживать нагрузку от натяжения струн из металла), у них более широкий гриф и меньшая резонансная полость.

Виртуозы в стиле фламенко используют классический вид гитар, они еще называются «испанками» – именно в Испании был создан данный вид гитар.

Акустические гитары

Эти музыкальные инструменты преимущественно используются для акустической музыки. Отличия от классических гитар состоят в том, что они имеют увеличенную резонансную полость, суженный гриф с анкером, который сравним с шириной грифа электрогитар с металлическими струнами.

Такие гитары незаменимы на вечеринке, в походе у костра или в компании друзей на улице. Диапазон их использования широк: от стандартного аккомпанемента до соло-партий.

Играть на акустических инструментах можно пальцами или медиатором. Они дают максимально чёткое звучание благодаря металлическим струнам, специально разработанным для данного вида гитар.

Полуакустические гитары

Это более дорогостоящая и модернизированная версия акустической гитары. Ее особым отличием выступает наличие вспомогательного электронного датчика (звукоснимателя), который дает возможность подключить гитару к усилителю на концерте.

Но это не делает ее полноценной электрической гитарой. Основная ее задача – получение чистого звука с подключением к усилителю, но при дополнительных звуковых эффектах можно получить удивительное и разнообразное звучание, как на полноценной электрогитаре.

Электрогитары

Звук в электрогитаре формируется при помощи специальных датчиков-звукоснимателей, которые реагируют на вибрацию струны из металла над ними.

Такая гитара требует вспомогательных аппаратных средств в виде усилителя, что позволяет обеспечить звучание не только в одном помещении, но и на близлежащей территории. А добавив некоторые эффекты, можно кардинально изменить звучание музыки до неузнаваемости.

Бас-гитары

Басовая гитара производится в акустическом и электрическом исполнении. Преимущественно они имеют четыре струны, но есть модели с пятью и более струнами. Струны очень толстые, что и обеспечивает узнаваемый низкий басовый звук.

Для новичков, которые желают попробовать свои силы в музыке, специалисты компании LTM рекомендуют начинать обучение с акустической гитары. Причина этого проста – акустическая гитара универсальна, на ней можно сыграть любую музыку. После акустической можно осваивать бас-гитару.

Алексей Новиков

Дополнительная классификация

Несмотря на то что акустическая гитара звучит благодаря колебанию струн, усиленному резонирующим корпусом, есть разновидности акустических гитар, которые не обошло электронное вмешательство:

  1. Электроакустическая – инструмент, оснащенный пьезодатчиком, позволяющим подключать любую усиливающую аппаратуру. Имеет предусилитель с регулятором тембра и эквалайзером для усиления акустического звучания на концертных выступлениях. А без подключения обладает всеми возможностями обычной акустики.
  2. Полуакустическая – неразрывное сочетание акустики и электрогитары. Имеет полый или частично полый тонкий корпус. На них ставят электромагнитные звукосниматели (хамбакеры), а из-за мягкого звучания часто играют блюз, джаз, рок-н-ролл и др. Можно играть и без усилителей, но звук будет тихим, так как нет большой резонирующей полости.

Каждый тип акустической гитары по-своему уникален и у каждого из них есть свои сторонники

Поэтому перед покупкой важно сделать три вещи: определить цель приобретения, подержать в руках, чтобы почувствовать габариты, и оценить звучание всех вариантов

Производители гитар

Нововведения мастеров компаний стали основой для развития музыкальных стилей. Производство некоторых фабрик развернулось еще в 19-м веке. Появление новых технологий усиления звука в 30-х годах 20-го века способствовало созданию электроакустических инструментов, которые имели ряд проблем из-за вибрации резонирующего корпуса и обратной связи.

В то же время изобретатель из Калифорнии Лео Фендер создал первый образец струнного инструмента с цельным дубовым корпусом. 1949 год изменил историю электрогитар, когда в продажу поступили первые сплошные гитары. Позже их назвали Telecaster, получившие широкое распространение среди музыкантов, играющих рок и джаз. Они имели преимущество по звучанию перед акустическими полыми инструментами со встроенными пьезодатчиками.

Увидев успех Фендера, компания Gibson возобновила производство гитар, предложенных Лес Полом. Они названы в честь изобретателя и стали наиболее продаваемыми электрогитарами за всю историю. До настоящего времени их вид не изменился.

Классическая гитара

Основная статья: Классическая гитара

Классическая акустическая гитара Martinez FAC-504 в цвете санбёрст

Это наиболее старый консервативный тип инструмента. На нём в основном играют классическую музыку, но он также используется в джазе (Ralph Towner, Earl Klugh), фолке, блюзе (альбом Unplugged Эрика Клэптона), роке (Ritchie Blackmore в Blackmore’s Night, Mike Oldfield, Сергей Калугин из Оргии праведников), бардовской песне (Олег Митяев, Александр Гейнц). Именно этот инструмент изучается в музыкальных школах, консерваториях и прочих музыкальных учебных заведениях классического профиля.

На этих инструментах стоят нейлоновые струны, играют на них в основном пальцевой техникой, без использования медиатора. Гитаристы, играющие в классическом стиле, играют только пальцами. Для этого инструмента существуют «строгие» классические школы игры, постулатам которых должны соответствовать гитаристы, исполняющие академическую музыку.

На основе этого инструмента существуют похожие модели с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.

На классическую гитару можно ставить только нейлоновые струны, потому что конструкция корпуса классической гитары не рассчитана на натяжение металлических струн.

Русская семиструнная гитара

Основная статья: Русская семиструнная гитара

Была распространена в России в XIX—XX веках. Широко использовалась в качестве аккомпанирующего инструмента при исполнении русских романсов. В конце XX века началось её активное вытеснение шестиструнной гитарой и в настоящее время семиструнная гитара не имеет былой популярности.

Устройство акустической гитары: основные термины

12-лад и 14-лад (12-fret/14-fret)

Термины используются для обозначения позиции на гитарном грифе в месте соединения с декой. У большинства акустических инструментов пятка располагается в районе 14 лада, в то время как 12-ладовое соединение встречается реже.

Нижняя дека и обечайка (Back/Sides)

Когда речь заходит о материале, из которого сделана акустическая гитара, то чаще всего говорят о материалах нижней деки (дна) и обечайки. Конструкция нижней части бывает двух видов:

  1. Резонанс (Solid Top);
  2. Ламинат (Laminated Top).

Резонанс изготавливается из цельного куска дерева, что сказывается на вибрационных качествах инструмента. Такое решение обычно встречается на дорогих моделях акустических гитар. В свою очередь, ламинат изготавливается из нескольких слоев древесины — это благоприятно влияет на прочность.

Канты (Bindings)

Канты располагаются по контуру инструмента. Помимо визуального эффекта, они придают корпусу прочности и защищают торцы деки от внешнего воздействия. Рядом с кантом дополнительно может быть размещен какой-нибудь орнамент.

Система пружин (Bracing)

Пружины (англ. brace) представляют собой деревянные бруски, приклеиваемые внутри корпуса к верхней деке и дну. Они увеличивают прочность инструмента, а также сказываются на его акустических свойствах.

Существует несколько базовых вариаций крепления пружин, влияющих на вес и объем инструмента. Традиционным вариантом считается X-образное крепление, изобретенное в 1920-х годах компанией Martin.

Подставка (Bridge Plate)

Деталь из прочной древесины, приклеенная к деке гитары. Придает гитаре жесткости, необходимой для сопротивления натянутым струнам.

Накладка грифа (Fingerboard/Fretboard)

Деревянная накладка, приклеиваемая к гитарному грифу и скрывающая анкерный стержень. Придает инструменту дополнительной прочности. Защищает гриф от внешнего воздействия.

Ладовый порожек (Fret)

Металлический профиль, устанавливаемый по всей длине грифа. При зажатии того или иного лада длина колеблющейся струны сокращается, что позволяет изменять высоту звука и нот.

Головка грифа (Head)

Располагается выше верхнего порожка. В этой части инструмента находятся колки для натяжения струн. Как правило, состоит из двух частей: тела головки и накладки.

Накладка на головку грифа (Headplate)

Тонкая пластина плотной древесины, устанавливаемая на лицевой стороне головки. Обычно в качестве материала используют тот же вид дерева, которые применяется для изготовления корпуса инструмента. Накладка укрепляет голову, а также скрывает шов на месте склейки грифа и головы.

Пьезозвукосниматель (Piezo pickup)

Специальные звукосниматели, воспринимающие вибрации деки, а не струн. Чаще всего такие датчики устанавливают в районе бриджа — это обеспечивает более качественное звучание. После обработки, вибрации преобразуются в электрический сигнал и в дальнейшем могут быть обработаны предусилителем.

Предусилитель (Preamp)

Предусилитель обрабатывает сигнал, поступающий от звукоснимателей или микрофона. Благодаря специальным элементам управления, таким как эквалайзер и фазовые переключатели, предамп может влиять на тональные характеристики инструмента. Как правило, предусилители являются активными, а питание осуществляется с помощью батареек.

Розетка (Rosette)

Декоративный элемент, украшающий резонаторное отверстие. Изготавливается из пластмассы, бумаги, перламутра или древесины.

Мензура (Scale length)

Мензура — это расстояние от верхнего порожка до центра 12 лада. При указании длины мензуры в характеристиках инструмента, обычно используют формулу «Длина от верхнего порожка до 12 лада, умноженная на два».

Длина мензуры влияет на мягкость струн и тональные характеристики инструмента. Чем длиннее мензура, тем ярче выражены низкие частоты в звуке инструмента.

Дека (Soundboard/Top)

Верхняя часть акустической гитары, отвечающая за передачу вибраций струн в воздух. Комбинация качеств деки и системы пружин играет решающую роль в тональных характеристиках инструмента. Чаще всего изготавливается из цельной древесины (резонанса).

Анкерный стержень (Truss rod)

Стальной стержень, установленный внутри гитарного грифа. Основное предназначение стержня — компенсировать натяжение металлических струн и не давать грифу гнуться под его воздействием. Регулируя анкерный стержень, можно изменять прогиб грифа. Это может пригодиться при изменении климатических условий, в которых находится инструмент или смене калибра и/или материала струн.

Электроакустическая гитара YAMAHA FSX820C Brown Sunburst с хорошим звучанием

  • встроенный звукосниматель, предусилитель и эквалайзер;
  • корпус с вырезом;
  • мощный, но мягкий звук.

Подросткам, мечтающим о гастролях и сцене, лучше присмотреться к концертной модели в корпусе с нижней декой из красного дерева, а верхней – из ели. Сочетание этих видов древесины придает звуку хороший резонанс и насыщенность на всем диапазоне частот без среза верхних басов. В шейке грифа из нато установлен анкер, который придает ей прочность и защищает от повреждений, деформации при натяжении шести стальных струн.

Благодаря наличию звукоснимателя, встроенного предусилителя и эквалайзера можно получить более мощный звук без искажений при подключении к концертной акустике. Инкрустация в виде белых точек на ладах сделает процесс обучения проще.

Если выбираете, на какой гитаре лучше учиться играть для соло выступлений или в составе группы, лучше купить YAMAHA FSX820C Brown Sunburst. С помощью механизма настройки из хромированного литого металла проще натянуть струны, а наличие звукоснимателя, усилителя оправдывает высокую стоимость.

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).

Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. Звукоснимателей может быть установлено как два, так и три.

О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Согласно архивному каталогу компании RCA Victor, 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками: эту дату журнал Guitar Player считает официальным днем рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чём свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих. В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешёл в «электричество» не один, а на пару со стил-гитаристом. Впоследствии и Боб Уиллс стал устраивать аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Главная группа симфонического оркестра

Во всем мире очень популярны струнные инструменты. Названия их такие:

  • скрипка;
  • альт;
  • виолончель;
  • контрабас.

Эти инструменты составляют струнную группу симфонического оркестра. Самый популярный из них – скрипка. Именно она привлекает множество детей, желающих обучаться музыке. Это логично, потому что скрипок в оркестре больше, чем других инструментов. Поэтому искусство нуждается в специалистах соответствующего профиля.

Струнные инструменты, названия которых здесь перечислены, формировались параллельно. Они развивались в двух направлениях.

  1. Внешний вид и физико-акустические свойства.
  2. Музыкальные возможности: исполнение мелодии или баса, техническая подвижность.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector