Электронные музыкальные инструменты
Содержание:
- Marble Machine
- Yaybahar
- Терменвокс
- Определение «Электромузыкальные Инструменты» по БСЭ:
- Начало века электронной музыки
- Реактейбл
- Как выбрать компьютер для создания музыки
- Цифровые пианино
- Классификация
- Вокодер
- Принцип действия
- [править] Современные инструменты
- Клавишные синтезаторы
- Лазерная арфа
- Терменвокс
- Духовые
- Matryomin
- Глюкофон
- Виды клавишных инструментов
Marble Machine
Шведский музыкант, участник коллектива Wintergatan Мартин Молин соорудил музыкальный инструмент, который в своей работе использует около 2000 металлических шариков. Молин назвал свое творение «Marble Machine» (Мраморная машина).
Изобретение шведа сочетает в себе бас-барабан, вибрафон, бас-гитару и другие инструменты. «Marble Machine» работает при помощи маховика, который приводит тысячи шариков в движение.
Работа на инструментом началась осенью 2014 года. Вначале Молин надеялся завершить «Marble Machine» за два месяца, однако создание затянулось на 14 месяцев. Музыкант отметил, что во время создания «Marble Machine» был вдохновлен одноименной игрушкой.
Молин объяснил, что его инструмент запрограммирован на 32 такта. Его особенностью является то, что на ходу можно менять гармонию песни. На видео песня начинается ми-мажоре позже переходя в до-минор.
Отметим, что музыкальная группа Wintergatan часто использует на своих концертах много необычных музыкальных инструментов, включая терменвокс, модульный синтезатор собственной конструкции Modulin и пр.
Yaybahar
Музыкант Гёркем Шен из Стамбула создал акустический музыкальный инструмент, способный издавать звуки, которые раньше можно было получить только с помощью синтезаторов или электронных эффектов.
«The yaybahar» – это комбинация струн, пружин и барабанов. Вибрации от струн передаются через цилиндрические пружины к раме с барабанами. Эти колебания с помощью мембран преобразуются в звук, а потом возвращаются обратно к цилиндрическим пружинам. Именно так, по словам автора, можно добиться гипнотически-объемного звучания, которое завораживает слушателей.
Harpejji
Гибрид гитары и клавишных, похожий на большую цитру. Звук извлекают, прижимая струны к панели — то есть тэпингом. Существуют 16- и 24-струнные харпеджи на четыре и пять октав. Пример не самого сложного в освоении и изящного инструмента, который не просто стал уникальной игрушкой, как многие его собратья, а прижился в некоторых музыкальных коллективах на правах постоянного участника.
Терменвокс
Своеобразным потомком телармониума стал электромузыкальный инструмент терменвокс. Идея создания устройства принадлежит российскому изобретателю Льву Термену. Аппарат увидел свет в 1919 году. Действие основывается на изменении параметров электромагнитного поля во время движения рук между парой вертикально расположенных антенн. Подведение ладони к правому элементу устройства обеспечивает изменение высоты звучания. Приближение руки к левой антенне позволяет регулировать громкость. Довольно скоро необычный агрегат прославился на весь мир. В настоящее время терменвокс активно используется ансамблями электромузыкальных инструментов.
Определение «Электромузыкальные Инструменты» по БСЭ:
Электромузыкальные инструменты — музыкальные инструменты, в которых создаются управляемые исполнителем электрические колебания, возбуждающие громкоговоритель. Источником таких колебаний служит генератор того или иного вида. К Э. и. относят также обычные инструменты, механические колебания вибраторов которых (например, струн электрогитары) с помощью адаптера преобразуются в электрические. Преимущественная область применения Э. и. — эстрадные ансамбли.В одних Э. и. применяются электронные генераторы с плавно меняющейся частотой (т. н. инструменты со свободной интонацией). Выбор точной высоты каждого звука зависит от исполнителя, который может плавно сё менять, скользя пальцем по особой линейке — грифу, или, как в первом инструменте этого вида — терменвоксе, перемещая руку в воздухе перед специальной антенной. Это инструменты одноголосные, редко двухголосные. Достоинство таких инструментов — возможность очень выразительного исполнения мелодии. недостаток — невысокая стабильность строя.В других Э. и., обычно клавишных многоголосных, имеется набор генераторов, настроенных каждый на особую частоту (это так называемые инструменты с фиксированным строем). Наряду с электронными генераторами применяются электромеханические с зубчатыми колесиками, вращающимися в поле электромагнитов, фотоэлектрические с периодическим затенением светового луча, действующего на фотоэлемент, и т. п. Громкость звука управляется чаще всего педалью. Э. и. снабжают специальными устройствами для придания звукам музыкальных качеств, таких, как тембр, вибрато, мягкая атака и затухание (нерезкое включение и выключение звуков), легато (плавный переход от одного звука к другому).Определённость тембров звуков обеспечивается двумя путями. Первый — соблюдение фиксированных отношений между амплитудами гармонических обертонов разных номеров. Для этого, например, выбирают некоторую форму кривой колебаний, различающуюся для звуков разной высоты только масштабом времени, а для звуков разной силы — масштабом амплитуд. Пользуются также синтезированием тембров, подмешивая к колебаниям основной частоты колебания от других генераторов того же инструмента, соответствующие набору гармонических обертонов. Другой путь создания тембров — введение резонансных контуров (фильтров), усиливающих обертоны генерируемых колебаний в определённых областях частот (т. н. формантные области). Конструкции инструментов позволяют создавать в каждом из них разнообразные тембры и переключать их по ходу исполнения. Для имитации вибрации голоса и исполнения«вибрато» на смычковых инструментах применяется модуляция высоты звука с частотой 5-6 гц. Щелчки, возникающие при резких включениях и выключениях звуков, смягчаются либо использованием регулятора громкости (педали), либо с помощью особых устройств, регулирующих переходные процессы в генераторах.Лит.: Корсунский С. Г., Симонов И. Д., Электромузыкальные инструменты, М.-Л., 1957. Володин А. А., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970. Crowhurst N. Н., Electronic musical instruments, , 1971.Г. А. Гольдберг.
Начало века электронной музыки
Одним из первых электромузыкальных инструментов стал телармониум (динамофон). Его можно назвать прародителем электрооргана. Создал этот инструмент американский инженер Тадеус Кэхилл. Начав изобретение в конце 19 века, в 1897 году получил патент на «Принцип и устройство для произведения и распространения музыки с помощью электричества», а к апрелю 1906 года завершил его. Но назвать этот агрегат музыкальным инструментом можно было только с большой натяжкой. Он состоял из 145 электрогенераторов, настроенных на различные частоты. Они по телефонным проводам передавали звуки. Весил инструмент около 200 тонн, имел длину 19 метров.
Вслед за Кэхиллом советский инженер Лев Термен в 1920 году создал уже полноценный электромузыкальный инструмент, получивший название «Терменвокс». При игре на нем исполнителю даже не нужно было прикасаться к инструменту, достаточно было перемещать руки относительно вертикальной и горизонтальной антенн, меняя частоту звука.
Успешная бизнес-идея
Но самым популярным электронным музыкальным инструментом стал, пожалуй, электроорган Хаммонда. Создал его американец Лоренц Хаммонд в 1934 году. Музыкантом Л. Хаммонд не был, даже не имел музыкального слуха. Можно сказать, что создание электрооргана было вначале чисто коммерческим предприятием, как оказалось довольно успешным. Основой электрооргана стала клавиатура от фортепиано модернизированная особым образом. Каждая клавиша двумя проводами соединялась с электросхемой, и при помощи простых переключателей извлекались интересные звуки. В результате ученый создал инструмент, который звучал, как настоящий духовой орган, но был гораздо меньше по размерам и весу. 24 апреля 1934 года Лоренс Хаммонд получил патент на свое изобретение. Инструмент стали использовать вместо обычного органа в церквях США. Музыканты оценили электроорган по достоинству, в число знаменитостей, использовавших электроорган, вошли такие популярные музыкальные коллективы того времени, как the Beatles, Deep Purple, Yes и другие.
В Бельгии в середине 1950-х годов была разработана новая модель электрооргана. Создателем музыкального инструмента стал бельгийский инженер Антон Пари. Он владел небольшой фирмой по производству телевизионных антенн. Разработка и продажа новой модели электрооргана принесла фирме хороший доход. Орган Пари отличался от органа Хаммонда электростатическим тон-генератором. В Европе эта модель стала довольно популярной.
В Советском Союзе под «железным занавесом» молодые меломаны слушали электроорган на подпольных пластинках. Записи на рентгеновских снимках приводили советскую молодежь в восторг. Одним из таких романтиков был молодой советский инженер-электронщик Леонид Иванович Федорчук. В 1962 году он устроился работать на завод «Электроизмеритель» в Житомире, а уже в 1964 году на заводе зазвучал первый электроорган отечественного производства под названием «Романтика». Принцип генерации звука в этом инструменте был не электромеханический, а чисто электронный.
Скоро первому электрооргану исполнится век, но популярность его не ушла. Этот музыкальный инструмент универсален — подходит для концертов и студий, для исполнения церковной и современной популярной музыки.
Реактейбл
Реактейбл — футуристический музыкальный инструмент в формате подсвеченной плоскости. Поверхность аппарата чувствительна к перемещению специальных модулей. Чтобы воспроизводить звуки, пользователю достаточно передвигать и разворачивать манипуляторы в виде небольших кубиков, кружков, треугольников, звездочек. Управлять агрегатом способно одновременно несколько человек. Благодаря координированным действиям музыкантов рождаются интересные мелодии.
Несмотря на впечатляющий набор функций, оригинальный вид и многогранное звучание, реактейбл пока не запущен в серийное производство. Однако устройство нередко можно увидеть во время выступлений исполнителей, которые играют электронную музыку.
Как выбрать компьютер для создания музыки
Как выбрать компьютер для создания музыки так, чтобы при работе над проектом он не тормозил и не зависал? Думаю этим вопросом задаётся любой начинающий продюсер. Я уверен, что каждый сталкивался с ситуацией, когда в разгаре работы над треком компьютер начинает жёстко тормозить и вместо того чтобы заниматься творчеством и воплощать свои идеи в жизнь, Вы вынуждены заниматься рендерингом или искать другие способы оптимизации проекта. Для того чтобы избежать подобных вещей необходимо серьёзно подойти к выбору компьютера для создания музыки.
В этой статье рассмотрим основные элементы, на которые стоит обратить внимание при выборе компьютера для создания музыки
Цифровые пианино
Цифровое пианино является практически полным аналогом акустического инструмента, с той лишь разницей, что может воспроизводить звуки не только фортепиано, но и некоторых других инструментов. Цифровые пианино хорошего качества почти не уступают в натуральности звука акустическим фортепиано, при этом имеют огромный плюс – гораздо меньшие размеры. К тому же осязательный эффект является таким же, как и от игры на фортепиано.
Неудивительным становится тот факт, что сейчас все больше профессиональных музыкантов предпочитают классическому инструменту электронный. Еще одним плюсом является то, что цифровые пианино стали более доступными, нежели их предшественник.
Классификация
Все музыкальные инструменты подразделяются в первую очередь на три группы, в зависимости от того, что является источником звука: струнные (колебание струны от механического воздействия), духовые (колебания, вызываемые давлением потока воздуха) и ударные (колебание твёрдой поверхности). Эти группы, в свою очередь делятся на несколько в зависимости от способа звукоизвлечения, среди которых есть деревянные и медные духовые, язычковые. Клавишные инструменты могут относиться ко всем трём группам, источники звуковых колебаний в них различны. Общепринятая научная классификация музыкальных инструментов — система Хорнбостеля — Закса.
Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте. Для принудительного прекращения звучания можно использовать демпфирование.
В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.
Вокодер
Классический вариант электромузыкального инструмента представляет собой устройство, используемое для синтеза речи. Действие аппарата обусловлено работой генераторов шумов и тональных сигналов, а также формантных фильтров, которые позволяют воссоздавать специфические особенности голоса. После прохождения через агрегат в человеческой речи возникают роботизированные интонации. Свойство устройства применяется оркестрами электромузыкальных инструментов для записи необычных современных композиций.
Помимо голоса, новейшие вокодеры способны обрабатывать другие звуковые сигналы, в частности, музыку, воспроизводимую гитарой, синтезаторами, ударными. Благодаря выполнению всевозможных экспериментов пользователям инструмента удается создавать по-настоящему впечатляющие эффекты.
Принцип действия
В электронном музыкальном инструменте при помощи электронных схем (генераторов, модуляторов, фильтров и т. п.) генерируется электрический звуковой сигнал. Звуковой сигнал подаётся на усилитель и воспроизводится при помощи динамика.
Следует отличать электронные музыкальные инструменты от электромеханических. В электромеханических музыкальных инструментах звук создается механическим путём, после чего преобразуется в электрический сигнал с помощью звукоснимателя. Например, в электрогитаре звук возникает при ударе о струну, однако собственный звук гитары не используется. Колебания струны вызывают появление сигнала в звукоснимателе, после чего сигнал обрабатывается различными звуковыми эффектами (такими, как дисторшн, фузз), что значительно меняет исходный тембр звука.
Все электронные и электромеханические музыкальные инструменты составляют подмножество устройств обрабатывающих звуковые сигналы. При этом некоторые электронные музыкальные инструменты иногда используются исключительно для получения звуковых эффектов при игре на электромеханических музыкальных инструментах.
[править] Современные инструменты
В настоящее время электронные музыкальные инструменты широко используются в современных направлениях музыки. Развитие все более новых и совершенных музыкальных инструментов очень активно и является междисциплинарной областью исследований.
Среди множества электронных инструментов можно выделить следующие:
-
Синтезатор — инструмент, синтезирующий звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн.
- Синтезатор «АНС» — фотоэлектронный музыкальный инструмент, сконструированный русским изобретателем Евгением Мурзиным.
- Синтезатор Муга
- Музыкальная рабочая станция — аппаратно-программный комплекс, объединяющий в одном устройстве синтезатор, секвенсор, драм-машину
- Вокодер — устройство синтеза речи на основе произвольного сигнала с богатым спектром.
- Волны Мартено (электрофон) — одноголосный инструмент, с 7-октавной клавиатурой фортепьянного типа, а также нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки.
- Драм-машина — прибор, основанный на принципе пошагового программирования для создания и редактирования повторяющихся музыкальных перкуссионных фрагментов.
- Континуум — контроллер, управляющий генератором звука с поддержкой MIDI, например, синтезатором.
- Терменвокс — бесконтактный инструмент, в котором частота звука изменяется благодаря изменению ёмкости колебательного контура за счет изменения расстояния до рук музыканта.
- Лазерная арфа — инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии с щипками струн обычной арфы.
- Реактейбл — электроакустический инструмент, использующий материальный интерфейс пользователя.
- Тэнори-он — устройство, состоящие из экрана с сеткой 16х16 светодиодных-переключателей, каждый из которых может быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка.
- Atari Punk Console — генератор ступенчатого тона.
Клавишные синтезаторы
Клавишные синтезаторы – это вид электронных музыкальных инструментов, они могут имитировать звуки, которые издают другие инструменты, синтезировать новые звуки и создавать уникальное звучание. Большая популярность пришла к клавишным синтезаторам в 70-80-е годы, в период развития поп-музыки.
Современные модели клавишных синтезаторов, имеющие секвенсор, являются своеобразной рабочей станцией. Они разделяются на цифровые, аналоговые и виртуально-аналоговые (как выбрать синтезатор). Наиболее популярные фирмы: Касио (синтезатор WK), а также многофункциональные рабочие станции. К таким устройствам относятся синтезаторы Корг (Korg), Роланд (Roland), Ямаха (Yamaha) и т. п.
Лазерная арфа
Инструмент выступает светочувствительным устройством. Конструкция напоминает классическую арфу. Однако заменой металлическим струнам служат лазерные лучи. Во время прерывания последних руками на электронные блоки инструмента отправляются соответствующие команды. Итогом становится воспроизведение синтетических звуков в MIDI формате. Пересечение пальцев с лучами дает возможность создавать интересные сэмплированные мелодии атмосферного характера. Благодаря необычной игре света во время выступлений на сцене музыканты способны удивлять самую искушенную аудиторию.
Терменвокс
Своеобразным потомком телармониума стал электромузыкальный инструмент терменвокс. Идея создания устройства принадлежит российскому изобретателю Льву Термену. Аппарат увидел свет в 1919 году. Действие основывается на изменении параметров электромагнитного поля во время движения рук между парой вертикально расположенных антенн. Подведение ладони к правому элементу устройства обеспечивает изменение высоты звучания. Приближение руки к левой антенне позволяет регулировать громкость. Довольно скоро необычный агрегат прославился на весь мир. В настоящее время терменвокс активно используется ансамблями электромузыкальных инструментов.
Духовые
Основная статья: Духовые музыкальные инструменты
Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, источником звука в которых является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента.
Медные духовые
Основная статья: Медные духовые музыкальные инструменты
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, относящихся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
К ним относятся:
- труба
- тромбон
- валторна
- туба
- геликон
- сузафон
Деревянные духовые
Основная статья: Деревянные духовые музыкальные инструменты
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
Язычковые деревянные духовые
- Кларнет
- Бас-кларнет
- Фагот
- Контрафагот
- Гобой
- и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычок в нём деревянный).
- Дудук
Matryomin
Матрёмин был придуманв 2000 году — это несколько упрощённая версия терменвокса, упакованная в русскую национальную матрешку. Отличие этого инструмента от обычного терменвокса состоит в том, что для изменения звуковысотности здесь используется только одна антенна. Впрочем, из-за этого как раз уменьшается его амплитудно-высотная характеристика. Правда, подобное ограничение значительно упрощает ансамблевую игру — во всяком случае, именно такую идею активно отстаивает создатель матремина, Масами Такэути.
Глюкофон
Для музыкального инструмента название, прямо скажем, неблагозвучное. Но, несмотря на это, он извлекает довольно красивые звуки, выстраивающиеся в гармоничные мелодии.
Внешний вид напоминает круглый барабан, но сделан он из металла. Своеобразный лепестковый барабан можно настроить как в мажорной тональности, так и в минорной тональности. Имеет резонаторы, позволяющий расширить диапазон звуков.
Играя на нем, сфальшивить практически невозможно, настолько это универсальный инструмент. Уникальный инструмент получил широкое признание среди музыкантов Европы и Америки.
6
Виды клавишных инструментов
Помимо классических видов, с каждым годом пополняется модельный ряд современных клавишных инструментов (одну из главных ролей в этом играет популярность электронной и клубной музыки), среди которых и синтезаторы, и миди-клавиатуры, и цифровые пианино, и вокодеры, и различные клавишные комбо.
Список можно продолжать и дальше. Данная тенденция не случайна, так как музыкальная индустрия требует инноваций в музыкальной области, а клавишные инструменты преуспели в инновациях больше, чем все остальные. К тому же многие исполнители все чаще начинают применять в своем творчестве различные синтезаторы и их производные.