Балакиревы

Музыка

Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы). Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо, фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) — числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста — прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)

Среди других неупомянутых произведений — 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 — закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 — закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

Дарование М. А. Балакирева особенно проявилось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена, слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже — трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Описание гербов рода

(потомков корнета Балакирева Никиты) — утвержден в 1801 году.

Щит разделён на четыре части. Посередине сего щита диагонально к левому верхнему углу по зелёному полю изображена золотая полоса с двумя на ней чёрными орлиными крыльями. В первой части в красном поле два золотых стремени, под ними в чёрном поле золотая шестиугольная звезда и по сторонам оной перпендикулярно две золотые полосы. В четвёртой части в чёрном поле в верхней половине означены такие же две полосы и звезда, а внизу в красном поле лежащая серебряная собака. Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Намёт на щите зелёный, подложен золотом.

(потомков Андрея Симоновича).

В верхней половине щита, в зеленом и черном полях, находится согнутая рука, в латах и с мечом. В нижней серебряной половине наподобие стропила означены две городские красные стены и внизу подкова, шипами обращенная вниз. Щит увенчан дворянским шлемом и дворянскою короною cо страусовыми перьями. Намет на щите красный и черный, подложенный серебром.

Память

Географические объекты и учреждения

  • Школа искусств имени М. А. Балакирева (Москва)
  • Площадь Композитора Балакирева (Москва)
  • Переулок Балакирева (Екатеринбург)
  • Переулок Балакирева (пгт. Межуреченский)
  • Переулок Балакирева (Липецк)
  • Улица Балакирева (Владимир)
  • Улица Балакирева (Харьков)
  • Улица Балакирева (Нижний Новгород)
  • Улица Балакирева (Нижний Тагил)
  • Улица Балакирева (Ростов-на-Дону)
  • Улица Балакирева (Ставрополь)
  • Музыкальная школа имени М. А. Балакирева в Тольятти
  • Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева
  • Переулок Балакирева (Екатеринбург)
  • Детская музыкальная школа № 11 имени М. А. Балакирева (Екатеринбург)
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Гусь-Хрустальный)
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева (г. Петрозаводск)
  • Детская музыкальная школа им. М. А. Балакирева г. Сарова
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева г. Волгограда
  • Детская школа искусств имени М. А. Балакирева в Санкт-Петербурге

Самолёт

В честь Милия Алексеевича Балакирева назван переданный 27 февраля 2018 года в авиакомпанию Аэрофлот Boeing 737-8LJ (регистрационный номер VP-BFB)

О персоне

Константин Балакирев появился на свет в городе Москве 25 мая 1980 года. Все, что связано с искусством кинематографии, интересовало его с юных лет. Когда Константин достиг призывного возраста, он вступил в ряды российской армии. Участвовал в боевых действиях во время войны в Чечне.

После армии успешно сдал экзамены в технический вуз, однако там проучился недолго. В 2006 году Константин Балакирев стал профессиональным актером, окончив Театральное училище имени Щукина. Учился у педагога Юрия Шлыкова.

2007 год ознаменовался для новоявленного актера первыми ролями в кино: тогда он сыграл в драме «Груз 200», криминальной ленте «Тиски» и детективе «Ликвидация».

Константин Балакирев — русоволосый, кареглазый актер худого телосложения славянского типа внешности. Его рост — 183 см, вес — 70 кг. Знает французский язык. Водит автомобиль, берет уроки по фехтованию.

Актер признается в любви к советскому кино. По мнению Константина, в СССР снимали мощные и серьезные фильмы. Нравится ему и советская литература. Он считает, что в школе сегодня изучают не те произведения, которые следовало бы. К примеру, у М. Горького, в его понимании, есть более сильные вещи, нежели «Старуха Изергиль».

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

«Могучая кучка»

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название «Могучая кучка». По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью «Могучей кучки» было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе «балакиревской группировки». Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены «Могучей кучки» окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Роли и связи

Константин Балакирев снимался вместе с актерами Аллой Малковой, Андреем Финягиным, Натальей Третьяковой, Ириной Розановой, Артемом Мазуновым, Натальей Батрак, Павлом Сметанкиным и др.

Призывался в проекты таких известных режиссеров, как Сергей Урсуляк, Валерий Тодоровский, Марат Ким, Артем Мазунов, Дарья Полторацкая.

У Константина Балакирева целый ряд различных образов: в кино он играл инкассатора, пленного красноармейца, прапорщика, журналиста, рядового, следователя, милиционера, администратора кинофестиваля, воришку, пациента, молодого смертника, пограничника, водителя, ефрейтора, лейтенанта и др.

Актер известен как исполнитель вторых ролей, главных героев сыграть ему к настоящему времени не довелось.

Биография

М. Балакирев, 1860-е годы

Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых, сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809—1869).

В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра — Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев, просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте.

Систематического музыкального образования Балакирев не получил. Среди его музыкальных произведений, которые в детстве и юности произвели на него особое впечатление, были фортепианный концерт Шопена и трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Своему восхищению этими композиторами он остался верен всю жизнь.

Окончив Нижегородский дворянский институт (1849—1853), он два года (1853—1855) состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.

В 1855 году Балакирев уехал вместе с Улыбышевым в Петербург, где встретился с М. И. Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста.

Вместе с Г. Я. Ломакиным 18 марта 1862 года основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством. Эта школа на первых порах своего существования развернула оживлённую деятельность. В концертах, устраиваемых школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми — Милий Балакирев. В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу — заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».

С осени 1867 года до весны 1869 Милий Балакирев дирижировал симфоническими концертами Императорского русского музыкального общества (в 1867 году вместе с Берлиозом), в которых, по преимуществу, исполнялись сочинения Берлиоза и Листа, а также оркестровые сочинения русских композиторов: Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и других. Н. Рубинштейн пригласил его в Московскую консерваторию, однако Балакирев посчитал, что не может занимать место профессора, не имея для того достаточно систематизированных музыкальных знаний, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке».

Милий Балакирев в преклонных годах

28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги. В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем.

В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой. Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся

Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре

Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Все Балакиревы

  • Балакирев Авраам
  • Балакирев Адам
  • Балакирев Адриан
  • Балакирев Александр
  • Балакирев Алексей
  • Балакирев Анатолий
  • Балакирев Андрей
  • Балакирев Антон
  • Балакирев Аристарх
  • Балакирев Аркадий
  • Балакирев Арсений
  • Балакирев Артем
  • Балакирев Артемий
  • Балакирев Архип
  • Балакирев Афанасий
  • Балакирев Богдан
  • Балакирев Борис
  • Балакирев Вадим
  • Балакирев Валентин
  • Балакирев Валерий
  • Балакирев Василий
  • Балакирев Вениамин
  • Балакирев Викентий
  • Балакирев Виктор
  • Балакирев Вилли
  • Балакирев Виссарион
  • Балакирев Виталий
  • Балакирев Владимир
  • Балакирев Владислав
  • Балакирев Всеволод
  • Балакирев Вячеслав
  • Балакирев Гавриил
  • Балакирев Галактион
  • Балакирев Геннадий
  • Балакирев Георгий
  • Балакирев Герасим
  • Балакирев Герман
  • Балакирев Глеб
  • Балакирев Гордей
  • Балакирев Григорий
  • Балакирев Давид
  • Балакирев Даниил
  • Балакирев Денис
  • Балакирев Дмитрий
  • Балакирев Евгений
  • Балакирев Евдоким
  • Балакирев Емельян
  • Балакирев Ефим
  • Балакирев Захар
  • Балакирев Зиновий
  • Балакирев Иван
  • Балакирев Игнатий
  • Балакирев Игорь
  • Балакирев Иларион
  • Балакирев Илья
  • Балакирев Иннокентий
  • Балакирев Иосиф
  • Балакирев Ираклий
  • Балакирев Исаакий
  • Балакирев Казимир
  • Балакирев Карп
  • Балакирев Кирилл
  • Балакирев Клемент
  • Балакирев Клим
  • Балакирев Кондрат
  • Балакирев Константин
  • Балакирев Корнилий
  • Балакирев Кузьма
  • Балакирев Лазарь
  • Балакирев Лев
  • Балакирев Леонид
  • Балакирев Леонтий
  • Балакирев Лукьян
  • Балакирев Макар
  • Балакирев Максим
  • Балакирев Максимилиан
  • Балакирев Марк
  • Балакирев Мартин
  • Балакирев Матвей
  • Балакирев Мечислав
  • Балакирев Мирон
  • Балакирев Митрофан
  • Балакирев Михаил
  • Балакирев Модест
  • Балакирев Моисей
  • Балакирев Назар
  • Балакирев Наум
  • Балакирев Никанор
  • Балакирев Никита
  • Балакирев Николай
  • Балакирев Нисон
  • Балакирев Олег
  • Балакирев Орест
  • Балакирев Осип
  • Балакирев Павел
  • Балакирев Памфил
  • Балакирев Парамон
  • Балакирев Петр
  • Балакирев Платон
  • Балакирев Порфирий
  • Балакирев Прокофий
  • Балакирев Прохор
  • Балакирев Рафаил
  • Балакирев Роман
  • Балакирев Ростислав
  • Балакирев Савелий
  • Балакирев Самсон
  • Балакирев Самуил
  • Балакирев Святослав
  • Балакирев Севастьян
  • Балакирев Сергей
  • Балакирев Степан
  • Балакирев Тарас
  • Балакирев Терентий
  • Балакирев Тимофей
  • Балакирев Тихон
  • Балакирев Трофим
  • Балакирев Фаддей
  • Балакирев Федор
  • Балакирев Федот
  • Балакирев Феликс
  • Балакирев Фома
  • Балакирев Юлиан
  • Балакирев Юрий
  • Балакирев Ярослав
  • Балакирева Агния
  • Балакирева Аза
  • Балакирева Акулина
  • Балакирева Алевтина
  • Балакирева Александра
  • Балакирева Алла
  • Балакирева Анастасия
  • Балакирева Ангелина
  • Балакирева Анна
  • Балакирева Антонина
  • Балакирева Анфиса
  • Балакирева Ариадна
  • Балакирева Валентина
  • Балакирева Валерия
  • Балакирева Варвара
  • Балакирева Василиса
  • Балакирева Вера
  • Балакирева Вероника
  • Балакирева Виктория
  • Балакирева Виталина
  • Балакирева Владислава
  • Балакирева Галина
  • Балакирева Гелена
  • Балакирева Гелла
  • Балакирева Генриетта
  • Балакирева Гертруда
  • Балакирева Глафира
  • Балакирева Глория
  • Балакирева Грета
  • Балакирева Данута
  • Балакирева Дарья
  • Балакирева Джульетта
  • Балакирева Диана
  • Балакирева Дина
  • Балакирева Доля
  • Балакирева Доминика
  • Балакирева Ева
  • Балакирева Евгения
  • Балакирева Евдокия
  • Балакирева Екатерина
  • Балакирева Елена
  • Балакирева Елизавета
  • Балакирева Зинаида
  • Балакирева Зоя
  • Балакирева Инна
  • Балакирева Ираида
  • Балакирева Ирина
  • Балакирева Ия
  • Балакирева Калерия
  • Балакирева Капитолина
  • Балакирева Кира
  • Балакирева Клавдия
  • Балакирева Кристина
  • Балакирева Ксения
  • Балакирева Лариса
  • Балакирева Лидия
  • Балакирева Любовь
  • Балакирева Людмила
  • Балакирева Маргарита
  • Балакирева Марианна
  • Балакирева Марина
  • Балакирева Мария
  • Балакирева Марфа
  • Балакирева Мирра
  • Балакирева Муза
  • Балакирева Надежда
  • Балакирева Наталья
  • Балакирева Неонила
  • Балакирева Ника
  • Балакирева Нина
  • Балакирева Нонна
  • Балакирева Оксана
  • Балакирева Ольга
  • Балакирева Пелагея
  • Балакирева Полина
  • Балакирева Прасковья
  • Балакирева Раиса
  • Балакирева Римма
  • Балакирева Светлана
  • Балакирева Серафима
  • Балакирева Софья
  • Балакирева Сусанна
  • Балакирева Таисия
  • Балакирева Тамара
  • Балакирева Татьяна
  • Балакирева Фаина
  • Балакирева Фекла
  • Балакирева Харита
  • Балакирева Юлия

Читать дальше…

Краткая биография

Родился Балакирев 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Повсюду в городе мальчик слышал скорбную бурлацкую песнь, лирические протяжные и ярмарочные плясовые песни. Детская любовь к русской народной музыке, умноженная на упорные занятия с городским капельмейстером Эйзрихом, дала восхитительные результаты: уже к восемнадцати годам Милий стал самостоятельным и талантливым музыкантом.

Безусловно, значительное влияние на судьбу мальчика оказало знакомство с местным меценатом Улыбышевым. Именно он дал возможность юному музыканту ознакомиться с передовой литературой того времени, получить первые навыки дирижирования в руководстве домашним оркестром.

Тот же Улыбышев составил прекрасную протекцию, и будущий композитор перебирается в Петербург. Первое публичное выступление Балакирева в феврале 1856 года вызвало бурю позитивных откликов среди столичной «богемы», музыканту предсказывали блестящее будущее.

Для выступлений открылись двери самых популярных аристократических домов и салонов, но, как убежденный демократ, Милий выбирает путь бескорыстного служения русской культуре. Отказавшись от материально выгодной карьеры музыканта-виртуоза, талантливый юноша продолжает совершенствоваться и создает в короткие сроки несколько произведений, среди которых увертюра по мотивам испанского марша и «Испанская серенада» для фортепиано.

Персоны

АВЕРИНЦЕВАРАБОВАРХАНГЕЛЬСКИЙАСТАФЬЕВАХМАТОВААХМАДУЛИНААДЕЛЬГЕЙМАЛЛЕГРИАЛЬБИНОНИАЛЬФОНСАЛЛЕНОВААКСАКОВАРЦЫБУШЕВАДРИАНАБУНИНБЕХТЕЕВБИТОВБОНДАРЧУКБОРОДИНБУЛГАКОВБУТУСОВБЕРЕСТОВБРУКНЕРБРАМСБРУХБЕЛОВБЕРДЯЕВБЕРНАНОСБЕРОЕВБРЭГГБУНДУРБАХБЕТХОВЕНБОРОДИНБАТАЛОВБИЗЕБРЕГВАДЗЕБУЗНИКБЛОХБЕХТЕРЕВАБУОНИНСЕНЬЯБРОДСКИЙБАСИНСКИЙБАТИЩЕВАБАРКЛИБОРИСОВБУЛЫГИНБОРОВИКОВСКИЙБЫКОВБУРОВБАКВАРЛАМОВВАСИЛЬЕВАВОЛОШИНВЯЗЕМСКИЙВАРЛЕЙВИВАЛЬДИВОВОЗНЕСЕНСКАЯВИШНЕВСКАЯВОДОЛАЗКИНВОЛОДИХИНВЕРТИНСКАЯВУЙЧИЧГАЛИЧГЕЙЗЕНБЕРГГЕТМАНОВГИППИУСГОГОЛЬГРАНИНГУМИЛЁВГУСЬКОВГАЛЬЦЕВАГОРОДОВАГЛИНКАГРАДОВАГАЙДНГРИГГУРЕЦКИЙГЕРМАНГРИЛИХЕСГОРДИНГРЫМОВГУБАЙДУЛИНАГОЛЬДШТЕЙНГРЕЧКОГОРБАНЕВСКАЯГОДИНЕРГРЕБЕНЩИКОВДЮЖЕВДЕМЕНТЬЕВДЕСНИЦКИЙДОВЛАТОВДОСТОЕВСКИЙДРУЦЭДЕБЮССИДВОРЖАКДОННДУНАЕВДАНИЛОВАДЖОТТОДЖЕССЕНЖУКОВСКИЙЖИДКОВЖУРИНСКАЯЖИЛЛЕЖИВОВЗАЛОТУХАЗОЛОТУССКИЙЗУБОВЗАНУССИЗВЯГИНЦЕВЗОЛОТОВИСКАНДЕРИЛЬИНКАБАКОВКИБИРОВКОЛЛИНЗКОНЮХОВКОПЕРНИККУБЛАНОВСКИЙКУРБАТОВКУЧЕРСКАЯКУШНЕРКАПЛАНКОРМУХИНАКУПЧЕНКОКОРЕЛЛИКИРИЛЛОВАКОРЖАВИНКОРЧАККОРОЛЕНКОКЬЕРКЕГОРКРАСНОВАЛИПКИНЛОПАТКИНАЛЕВИТАНСКИЙЛУНГИНЛЬЮИСЛЕГОЙДАЛИЕПАЛЯДОВЛОСЕВЛИСТЛЕОНОВМАЙКОВМАКДОНАЛЬДМАКОВЕЦКИЙМАКСИМОВМАМОНОВМАНДЕЛЬШТАММИРОНОВМОТЫЛЬМУРАВЬЕВАМОРИАКМАРТЫНОВМЕНДЕЛЬСОНМАЛЕРМУСОРГСКИЙМОЦАРТМИХАЙЛОВМЕРЗЛИКИНМАССНЕМАХНАЧМЕЛАМЕДМИЛЛЕРМОЖЕГОВМАКАРСКИЙМАРИЯНАРЕКАЦИНЕКРАСОВНЕПОМНЯЩИЙНИКОЛАЕВАНАДСОННИКИТИННИВАОКУДЖАВАОСИПОВОРЕХОВОСТРОУМОВАОБОЛДИНАОХАПКИНПАНТЕЛЕЕВПАСКАЛЬПАСТЕРПАСТЕРНАКПИРОГОВПЛАНКПОГУДИНПОЛОНСКИЙПРОШКИНПАВЛОВИЧПЕГИПЯРТПОЛЕНОВПЕРГОЛЕЗИПЁРСЕЛЛПАЛЕСТРИНАПУЩАЕВПАВЛОВПЕТРАРКАПЕВЦОВПАНЮШКИНПЕТРЕНКОРАСПУТИНРЫБНИКОВРАТУШИНСКАЯРАЗУМОВСКИЙРАХМАНИНОВРАВЕЛЬРАУШЕНБАХРУБЛЕВРЕВИЧРУБЦОВРАТНЕРРОСТРОПОВИЧРОДНЯНСКАЯСВИРИДОВСЕДАКОВАСЛУЦКИЙСОЛЖЕНИЦЫНСОЛОВЬЕВСТЕБЛОВСТУПКАСКАРЛАТТИСАРАСКИНАСАРАСАТЕСОЛОУХИНСТОГОВСОКУРОВСТРУВЕСИКОРСКИЙСУИНБЕРНСАНАЕВСИЛЬВЕСТРОВСОНЬКИНАСИНЯЕВАСТЕПУНТЮТЧЕВТУРОВЕРОВТАРКОВСКИЙТЕРАПИАНОТРАУБЕРГТКАЧЕНКОТИССОТАВЕНЕРТОЛКИНТОЛСТОЙТУРГЕНЕВТАРКОВСКИЙУЖАНКОВУМИНСКИЙФУДЕЛЬФЕТФЕДОСЕЕВФИЛЛИПСФРАФИРСОВФАСТФЕДОТОВХОТИНЕНКОХОМЯКОВХАМАТОВАХУДИЕВХЕРСОНСКИЙХОРУЖИЙЦВЕТАЕВАЦФАСМАНЧАЛИКОВАЧУРИКОВАЧЕЙНЧЕХОВЧЕСТЕРТОНЧЕРНЯКЧАВЧАВАДЗЕЧУХОНЦЕВЧАПНИНЧАРСКАЯШЕВЧУКШУБЕРТШУМАНШМЕМАНШНИТКЕШМИТТШМЕЛЕВШНОЛЬШПОЛЯНСКИЙШТАЙНЭЛГАРЭПШТЕЙНЮРСКИЙЮДИНАЯМЩИКОВ

Детство и юность

Балакирев Милий Алексеевич появился на свет 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде, Российская империя. Мать мальчика занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, а отец Алексей Константинович являлся представителем дворянства и титулярным советником.

Милий Алексеевич Балакирев / Piano Society

Члены семьи Балакиревых были последователями традиционной христианской религии и сына растили в соответствующей атмосфере. Маленький Милий являлся настолько религиозным, что родные в шутку пророчили ему будущее архиерея

Вера в Бога впоследствии так и осталась важной темой для композитора на всю жизнь

С ранних лет Балакирев-младший демонстрировал интерес и способности к музыке, что не скрылось от глаз его матери. В возрасте 6 лет Милий начал обучаться игре на фортепиано и демонстрировать весомые успехи. Для того чтобы талант мальчика раскрылся в большей степени, родители повезли его в Москву.

В столице ребенок прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Дюбюка Александра, а в родном городе продолжил освоение инструмента под предводительством местного дирижера и пианиста Карла Эйзериха. Именно он познакомил ученика с А. Д. Улыбашевым – музыкантом-любителем, меценатом и просветителем, который значительно повлиял на становление личности Милия.

Портрет Милия Балакирева. Гравюра Л.А. Серякова / Журнал «Всемирная иллюстрация», Википедия

В доме Александра Дмитриевича часто устраивались торжественные вечера с обсуждениями проблем искусства и концерты, на которых присутствовали все сливки творческого общества – местные мыслители, литераторы и музыканты. Именно на подобных мероприятиях сформировались основы эстетического мировоззрения будущего композитора.

Неожиданная смерть матери Милия положила конец его постоянным урокам музыки. Когда Балакирев-старший женился во второй раз, его зарплаты хватало лишь на то, чтобы прокормить большую семью. О том, чтобы оплатить учебу сына, не могло идти и речи. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там Милию удалось получить среднее образование благодаря помощи местного дворянства.

В 16 лет он поступил на математический факультет Казанского университета вольнослушателем, но его учеба продлилась совсем недолго – спустя год парню перестало хватать средств на оплату образования. Чтобы прокормить себя, Балакирев давал частные уроки музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения – пьесы для фортепиано и романсы.

Балакирев – краткая биография

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837—1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», — писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50-—60-е годы XIX в. — пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода — симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

Композитор умер 29 мая 1910 г. в Петербурге.

Фильмы и жанры

Актера приглашали в такие известные многосерийные проекты, как «Ликвидация» и «Тихий Дон». В первом сыграл Охрятина.

Фильмы с Константином Балакиревым относятся к следующим жанрам кино:

  • Биография: «Эверест» (дубляж).
  • Детектив: «Женщины на грани», «Медвежья хватка», «Черная метка», «Каменская 6», «Исаев».
  • Драма: «Тихий Дон», «Крепость Бадабер», «Земля людей», «Белая ворона».
  • Комедия: «Интерны».
  • Мелодрама: «Путь к себе», «Метель», «Русский шоколад», «Берег надежды».
  • Приключения: «Территория».
  • Фантастика: «Рубеж».
  • Боевик: «Морпехи», «Дикий».
  • Военный: «Никто, кроме нас».
  • Документальный: «Молога. Русская Атлантида».
  • История: «Пепел», «Шпионский мост».
  • Криминал: «Ликвидация», «Мой любимый папа», «Тиски».
  • Мюзикл: «Стиляги».
  • Триллер: «Груз 200».

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава «второго Глинки».

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector