По мановению руки
Содержание:
- Кто первый из дирижеров встал спиной к залу и почему?
- Приобретаемые навыки
- Кому подходит
- Дирижёр в поэзии[править]
- Перспективы профессии
- Становление дирижерского искусства
- Краткое описание
- Поддержка публики лечит
- Примечания
- Как дирижеры стояли раньше?
- О профессии «Руководитель оркестра детских музыкальных инструментов», которую можно получить на Дирижерском факультете РАМ имени Гнесиных в Москве
- Сэр Томас Бичем
- Перспективы профессионального совершенствования выпускников
- Лучшие вузы для обучения
- История профессии
- Обучение на дирижера
- Расцвет искусства дирижирования
- Когда появились дирижеры?
Кто первый из дирижеров встал спиной к залу и почему?
Кому первому пришло в голову нарушить правила приличия и повернуться к залу спиной, достоверно неизвестно. Есть несколько версий – Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз, Вильгельм Рихард Вагнер. Стоит сказать, что это событие стало знаменательным для оркестров и дирижеров. Коллектив ансамбля получил возможность более внимательно следить за работой дирижера и своевременно реагировать на его действия.
Интересный факт: существует версия, что первым повернулся лицом к оркестру именно Рихард Вагнер. Это произошло во время одного из выступлений дирижера с ансамблем. При этом поступок Вагнера вызвал негодование зрителей, разразился скандал.
Рихард Вагнер
Прежде считалось, что поворачиваться к залу спиной неприлично. Дело в том, что в то время выступления ансамблей, оркестров посещали только известные, уважаемые люди. Поэтому дирижер, стоящий спиной, считался недопустимым явлением. Однако Вагнер стал примером для остальных дирижеров. Многие начали поступать так же – такая позиция по отношению к музыкантам предоставляет возможность лучше руководить игрой.
Дирижер стоит спиной к зрителям, а лицом – к ансамблю, поскольку это позволяет удобнее и качественнее руководить исполнением произведения. Контакт с музыкантами дает возможность и дирижеру, и артистам действовать более слаженно. Прежде такое поведение со стороны дирижера считалось недопустимым, неприличным. По одной из версий первым повернулся спиной к публике во время выступления немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Приобретаемые навыки
Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.
Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:
- Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
- Руководить творческими коллективами.
- Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
- Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
- Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
- Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
- Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Дирижёр в поэзии[править]
Салонов лев, львов маленьких протектор,Диктатор вечеров, концертов дирижер ― |
|
— Пётр Ершов, «Салонов лев, львов маленьких протектор…» (из цикла «Parbleu ou pour le bleu»), 1850-е |
Я прикажу оркестру, где-нибудь в людном месте,В память Масснэ исполнить выпуклые попурриИз грациоз его же. Слушайте, капельмейстер:Будьте построже с темпом для партитур ― «causerie»! |
|
— Игорь Северянин, «На cmeptь Масснэ», 1912 |
Дирижер, дирижер ―Черный фрак, |
|
— Давид Самойлов, «Смерть дирижера», 1964 |
Над оркестром, бесформенный и текучий, |
|
— Борис Нарциссов, «Музыка», 1982 |
Дирижер – рукотворец музыки, |
|
— Давид Самойлов, «Оркестр», 1987 |
слышу грай вороний птичий хорскоро лист появится первый лист |
|
— Александр Миронов, «слышу грай вороний птичий хор…», 2004 |
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Становление дирижерского искусства
С развитием симфонической музыки усложнялось ее содержание, обогащались выразительные средства. Прежний руководитель, играющий в ансамбле и одновременно дающий указания музыкантам, уже не мог осуществлять сложные и многообразные функции управления оркестром.
К середине XVIII века функции руководителя перешли к музыканту, не принимавшему непосредственного участия в ансамблевой игре. Считается, что первый дирижер, ставший на специальный помост – это Иоганн-Фридрих Рейхардт (1752-1814).
Уже в начале XIX века дирижирование стало самостоятельным видом исполнительского искусства. Успешно выступавшие на этом поприще композиторы (Вебер, Мендельсон, Берлиоз, Лист, Вагнер) выдвинули новое требование к руководителю оркестра: дирижер – профессионал.
Постепенно утвердился новый способ дирижирования, сохранившийся до наших дней. Дирижер становится лицом к оркестру, а не к публике (первым это сделал Рихард Вагнер), и управляет оркестровым коллективом при помощи палочки (приоритет в этой области принадлежит немецкому скрипачу и композитору Л. Шпору).
Краткое описание
Профессия дирижер древняя, название походит от французского слова diriger (рус. управлять, руководить, командовать). Дирижер работает с инструментальными ансамблями, оперными, военными и симфоническими оркестрами, коллективами, использующими народные инструменты. Специалистов, руководящих хорами, называют хормейстерами. Дирижеры великолепно знают сольфеджио, играют на фортепиано или другом клавишном, струнном, ударном музыкальном инструменте. Объединяют в себе черты творческого человека и руководителя, что позволяет им добиться дисциплины и безупречного ансамблевого звучания.
Поддержка публики лечит
«АиФ-Красноярск», Сергей Митрухин: Хворостовскому всё давалось легко, со стороны выглядело так, что он идёт по жизни играючи. Неужели он не преодолевал трудностей?
Владимир Ланде:Такой взгляд на жизнь и творчество Хворостовского ничего общего с реальной жизнью не имеет. Даже когда он серьёзно болел — он всё равно вышел на сцену, и пел лучше большинства здоровых. Это колоссальная сила воли, это понимание и умение обращаться со своим талантом, невероятная трудоспособность. И есть у талантливых людей, которые чего-то добились, золотое правило — не жалеть себя. Как только начинаешь себя жалеть, наваливается неимоверная тяжесть. Дмитрий держал себя в руках до последнего. Я считаю, при его силе воли он должен был выжить. Но что-то помешало помимо болезни. Может быть, творческая усталость, она периодически у всех бывает. Может даже банально, но некоторая оторванность от родины. Когда он приехал сюда, у меня было впечатление, что поддержка публики имела для него терапевтический эффект
Ведь когда ты окружён семьёй, детьми, вниманием — это, конечно, хорошо. Но когда есть всенародная поддержка — это даёт невероятную энергию! Может, ему нужно было почаще пользоваться этой энергетикой
С другой стороны, нет трудностей, их преодоления — нет и творчества.
Фото: Красноярская филармония/ После 25 лет жизни в Америке, музыкант решил продложить карьеру в Красноярске.
— Нынешний, совершенно фантастический фестиваль — он в память о Хворостовском, или в его честь? С каким чувством вы входите в этот фестиваль?
— Достоевский сказал, что всё русское искусство посвящено доказательству одного тезиса — бессмертия духа человеческого. И он, прошедший через казнь и выживший, знал об этом как никто другой. Вот и мы продолжаем: это фестиваль не «в память», потому что душа Хворостовского никуда не ушла, она с нами. Поэтому мы, пользуясь глубиной личности Хворостовского — помогаем слушателям, зрителям, артистам — охватить объём искусства. И фестиваль, безусловно, событие всемирного масштаба. Слава богу, что Дмитрий родился в Красноярске, и первый и последний концерты спел здесь! Это повод, который позволяет нам праздновать, углубляться в личность, историю Хворостовского, в историю вокала и русской музыки вообще.
Слово «фестиваль» употребляется в разных точках мира по разным поводам, бывает фестиваль селёдки (да-да!), игрушек, пива. Но в нашем случае это слово означает возможность со-творчества, когда в творческий процесс вовлечены все — исполнители, зрители, слушатели.
Десять дней царства музыки. В Красноярск приехали звёзды мировой оперы
Подробнее
Примечания
- ↑ , с. 252.
- Beaussant P. Lully ou Le Musicien du Soleil. — Paris: Gallimard/Théâtre des Champs-Élysées, 1992. — P. 789.
- , с. 252—253.
- ↑ , с. 253.
- ↑
- Штейнпресс Б. С. Антонио Сальери в легенде и действительности // Очерки и этюды. — М.: Советский композитор, 1979. — С. 137.
- Кириллина Л. В. Бетховени и Сальери // Старинная музыка : журнал. — 2000. — № 2 (8). — С. 15—16.
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. — С. 67.
- Бэлза И. Ф. Мысливечек // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17.
- , с. 99.
- ↑ , с. 614—615.
- , с. 184.
- , с. 187.
- ↑ , с. 254.
- Корабельникова Л. З. Рубинштейн Н. Г. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- , с. 164.
- Корабельникова Л. З. Сафонов В. И. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- , с. 95.
- ↑ , с. 255.
- ↑ Ямпольский И. М. Персимфанс // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
- , с. 186.
- , с. 381—390.
- , с. 167—176.
- Вагнер Р. Отчёт об исполнении Девятой симфонии Бетховена в Дрездене в 1846 году. — Л. М. Гинзбург. Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. — С. 135—137.
- , с. 390—391.
- , с. 391—392.
- , с. 186—187.
- , с. 389.
- ↑ Аутентичное исполнительство // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2005. — Т. 2. — С. 496—497.
- , с. 324.
- ↑ , с. 255.
- , с. 318.
- , с. 7.
- ↑ , с. 177.
- , с. 176.
- ↑ , с. 6.
- Poulet Christian. . Сайт ристиана Пуле. Дата обращения 17 сентября 2015.
- Дударова В. Б. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2.
Как дирижеры стояли раньше?
У генерал-баса был помощник – концертмейстер. Как правило, эту роль играл первый скрипач. При помощи своего инструмента он задавал общий тон. Прекращая игру, концертмейстер отбивал ритм смычком. Также могло быть еще несколько помощников основного дирижера в лице хормейстера или виолончелиста. Со временем от генерал-баса решили отказаться, и руководителем ансамбля стал концертмейстер.
В будущем правила поменяются еще не раз, пока ансамбли не начнут окончательно выступать под руководством дирижера, стоящего отдельно – впереди. В 1812 году впервые Игнац Франц фон Мозель использовал дирижерскую палочку современного типа. Если прежде композиторы исполняли свои произведения самостоятельно, то постепенно они начинали исполнять и чужие произведения. Дирижерство превратилось в отдельную профессию, а ее представители могли отправляться на гастроли с чужими ансамблями.
Все это время дирижеры соблюдали правила хорошего тона: они стояли спиной к ансамблю и лицом к зрителям. Однако при этом отсутствовал контакт с ансамблем, что вызывало трудности.
О профессии «Руководитель оркестра детских музыкальных инструментов», которую можно получить на Дирижерском факультете РАМ имени Гнесиных в Москве
Бакалавриат и специалитет2
Руководитель оркестра детских музыкальных инструментов – это педагог, занимающийся развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра. Этот специалист также ответственен за формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
В задачи руководителя оркестра детских музыкальных инструментов входит:
Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и
Руководитель оркестра детских музыкальных инструментов – это педагог, занимающийся развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра. Этот специалист также ответственен за формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.
В задачи руководителя оркестра детских музыкальных инструментов входит:
- Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию;
- Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух;
- Обучать правилам игры на музыкальных инструментах: мелодических, ударных;
- Развивать творческую активность, художественный вкус, желание импровизировать;
- Приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию;
- Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах;
- Формировать целеустремленность, навыки коллективного сотрудничества, ответственность, дисциплинированность;
- Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
- Осуществлять работу над партитурой: разбор нотного текста, показ особенностей исполнения, постановка двигательного аппарата, игра по партиям, в ансамбле, всем оркестром;
- Организовывать концертные выступления, как самого коллектива, так и совместно с участниками других музыкальных кружков, имеющихся в образовательном учреждении (вокального, хорового, танцевального).
Руководитель оркестра детских музыкальных инструментов, как правило, работает в музыкальных школах, центрах искусств, домах культуры и других учреждениях дополнительного образования. Однако в некоторых детских садах и школах существуют собственные музыкальные оркестры, для которых требуется данный специалист.
РазвернутьСвернуть
Сэр Томас Бичем
Сэр Томас Бичем родился 28 апреля 1879 года в Сент-Хеленс, графство Ланкашир. Семья была очень состоятельной — дед дирижера основал фармацевтическую компанию Beecham’s Pills. Томас учился в школе Росселл и собирался поехать в Германию, чтобы поступить в консерваторию. Но отец запретил мальчику думать о музыке и отправил его в колледж Уодхэм Оксфордского университета. Впрочем, в 1898 году, проучившись всего год, Бичем покинул университет. Он брал частные уроки музыки в Лондоне. Его можно считать дирижером-самоучкой. Впервые он принял участие в публичном концерте в октябре 1899 году, а в следующем месяце заменил Ганса Рихтера на концерте оркестра Халле.
Профессиональный дебют Бичема состоялся тремя годами позже в Лондоне. В 1906 году он основал Новый симфонический оркестр, который чаще исполнял современные сочинения, чем более знакомые и популярные. Через два год Бичем покинул НСО и в 1909 году основал симфонический оркестр Бичема. В том же году дирижер наконец помирился с отцом, с которым был в ссоре десять лет. Семейное состояние позволило ему осуществить целый ряд музыкальных планов, в том числе ставить оперы в Ковент-Гарден. Томас Бичем всегда был более авангарден, чем другие импресарио.
В 1920-е годы Бичем тесно сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром, но из-за возникших разногласий ему пришлось уйти. Тогда он вместе с Малкольмом Сарджентом создал Лондонский филармонический оркестр. Новый оркестр дебютировал в октябре 1932 года — с большим успехом. В 1930-е годы оркестр сделал более трехсот записей и дал огромное множество концертов. В 1936 году оркестр отправился на гастроли в Германию — весьма противоречивый шаг! — и на одном из концертов присутствовал Адольф Гитлер.
С 1941 по 1944 год Бичем находился в Австралии, а затем в Северной Америке. С 1942 года он совместно с Бруно Вальтером занимал пост главного дирижера театра Метрополитен в Нью-Йорке. Вернувшись в Лондон, Бичем вновь возглавил Лондонский филармонический оркестр. Но за время его отсутствия оркестр превратился в самоуправляемый коллектив. Хотя концерты под руководством Бичема проходили с большим успехом, отношения были испорчены, и дирижер ушел. В 1946 году он основал Королевский филармонический оркестр. Кроме того, в конце 1940-х годов Бичем дирижировал в Глайндборне.
С Королевским филармоническим оркестром Бичем сотрудничал всю жизнь, участвовал в нескольких международных турне и давал множество концертов в Лондоне. Помимо записей и выступлений со своим оркестром Бичем дирижировал исполнением опер в Британии и за рубежом. Он считался одним из лучших исполнителей сочинений Фредерика Дилиуса и Рихарда Штрауса. Последний раз Бичем дирижировал оркестром 7 мая 1960 года в Портсмуте. Он умер 8 марта 1961 года.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.
Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Обучение на дирижера
Будущие дирижеры получают профильное образование в вузах, делая выбор в пользу следующих направлений подготовки:
- «Дирижирование» (код: 53.03.05);
- «Дирижирование военным духовым оркестром» (код: 53.05.07).
При поступлении необходимо хорошо сдать ЕГЭ по литературе и русскому языку – это обязательные предметы. В разных вузах требуются дополнительные результаты ЕГЭ по истории, обществу или иностранному языку.
Каждый абитуриент в обязательном порядке проходит собеседование, творческое испытание или экзамен, реализуемые на базе вуза. К будущим дирижерам выдвигают серьезные требования, поэтому профессию чаще всего выбирают люди, имеющие начальное (музыкальная школа) или среднее (колледж) музыкальное образование. Например, во время творческого испытания нужно успешно сдать устный экзамен по теории музыки или исполнить сольную программу на фортепиано.
Расцвет искусства дирижирования
Настоящий взлет дирижерского искусства произошел в конце XIX века. На мировой музыкальной арене появилась плеяда талантливейших дирижеров: Г. Бюлов, Ф. Вейнгартнер, Г. Малер, А. Никиш, Ф. Моттль, Г. Рихтер, Р. Штраус.
Их традиции сохранили и преумножили дирижеры XX-XXI века – А. Тосканини, Э. Ансерме, О. Клемперер, О. Фрид, Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, В. Талих, Дж. Джорджеску, Г. Вуд и другие.
Блестящие достижение русской дирижерской школы продемонстрировали композитора М. Балакирев, А. Рубинштейн, С. Рахманинов. В качестве дирижеров успешно выступали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, Н. Рубинштейн, В. Сафонов, Ф. Блуменфельд, Э. Направник. Когорту выдающихся дирижеров выдвинула и советская музыкально-исполнительская культура. Среди них – Н. Голованов, С. Самосуд, А. Гаук, Е. Мравинский, О. Димитриади, Е. Светланов, Г. Рождественский.
Когда появились дирижеры?
Самостоятельной профессией дирижерство начало считаться в начале XIX века. Хотя ученые обнаруживали на древних скульптурах Египта и Ассирии изображения, на которых представал человек с жезлом в руке. При этом он руководил коллективом музыкантов. А в театре Древней Греции был человек, который руководил хором. При этом у него была специальная обувь с железной подошвой, при помощи которой можно было громко отбивать ритм.
Вместе с этим, здесь же распространенным считался способ управления хором при помощи жестикуляции. Позже этот способ распространился по Европе в церковной сфере. При помощи жестов дирижер полностью контролировал ритм, темп, изменение контуров мелодии и прочие музыкальные нюансы.
Постепенно происходило развитие оркестровой игры, а также увеличивалась численность и многоголосие хоров. В связи с этим требовался еще более серьезный подход к руководству музыкальными ансамблями. Так у дирижеров того времени появился инструмент, который считается предшественником современной дирижерской палочки, он назывался: баттута. С помощью можно было отбивать такт, хотя инструмент был достаточно массивным и неудобным. Впервые упоминание о баттуте датируется 1432 годом.
В дальнейшем дирижеры пытались изменить специфику своей работы. Например, использовали облегченные варианты баттуты, отбивали ритм смычком для скрипки, кивали головой.
В XVII веке появилось такое понятие, как генерал-бас – это басовый голос в музыкальном произведении. Таким образом, у музыканта, который исполнял данную партию, появлялась новая обязанность – руководить всем оркестром. Он мог использовать кивки головой, жесты и прочие способы. Например, Иоганн Себастьян Бах отбивал ритм ногой и напевал при этом мелодию.
Современные инструменты дирижёра — партитура и палочка