Челеста
Содержание:
Челеста в джазе
Продолжаем рассказ о музыкальном инструменте челеста. Доклад о нем будет включать и историю его популяризации в джазе. Впервые в этом жанре он был применен в 1920-х годах музыкантами Э. Хайнсом и Х. Кармайклом. Отметим и известного Ф. Уоллера, который мог играть правом рукой на челесте и одновременно с этим левой рукой на фортепиано. Звучание мелодичных колокольчиков можно услышать также в произведениях следующих джазовых исполнителей:
- Т. Монк.
- М. Л. Льюис.
- М. Тайнер.
- Х. Хэнкок.
- У. Л. Смит.
- Д. Эллингтон.
- С. Ра.
- А. Тэйтум.
- О. Питерсон.
Челеста, с которой мы сейчас познакомились, — удивительный по звучанию инструмент, который стоит услышать хоть раз в жизни и в сольном, и в оркестровом исполнении. Она может украшать нежным колокольчиковым перезвоном и классическую симфонию, и разного характера сюиты, и фольклорные произведения, и джазовые композиции. При этом устройство инструмента, напоминающее фортепианное, вполне несложное — клавиши, молоточки, металлические пластинки, резонаторы.
Челеста в джазе
Продолжаем рассказ о музыкальном инструменте челеста. Доклад о нем будет включать и историю его популяризации в джазе. Впервые в этом жанре он был применен в 1920-х годах музыкантами Э. Хайнсом и Х. Кармайклом. Отметим и известного Ф. Уоллера, который мог играть правом рукой на челесте и одновременно с этим левой рукой на фортепиано. Звучание мелодичных колокольчиков можно услышать также в произведениях следующих джазовых исполнителей:
- Т. Монк.
- М. Л. Льюис.
- М. Тайнер.
- Х. Хэнкок.
- У. Л. Смит.
- Д. Эллингтон.
- С. Ра.
- А. Тэйтум.
- О. Питерсон.
Челеста, с которой мы сейчас познакомились, — удивительный по звучанию инструмент, который стоит услышать хоть раз в жизни и в сольном, и в оркестровом исполнении. Она может украшать нежным колокольчиковым перезвоном и классическую симфонию, и разного характера сюиты, и фольклорные произведения, и джазовые композиции. При этом устройство инструмента, напоминающее фортепианное, вполне несложное — клавиши, молоточки, металлические пластинки, резонаторы.
celeste (существительное)[править]
celeste
Существительное.
Корень: —.
Семантические свойстваправить
Значениеправить
- лазурь; небесно-голубой цвет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Гипонимыправить
Этимологияправить
От ??
celeste
Прилагательное.
Корень: —.
Семантические свойстваправить
Значениеправить
- небесный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- религ. божественный, райский ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Гипонимыправить
Этимологияправить
Происходит от лат. caelestis «небесный», далее из caelum «небесный свод, небо»; предположительно, восходит к праиндоевр. *kaid-slo- «яркий».
celeste II[править]
celeste
Существительное.
Корень: —.
Семантические свойстваправить
- муз. челеста (клавишно-ударный инструмент, внешне напоминает небольшое пианино или фисгармонию) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- муз. модератор, модераторная педаль (средняя педаль на клавишных инструментах) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- муз. регистр (органа, фисгармонии) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- celesta
Гипонимыправить
Этимологияправить
От ??
Галисийскийправить
celeste
Прилагательное.
Корень: —.
Семантические свойстваправить
- небесный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- религ. божественный, райский ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Гипонимыправить
Этимологияправить
Происходит от лат. caelestis «небесный», далее из caelum «небесный свод, небо»; предположительно, восходит к праиндоевр. *kaid-slo- «яркий».
Интерлингваправить
celeste
Прилагательное.
Корень: —.
Семантические свойстваправить
Гипонимыправить
Этимологияправить
Происходит от лат. caelestis «небесный», далее из caelum «небесный свод, небо»; предположительно, восходит к праиндоевр. *kaid-slo- «яркий».
Релиз
Игра была выпущена 25 января 2018 года на Microsoft Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One, macOS и Linux. Также было выпущено ограниченное коллекционное издание.
К концу 2018 года было продано более 500 тысяч копий игры. Её саундтрек приобрели более 6 тысяч раз, а прослушали на Spotify свыше 4 миллионов раз.
9 сентября 2019 года было выпущено сюжетное дополнение «Прощание» (Farewell), добавляющее в игру 100 новых уровней и 40 минут новой музыки. Это было последнее дополнение к игре, и никакого продолжения не планируется, так как разработчики занялись другими игровыми проектами.
Челеста в академической музыке
Впервые челеста стала элементом симфонического оркестра в 1888 году. Использовал ее Э. Шоссон для исполнения композиции У. Шекспира «Буря». А во время своего парижского путешествия этот музыкальный инструмент услышал П. И. Чайковский. Композитор был так восхищен и поражен челестой, что ввел партии с ней в балет «Щелкунчик» и балладу «Воевода». В сцене балета «Вариация феи Драже» она изображала звуки слетающих с фонтана капель.
Музыкальный инструмент челеста задействован и в исполнении следующих известных композиций:
- Симфония №6 и №8, баллада под названием «Песня о земле» Г. Малера.
- Создание особого колорита сюиты «Планеты» Г. Холста.
- Четвертая, шестая и тринадцатая симфонии Д. Шостаковича.
- Опера «Дальний звон» Шрекера.
- Опера «Эхнатон» Гласса.
- Музыка для ударных, челесты и струнных Бартока.
- «Сон в летнюю ночь» Бриттена.
- «Филиппу Густану» Фельдмана.
Отметим, что в сочинениях некоторых композиторов «золотого века» предписана партия стеклянной гармоники — инструмента, в котором на вращающийся горизонтальный вектор нанизаны стеклянные полусферы разных диаметров. Сегодня он вышел из употребления, а его роль с успехом исполняет челеста.
Ноты для героини нашего повествования пишутся на октаву ниже настоящего звучания на двух нотоносцах. В партитуре (нотной записи многоголосого звучания), написанной для симфонического оркестра, партия челесты расположена выше, чем арфы, а также струнного инструмента.