Труба (музыкальный инструмент)

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см. На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм, на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком: латунь, томпак, полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака, никеля или серебра.

Помповые вентили 1, 2, 3 (вверху).Кроны 1, 2, 3 и общего строя (внизу)

Детали
  • Мундштук — очень важная часть любого медного духового инструмента, в которой губами музыканта образуется источник колебания воздушного столба в канале инструмента.
  • Мундштучная трубка — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
  • Кроны — съёмные U-образные отрезки трубочек, облегчающие доступ к участкам канала инструмента для его технического обслуживания. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания трубы (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину). Кроны 1, 2, 3 являются частью дополнительных трубок.
  • Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
  • Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки для понижения извлекаемых гармоник: 1-й клапан понижает на тон, 2-й на полутон, 3-й на полтора тона. Одновременное нажатие нескольких клапанов даёт суммарное понижение гармоники на два, два с половиной и три тона. На некоторых разновидностях трубы (например на трубе-пикколо) есть четвёртый квартвентиль, понижающий гармонику на чистую кварту (два с половиной тона).
  • Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала. Находится на кроне общего строя и дополнительно бывает на третьей кроне.
  • Растру́б — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук.

Особенности производства труб на заводе «Трубодеталь-МСК»

Среди российских предприятий, массово выпускающих продукцию для создания трубопроводов, особенно выделяется компания «Трубодеталь-МСК». Мощный производственный комплекс позволяет создавать большие партии товара в минимальное количество времени.

В ходе разработки изделий мы применяем:

  • выскокачественное сырье;
  • проверенные технологии обработки материалов;
  • инновационное европейское оборудование.

Трубы проходят сложный процесс контроля качества, благодаря чему потребитель получает исключительно надежный продукт. Кроме того, изготовление труб осуществляется в соответствии с актуальными госстандартами. Мы поставляем решения, идеально приспособленные для использования в непростых условиях российского климата.

Металлическая труба нашей разработки также пользуется спросом у зарубежных покупателей. Производство имеет достаточно ресурсов, чтобы удовлетворять постоянно возрастающую потребность рынка в высококачественной продукции.

Полный контроль качества сырья

Собственное производство

Запатентованные технологии

Контроль на всех этапах производства

ООО «Трубодеталь-МСК» – это стабильно работающая компания и надежный партнер.

О чем плачут трубы?

Дело в том, что помимо внешнего ствола железобетонной трубы есть еще и внутренняя оболочка, так называемая футеровка. Она выполняется, как правило, из огне- и кислотоупорного кирпича. Футеровка (в отечественных конструкциях) тоже состоит из отдельных колец, каждое из которых опирается на свою консоль. В западных трубах футеровка представляет собой обычно цельный отдельный ствол, который устанавливается внутри основного. Между футеровкой и железобетонным стволом делается теплоизолирующая прослойка из минеральной ваты, а то и просто ничем не заполненной пустоты.

Задача футеровки и теплоизоляции — сберечь железобетонный ствол от действия отводимых газов. Во‑первых, газы бывают очень горячими, на стеклопроизводстве, например, их температура достигает порой 400°. Но более того, отводимые газы обладают еще и агрессивными свойствами. В них чаще всего присутствуют соединения серы. «Если труба спроектирована неправильно или изменены условия ее эксплуатации, — объясняет Алина Смирнова, — то может произойти очень неприятная вещь: прямо в стволе трубы на определенной высоте появится зона «точки росы» и газообразные отходы начнут конденсироваться. Надо понимать, что в присутствии водяного пара, который в трубе есть всегда, соединения серы могут дать серную кислоту, и прямо в трубе пойдет кислотный дождь». Агрессивный конденсат, стекающий по футеровке, представляет большую опасность. При сильном перепаде температуры газов внутри трубы и воздуха снаружи происходит миграция влаги: конденсат проникает внутрь железобетонного ствола и разъедает арматуру и камень.

Сооружение финальной части фундамента под дымовую трубу — так называемого стакана. Сначала монтируется арматура, затем создается бетонная форма.

Иногда он выступает на наружной поверхности трубы в виде белесых пятен, а в зимний период превращается в огромные сосульки. Тогда говорят: труба плачет. Чтобы исключить такие явления, футеровку покрывают специальными составами, снижающими ее проницаемость для конденсата. А вот в трубах, отводящих газы при сжигании угля (в России много угольных разрезов и много ТЭЦ при них), защита футеровки возникает естественным образом: образующийся налет прекрасно защищает кирпич.

Современная труба

Музыкальный инструмент, получивший в середине 19 века механизм вентилей, поначалу не имел заслуженной славы. Причина в том, что большая часть звуков еще не была чиста интонационно и не имела одинакового тембра. Все чаще передачу верхнего голоса стали поручать корнету, поскольку его тембр был гораздо мягче, а технические характеристики совершеннее. Но в начале века, когда была улучшена конструкция трубы, корнетам пришлось уйти из оркестра. Наконец труба смогла показать все звуки, которые требуются в оркестре от духовых. В настоящее время партии, ранее созданные для корнетов, исполняет труба. Музыкальный инструмент, фото которого прилагается к статье, полностью смог воспроизвести звукоряд, благодаря максимально усовершенствованному механизму.

Сегодня инструмент используют в оркестрах при исполнении музыки в жанрах ска, джаз, фанк, а также в качестве сольного исполнителя.

Репертуар

Несмотря на то, что хроматические трубы, позволяющие исполнять мелодические линии без ограничений, появились только в начале XIX века, существует большое количество сольных произведений, написанных для трубы с натуральным звукорядом, которые в настоящее время исполняются на малой трубе.

Сольные сочинения

Хроматическая труба

  • Йозеф Гайдн — Концерт для трубы с оркестром Es-dur
  • Иоганн Гуммель — Концерт для трубы с оркестром E-dur (часто исполняется в Es-dur)
  • Василий Брандт — Концертштюк для трубы с оркестром #1 f-moll, #2 Es-dur
  • Александра Пахмутова — Концерт для трубы с оркестром (1955)
  • Альберт Лорцинг — Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur
  • Джордже Энеску — «Легенда» для трубы и фортепиано
  • Сергей Василенко — Концерт для трубы с оркестром
  • Александр Гедике — Концерт для трубы с оркестром; Концертный этюд для трубы и фортепиано
  • Малькольм Арнольд — Фантазия для трубы и фортепиано
  • Александр Арутюнян — Концерт для трубы с оркестром As-dur
  • Мечислав Вайнберг — Концерт для трубы с оркестром
  • Пауль Хиндемит — Соната для трубы и фортепиано; Концерт для трубы и фагота с оркестром
  • Анри Томази — Концерт для трубы с оркестром; Триптих
  • Борис Блахер — Концерт для малой трубы с оркестром
  • Алан Хованесс — «Молитва Св. Григория» для трубы и струнного оркестра; «Вернитесь и возродите заброшенные селения» концерт для трубы и духовых инструментов
  • Родион Щедрин — Концерт для трубы с оркестром

Натуральная труба

  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur
  • Михаэль Гайдн — Концерт D-dur
  • Иоганн Мольтер — три концерта
  • Леопольд Моцарт — Концерт
  • Георг Филипп Телеман — Концерт для трубы и струнных D-dur
  • Джузеппе Торелли — Соната для трубы и струнных D-dur
  • Иоганн Себастьян Бах — Бранденбургский концерт № 2 F-dur; Месса h-moll; Рождественская оратория; Магнификат; Сюита для оркестра № 3 D-dur
  • Бела Барток — Концерт для оркестра (части I, II и V)
  • Людвиг ван Бетховен — увертюры «Леонора» № 2 и № 3
  • Иоганнес Брамс — Академическая праздничная увертюра; Симфония № 2
  • Аарон Копленд — балеты «Тихий город» и «Родео»
  • Клод Дебюсси — «Море»; «Празднества»
  • Джордж Гершвин — «Американец в Париже»; Концерт F-dur (II часть)
  • Густав Малер — Симфонии № 1 (часть I), № 2 (части I, II, III, V), № 3 (соло за сценой), № 5 (части I, III, V)
  • Модест Мусоргский (в оркестровке Мориса Равеля) — Картинки с выставки («Прогулка», «Два еврея»)
  • Морис Равель — Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (части I и III)
  • Отторино Респиги — симфоническая сюита «Пинии Рима» (части I, II и IV)
  • Николай Римский-Корсаков — сюита «Шехерезада» (части III и IV); Испанское каприччио (часть IV)
  • Александр Скрябин — Симфония № 3 («Божественная поэма»); «Поэма экстаза»; «Прометей»
  • Дмитрий Шостакович — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll (с солирующей трубой)
  • Рихард Штраус — «Альпийская симфония»; симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»
  • Игорь Стравинский балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», опера «Соловей»
  • Пётр Ильич Чайковский — симфонии № 4 (вступление), № 5 (части I и IV) № 6 (III часть); Итальянское каприччио (корнет), балет «Лебединое озеро» (Неаполитанский танец — корнет)
  • Джузеппе Верди — опера «Аида»

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см. На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм, на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком: латунь, томпак, полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака, никеля или серебра.

Помповые вентили 1, 2, 3 (вверху).Кроны 1, 2, 3 и общего строя (внизу)

Детали
  • Мундштук — очень важная часть любого медного духового инструмента, в которой губами музыканта образуется источник колебания воздушного столба в канале инструмента.
  • Мундштучная трубка — небольшая часть трубы, соединяющаяся с мундштуком.
  • Кроны — съёмные U-образные отрезки трубочек, облегчающие доступ к участкам канала инструмента для его технического обслуживания. Самая большая крона общего строя предназначена для настраивания трубы (путём выдвижения этой кроны на некоторую величину). Кроны 1, 2, 3 являются частью дополнительных трубок.
  • Дополнительные петлеобразные трубки разной длины увеличивают длину основного канала.
  • Вентили (клапаны) открывают и закрывают дополнительные трубки для понижения извлекаемых гармоник: 1-й клапан понижает на тон, 2-й на полутон, 3-й на полтора тона. Одновременное нажатие нескольких клапанов даёт суммарное понижение гармоники на два, два с половиной и три тона. На некоторых разновидностях трубы (например на трубе-пикколо) есть четвёртый квартвентиль, понижающий гармонику на чистую кварту (два с половиной тона).
  • Сливной клапан необходим для удаления скопившегося конденсата влаги из канала. Находится на кроне общего строя и дополнительно бывает на третьей кроне.
  • Растру́б — концевая расширяющаяся часть, которая направляет и усиливает звук.

Классификация

По форме сечения трубы подразделяют на круглые и профильные. В свою очередь профильные делятся на квадратные, прямоугольные, овальные, плоскоовальные и так далее.

Стальные трубы различаются по способу изготовления:

  • электросварные — прямошовные и спиралешовные, применяемые для водопроводов, газопроводов, систем отопления и деталей конструкций;
  • бесшовные — не имеющие сварного шва или другого соединения. Изготавливаются способом прокатки, ковки, прессования или волочения. Нашли широкое применение: для изготовления магистральных трубопроводов, для механизмов георазведки нефти и газа.

Трубы стальные делятся по классу:

  • водогазопроводные (ВГП) ГОСТ 3262-75.
  • электросварные: прямошовные ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 10706-76; спиралешовные ГОСТ 8696-74; для магистральных нефтегазопроводов ГОСТ 20295-85.
  • профильные: квадратные ГОСТ 8639-82, прямоугольные ГОСТ 8645-68, овальные ГОСТ 8642-68 и ГОСТ 8644-68.
  • бесшовные: горячедеформированные ГОСТ 8732-78, холоднодеформированные ГОСТ 8734-75, а также специального назначения, выполненные по различным техническим условиям, ТУ.

Для повышения стойкости к воздействию коррозии водогазопроводные и электросварные трубы могут быть покрыты слоем цинка как изнутри так и снаружи (оцинкованные трубы).

Кроме того различают: шланг — гибкая труба. Гибкие трубы (шланги) бывают: обычные, армированные (усиленные), гофрированные. Для соединения и наращивая используется отрезок обычной (жёсткой) трубы меньшего диаметра: патрубок, штуцер.

История

Этот инструмент является одним из самых древних. Первые упоминания о подобных приспособлениях возникли в период примерно 3600 лет до нашей эры. Многие цивилизации использовали трубы – и Древний Египет, и Древний Китай, и Древняя Греция, и другие культуры применяли подобие труб в качестве сигнальных инструментов. Многие столетия это была основная роль данного изобретения.

В Средние века в составе войска обязательно имелись трубачи, которые были способны передавать звуковой приказ другим частям, находящимся на значительном отдалении друг от друга. В те времена труба (музыкальный инструмент) хоть и не исполняла полностью своих функций, все же игра на ней была элитным искусством. Обучались этому мастерству только специально отобранные люди. В спокойные, невоенные времена трубачи являлись обязательными участниками праздников, рыцарских турниров. В больших городах были специальные башенные трубачи, сообщающие сигналом о прибытии значительных людей, смене времен суток, наступлении войск неприятеля или об иных важных событиях.

Незадолго до наступления эпохи Возрождения новые технологии дали возможность выпускать более совершенный музыкальный духовой инструмент. Труба стала участвовать в выступлениях оркестра. Кроме того, трубачи стали гораздо более виртуозными, обучившись искусству кларино. Этим словом обозначалась передача диатонических звуков при помощи передувания. Эпоху барокко смело можно считать «золотым веком натуральной трубы». С тех пор как настал век классический и романтический, ставящий в основу всего мелодичность, натуральная труба отошла на задний план как неспособная воспроизводить мелодические линии. И лишь для исполнения основных ступеней звукоряда в оркестрах применялась труба.

Разновидности

Сверху вниз: труба-пикколо, труба и басовая труба.

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы — от e (ми ) до c3 (до ), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

  • Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. Звучит на октаву выше обычной трубы, так как длина её канала короче в два раза. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. С трубой-пикколо используют мундштук с уменьшенным размером чашки, чтобы было легче брать ноты верхнего регистра. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе — Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.
  • Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназначающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.
  • Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне — инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

История, происхождение

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.

На рубеже Средневековья и Возрождения благодаря совершенствованию технологии изготовления труб интерес к этим инструментам значительно возрос. В эпоху барокко композиторы начинают включать партии труб в оркестр. Появляются виртуозные исполнители, обладавшие искусством «кларино» (исполнение диатонического звукоряда в верхнем регистре трубы с помощью передувания). Период барокко можно с полным правом назвать «золотым веком натуральной трубы». С приходом классицизма и романтизма, основополагающим принципом которых был мелодизм, натуральные трубы, неспособные исполнять мелодические линии, уходят на второй план и в оркестрах употребляются лишь в tutti для исполнения основных ступеней звукоряда.

Механизм вентилей, изобретённый в 1830-е годы и давший трубе хроматический звукоряд, первое время не получил широкого распространения, так как не все хроматические звуки были интонационно чисты и одинаковы по тембру. Верхний голос в группе медных духовых с этого времени всё чаще стал поручаться корнету — родственному трубе инструменту с более мягким тембром и более совершенными техническими возможностями. Корнеты (наряду с трубами) были постоянными инструментами оркестра до начала XX века, когда улучшение конструкции инструментов и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров — Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Трубы из полимерных материалов.

Во всём мире полимерные трубы чаще других применяются в водопроводных сетях. Причины такой популярности следующие:

  • Невероятно продолжительный (несколько столетий) срок службы;
  • Отсутствие «зарастания» внутренней поверхности;
  • Высокие звукоизоляционные свойства пластика заглушают шум воды;
  • Качественные показатели питьевой воды не снижаются со временем;
  • Лёгкость пластиковых труб позволяет обойтись без дополнительных затрат при монтаже и транспортировке (соединение деталей происходит при помощи пайки и фитингов);
  • Высокие прочностные характеристики;
  • Низкая стоимость пластиковых труб;
  • Профессионалы предпочитают работать с эти материалом;

Стоит отметить и ряд недостатков, характерных для полимерных труб:

  • Изменение температуры ведёт к изменению линейных размеров конструкции;
  • Наблюдается эффект диффузии кислорода через толщу трубы, что снижает эксплуатационные показатели.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector