Агого (музыкальный инструмент)

Прослушать голос гуиры

Отличительной особенностью этого вида можно назвать поразительную открытость в поведении. Порой, обычную кукушку можно лишь услышать, а эти пестрые птахи – гуиры – сами дают о себе знать, громко перекликаясь между собой и совершенно открыто отправляясь на совместную охоту. Конечно, с таким пестрым оперением особенно и не спрячешься, но гуиры еще и не прикладывают к этому никаких усилий.

Гуира — хищная птица, которая не прочь полакомиться чужими птенцами и яйцами.

Гуиры – птицы с коллективным жизненным укладом. Они буквально все делают сообща. Даже яйца иногда складывают в общее гнездо. И когда малыши появляются на свет, они растут в неком подобии «детского садика для птиц», в котором каждая «мамаша» выполняет роль воспитателя. Так вот и воспитывают по очереди гуиры своих птенцов.

Инструменты в сальсе

Чем отличаются инструменты друг от друга? Какие бывают семейства инструментов?

Инструменты в сальсе имеют самую разную историю. Их можно разделить на несколько общих групп, в которых разные инструменты имеют сходную конструкцию. Кроме того, в разные эпохи и в разных жанрах используются разные инструменты, или их виды. Приводимый ниже перечень не исчерпывает все разнообразие инструментов в сальсе.

Очень полезно внимательно прослушать каждый из инструментов и попробовать найти их в ваших любимых сальса-треках. Каждый человек в силу индивидуальных особенностей лучше слышит какие-то определенные инструменты

В качестве упражнения выберите тот инструмент, который вы хорошо различаете в общей массе, и попробуйте послушать несколько раз трек, полностью сосредоточив внимание только на нем

Натренировав слух таким образом на один из инструментов, попробуйте расслышать другой. Постарайтесь охватить максимальное количество инструментов. Для этого сначала послушайте, как звучит инструмент в отдельности, а затем — в составе полноценной записи песни.

Разумеется, инструмент может отсутствовать в выбранной вами записи, поэтому не стесняйтесь и задавайте вопросы.

Все аудиопримеры в этой части ДУБЛИРУЮТ видео. Мало ли у кого не слишком мощный интернет А может, кому-то удобнее работать с аудио. Хотя, конечно, видео полезнее.

Слух

Слух находится у нас в мозгах

В общем смысле, это способность отличать в общей звуковой каше что-то одно, а также некоторое время сосредотачивать свое внимание на этом

Музыкальный слух предполагает умение слышать отдельные инструменты. Как правило, занятие развитием музыкального слуха предполагают координацию слуха и голоса, так чтобы человек мог спеть партию, например, трубы, причем без аккомпанемента.

Для танцора развитие музыкального слуха важно именно для того, чтобы отчетливо и свободно слышать разные инструменты в их взаимодействии — и обыгрывать те, что танцор посчитает нужным

Плена (Пуэрто-Рико)

Впервые зафиксирована в 1900 годах в Понсе. Изначально пение не относили собственно к плене, которой называли сочетание аккордеона, гитары и пандеретас. Однако к 1907 году пение также стало неотъемлемой частью плены.

Плену часто называли «газетным пением», так как это был один из способов разносить информацию среди низших слоев населения.

Фольклорный жанр, ритм отбивали с помощью ручных барабанов «пандеретас» или «пандерос» — что-то вроде бубнов без бубенчиков, в сопровождении гуиро (тыквы с насечками). Часто панедертас были в составе из трех барабанов разных размеров. Их портативность позволяла спонтанно организовывать выступление в разных ситуациях.

Помимо пандеретас, визитной карточки плена, использовались мараки, аккордеон и куатро — национальная пуэрториканская гитара особой формы.

Реггетон

Стили оркестровок

Оркестровка, или инструментовка — это состав музыкальных инструментов в ансамбле или оркестре.

Можно разделить на две большие области — акустические составы, когда инструменты в принципе не усиливаются оборудованием. Причем в силу совершенно разной акустики помещений и улицы, составы инструментов также разнятся. Электрические — когда используются инструменты вместе с микрофонами или звукоснимателями, для записи в студии или концертов на больших сценах, где необходимо значительное звукоусиление.

На протяжении истории музыки Кубы сложилось несколько типов оркестровок, хорошо проявивших себя на практике в плане сбалансированности звука (когда ни один инструмент не перекрикивает другой, всех слышно достаточно хорошо), а также в плане достаточной заполняемости частотного спектра (есть и бас, и звонкие инструменты, и заполнение средних частот). На оркестровки, конечно же, влияли экономические параметры. Например, трубадуры редко выступали большими оркестрами — больше людей означает меньше денег для каждого.

Современные сальса-оркестры — это большое количество людей на сцене, что делает экономически очень сложным приезд крупных звезд в Россию. Поэтому необходимо ловить буквально каждый приезд сальса-оркестра.

Звук

Звук состоит из трех основных частей — атака (начало), тело (продолжительность) и затухание (концовка). Звук, по сути, это колебания воздуха, и как любое колебание, может быть измерен в Герцах (количество колебаний в секунду)

Для нас важно понимать, что если у звука по каким-то причинам не слышно атаку (самое начало звука), то зачастую мы не сможем с уверенностью определить, какой инструмент этот звук произвел

У звука есть спектр частот. Человеческое ухо слышит лишь ограниченный диапазон частот — от 16 до 20 000 Гц, в идеальном случае, в то время как многие животные слышат инфра- и ультразвук.

Если грубо разделить инструменты по частотному спектру, то басы будут относится к низким частотам (ощущается как давление в область живота), фортепиано — в средних частотах, также как и голос, а тарелки и шумовые инструменты, а также флейты и трубы — в высоких (часто режет уши). Но это очень грубый, приблизительный расклад, так как каждый инструмент выдает довольно-таки широкий спектр частот.

Звукорежиссер в концертном зале или в студии звукозаписи может с помощью специального оборудования увеличить или уменьшить громкость той или иной частоты, преобразив звук до неузнаваемости. Хотя, по идее, он должен лишь выявить лучшее в инструменте и убрать артефакты, мешающие хорошо его слышать в общей картине.

Общий принцип — чем полнее частотная заполненность, тем приятнее это слушать. Но если вы хотите расслышать какой-то конкретный инструмент, и у вас вдруг завалялся эквалайзер (а на большинстве плееров и смартфонах эквалайзер имеется), то можно попробовать выделить тот или иной инструмент, руководствуясь, например,

Бомба (Пуэрто-Рико)

Традиционная пуэрториканская музыка, соединившая в себе три разных культуры — островную, испано-африканскую и Таино. Базовый ритм исполняется на двух и более барабанах (бомбас). Характеризуется своеобразным диалогом между танцором и барабанщиком, когда барабанщик синхронизирует ритм с серией движений танцоров. Танцор должен быть в превосходной физической форме, ведь состязание прекращается, когда один из них — барабанщик или танцор — устает и прекращает.

Помимо перкуссии, в бомбе есть хор, который взаимодействует с солистом наподобие того, как это происходит в кубинском соне. Темой для песен служат картины ежедневной жизни, а также (в редких случаях) какие-то сюжеты.

Гуарача

Жанр кубинской популярной музыки, известен с XVIII столетия. Представляет собой танец с пением, исполняемым по очереди солистом и хором, с сатирическими, двусмысленно-сниженными текстами, часто – с использованием импровизации. Долгое время гуарача была достоянием низших слоёв населения – её исполняли бродячие музыканты trovadores, играли в танцевальных салонах для простонародья и гаванских борделях; также гуарача была частью представлений в кубинском театре bufo, где представляла собой диалог между тенором, сопрано и хором. Лишь в середине XX века гуарача приобрела популярность среди более высоких сословий.

Мозамбик (Куба и США)

Искусственно созданный жанр, под влиянием карнавальной музыки. Автор — Pello el Afrokan (Pedro Izquierdo), год создания — 1963.  Кубинский мозамбик использует конги, бомбос (басовые барабаны), ковбеллы и тромбоны. Несмотря на то, что ритмы мозамбик схожи с африканской музыкой Южной Сахары, к собственно африканской культуре этот ритм не имеет прямого отношения, в отличие от карнавальных традиций Кубы.

Вдохновленный Пелло эль Афрокан, в 60-х годах в Нью-Йорке, Эдди Палмьери создает американскую версию Мозамбик. Несмотря на то, что оба ритма базируются на карнавальной музыке, между ними мало схожего — у них даже разный клаве (у кубинской версии используется румба клаве, а у американской — сон клаве). Кубинский мозамбик, в основном, в мажоре, когда как американский — в миноре.

Ребека Маулеон утверждает, что кубинский мозамбик изначально — перкуссионый. Американская версия обязательно включает фортепиано. Общее у этих версий — активное использование тромбонов. Интересно также, что Палмьери в своей версии мозамбик использовал на ковбелле партию «гуагуанко каскара», что напоминает карнавальную традицию Гаваны.

Чангуи

Стиль, образованный из стиля ненгон в Гуантанамо (Баракоа). Отличить его от ненгон довольно сложно. Вкратце, состав инструментов: маримбула, бонгос, трес, вокал, гуайо (гуиро), на котором играют преимущественно ударами вниз вместо клаве. Клаве в чангуи нет.

Более точная характеристика современных интерпретаций: чангуи играют на тресе и бонгос, в очень синкопированной манере, без клаве. На гуиро играют пульсацию ударами вниз. Тонкая разница, скорее, проходит именно в наборе инструментов.

Зачастую путаница происходит из-за того, что человека из Гуантанамо, исполняющего так называемую «кубинскую музыку», называют «чангуисеро», хотя по факту он играет некий «сон модерно».

Бас

На протяжении многих десятилетий бас эволюционировал от примитивного кувшина из-под оливкового масла в сложные электроинструменты. Теперь некоторые виды басовых инструментов определяют тот или иной жанр сальсы.

Внимание! Слушать эти инструменты на некачественных динамиках, например, на ноутбуке или смартфоне без наушников или внешних колонках, просто бессмысленно — вы, скорее всего, вообще не услышите эти инструменты. Поэтому строго в наушниках или на более-менее приличных колонках!

Контрабас

Происхождение — Западная Европа. Классический басовый инструмент, используемый почти во всех сальса-жанрах без исключения. В сальсе, как правило, на нем не играют смычком. Однако смычок используется в дансоне, лэтин-джазе и т.п. Легко узнать по быстро затихающему звуку с характерным «щелчком» в атаке.

Видео: 

Звук:

 Bassline Beat — Global Bassline

Электробас

Происхождение — США. Сейчас почти ни один жанр популярной музыки в принципе немыслим без электробаса. Отличается от контрабаса ярко выраженным, сочным звуком с большой длительностью. Многие музыканты предпочитают добавлять в звук «стекло» для лучшей читаемости, однако нередки случаи, когда наоборот из звука убирают все «верха», и бас просто «гудит» где-то внизу.

Видео: 

Звук:

 BASS SOLO SALSA

Электроконтрабас (бэби-бас)

Специфический сальса-инструмент, очень распространен в тимбе. Происхождение — США, фирма Ampeq. Он похож на обычный электробас, только звук более глухой и взрывной, больше напоминающий игру на пустой бочке.

Видео: 

Звук:

 SALSA EN BABY BASS ……HOMENAJE AL GRAN COMBO

Стик

Происхождение — США. Разновидность электрогитары, у которой отсутствует привычный колковый механизм на торце грифа. Один из первых, в руках которого был замечен стик — Хуан Формель из Los Van Van. Инструмент сочетает в себе достоинства контрабаса и электрогитары. Форма позволяет с большим удобством использовать технику «теппинга», когда для извлечения звука ударяют по струне над ладами.

Видео: 

Звук:

 AMS Exclusive Tony Levin Bass Performance — Chapman Stick

Маримбула

Происхождение — Африка, с модернизацией на Кубе. Архаичный басовый инструмент, напоминающий кахон, с приделанными металлическими язычками. Басист может как извлекать басовые звуки, так и подстукивать по ящику, на котором он сидит. Визитная карточка чангуи.

Видео (отдельно): 

Видео (в ансамбле): 

Звук:

 marimbula.wmv

Ботиха

Происхождение — Куба. Архаичный инструмент, использовался в ранних формах сона — чангуи, ненгон, кириба и т.п.

Видео (первые 20 секунд — соло ботиха): 

Звук:

 Grupo LA BOTIJA

Тинготаланго (тумбандера, кимбумба)

Происхождение — Куба. Очень архаичный инструмент, однако ныне популярный в среде реконструкторов архаичного блюза и рок-н-рола. Палка привязывалась веревкой к скале с выбоиной и сгибалась наподобие лука. Выбоина служила резонаторным отверстием. Визитная карточка ненгон.

Видео:

Звук:

 Tingo Talango — Tingotalango

Количество жанров музыки на Кубе впечатляет, поэтому я выделю лишь несколько основных, необходимых для танцоров сальсы. Перечень дан без какой-либо систематизации. Основная цель — поразить вас разнообразием названий, чтобы стало понятно, что сальса — это действительно соус. А может быть, вы натолкнетесь на жанр, который вам лично очень близок, и откроете для себя новую грань кубинской музыки…

Струнные — щипковые и смычковые

В этой категории инструментов привычные гитары и скрипки. Правда, контрабас я перенес в семейство басовых инструментов. Это нетипичная классификация, но для сальсы — подходит.

Классическая гитара

Происхождение — Испания. В основном используется в качестве аккомпанемента в соне и трове.

Звук (нейлоновые струны, подзвучка + скрипки и голос), яркий образец современной тровы:

 Carbonero — Fernando Delgadillo

Кубинский трес

Происхождение — Куба. Гибрид старой версии испанской гитары с местными инновациями. В оригинале — небольшая гитара с тремя хордами — строенными струнами. Сейчас распространен вариант с тремя хордами — сдвоенными струнами, т.е. три пары струн. Визитная карточка сона. Легко узнать по характерному «балалаечному» тембру.

Видео:

Звук:

 How To Play El Gallo Ejando on Tres Cubano

Электрогитара

Происхождение — США. С развитием большой сцены и больших залов, где инструменты необходимо подзвучивать, появилась гитара, выполненная из целых частей дерева, без полости или с небольшой полостью, где для съема звука используется принцип электромагнитной индукции (движение металлического тела в магнитом поле порождает небольшой электроимпульс).

В сальсе электрогитара используется эпизодически, в современных жанрах, в качестве соло (как правило), из-за слишком специфического тембра она не слишком вписывается в общую звуковую картину, которая состоит преимущественно из акустических инструментов.

Крупнейший гитарист, использовавший электрогитару в качестве основного инструмента в латиноамериканской музыке — Карлос Сантана.

Видео: 

Звук:

 Guitar Solo (live, 1984-10-26: Johanneshovs Isstadion, Stockholm, Sweden) — KISS

Скрипка

Происхождение — Западная Европа. Используется, главным образом, в дансоне. В современных стилях все чаще используется ее электрическая сестра.

Видео: 

Аудио:

 Salsa con violín- julio cuba .tocando un tumbao cubano.

Электроскрипка

Несмотря на название, звук электроскрипки значительно ближе к звуку электрогитары, чем к скрипке. Хотя есть и достойно имитирующие акустику модели, но скрипачам, похоже, нравится мысль, что они могут прогнать свой звук через кучу эффектов, став этакими рокерами. Одни из первых, кто стали использовать этот инструмент — Los Van Van, с тех пор в тимбе электроскрипки — частый гость.

Видео: 

Аудио:

 Street Musician (Nothin’ New) — Andy J. Forest

Хабанера (контраданса)

Основополагающий музыкальный жанр и ритмическая фигура и танец для большинства музыкальных жанров Латинской Америки. Дословный перевод — «Гаванский танец». Старинный танец (XVIII в.), происходит от английского «загородного танца». На Кубе стал важнейшим жанром в XIX веке. Первая записанная музыка была основана на африканском ритме, и это первый кубинский танец, ставший популярным во всем мире. На его основе были созданы такие жанры как дансон, мамбо и ча-ча-ча, с характерным ритмом «хабанеры» и темами песен.

За пределами Кубы кубинский контраданса стал известен именно как хабанера — танец Гаваны — и именно это название утвердилось на самой Кубе, хотя люди, которые его создали, так никогда его не называли.

Хабанера, в частности, лежит в основе аргентинского танго.

Сальса

Сальса — это широкий термин, вроде джаза или рока, с большим количеством поджанров. Изначально сальса относилась только к музыке, и только к латиноамериканской музыке образца Fania Records. Однако ныне этот термин расширился до необъятных размеров, и стал включать в себя не только музыку, но и танец, и культуру, и даже в некотором роде образ жизни.

В музыкальном отношении сальса — это латиноамериканская музыка, которая так или иначе выстроена вокруг уникального двухтактового ритмического паттерна клаве.

В общем смысле сальсу можно разделить на большие области:

  • Инструменты и ансамбли
  • Люди
  • Жанры
  • История

Все эти аспекты тесно связаны между собой. Их можно и нужно изучать в отдельности, но постоянно имея в виду эту взаимосвязь.

Духовые

Очень обширная и популярная секция инструментов, без которых, по сути, не обходится ни одна сальса-композиция. Практически все инструменты были заимствованы из военных оркестров, за исключением очень редко используемой китайской дудки, пришедшей из карнавальной традиции.

Духовые принято разделять на «медные» и «деревянные», по материалу изготовления. Трубы, тромбоны, валторны, саксофоны — это медные. Флейты, дудочки, гобои, кларнеты и т.п. — деревянные (хотя, например, современные флейты делаются вовсе не из дерева).

Сегодня в сальсе преобладают именно медные духовые, тогда как деревянные — например, флейта — отсылают музыку к какому-то жанру оркестровки, как правило, старому. Либо наличие деревянных духовых — простой эксперимент со звуком.

Труба

У трубы яркий и высокий звук, как правило на ней солируют. Существуют несколько тембровых вариантов, но в сальсе зачастую используется открытый звук.

Видео (вместе с ансамблем, но трубу и слышно, и видно просто замечательно): 

Звук:

 Solos De Trompeta En Salsa Por Nelson Gomez

Тромбон

Тромбон визуально легко отличить по длинной «кулисе», с помощью которой тромбонист меняет высоту звука. Характерный «рычащий», низкий звук.

Видео: 

Звук:

 Idilio — Willie Colon con trombon

Саксофон

Сложнейший инструмент с огромным количеством звуковых возможностей, как правило используется для соло, для сальсы, скорее, не типичен. Однако в тимбе всякое бывает! У саксофонов есть свое семейство, в котором есть и маленькие, и большие саксофоны. Баритон-саксофон можно узнать по некоей схожести с тромбоном, но без грубого «рычания», а тенор и сопрано — по отдаленной схожести с трубой, но с мягким, округлым звуком.

Видео: 

Звук:

 Funk Alto Sax Solo

Флейта

Происхождение — Франция. Визитная карточка чаранги. Очень узнаваемый, резкий и высокий звук.

Видео: 

Звук:

 Sabrosa Descarga — La Son Charanga

Гнездо и размножение

В отличие от многих кукушек, гуира строит гнёзда на деревьях на высоте около 5 м, откладывая 5—7 яиц. Примечательной особенностью этого вида является непаразитарное выведение потомства, то есть гуиры вьют гнезда и высиживают птенцов самостоятельно, а не подкидывают яйца в гнезда других птиц.

Исторически гуира населяла в основном полуоткрытые местности, а после активного освоения континента людьми приспособилась также к жизни в садах и парках. Гнездо, диаметром от 15 до 40 см, устраивается птицей на дереве не менее чем на пятиметровой высоте. При возможности кукушка восстанавливает свое старое гнездо или занимает строения других птиц. Одна самка откладывает 5-7 темно-зеленых яиц, но бывают случаи, когда в одно гнездо несутся несколько самок, в результате чего их количество достигает 20 штук. Вылупившиеся птенцы имеют кожу черного цвета и покрыты желто-белыми волосками. Интересно, что в одно гнездо может нестись сразу несколько птиц и тогда своеобразный «детский садик» состоит из 20 и более малышей, о которых матери заботятся сообща. По отношению же к деткам других видов птиц гуйры довольно жестоки — они не брезгуют ни яйцами, ни беззащитными птенчиками мелких пернатых. И все же общую кладку они устраивают не так уж и часто. Обычно самка старается свить отдельное гнездышко диаметром от 14 до 40 см, располагая его на пятиметровой высоте. Конечно, гораздо проще восстановить свой старый домик или занять жилище других птиц, что гуйра и делает при случае. Вылупившиеся птенчики с черной кожей и желто-белыми волосиками на теле очень быстро растут, ведь их рацион состоит из белковой пищи: мелких млекопитающих и рептилий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector