Колесная лира: музыкальный инструмент (фото)

Турецкая лира — официальная валюта

Итак, какие деньги в Турции и как называются турецкие деньги? Официальное название денежной единицы Турции — турецкая лира (Yeni Türk Lirası). Турецкие деньги название и официальный статус получили в середине 19 века, а точнее – в 1844 году, когда османский султан Абдул-Меджид ввел в обращение вместо османских пиастров новую денежную единицу. В начале своего обращения лира была из золота, и лишь в 1920 году приобрела бумажную форму.

История денег Турции достаточно интересна. В 70-е годы 20 века курс турецкой лиры резко пошел на спад, и за 1 доллар давали сначала 9, в начале 80-х годов – 200, а в начале 90-х – 2000 лир. Из-за инфляции с 1970 года лира сильно обесценивалась. Денежная единица Турции даже имеет свой печальный рекорд для «Книги рекордов Гиннеса»: во время острого кризиса 1 доллар приравнивался к 1350000 лирам.

За короткий отрезок времени лира обесценилась настолько, что любой без исключения человек – от министра до портье в гостинице – мог считаться миллионером. В 2005 году турецкое правительство решило, наконец, провести реформу, в ходе которой фактически произошла деноминация: по новому курсу одна лира приравнивалась к старому миллиону.

На сегодняшний день курс составляет:

  • 1 лира — 16,8 рублей.
  • 1 доллар — 3,54 лиры.
  • 1 евро — 4,06.

Сегодня в Турции имеют хождение монеты и купюры:

  • монеты (номинал 1, 5, 10, 25, 50 курушей, 1 турецкая лира);
  • купюры (номинал 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир);
  • 1 лира = 100 курушей (yeni).

Турецкая лира имеет хождение не только на территории Турции, но и в турецкой части Кипра и на севере Ирака.

Лира в античности

Общая характеристика

В Древней Греции и Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), или кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). В узком смысле лирой назывался хелис — простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей. Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира».

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян — только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

Струны лиры дали названия ступеням звукоряда, лежавшего в основе греческой музыки, так называемой Полной системы. Классической считалась 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные (например, в ссылках на «скандальные» новшества Тимофея Милетского). «Многоструние» (др.-греч. πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (др.-греч. πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия, и уж подавно полифонии) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н. э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.

Этос и функционирование лиры

Этос лиры (понимаемой обобщённо, как любой инструмент античного семейства лир) сложился уже в классическую эпоху. Пиндар описывает лиру как инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов, с их грозными природными атрибутами (Пифийская ода I, 1—12).

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики.

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов — Терпандра, Сапфо и Алкея. Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (говоря современным языком, международных конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер, Пиндар, Вакхилид, Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в греческой литературе почти полностью исчезают (по этой причине и в латинских музыкальных трактатах Средних веков соответствующий термин для форминги отсутствует), по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

Древнейшие струнные щипковые инструменты (2600—2400 до н. э., фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре. Археологи называют их либо «урскими арфами», либо «урскими лирами».

В Древней Армении лира называлась арм. քնար (кнар).

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира, разновидности так называемых «смычковых» лир — понтийская лира, критская лира, византийская лира (англ.)русск., лира да браччо, лира да гамба (англ.)русск. — все они предшественники современных струнных инструментов (скрипка, виолончель); сюда же относится оркестровая лира — ударный инструмент (разновидность колокольчиков), который используется в основном в маршевых духовых оркестрах.

Лира Пушкина. Харьков

Какие деньги лучше брать?

Многие туристы, отправляясь на отдых в Турцию, теряются в догадках: какие деньги брать в Турцию? С какими деньгами ехать на рынок – с местной лирой или всесильным долларом?

В связи с тем, что турецкая лира – крайне нестабильная валюта, ввозить в страну лучше всего доллары и евро. Сколько денег брать в Турцию, каждый решает сам, все зависит от личных предпочтений и возможностей. А менять рекомендуется уже, прибыв на место. Но не всю сумму сразу, так как стоимость турецкой лиры меняется каждый день.

Можно, в принципе, расплачиваться банковской картой, сбережения на которой в долларах или евро – такая система подходит для расчета в отеле, в супермаркетах, в крупных магазинах, на заправках, в ресторанах. Но это правило принято далеко не везде.

К тому же, на местных рынках и кое-где в магазинах предпочитают брать только местную валюту. Да и проезд в общественном транспорте, покупка небольших сувениров, напитков и сладостей тоже требует наличия местной разменной монеты. Поэтому мелкие турецкие деньги должны быть с собой всегда. Иногда магазины при расплате наличными могут предоставлять существенные скидки.

Если вдруг возник вопрос о том, как перевести деньги в Турцию из России, то вы можете воспользоваться банковскими переводами, которые не имеют ограничений в сумме перевода. Собравшись в эту мусульманскую страну ознакомьтесь с правилами въезда для россиян, а также с правилами поведения, которые найдете здесь.

Кстати, в крупных курортных городах могут принять (помимо долларов и евро) фунты стерлингов и российские рубли. Лучше если банкноты будут небольшого достоинства – иначе продавец может заявить, что у него нет сдачи и попросту не вернуть вам остаток суммы. А вот в небольших городах и тем более деревнях от вас потребуют только турецкие лиры – никакая другая валюта принята не будет. Советуем посетить такие старинные города, как Балат, Румелихисар, Чиралы.

Исторический очерк

В Европе известна под разными именами, древнейшее из них — «органистр» (лат. organistrum) — относится к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России появилась в XVII веке. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества, в связи с гонениями со стороны власти и духовенства.

Примечания

  1. Например, в конце 31-й оды Горация речь идёт о кифаре; в русском переводе А. П. Семёнова-Тян-Шанского читаем: «Дай мне, молю тебя… светлую старость в союзе с лирой». В оригинале: «…dones et precor… nec turpem senectam degere nec cithara carentem». Начало 32-й оды того же Горация содержит упоминание барбита; в русском переводе Н. С. Гинцбурга читаем: «Лира!.. сложи теперь мне Римскую песню. // Первым внял тебе гражданин лесбосский». В оригинале: «Age dic Latinum, barbite, carmen, // Lesbio primum modulate civi… canebat». При такой «нейтрализации» значений в последнем переводе смысл оригинала утрачивается — в традициях античности именно лесбийцам приписывали барбит как популярный в их творчестве инструмент, о чём и говорит Гораций.
  2. Здесь, как и в большинстве других од, Пиндар предпочитает термину «лира» термин «форминга».
  3. Певцы же повинуются знакам , когда, встрепенувшись, ты вступишь, предваряя вступление хора (Пиндар. Пифийская ода I, 3—4).
  4. При том что у самих этих поэтов термин barbitos (barbiton) не встречается ни разу.
  5. Лира оркестровая // Словарь музыканта-духовика. — М. : Музыка, 2007.
  6. Лира в энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы».

В словаре Словарь иностранных слов

I

ы, ж.

1. Древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом по-этического творчества, вдохновения.||Ср. АРФА, БАНДЖО, БАНДУРА, ГИТАРА, ДОМБРА, ДОМРА, КИФАРА, КОБЗА, МАНДОЛИНА, СЯМИСЭН, ТАНБУР, ЦИТРА.

2. перен. Символ поэтического вдохновения, творчества. «Я лиру посвятил народу своему» (Некра-сов).||Ср. МУЗА, ПЕГАС.

3. Струнный смычковый музыкальный инструмент украинских и белорусских певцов. Лирник — певец, играющий на лире. ||Ср. АРФА, БАНДЖО, БАНДУРА, ДОМБРА, ДОМРА, КИФАРА, КОБЗА, МАНДОЛИНА, СЯМИСЭН, ТАНБУР, ЦИТРА.

4. астр., с прописной буквы. Созвездие Сев. полушария неба с яркой звездой Вега.||Ср. АНДРОМЕДА, ГЕРКУЛЕС» title=’ГЕРКУЛЕС, ГЕРКУЛЕС это, что такое ГЕРКУЛЕС, ГЕРКУЛЕС толкование’>ГЕРКУЛЕС, ЖИРАФ» title=’ЖИРАФ, ЖИРАФ это, что такое ЖИРАФ, ЖИРАФ толкование’>ЖИРАФ, ЛЕВ I, ПЕГАС, ПЕРСЕЙ» title=’ПЕРСЕЙ, ПЕРСЕЙ это, что такое ПЕРСЕЙ, ПЕРСЕЙ толкование’>ПЕРСЕЙ, СКОРПИОН» title=’СКОРПИОН, СКОРПИОН это, что такое СКОРПИОН, СКОРПИОН толкование’>СКОРПИОН, ФЕНИКС» title=’ФЕНИКС, ФЕНИКС это, что такое ФЕНИКС, ФЕНИКС толкование’>ФЕНИКС.II

ы, ж.

Денежная единица в Италии, равная 100 чентезимо, и в Турции, равная 100 курушам (пиастрам).

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Примечания

  1. Например, в конце 31-й оды Горация речь идёт о кифаре; в русском переводе А. П. Семёнова-Тян-Шанского читаем: «Дай мне, молю тебя… светлую старость в союзе с лирой». В оригинале: «…dones et precor… nec turpem senectam degere nec cithara carentem». Начало 32-й оды того же Горация содержит упоминание барбита; в русском переводе Н. С. Гинцбурга читаем: «Лира!.. сложи теперь мне Римскую песню. // Первым внял тебе гражданин лесбосский». В оригинале: «Age dic Latinum, barbite, carmen, // Lesbio primum modulate civi… canebat». При такой «нейтрализации» значений в последнем переводе смысл оригинала утрачивается — в традициях античности именно лесбийцам приписывали барбит как популярный в их творчестве инструмент, о чём и говорит Гораций.
  2. Вестник Московского университета: История. Серия VIII, МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во Московского университета, 1991.
  3. Ancient Greek Music (англ.). — Oxford, UK: Oxford University Press, 1992. — ISBN 0-19-814975-1.
  4. Здесь, как и в большинстве других од, Пиндар предпочитает термину «лира» термин «форминга».
  5. Певцы же повинуются знакам , когда, встрепенувшись, ты вступишь, предваряя вступление хора (Пиндар. Пифийская ода I, 3—4).
  6. При том что у самих этих поэтов термин barbitos (barbiton) не встречается ни разу.
  7. Michael Chanan. Musica Practica: The Social Practice of Western Music from Gregorian Chant to Postmodernism (англ.). — Verso, 1994. — P. 170. — ISBN 978-1-85984-005-4.
  8. Лира оркестровая // Словарь музыканта-духовика. — М. : Музыка, 2007.
  9. J. A. Sakellarakis. Herakleion Museum. Illustrated Guide to the Museum. Ekdotike Athinon, Athens 1987, p. 113 f.
  10. Лира в энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector