Фисгармонь
Содержание:
Цитаты[править]
от литераторовправить
В большой, но мрачной и грязной певческой зале, лишённой почти всякой мебели, облокотясь на фисгармонию, стоял регент и нетерпеливо потренькивал пальцами на скрипке, вызывая короткие, беглые звуки. Это был пожилой мужчина, с чёрными тараканьими усами, с беспокойно бегавшими глазками и с наклонностью иметь «брюшко». Он прошёлся, потренькивая, около фисгармонии, причём обнаружилось, что он припадал на одну ногу. |
|
— Степан Петров-Скиталец, «Спевка», 1900 |
Несколько лет тому назад я знал Оргáнова, странного симпатичного юношу, с голубыми чистыми, наивными глазами. Он тогда ничего не пил и был очень красив, он говорил и пел звучным, приятным баритоном и удивлял меня своими способностями, в особенности, музыкальными. Он играл на всех инструментах оркестра, выучившись этому самоучкой, превосходно знал музыку, и тогда ещё писал какие-то музыкальные пьесы, и разыгрывал их на фисгармонии, которую сделал сам. Сам же он сделал себе и концертную гармонию. Жил он слесарным ремеслом, которым занимался дома, живя в лачуге на краю города со старухой матерью. Зарабатывал он мало, занимаясь, большею частью, только починкой самоваров и часов. Зато он постоянно сидел за фисгармонией… Из бедной лачуги постоянно доносились стройные тягучие аккорды. Его часто приглашали на мещанские свадьбы играть на гармонии. Играл он как виртуоз. |
|
— Степан Петров-Скиталец, «Композитор», 1901 |
Выпили ещё. |
|
— Степан Петров-Скиталец, «Композитор», 1901 |
— Папахен с мамахен мой привет, и всей прочей фисгармонии. |
|
— Лев Кассиль, «Великое противостояние», 1947 |
Иногда доктор играл на ней, и тогда фисгармония начинала вздыхать, как будто она была живым существом, которому нужно было набрать воздуху, чтобы не задохнуться. |
|
— Вениамин Каверин, «Открытая книга», 1956 |
Воображатор имеет клавиатуру, как у фисгармонии, только вместо звуков возникают различные эффекты. Инструкция — довольно толстая книжка, но и без неё легко обойтись. Достаточно несколько раз двинуть ручку, чтобы убедиться, что при нажиме влево включается сначала садомат, а потом извратитор. Толкнув ручку в другую сторону, получаем, наоборот, лиризм, сентиментальную слащавость и хэппи-энд. |
|
— Станислав Лем, «Мир на Земле», 1984 |
Через полминуты Костя поднес к моему уху свой мобильный телефон со словами: «Послушайте ― там у меня записан концерт Дэвида Боуи. Вот в этом месте играет фисгармония. Слышите?» |
|
— Михаил Бару, «Замок с музыкой», 2013 |
от музыкантовправить
Я прочёл здесь также «Вильгельма Мейстера» Гёте, которого прежде не знал. Величайшее наслаждение доставляет мне Ваша фисгармония. Ничего лучшего в этом роде я не видывал. |
|
— Пётр Чайковский, из письма Н.Ф. фон-Мекк, 1884 |
от поэтовправить
Природы вечера могучей |
|
— Александр Блок, «Природы вечера могучей…», 1899 |
Ранним утром три служанки |
|
— Саша Чёрный, «Kinderbalsam», 1910 |
За фисгармонией унылый господин |
|
— Саша Чёрный, «На музыкальной репетиции», 1922 |
Чудесный способ достижения Бога — чанты, бхаджаны.
Как известно, любую цель можно достичь разными способами. Это же относиться к духовным целям — расширение создания, объединение со своим высшим Я, познание Бога, можно достичь разными способами, главное чтобы они отвечали основным требованиям. Которых всего два:
- Первое перенаправить энергию обычно текущую во внешний мир вовнутрь.
- Направить эту собранную внутри энергию вверх — по позвоночнику, к верхним чарам, к Богу.
Про теорию ещё обязательно поговорим в других видео, а сейчас расскажу о чудесном приятном способе постижения своей высшей природы, отвечающем этим двум требованиям.
Парамаханса Йогананда сказал —«Пение чантов — половина битвы -половина успеха» — это дает половину успеха на духовном пути — есть медитации, есть хатха йога и энергизирующией, есть праноямы, бесчисленные техники йоги и других духовных направлений, а есть пение.
Chant — это английское слово, переводиться как пение, песнопение. Хотя в современном мире санскритское слово Бхаджаны даже более известны. По сути — одно и тоже.
И особенно когда они посвящены Богу — то это становится сверхмощным средством к обретению Единства с Ним.
Больше теории о чантах (бхаджанах) вы можете узнать из статьи ссылку на которую, я разместила под этим видео.
А сейчас перейду к уроку по игре на таком вот чудесном инструменте — фисгармония.
Как играть на фисгармонии
Как человек у которого нет никакого музыкального образования, который ни на каких инструментах до этого не играл, ноты не понимал, голосом для пения и слухом не обладал, могу сказать, что научиться вполне прилично играть и петь с фисгармонией может каждый. Главное практика.
Что нужно обязательно знать при игре на этом инструменте — меха нужно качать, только при нажатых клавишах.
Играя на ней, одной рукой качаешь меха, а второй нажимаешь клавиши. И ни в коем случае нельзя качать меха без нажатых клавиш, иначе меха могут испортиться. Качать надо как можно спокойнее и меньше, при условии что звук равномерно издается.
И нужно открыть регистры — на разных фисгармониях они по разному открываются…на этой я открываю через один.
И научу вас чанту — первому которому я сама научилась. И который по сути считаю самым глубоким — он создает очень мощную концентрацию на Боге.
Чуть больше о нём можете узнать по второй ссылке под этим видео: https://reality-yoga.ru/kriyya-yoga-paramahansyi-yoganandyi/audio/bog-hristos-guru/
Кстати Парамаханса Йогананда призывал всегда повторять в своём уме — Бог, Христос, Гуру — постоянно повторять.
По сути — медитация — это очень хорошая концентрация на Боге. Чанты и особенно этот идеально помогают такой концентрации.
И теперь просто смотрите какие клавиши я нажимаю и повторяйте за мной.
Одну клавишу всегда нажатой держим, так и красивее и меха целее останутся, хотя потом когда уже будете быстро клавиши уметь менять пальцами — можете и без задержания клавиши играть.
И некоторые учат сначала мелодию без слов, потом песню под неё. Лично я сперва выучиваю слова, пою их много раз чтобы запомнить как именно заучит чант, а потом уже под них выучиваю мелодию. Тогда правда бывает что я не могу сыграть мелодию, без того чтоб петь, но этому научиться уже гораздо легче.
Итак смотрите, замопинсайте чант и повторяйте.
Успехов вам и до встречи в следующих уроках;)
Перейти в оглавление Урок 2
Литература
- Мирек А.М. Фисгармония // Справочник по гармоникам. — М.: Музыка, 1968. — С. 13—18. — 131 с.
- Мирек А.М. Фисгармония // Справочник к схеме гармоник. — М.: Альфред Мирек, 1992. — С. 4, 6, 8, 9, 13, 22, 38, 51. — 60 с.
- Рогаль-Левицкий Д.Р. Фисгармония // Современный оркестр. Том 4 из 4. — М.: МузГИз, 1956. — С. 222—224. — 315 с.
- // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 826—828. — 1056 с.
- Фисгармония, Гармонифлют // Музыкальные инструменты : энциклопедия. — М.: Дека-ВС, 2008. — С. 621—622, 145—146. — 786 с.
Фисгармония // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. — Т. IX. — Стб. 56—58
Разновидности
- Фисгармония Хёккеля — первая фисгармония с одной педалью, изобретённая в 1818 году Антоном Хёккелем в Вене. По другим данным инструмент носит название «гармонифлют» и изобретён в 1852 (или в 1859) году М. Бюссоном в Париже.
- Индийская фисгармония — на ней играют сидя на полу, одной рукой управляя мехом, а другой нажимая на клавиши. Распространена в музыкальной культуре севера Индии, Пакистана, Непала, Бангладеш (хиндустани).
- Энгармоническая фисгармония Р. Х. М. Бозанкета — экспериментальная модель со строем 53 равных делений октавы.
Электрифицированные виды:
- Органола — воздух нагнетается компрессором.
- Мультимоника (англ. Multimonica) — электронно-пневматическая гармоника, один из первых видов серийно выпускавшихся аналоговых синтезаторов. Производилась немецкой фирмой Hohner с 1940 года.
Источники[править]
- С.Г.Петров-Скиталец, Рассказы и песни. — СПб.: Товарищество «Знание», 1902 г. — Том I. — Стр. 107
- ↑ С.Г.Петров-Скиталец, Рассказы и песни. — СПб.: Товарищество «Знание», 1902 г. — Том I. — Стр. 95
- Каверин В., «Открытая книга». — Москва: «Советская Россия» 1969 г.
- Михаил Бару. «Замок с музыкой». — Нижний Новгород: «Волга», № 3-4 2013 г.
- П.И.Чайковский.. Полное собрание сочинений. В 17 томах. Том 6-7. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк. — М.: Музгиз, 1961 г.
- А. Блок. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: ГИХЛ, 1960-1963 гг.
- ↑ Саша Чёрный. Собрание сочинений в пяти томах. — Москва, «Эллис-Лак», 2007 г.