Глава iv. некоторые сведения об особенностях инструментовки на большие составы эстрадных оркестров

И на репетицию, и на тренировку

Клуб ожил, ВИА в сборе. Для съемок сельские музыканты наряжаются. Шляпы и галстуки хранятся тут же – в клубе. Перед зеркалом – последние штрихи. 

  • Перед выступлением. Клавишница Светлана

  • Перед выступлением. Подготовительный этап

  • Перед выступлением. Кугушев и глава МО «Красное» Владмир Заплетаев

На сцене стоит новехонькая барабанная установка. Старая, с медными тарелками, томится тут же, на сцене за ширмой. До тех пор, пока барабанщик Кугушев не плюнул. Несмотря на настройку, привести к нужному звучанию установку, купленную на грант, пока не удалось. Достали проверенную временем. И зазвучало все иначе. Да и сам барабанщик молотил по ней от всей души – привычнее.

Андрей Кугушев за новой барабанной установкой

Солисты исполняют по очереди: «Прощай-прощай», «Элис», «Первая любовь», «Песня о Москве». Солист Анатолий мило и по-детски, с каким-то смысловым нажимом на мягкий знак, которого в этом слове нет, выводит в припеве песни «Городские цветы» слово ОПЯТЬ. Получается ОПЬЯЯЯЯТЬ… Команда улыбается. Анатолий Александрович – самый старший в ансамбле. Возраст уважать надо. Да и старается он изо всех сил, равно как и другие музыканты – лица блестят от пота, рубашки на мужчинах влажные. А мастерство нужно оттачивать всем. В это свято верит Кугушев, на чем и настаивает. Впереди концерт:

– 2 ноября в нашем клубе праздник в честь Дня народного единства. Будем и мы играть, и детский духовой оркестр. Здесь всегда тепло принимают. Мы же свои. Иногда бываем с выступлениями в других муниципалитетах района. Глава пригласил, оплатил дорогу – мы едем. Речь не идет о зарабатывании. По крайней мере пока. Все постепенно. Многому нужно учиться. И на репетиции не всегда получается собраться полным составом, но раз в неделю – железно.

ВИА «Пешком до Красного» в полном составе

У меня же еще есть местная хоккейная команда. Ну а что? Я же специалист по работе с молодежью. Зимой вот пруд залили, начали играть, команду набрали. Говорю: пойдемте – научу. Когда-то давно я попал в школу олимпийского резерва в Ижевске, получил первый взрослый разряд, или третий – уже не помню. Вот навыки и пригодились. Родители ребятам и форму купили. Вне сезона тренировки не прерываем. Выезжаем в соседний район на тренировки. Там есть крытый лед. Вперед и с музыкой.

РУССКИЙ СЮЖЕТ В БАЛЕТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ КАТЕРИНО КАВОСА [Электронный ресурс] / Максимова // Обсерватория культуры .— 2017 .— Т. 14 №2 .— С. 74-83 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/606276

Реферат. Статья посвящена балетным произведениям итальянского композитора К.А. Кавоса, написанным в России. Свыше 50 театральных сочинений композитора почти неизвестны, при этом составляют существенный вклад в отечественную культуру. Исследование проведено на основе неизданных источников из архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Прослеживается история национальных сюжетов русского музыкального профессионального театра со времен Екатерины II до первой четверти XIX столетия. Рассмотрена проблема «русского» сюжета в операх, балетах, драматических пьесах с музыкой Кавоса, создан перечень этих сочинений. Выявлено, что постоянными соавторами композитора были писатель А.А. Шаховской и балетмейстер Ш. Дидло. В обозрение вошли исторические, бытовые, сказочно-волшебные сюжеты. Отмечены стилевые особенности произведений (в том числе их опора на фольклорный материал) на примере балетов-дивертисментов «Ополчение, или Любовь к Отечеству», «Сельский праздник», музыки к драме А.А. Шаховского «Сокол князя Ярослава Тверского, или Суженый на белом коне»

№5 [Дополнительное образование и воспитание, 2014]

Журнал для ищущих творческих людей и настоящих педагогов. Это незаменимый помощник и консультант в мире теории и практики дополнительного образования от дошкольного воспитания до курсов и институтов повышения квалификации работников образования. Немало интересного найдут для себя на страницах журнала педагоги образовательных школ. Рубрики журнала «Вопросы теории», «Педагогический опыт», «Классическое наследие», «Педагогическая гостиная», «Творческая мастерская», «Нормативные акты», «Заочная школа методиста» и другие. Среди авторов – кандидаты и доктора наук Российской академии образования и Минобнауки, руководители, методисты и педагоги образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. ИЗДАТЕЛЬ ВЫКЛАДЫВАЕТ НОМЕРА С ЗАДЕРЖКОЙ В 3 МЕСЯЦА!!!

Разучивание оркестровых партий следует строить по принципу от легкого к трудному, от простых мотивов <…> Но не во всех оркестровых партиях второму корнету предназначена второстепенная роль. <…> Исполнение таких оркестровых партий представляет для музыкантов определенную трудность, связанную с вступлением <…> Если музыкант проигрывает пьесу или оркестровую партию самостоятельно, то, исходя из своей индивидуальности <…> В систему групповых занятий должна включаться работа над дуэтами, трио, квартетами и оркестровыми партиями

Предпросмотр: Дополнительное образование и воспитание №5 2014.pdf (0,8 Мб)

ДУХОВАЯ МУЗЫКА В ПАРКАХ

Исполнение духовой музыки в парках — это прекрасная традиция, ее сохранение и развитие является одной из первоочередной задачей Государственного духового оркестра России.

Когда-то в любом, даже самом маленьком, городе России по выходным дням, по праздникам и просто вечерами в парках и садах звучали духовые оркестры. Люди их любили, специально приходили слушать старинные марши, петь любимые песни, танцевать под звуки вальсов…

В России исполнять духовую музыку в парках начали еще во времена правления императора Александра III, который был большим знатоком духовой музыки и прекрасно играл на трубе и валторне. Благодаря личному примеру императора духовые оркестры начали пользоваться большой популярностью, и вскоре их музыку можно было услышать в каждом российском городе.

Выступления духовых оркестров на открытом воздухе всегда создают праздничное настроение и привлекают большую аудиторию слушателей. И поэтому в советскую эпоху, особенно в послевоенное время, любовь к духовой музыке стала поистине всенародной.

В настоящее время в России вновь становится чрезвычайно популярным отдых в парках. И совершенно очевидно, что духовая музыка может и должна стать одним из важнейших атрибутов современной парковой культуры.

Для развития и популяризации традиций исполнения духовой музыки в парках Государственный духовой оркестр России выступает в парках и скверах Москвы.

Среди площадок, где проходят подобные концерты — ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» ВДНХ, ЦПКиО имени Горького, парк «Сокольники», Музеи-заповедники «Коломенское» и «Царицыно», парк «Митино», Усадьба «Захарово»

История

В IX веке до н. э. в Древнем Израиле в торжествах освящения храма царя Израильско-Иудейского царства Соломона участвовало 120 трубачей. Можно предположить, это был первый в истории человечества оркестр. До нас не дошло имя руководителя музыкального коллектива.

В Древней Руси до появления сигнальных инструментов славянские племена во время охоты использовали крик и свист. Но свист не мог сравниться со звуком рога, ни по громкости, ни по радиусу распространения. С помощью рога можно было подавать сигналы различной высоты, громкости и ритма. Во время боя русские воины также сами трубили в рог, подавая сигнал к атаке. Но с течением времени на смену рогу приходит более совершенный инструмент — труба.

Позже утвердились новые музыкально-исполнительские принципы, получившие название «Ars nova». Постепенно преодолевалось пренебрежительное отношение руководителей христианской церкви к исполнительству на духовых инструментах. Игра на них стала использоваться, не только в частных домах и на площадях, но и в церкви. Согласно принципам Ars nova, музыкантам разрешалось применять не только трёхдольные, но также двухдольные и четырёхдольные размеры. Был установлен запрет на параллельные квинты и октавы. Духовые инструменты стали применяться в церковной службе. Также в те времена исполнители-духовики пользовались относительно скудным набором динамических красок, в их игре преобладали два оттенка динамики — forte и piano.

В 70-е года XVIII века значительно повышается роль марша в воинском быту. Он приобретает современные черты: в нём соединяются ритмическое, мелодическое и гармоническое начала. Устанавливается традиция чередовать исполнение маршей полным составом оркестра с барабанной дробью.

В первой четверти XIX века возникают переложения симфонических и оперных сочинений, так как оригинальных сочинений для этого состава практически не существовало. Один из немногих известных случаев применения духовых оркестров в «серьезной» музыке XIX века — опера Дж. Верди «Аида», где для исполнения знаменитого триумфального марша на сцену выводится духовой оркестр.

С начала XX века некоторые композиторы обратили внимание на своеобразие состава и звучания духового оркестра и написали для него ряд оригинальных сочинений. Первым произведением такого рода считается Сюита № 1 Es-dur Густава Холста, написанная в 1909 году

Среди других композиторов, писавших для духового оркестра — Николай Мясковский, Игорь Стравинский, Пауль Хиндемит.

В СССР духовые оркестры с 30-х годов появились почти при всех Дворцах культуры, клубах, заводах, фабриках, воинских частях, отделениях милиции и пожарных командах. Репертуар был обширен, помимо классической музыки и праздничных произведений были заготовлены траурные для похорон. Чаще всего состав этих оркестров был любительским. В 50-е годы был создан большой духовой оркестр профессионалов специально для траурных процессий при городской похоронной службе.

В начале 90-х прошлого века интерес к духовым оркестрам ослаб, но уже к середине 90-х и по сей день традиции возобновились. На праздновании 50-летия Победы в Великой Отечественной войне зазвучал военный духовой оркестр, исполняя торжественные марши.

Ударные музыкальные инструменты.

Древнейшие  и самые многочисленные среди групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют «кухней» оркестра, а исполнителей называют «мастером на все руки». С ударными инструментами музыканты обходятся довольно «жестко»: бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут — и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:

Литавры — полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной, литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.

Иоган Сабастьян Бах Токката и фуга

https://youtube.com/watch?v=DxAvXxSG8Gk

Тарелки (парные) — выпуклые круглые металлические диски разного размера и с неопределенной высотой звучания. Как подмечено, симфония может длиться девяносто минут, а ударить в тарелки придётся только один раз, представляете какая ответственность за точный результат.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба – те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе – первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары.

Тромбон

Тромбон – единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба – вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=46UcdV76tuU

Струнные инструменты

Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) группа. Входящие в нее инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас – уже с начала XVIII века приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами: протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью», теплотой и ровностью тембра.

В большинстве случаев струнные инструменты симфонического оркестра выступают сплоченно, «единым фронтом», и являются основными носителями мелодического начала. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива оркестра. Огромный диапазон, многообразие выразительных приемов игры, большой количественный состав делают струнную группу неизменным участником, ядром оркестра.

Не случайно для струнного оркестра создаются не только отдельные пьесы, но и крупные многочастные произведения («Струнная серенада» Чайковского, «Дивертисмент» Бартока, «Маленькая ночная музыка» Моцарта и многие другие).

Скрипка

Небольшой по величине, но самый гибкий по своим техническим и виртуозным качествам представитель струнно-смычковой группы. Звук ее – нежный, легкий и певучий – обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью.

Скрипки в оркестре разделяются на первые и вторые. Первые, как правило, излагают основной тематический материал. Вторые чаще всего аккомпанируют первым, иногда дублируют их партию. Располагаются скрипки обычно на переднем плане, слева от дирижера.

Солирующая скрипка – частое явление в оркестровой партии (например, соло в сюите Римского-Корсакова «Шехеразада», Третьей сюите Чайковского и др.).

Альт

По размеру альт несколько больше скрипки. Тон у него – матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого регистра. Альт – инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии.

Располагаются альты во втором ряду, справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», а также технически трудное соло в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот».

Виолончель

По размерам виолончель намного больше скрипки и альта. Ее звук – бархатный, сочный, певучий. Несмотря на размер, по техническим и виртуозным возможностям виолончель не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду справа от дирижера.

Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот», III часть Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и другие).

 Контрабас

Является самым крупным по величине представителем струнно-смычковой группы. Контрабас обладает густым, «вязким» тембром. Будучи малоподвижным инструментом, он создает в оркестре басовую основу.

Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса – пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен Санса «Карнавал животных».

№5 [Искусство (ИД 1 Сентября), 2017]

А пятый эпизод, характеризующий могущество власти, впечатляет сверхмощным оркестровым «тутти» с К А Л <…> В целом сложная, непрерывно развивающаяся оркестровая партия оперы несет на себе определенную печать <…> От импрессионизма — и тяготение к ладовым необычностям … и мозаичная, “переливчатая” оркестровая ткань <…> Что касается вокальных партий, то они поручены низким голосам (бас-кантанте у герцога и драматическое <…> Особенно это относится к партии Иокасты (меццо-сопрано) и партиям Креона, Тересия, пастуха и вестника

Предпросмотр: Искусство (ИД 1 Сентября) №5 2017.pdf (0,1 Мб)

«РУССКАЯ РАПСОДИЯ» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ С. Э. БОРТКЕВИЧА (1877–1952) [Электронный ресурс] / 1Резник // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2015 .— №4 (38) .— С. 59-61 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/345918

В данной статье впервые в отечественном музыковедении рассматривается «Русская рапсодия» для фортепиано с оркестром ор. 45 (1935) выдающего представителя «русского зарубежья» С. Э. Борткевича (1877–1952). Делается краткий исторический экскурс, посвященный возникновению и развитию жанра рапсодии в музыке. Раскрываются содержательные аспекты произведения, особенности его формы, тональный план, разнообразные средства композиторской выразительности, соотношение фортепианной и оркестровой партий. Выявляются особенности претворения традиций выдающихся русских и западноевропейских композиторов-романтиков. Прослеживается преемственность русской традиции в использовании фольклора. Произведение анализируется в контексте концертных сочинений отечественных композиторов второй половины XIX – начала XX веков, в которых используется русский фольклор.

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных — образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения. 

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector