Вблизи от терменвокса (начало)

[править] Принцип работы

Школота пытается понять, как оно работает

Схема девайса довольно проста и состоит из двух генераторов частотой несколько сотен килогерц. Первый генератор — опорный aka базовый — имеет постоянную частоту. Единственное отличие устройства второго генератора — дополнительная ёмкость в виде антенны, реагирующей на изменение расстояния от руки и в итоге меняющей частоту генератора. Выходы генераторов заводятся в смеситель, где из одной частоты вычитается вторая, на выходе — частота звукового диапазона. Вот и вся кухня — а чего ты ещё ждал от схемы начала XX века? В современных схемах, само собой, используются всяческие навороты, призванные улучшить качество звучания, но это всё примочки, суть нисколько не меняющие. Если же очередного самоделкина из кружка юных радиотехников спросить, зачем ему здесь куча дополнительных RC-фильтров и прочей лабуды (синусоида — она и в Африке синусоида), вразумительный ответ услышать вряд ли придётся. Тем не менее, определённый смысл в них есть, ибо чистая синусоида человеческому уху зело отвратна, и при изготовлении хороших терменвоксов, претендующих на звание музыкального инструмента, а не отпугивателя котов от балкона, используют вторую и третью гармоники основной частоты, кои музыканты величают первым и вторым обертонами. Также существует ещё несколько схем, но все они — более поздние моды первоначальной.

Примечание к новому изданию

Клара Рокмор начала музыкальную жизнь с игры на скрипке. В четыре года она стала самым молодым учеником, которого когда-либо принимали в знаменитую Санкт-Петербургскую консерваторию. Её учителями были Леопольд Ауэр, Яша Хейфец и Ефрем Цимбалист. Клара давала концерты со своей сестрой Надей Рейзенберг до девятнадцати лет, пока травма руки не вынудила её оставить скрипку. Конец одной карьеры положил начало новой. Вскоре Клара перешла к другому инструменту. Музыкальные знания и философия, полученные от Ауэра, и великолепные врожденные способности, позволили Кларе Рокмор разработать методику игры на новом и уникальном инструменте — терменвоксе.

Вскоре, благодаря собственной методике, Рокмор получила известность главного виртуоза терменвокса. Если бы не было инструмента, сделанного самим Терменом специально для Рокмор (отличался от терменвоксов производства RCA), её техника не была бы столь развитой. Терменвоксы того времени довольно плохо воспроизводили нюансы динамических оттенков и были ограничены в диапазоне. Инструмент же Рокмор имел пять октав. Сотрудничество с профессором Терменом не только породило инструмент с лучшим динамическим откликом и большим диапазоном, но и создало звучание, которое и ныне мы связываем с лучшими терменвоксами.

Одна из трудностей, с которой сталкивалась Рокмор при обучении студентов, — это повторение того, что можно сделать на её инструменте, но не на инструменте ученика. Прошло много лет, прежде чем другие терменвоксы сравнялись по качеству с инструментом Рокмор.

Рокмор на протяжении десятилетий выдерживала напряженный концертный график. Она выступала не только с оригинальными произведениями, специально написанные для терменвокса, но и переложила и исполняла партии для виолончели и скрипки. Рокмор приложила немало усилий для реабилитации терменвокса в эпоху, когда инструмент использовали в кино только лишь для создания жутких звуковых эффектов. Она проложила дорогу современным музыкантам. За это мы все ей благодарны. Терменвокс — это, прежде всего, музыкальный инструмент.

С появлением клавишных музыкальных синтезаторов про терменвокс почти совсем позабыли. Хотя производители, такие как Боб Муг (знаменитые синтезаторы фирмы MOOG ), от случая к случаю выпускали терменвоксы, но только в начале 90-х годов инструмент снова оказался в центре внимания. С выходом документального фильма «Термен: Электронная одиссея» (Theremin: An Electronic Odyssey) интерес к терменвоксу возродился. Люди, которые никогда не слышали слова «терменвокс», были увлечены историей, а те из нас, кто уже знаком с инструментом, ощутили свою принадлежность. Наконец-то рассказали историю нашего инструмента! Терменвокс жив! Вскоре компании снова стали выпускать терменвоксы. Терменвокс никуда не уходил, но можете считать это возвращением.

Именно в момент возрождённого интереса Клара Рокмор записала свою технику для будущих терменвоксистов. Брошюра называлась «Искусство терменвокса» (The Art of the Theremin) и была посвящена Бобу Мугу (Bob Moog). Компания Moog Inc. недавно выпустила фильм «Клара Рокмор — величайшая терменвоксистка» (Clara Rockmore: The Greatest Theremin Virtuosa), он станет отличным дополнением к этой книге.

Издание, которое вы держите в руках, является обновлённой версией брошюры «Искусство терменвокса». Музыкальные примеры легче читать, они профессионально подготовлены Джеффри Макфарландом-Джонсоном (Jeffrey McFarland-Johnson). В текст внесены незначительны изменения, лишь исправляющие очевидные грамматические ошибки оригинального издания.

Следуя пожеланию миссис Рокмор, новое издание распространяется бесплатно. Я искренне надеюсь, что эти страницы помогут читателю в освоении техники, необходимой для игры на терменвоксе.

Дэвид Миллер

Шривпорт, Луизиана
30 августа 1998 г.

«Не инструменты делают музыку, а люди».

Макс Рудольф(Нью-Йорк Таймс, 21 июня 1992 г.)

Посвящается моему хорошему другу
доктору наук Роберту Мугу,
в благодарность за его непрекращающийся
интерес
к продвижению и производству
управляемых в пространстве терменвоксов.

Клара Рокмор

В этой брошюре Клара Рокмор делится полезными советами с начинающими терменвоксистам — теми, кто относится к инструменту как к голосу для создания настоящей музыки, а не как к необычной игрушке для получения странных космических эффектов.

[править] История

Терменвокс с планеты Плюк. Скрипач не нужен

загнивающему капитализмуЛенину

Александр Васильев из Сплина на новосибирском концерте шутканул: «Лев Термен в 20х годах его изобрёл, принёс к Ленину, сыграл на нём, и Ленин, увы…», после чего зал, как и ожидалось, лёг.

Интересно описывает терменвокс и его изобретателя замечательный академик-ракетчик Черток (заместитель Королёва) в своих мемуарах:

В 20 годы изобретатель руководил радиокружком и частенько пиздил пионеров (в число которых и входил Черток), желающих помузицировать. Данный прибор настолько запомнился академику, что в 1990-м году при его случайной встрече с изобретателем (когда одному было 78 лет, а второму, наверно, под 90) он попросил дать ему уроки игры.

Дополнительные файлы от Роджера Балленджера

Файлы можно скачать вверху этой страницы

Это коллекция mp3-файлов к книге Клары Рокмор «Методика изучения терменвокса».

Названия файлов соответствуют упражнениям в книге. Например, «04_Ex_no5_6_beat_intro.mp3» — это 4-й по счету аудиофайл для упражнения № 5 книги, версия легато с вступлением фортепьяно в 6 долей. Вступление фортепьяно идет в темпе упражнения и звучит с первой ноты. После вступления, партия терменвокса играется непрерывно.

Приятных занятий!

  • 01_Ex_no1_6 beat_intro.mp3 — Упражнение № 1, Относительные расстояние между нотами (вступление 6 долей)
  • 02_ Ex_no2_ 4 beat_intro.mp3 — Упражнение № 2, Длинные ноты (вступление 4 доли)
  • 03_Ex_no4_8_beat_Intro.mp3 — Упражнение № 3, Тренировка левой руки (вступление 8 долей)
  • 04_Ex_no5_6_Beat_Intro.mp3 — Упражнение № 5, Позиции 1, 2 и 3, Легато (вступление 6 долей)
  • 05_Ex_no6_6_beat_intro.mp3 — Упражнение № 6, Позиции 1, 2 и 3, Стаккато (вступление 6 долей)
  • *06_Ex_no7_8_beat_intro.mp3 — Упражнение № 7, Переход от позиции 1 к 3, Легато (вступление 8 долей)
  • *07_Ex_no8_8_beat_intro.mp3 — Упражнение № 8, Переход от позиции 1 к 3, Стаккато (вступление 8 долей)
  • 08_Ex_no9_8_beat_intro.mp3 — Упражнение № 9, Позиции 1, 2, 3 и 4, Легато (вступление 8 долей)
  • 09_Ex_no9_Stacatto.mp3 — Упражнение № 9, Позиции 1, 2, 3 и 4, Стаккато (вступление 8 долей)
  • 10_Ex_no10_8_beat_intro.mp3 — Упражнение № 10, Изучение октав, Стаккато (вступление 8 долей)
  • 11_Ex_no10_Legato_8 beat intro.mp3 — Упражнение № 10, Изучение октав, Легато (вступление 8 долей)
  • 12_Ex_no11_4_beat_intro.mp3 — Упражнение № 11, Быстрая смена позиций (вступление 4 доли)
  • 13_Ex_no12_8_beat_intro.mp3 — Упражнение № 12, ежедневное разминочное упражнение (вступление 8 долей)

* Для мелодичности, я добавил три ноты в конец этих упражнений (Ре, Си и До)

Папка «RockmoreMethod» — терменвокс и аккомпанемент
Папка «RockmoreAccOnly» — только аккомпанемент

Практические рекомендации

Я предлагаю чередовать записи «терменвокс и аккомпанемент» и «только аккомпанемент» на своих занятиях. Скачайте файлы и сделайте два разных плейлиста или запишите два различных компакт диска.

Примечание. Я не делал записи для упражнения № 3, так как оно состоит из случайных последовательностей нот.

ВИБРАТО

Очень важно для получения хорошего звучания. Указательный палец правой руки разместите на большом и, пожалуйста, пожалуйста — не делайте широкое вибрато

Колебания должны быть предельно быстрыми и очень небольшими, но не путайте вибрато с трелью.

Трель должна быть не широким вибрато, а очень точным — с расстоянием в половину или целый тон.

Избегайте постоянного вибрато, откажитесь от него там, где диктует музыка.

* * *

Когда почувствуете готовность играть мелодии, начинайте с простых произведений.

Example:

  • «Лебедь» (К. Сен-Санс)
  • «Ария на струне Соль» (И. С. Бах)

* * *

Теперь, когда вы способны добиваться хорошего качества звука, придайте ему форму при помощи вибрато и великолепной фразировки.

Выбор положения правой руки или пальцев будет полностью зависеть от музыкальной фразировки, так что всегда будьте готовы идти в направлении музыки.

Попробуйте все положения: рука на месте, пальцы вперед или назад; или рука вперёд или назад, а пальцы либо вместе, либо вытянуты вперед или назад — так как диктует музыка.

[править] Где можно услышать

В этой стране:

Э.Шклярский из «Пикника»

  • В выступлениях Натальи Термен (дочь изобретателя), с 80-х она является одним из немногих профессиональных исполнителей академической музыки на терменвоксе.
  • В концертных выступлениях и альбомах Лидии Кавиной. Она играет исключительно на терменвоксе и считается одной из лучших в мире исполнителей на нём.
  • Музыка Олеси Ростовской.
  • Музыка и выступления Петра Термена (правнук, создатель первого русского сайта о терменвоксе и руководитель Школы терменвокса)
  • Среди «настоящих русских рокеров»: у Лагутенки и на концертах «Пикника», а также «Сплина». Тащемта, Васильев рассказал кулстори о смерти Ленина, и о том, как разгонять соседей по даче.
  • Аквариум, песня «Чкалов» из альбома «Воздухоплавание в компании Сфинксов». На терменвоксе играет Лидия Кавина.
  • Сергей Заславский из Мельницы, правда, в самой Мельнице на нём он не играл.

В тех странах:

  • Жан-Мишель Жарр. В основном — в ранних альбомах, Oxygene например, в более поздних Жан к терменвоксу поостыл и перешел на синтезатор.
  • У группы «Space» во многих песнях есть проигровки.
  • Led Zeppelin: Whole Lotta Love. Классический пример.
  • В треке Portishead — Mysterons есть похожий звук, но издает его не терменвокс, а Minimoog.
  • The Chemical Brothers — Swoon (основной мотив).
  • Linkin Park — на концертах в 2010—2011 на песнях New Divide и When They Come For Me.
  • Depeche Mode — на песнях In Chains и Jezebel.
  • Rush — вступление к Xanadu
  • В заставке к сериалу «Звёздный путь» 60-х годов.
  • В сериале «Теория большого взрыва».
  • Брайан Ино — альбом Music for Films 3, к записи которого привлёк Кавину и Михаила Малина. Алсо, в 1989 году Ино лично встречался с товарищем Терменом.

А также:

  • В большинстве старых советских фантастических фильмов используются звуковые эффекты, сыгранные на терменвоксе.
  • В песне «Тёмная ночь» терменвокс производит эффект поющего под музыку ветра.
  • В космосе: в рамках «Детского послания» во 2-ой секции нашим братьям по разуму предлагалось послушать семь терменвоксовых композиций. Впечатлило это зелёных человечков или нет, науке неизвестно.
  • В шестнадцатом эпизоде шестого сезона «Футурамы» на терменвоксе играет сам доктор Джон «Мать твою» Зойдберг.
  • В сериале «Шоу Кливленда» (1-я серия 4-го сезона).
  • В телесериале «Ганнибал».
  • В ереси, известной под названием Equestria Girls — Rainbow Roks на сабже немного поиграла Пинки Пай.

Схема терменвокса

Терменвокс, показанный на схеме выше, имеет только один компонент! Сам контроллер ATtiny85 и вспомогательные элементы — стабилизатор, конденсатор, провода и макетная плата. Красный и черный — питание, зеленый — аудио, и медные провода антенны.

Есть несколько моментов, которые стоит отметить. Во-первых, производительность лучше, когда вы носите ремешок ( желтый провод). Это не очень удобно, хотя существуют коммерческие терменвоксы, где тоже нужен ремешок на запястье.

Диапазон частот программируется (т. е. можно прошить hex файл, чтобы изменить его) и с исходными данными работает примерно на 15 сантиметров от антенны. Перекрывается примерно две октавы. А когда вы касаетесь его — просто пищит.

Примечания

  1. . statehistory.ru. Дата обращения 10 мая 2016.
  2. , с. 48.
  3. , с. 50.
  4. . leninism.su. Дата обращения 12 августа 2014.
  5. Полностью текст письма см. в следующем источнике: Ленинский сборник XXXVII / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — С. 357—358. — 35 000 экз.
  6. Евгений Жирнов. . Коммерсантъ-Власть (26 февраля 2002). — «Слухи об изобретении Термена дошли до вождя мирового пролетариата. И охочий до всего нового Ильич пригласил Термена продемонстрировать свои изобретения в Кремле». Дата обращения 12 августа 2014.
  7. В. П. Самохин; К. В. Мещеринова. (pdf). Наука и образование (12 декабря 2013). — «Лев Термен был гением технической разведки, общался с Лениным, Павловым, Ворошиловым, Рахманиновым, Эйнштейном, Берией, Алфёровым…, состоял членом клуба миллионеров, встречался с Эйзенхауэром, Фордом, Чаплином». Дата обращения 12 августа 2014.
  8. Петр Термен.  (недоступная ссылка). Theremin Times — первый русскоязычный портал о терменвоксе. Дата обращения 19 июня 2019.
  9. Королёв Л. Терменвокс. — Радио, 2005, № 8, с. 48—51; № 9, с. 48—51.
  10. Наша консультация. О налаживании инструмента. — Радио, 2007, № 6, с. 50.
  11. . www.facebook.com. Дата обращения 31 октября 2015.

Терменвокс своими руками

В статье рассказывается о необычное музыкальное устройство, которое можно собрать буквально за один вечер. Этот электромузыкальный инструмент является неким аналогом оригинального Терменвокса изобретенного в 1920 году русским ученым и музыкантом Львом Терменом, собственно от его имени устройство и получило свое название.

Детали и элементы необходимые для создания устройства:-микросхема 555-динамик-аудиовыход -фотоэлемент-реле для регулировки громкости звука-макетная печатная плата

Описание принципа работы и создания устройства:

В оригинальной модели терменвокса изменение звука происходит за счет изменения емкости колебательного контура. То есть в нем имеется две антенны, которые позволяют музыканту за счет изменения расстояния от антенн до своих рук управлять частотой и громкостью звука, получая, таким образом, различные мелодии. Поэтому для игры на оригинальной модели терменвокса необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, так как музыкант не касается инструмента и не может опираться на какие-либо фиксированные позиции, а полагается только на слух.

Модель терменвокса, о которой будет рассказано в этой статье, имеет упрощённый вид. В этой модели отсутствуют антенны, а вместо них в схему устройства установлен фотоэлемент. Таким образом, регулируя освещенность фотоэлемента, можно управлять изменять звучание устройства.Сложно назвать данное устройство настоящим терменвоксом, так как оно сильно упрощено, но все же довольно интересное. К тому же собрать такую музыкальную игрушку на фоторезисторе гораздо проще.

Для начала нужно достать все необходимые элементы для сборки подобного устройства. Этот терменвокс состоит из простейших элементов, которые можно купить в любом радиотехническом магазине, или даже достать из ненужных старых приборов вроде китайских магнитофонов и тому подобного. Хотя проще купить, так как все используемые элементы стоят достаточно дёшево.

Чтобы сборка устройства, а именно пайка была гораздо проще и удобнее, автор приобрел так же макетную печатную плату.

Таким образом, можно избежать самого длительного и нудного процесса в сборке этого устройства: рисовании и протравливании дорожек. К тому же это довольно длительный процесс и готовая макетная плата заметно ускорит возможность сборки терменвокса.

При создании данного устройства автор опирался на приведенную ниже схему, попутно внося небольшие модернизации для улучшения работы и вида устройства.

В качестве базового элемента устройства была использована 555-ая микросхема.

Таким образом, громкость устройства изменяется за чет установленного регулятора, а высота тона издаваемых звуков моделируется фоторезистором за счет изменения освещенности. То есть движением руки, закрывая или открывая свету доступ к фотоэлементу, происходит регуляция тона и подбор музыкальных мелодий.

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

http://sdelaysam-svoimirukami.ru/548-termenvoks.htmlhttp://el-shema.ru/publ/kontroller/termenvoks_na_mikrokontrollere/9-1-0-433http://usamodelkina.ru/8095-termenvoks-svoimi-rukami.html

Упражнение № 5

Это первое занятие с разными положениями пальцев правой руки.

Вместо того, чтобы двигать руку целиком, оставьте её в положении 1 (указательный палец на большом). Чтобы перейти в позицию 2, двигайте только пальцы, вытягивая их вперёд. Для позиции 3, вытяните их ещё дальше.

Дополнительное пояснение позиций, отличающихся от аппликатур:

  • Положение 1 — указательный палец находится на большом
  • Положения 2, 3, 4 — вытягивание всех трёх пальцев вперёд (рука не двигается) к вертикальной антенне, а затем, если необходимо, движение пальцев назад, не только до положения 1, а полностью к ладони вашей правой руки. Для получения особого музыкального эффекта, коснитесь пальцами ладони, так создастся акцент.

Разновидности терменвокса

Классический терменвокс

Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом. При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.

Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов:

  • терменвокс для Клары Рокмор — одной из первых учениц Льва Термена;
  • терменвокс для Люси Розен (англ.);
  • терменвокс для Натальи Термен — дочери изобретателя;
  • два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры, находящегося в Москве.

Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания — с 1954 года.

Терменвокс системы Ковальского

Терменвокс системы Ковальского — терменвокс, сконструированный Константином Иоилевичем Ковальским — первым исполнителем и учеником Льва Термена. При игре на подобном инструменте высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.

Исполнители — Ольга Миланич, Пётр Термен (правнук Льва Термена, изобретателя терменвокса).

Матрёмин

Матрёмин — музыкальный инструмент, созданный в Японии в 1999 году Масами Такэути — руководителем школы игры на терменвоксе. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой громкости, спрятанный в корпус матрёшки. При игре на инструменте частота звука изменяется при удалении и приближении руки к матрёшке. Исполнители на матрёмине собираются в большие ансамбли — до 270 человек.

Виртуальный терменвокс

Виртуальный терменвокс — виртуальный аналог терменвокса в виде программы для смартфона или КПК, оборудованного сенсорным экраном. Программа рисует на экране прямоугольную систему координат с частотой звука на одной оси и громкостью звука на другой; при касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания, преобразует координаты в частоту и громкость в соответствии с отображаемой на экране системой координат и воспроизводит звук определённых частоты и громкости; так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана может меняться высота звука, а при движении по вертикали — громкость звука. Например, программа «SunVox» российского программиста Александра Золотова реализует виртуальный терменвокс как дополнительную функцию для быстрой проверки фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране; но использовать этот инструмент в создаваемой программой композиции нельзя).[источник не указан 379 дней]

Обратите внимание

  • В данной схеме мы используем резистор нового номинала, посмотрите , чтобы найти резистор на 10 кОм или воспользуйтесь мультиметром
  • Полярность фоторезистора, как и обычного резистора, не играет роли. Его можно устанавливать любой стороной
  • В данном упражнении мы собираем простой вариант схемы включения пьезодинамика

  • Полярность пьезопищалки роли не играет: вы можете подключать любую из ее ножек к земле, любую к порту микроконтроллера
  • На Arduino Uno использование функции мешает использованию ШИМ на 3-м и 11-м портах. Зато можно подключить ее к одному из них
  • Вспомните как устроен делитель напряжения: фоторезистор помещается в позицию R2 — между аналоговым входом и землей. Так мы получаем резистивный фотосенсор.

История создания

В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах.

Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ помещался в полость между металлическими пластинами и становился элементом колебательного контура, выполняя роль диэлектрика в конденсаторе и влияя на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания переменной частоты, а другой — колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле; на выходе реле формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа позволяло компенсировать систематические ошибки, повышая точность измерений. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было воспринимать на слух. Прибор оказался очень чувствительным: реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, вызванные, например, изменением положения руки человека в пространстве. С изменением ёмкости менялась частота звука. То есть, звук возникал при движении руки человека.

Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом.

При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента».. В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента

Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса.

В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса.

Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин в письме наркомвоенмору Льву Троцкому от 4 апреля 1922 года писал:

В результате, несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании физико-технического отдела при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте, где изобретатель продолжил свои исследования.

[править] Терменфаги

по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос

— Лидия Кавина (Слова типичного терменфага)

Они свято верят, что терменвоксом можно сымитировать любой инструмент, какой только существует в этой Галактике, либо исполнить на нём музыку любого стиля. Более того, пытаются это делать. Результат хоть отдалённо и напоминает скрипку, орга́н, клавишные, %instrumentname%, постулат нихуя не доказывает, хотя сами исполнители никогда в этом не признаются. Для тролля эта трапеза маловероятна ввиду большой редкости терменфагов, но если змеёныш таки попался на узкой дорожке, затроллить его не составит большого труда. Всё, что нужно сделать — это заявить, что сабж — говно, и что любая свистоперделка умеет то же самое. В доказательство следует привести любую терменвоксовую композицию и заявить, что она сыграна на обычной MIDI-клаве с помощью программ, указанных здесь . На чём оно на самом деле сыграно, значения не имеет никакого — обычное быдло неспособно отличить программный синтез от аппаратного. Попытки терменфага доказать обратное способны доставить море лулзов.

Как это работает?

Когда рука приближается к антенне, значение АЦП идет вверх. Происходит измерением емкости, схема меняет частоту и выдаёт разницу относительно гетеродина, которая поступает как звуковой сигнал (несколько кГц) на аудио выход. Емкость измеряется с высокой скоростью, в среднем несколько сотен раз в секунду, чтобы получить подходящее значение.

Питается терменвокс от 9В батареи. Дальше напряжение проходит через линейный стабилизатор на 5В — это 78L05 в обычном К-92 пакете. Конденсатор на выходе нужен для фильтрации ВЧ.

Для подключения антенны сделаны маленькие хомуты. Была идея поставить маленькие телескопические антенны, которые используют в 433 МГц пультах беспроводных переключателей, но медные провода лучше в плане настройки конфигурации. О том как пользоваться этим прибором смотрите на видеоролике:

Пояснения к коду

  • Функция возвращает целочисленное значение из интервала , которое является пропорциональным отображением содержимого из интервала
  • Верхние границы не обязательно должны быть больше нижних и могут быть отрицательными. К примеру, значение из интервала можно отобразить в интервал
  • Если при вычислении значения образуется дробное значение, оно будет отброшено, а не округлено
  • Функция не будет отбрасывать значения за пределами указанных диапазонов, а также масштабирует их по заданному правилу.
  • Если вам нужно ограничить множество допустимых значений, используйте функцию , которая вернет:

    • , если это значение попадает в диапазон
    • , если меньше него
    • , если больше него
  • Функция заставляет пьезопищалку, подключенную к порту , издавать звук высотой герц на протяжении миллисекунд
  • Параметр не является обязательным. Если его не передать, звук включится навсегда. Чтобы его выключить, вам понадобится функция . Ей нужно передать номер порта с пищалкой, которую нужно выключить
  • Одновременно можно управлять только одной пищалкой. Если во время звучания вызвать для другого порта, ничего не произойдет.
  • Вызов для уже звучащего порта обновит частоту и длительность звучания
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector