Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание

История появления в музыке тромбона

Изначально данный инструмент получил интересное название «сакбут», по размеру куда более меньше нынешнего тромбона и распределялся зависимо от звукового регистра начиная сопрано и альтом, заканчивая тенором и басом. Именно из-за широкого звукоряда музыкальный инструмент в ближайшее время занял достойное и почетное место в оркестре.

В начале 17 — го века данная модель была преображена в лучшую сторону музыкальными мастерами и получила свое нынешнее название тромбон.

Через два века была предпринята попытка добавить к инструменту вентиль, такая деталь имелась у инструментов валторн и труба, но она в скором времени потерпела фиаско. Невзирая на то, что по техническим параметрам тромбон был достаточно удобен в использовании, звучание претерпело изменения и повернулось в худшую сторону.

Начиная с 20 — го века, тромбон музыкальный инструмент получил новый виток в развитии не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. Это случилось во многом благодаря тому, что широкое распространение получили школы игры на данном инструменте, а также усовершенствовался процесс его изготовления. Композиторами всего мира создаются учебно-методические пособия и непревзойденная концертная литература, а многие музыкальные жанры, например, фанк или джаз немыслимы без участия тромбона. Помимо всего прочего, с конца 1980-х годов увеличился спрос на тромбоны образца прошлых столетий, которые уже давно не используются музыкантами.

История и происхождение тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).

Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Принцип работы тромбона

Многие духовые инструменты, а тромбон не является исключением, воспроизводят звуки с помощью кулисы, позволяющей регулировать воздушные потоки, выходящие из тромбона. Во время игры правая рука музыканта направляет кулису, в то время как левая держит инструмент. Каждая из семи позиций способствует понижению звука на пол тона. Первые три – четыре позиции соответствуют основному «педальному» тону и издают достаточно тихие звуки.

Выше уже упоминалось о том, что существуют модели тромбона с дополнительной кроной, которая приводится в работу с помощью квартвентиля. В свою очередь он приводится в движение натягиванием цепочки, которая зафиксирована на большом пальце музыканта. Следует помнить также о том, что тромбон совмещает в себе тенорный и басовый вид инструмента под названием тенор-бас-тромбон.

Достаточно распространен такой термин, как «глиссандо». Под ним подразумевают игровой прием, во время которого кулиса плавно перемещается между позициями, а звук при этом получается непрерывным. Обычно он используется для придания игре особого звукового эффекта.

Используя квартвентиль, по причине несовершенной конструкции тромбона, музыкант способен изменять звук от «соль» контроктавы до «фа» второй октавы, с пропуском звуков между «си-моль» контроктавы и «ми» большой октавы.

Исполняя музыкальные композиции на тромбоне, можно получить разнообразный диапазон звуков, таких как:

  •  изумительных и волшебных в среднем, а также верхнем регистрах;
  •  таинственных, невероятных, чуть завораживающих и сумрачных в нижнем регистре.

На сегодняшний день в оркестрах используются как правило два теноровых тромбона и один с низким басовым звуком. Без сомнения, этот музыкальный инструмент популярен и в исполнении оркестра, и в сольном выступлении, во многом благодаря школам игры на тромбоне и других музыкальных инструментах.

За пятисотлетнюю историю существования данного музыкального инструмента он приобрел действительно новое широкое звучание, а также способствовал изобретению смежных инструментов, которые широко применяются в современных оркестрах. Тромбон не является конкурентом по отношению к другим инструментам в оркестре, он гармонично играет среди них, создавая восхитительную и непревзойденную музыкальную мелодию.

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон – это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда – одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты – Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов – сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке – этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Современные возможности тромбона многогранны – от исполнения классической музыки до звучания в джазе, роке и других стилевых направлениях. Применение этого инструмента становится все более творческим и интересным, а место тромбониста в оркестре или ансамбле – все более выдающимся.

Видео: Особенности тромбона

Похожие новости.

Варшавская камерная опера

Только один театр в мире, за всю историю существование моцартовской музыки смог поставить все оперные партитуры великого композитора. Сделать это смогла лишь Варшавская камерная опера, руководителем которой является Стефан Сутковский.

Варшавская

На главном эстонском фестивале будет выступать «Геликон-опера»

В Эстонии, на проходящем там международном фестивале «Дни оперы на Сааремаа», под руководством Д. Бертмана выступит «Геликон-опера» – известный музыкальный московский театр. Данный фестиваль проходит в самом крупном населённом пункте

Этническая музыка

Этника – это одно из самых старых направлений в музыку. Есть и другое официальное название данной музыке — музыка народов мира, местная музыка ( от англ. World music).Данный термин появился

Семейные дрязги Ренаты и Земфиры

Рената Ливтинова и Земфира Рамазанова публично объявили о своих непростых отношениях еще в 2005 году. И, как у любой другой семьи, у них наметился кризис семи лет. Недавно журналистам

Волынка и́ллян пайпс или как ее еще называют локтевая волынка, широко распространенна в Ирландии. Применяется она в основном, как инструмент для исполнения народной музыки. Но в последнее время, благодаря усовершенствованию

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон — это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда — одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты — Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов — сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке — этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Современные возможности тромбона многогранны — от исполнения классической музыки до звучания в джазе, роке и других стилевых направлениях. Применение этого инструмента становится все более творческим и интересным, а место тромбониста в оркестре или ансамбле — все более выдающимся.

Музыкальный инструмент: Тромбон

Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.

Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой

, но в отличие от неё имеет выдвижное колено — кулису.

Не подлежит сомнению наличие данного инструмента в музыкальных произведениях драматического характера. Гектор Берлиоз

во второй части своей «Траурно-триумфальной» симфонии скорбную поминальную речь доверил именно тромбону.

Общее описание

Тромбон известен в Европе с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются.

Диапазон тромбона — от G1 (соль ) до (фа ) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Теноровые тромбоны строя «В» (си-бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные.

Мензура, или bore-калибр — это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется «однотрубным». Если трубки разные, то это — так называемый dual bore (двойной калибр).

Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500″ тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее.
Среднемензурными — более 500″ и менее 547″.

И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр — 547″.

Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562″ до 578″) и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта.
Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

Основная сфера применения тромбона — симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector