Кастаньеты — это что? особенности испанского танца с кастаньетами
Содержание:
Особенности национального танца
Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины. Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей. Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.
Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают. Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.
История происхождения кастаньет
Кастаньеты – это две деревянные ракушки, соединенные между собой веревкой, которая надевается на большой палец руки. Свое название музыкальный инструмент получил от испанского слова castañetas, что означает «каштан». Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева каштана, затем стали использоваться другие виды деревьев – орех, палисандр, гранадильо. На сегодняшний день кастаньеты зачастую делают из стеклопластика.
Звук из кастаньет извлекается благодаря двум полым половинкам, поэтому они относятся к идиофонным музыкальным инструментам. Кастаньеты – это один из древнейших инструментов, поскольку их изображение встречается на фресках Древней Греции и Египта. По еще одной версии, музыкальный инструмент был привезен из путешествий Христофора Колумба после открытия Нового Света. Поэтому сложно точно назвать истинную родину инструмента, но именно испанский танец с кастаньетами – фламенко – известен во всем мире.
Кто и когда изобрел ситар
Прямое отношение к происхождению этого уникального инструмента имеет музыкант тринадцатого века — Амир Хусро. Первый ситар был сравнительно небольших размеров и очень схож с таджикским сетором. Но со временем, индийский инструмент увеличен в размерах, благодаря добавленному тыквенному резонатору, который давал глубокий и чистый звук. Дека при этом украшалась розовым деревом, прибавлялась слоновая кость. Гриф и тело ситара усеивали ручной росписью и различными узорами, которые имели свой дух и обозначение. До ситара, главным инструментом в Индии было древнейшее щипковое устройство, изображение которого сохранилось на барельефах датируемых 3 веком нашей эры.
Как устроен ситар
Оркестровое звучание достигается при помощи специальных струн, которые имеют специфическое название «бурдонные струны». В некоторых экземплярах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. Так же, ситар обустроен двумя рядами струн, две струны из числа основных предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для проигрывания мелодий.
Если в таджикском сеторе резонатор выполнен из дерева, то здесь его изготавливают из особого сорта тыквы. Первый резонатор крепят к верхней деке, а второй — малый по размерам — к грифу. Все это делается для усиления звучания басовых струн, чтобы звук был более «густым» и выразительным.
В ситаре есть несколько струн, на которых музыкант не играет совсем. Они имеют название тараб, или резонирующие. Эти струны, при игре на основных, издают звуки сами по себе, образуя особенное звучание, за которое ситар и получил название уникальный инструмент.
Даже для изготовления грифа используется особый сорт дерева «тун», а оформление и резьба делаются вручную. Так же, стоит заметить, что струны ложатся на две плоские подставки, выполненные из оленьих костей. Особенность такой конструкции предполагает постоянное подтачивание этих плоских основ, чтобы струна выдавала особый, вибрирующий звук.
Небольшие дугообразные ладки выполняются из таких материалов как латунь, серебро, чтобы было легче придать ту форму, с которой звук будет приятнее на слух.
Основы игры на ситаре
У музыканта есть специальное приспособление, для игры на оригинальном индийском инструменте. Его название — мизраб, внешне он очень напоминает коготь. Мизраб одевается на указательный палец, производится движение «вверх-вниз», таким образом извлекается непривычное звучание ситара. Иногда используется техника комбинирования движения мизраба. Задевая во время игры струны «чикари» — ситарист делает музыкальное направление более ритмичным и определенным.
Ситаристы — история
Бесспорный виртуоз игры на ситаре — Рави Шанкар. Он стал продвигать индийскую инструментальную музыку в массы, а именно на запад. Последователем стала дочь Рави — Анушка Шанкар. Абсолютный музыкальный слух и умение обращаться с таким сложным инструментом, как ситар — заслуга не только отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может пропасть бесследно. Даже сейчас великая ситаристка Анушка собирает огромное количество ценителей настоящей живой музыки и ставит прекрасные концерты.
Как играть на кастаньетах.
1. Кастаньеты — парный иструмент, и перед тем как надеть их на руки, нужно определить, которая из них Хембра (Hembra — женщина), на ней обычно ставят метку, а которая Мачо (Macho — мужчина). Отличаются они тембром, хембра дает более высокий звук.
2. Кастаньеты надеваются на большие пальцы каждой руки. При этом узел должен находиться с внешней стороны кисти. Хембра надевается на правую руку, а Мачо на левую. В народном стиле кастаньеты крепятся на средние пальцы рук. При этом звук извлекается ударом одной кастаньеты о ладонь. В видео рассказывается, как правильно надеть кастаньеты.
https://youtube.com/watch?v=1_gm9cG_MYA
3. Левой рукой отбивается основной ритм музыки, а весь остальной замысловатый музыкальный рисунок создается с помощью игры четырьмя пальцами правой руки.
При игре используют 5 нот. Эти ноты не похожи на привычные «до», «ре» ….
· Нота ТА. Воспроизводится при ударе безымянным и средним пальцем по левой кастаньете.
· Нота RRI. Для извлечения этой ноты нужно по очереди ударить мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем правой руки.
· Нота PI. Звук извлекается правой рукой, сначала нужно ударить безымянным пальцем, а потом средним.
· Нота PAM (иногда ее называют CHIN). Извлекается ударом кастаньет друг о друга.
· Нота PAN. Для получения этой ноты нужно ударить одновременно безымянным и указательным пальцем по обеим кастаньетам. Чаще всего эта нота завершает ритмическую последовательность.
Кастаньеты – это что? Особенности испанского танца с кастаньетами
Простой ударный инструмент, который изобрели в Испании и используют во время исполнения испанских танцев, – это кастаньеты. Они не только задают ритм движениям и добавляют танцу особого колорита. Кастаньеты – это неизменный атрибут национальных танцев, которые сегодня популярны не только в стране, где они родились, но также в Италии и многих государствах Латинской Америки.
История происхождения кастаньет
Кастаньеты – это две деревянные ракушки, соединенные между собой веревкой, которая надевается на большой палец руки.
Свое название музыкальный инструмент получил от испанского слова castañetas, что означает «каштан».
Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева каштана, затем стали использоваться другие виды деревьев – орех, палисандр, гранадильо. На сегодняшний день кастаньеты зачастую делают из стеклопластика.
По еще одной версии, музыкальный инструмент был привезен из путешествий Христофора Колумба после открытия Нового Света.
Поэтому сложно точно назвать истинную родину инструмента, но именно испанский танец с кастаньетами – фламенко – известен во всем мире.
Древняя история кастаньет и многовековое использование мало изменили принцип игры на этом инструменте. Как и много столетий назад, так и сегодня существует два вида игры:
- Классический способ игры на кастаньетах предполагает крепление инструмента на большой палец правой руки, захват ракушки остальными четырьмя пальцами. Звук извлекается именно благодаря движению пальцев.
- Народный способ помогает извлекать из кастаньет более громкие звуки. Тесемки инструмента также крепятся на один или несколько пальцев, но игра происходит при помощи движения кисти, а не пальцев.
Испанские кастаньеты используют в танцах двумя способами, даже сегодня нет явного предпочтения того или иного метода. С начала 17-го века кастаньеты стали использовать при выступлениях балета и для сопровождения игры оркестров. Современные оркестры используют специальные кастаньет-машины, которые помогают извлекать характерный звук без участия человека.
Особенности национального танца
Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины.
Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей.
Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.
Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают.
Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.
История испанского фламенко
Несмотря на то что Испания богата музыкальными инструментами и разновидностями танцев, именно фламенко считается национальным символом этой страны.
Кастаньеты – это неизменный атрибут таких танцев, в дополнение к которому звучали только переборы гитары.
Этих двух музыкальных инструментов было достаточно, ведь вся красота и прелесть танца заключалась в яркой девушке, исполняющей простые, но зажигательные и полные страсти движения.
Часть движений и танцевальных традиций остались во фламенко еще от движений иберов – жителей, которые населяли территорию современной Испании до нашей эры.
Но лишь в 15-м веке национальные танцы стали унифицированными, обрели узнаваемые черты и похожие движения. Связано это с заселением на эти земли цыган, с их колоритом и яркими традициями.
Они устраивали праздники и фестивали, которые скрашивали трудную рабочую жизнь испанцев.
Использование кастаньет во время танца
Игра на кастаньетах во время танца требует внимания и внутреннего чувства ритма. Поэтому такое сочетание считается сложным исполнением, которое умели делать далеко не все испанские девушки. Лишь настоящие мастерицы умело сочетали страсть и вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах.
Самые умелые профессиональные танцовщицы для сопровождения музыки и собственных движений используют два вида кастаньет: большие и малые. Как правило, в левой руке лежал больший инструмент, который позволял извлекать более низкий звук.
В правой руке лежали кастаньеты меньшего размера, ритм которых был быстрее, а звук – выше.
История
Луиза Фиц-Джеймс Танец с кастаньетами
Подобные простые музыкальные инструменты, использовавшиеся для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.
Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»).
Пластины традиционно изготавливаются из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого всё чаще используется металл или стеклопластик. В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты, закреплённые на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).
Кастаньеты, которыми пользуются испанские танцоры и танцовщицы, обычно изготавливались двух размеров: большие кастаньеты (исп. macho) держались левой рукой и отбивали основное движение танца, маленькие кастаньеты (исп. hembra) находились в правой руке и отбивали разнообразные музыкальные рисунки, которыми сопровождалось исполнение танцев и песен. В сопровождении песен кастаньеты выступали только в качестве отыгрыша — во время перерыва в партии голоса.
История испанского фламенко
Несмотря на то что Испания богата музыкальными инструментами и разновидностями танцев, именно фламенко считается национальным символом этой страны. Кастаньеты – это неизменный атрибут таких танцев, в дополнение к которому звучали только переборы гитары. Этих двух музыкальных инструментов было достаточно, ведь вся красота и прелесть танца заключалась в яркой девушке, исполняющей простые, но зажигательные и полные страсти движения.
Часть движений и танцевальных традиций остались во фламенко еще от движений иберов – жителей, которые населяли территорию современной Испании до нашей эры. Но лишь в 15-м веке национальные танцы стали унифицированными, обрели узнаваемые черты и похожие движения. Связано это с заселением на эти земли цыган, с их колоритом и яркими традициями. Они устраивали праздники и фестивали, которые скрашивали трудную рабочую жизнь испанцев.
Как держать кастаньеты | Сделай все сам
Кастаньеты – маленький схожий на ракушку инструмент, исполненный из твердого дерева.
Он служит для аккомпанирования таким разновидностям танца фламенко, как фанданго, сегидильо, а также испанским народным песням.
Совмещать игру на кастаньетах и танец не так-то легко, а делать это прекрасно и непосредственно, выводя увлекательный темп, еще труднее, следственно в текущее время профессиональное владение этим инструментом встречается все реже.
Вам понадобится
- – кастаньеты
- – шнурок для кастаньет
Инструкция
1. Помните, что кастаньеты – это музыкальный инструмент. Это главно, потому что если относиться к ним несерьезно, вряд ли получится добиться огромных фуроров в их освоении. Есть две школы игры на испанских кастаньетах: классическая и народная. Обе они полагают разное обращение с кастаньетами, метод крепления на руке тоже в обоих случаях различный.
2. Дабы играть на кастаньетах, придерживаясь классического жанра, закрепите их на крупных пальцах рук. Две половинки, либо раковины, от всей кастаньеты соединяются шнурком. Его необходимо обмотать вокруг большого пальца так, дабы створки с одной стороны сомкнулись, а с иной были приоткрыты, дабы дозволено было постукивать по верхней половинке пальцами, издавая звук.
3. В правую руку возьмите ту из кастаньет, которая дает больше высокий и блестящий звук. Ее наименование – hembra. Вторая, кастаньета звучит мягче и тише, она именуется macho. Правая рука занимается тем, что выводит трели и переплетения, а левая подчеркивает стержневой темп отдельными нотами.
4. Всенародный жанр игры полагает несколько иное крепление, потому что даже сами кастаньеты применяются немножко иные. Они огромнее по размеру, а их звучание ниже, чем у классических. Дабы закрепить их, обмотайте шнурок не только вокруг большого пальца, но и вокруг еще каких-либо.
Для народной игры не разработано определенного для всех случаев метода удерживать кастаньеты, потому что все актеры действуют немножко по-своему.
Следственно закрепляйте инструменты так, как делает ваш преподаватель либо любимый исполнитель, либо же руководствуйтесь соображениями комфорта звукоизвлечения.
Кастаньеты применяют в качестве ритмичного аккомпанемента танцу. Изготавливают их из черного дерева, палисандра и других твердых пород дерева.
Кстати, против расхожему суждению, родиной кастаньет является не Испания, а Старинный Египет, потому что именно там дозволено было встретить прообразы современных кастаньет. С VI столетия до нашей эпохи на греческих фресках стали изображать танцующих женщин, держащих в руках кротало (от исп.
crotalo – «погремушка», «трещотка»), что напоминало длинные деревянные кастаньеты. Играть на кастаньетах нетрудно.
Происхождение кастаньет.
Кастаньеты — ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух вогнутых частей (похожих на ракушки), скрепленных между собой шнурком.
В мировой культуре кастаньеты прочно связаны с испанскими танцами и музыкой, особенно фламенко. Однако Испания не является их родиной. Музыкальные инструменты похожей конструкции были известны за 3 000 лет до н.э. в древнем Египте. Более поздние изображения похожего инструмента находят на греческих фресках, относящихся к VI веку н.э., на которых изображены танцующие женщины, держащие в руках кротало (crotalo — исп. трещотка, погремушка), похожее на длинные деревянные кастаньеты.
В Европу кастаньеты попали во времена господства арабов на ее территории. Этот инструмент настолько глубоко проник в музыкально-хореографическую культуру Испании, что и после ухода арабов не потерял свою популярность и стал народным инструментом.